12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексушин Глеб Владимирович1240
школьный стаж с 1986 г., доктор исторических наук, автор 613 статей и 63 книг, соавтор св. 10 документальных фильмов, экскурсовод (профессиональная переподготовка), организатор курсов повышения квалификации, эксперт, член Топонимической комиссии города.
Россия, Самарская обл., Самара

Рабочая программа

по предмету «Самароведение»

на 5 или 6 класс

Составитель: Алексушин Глеб Владимирович,

д.и.н., доцент

Самара 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011, С.31).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Г.В. Алексушина «Самароведение».

Особенности программы – ее междисциплинарность. Курс «Самароведение» формирует конкретную картину исторического развития Самары, представления о разных сторонах ее современного состояния. При этом, так как на курс выделяется очень небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, в первую очередь – очевидных достижениях и преимуществах Самары и культуры ее жителей. Курс дает возможность не только познакомиться с Самарой, но и с ее ролью в развитии и современном состоянии России и мира.

Преподавание курса «Самароведение» предполагает детальное и подробное изучение родного города, глубокое понимание ее внутренних процессов, разных по ним точек зрения и трактовок. Изучение Самароведения помогает поднять уровень патриотизма.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Алексушин Г.В. Самароведение: Учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – Самара, 2015.

Цели курса:

Формирование целостного представления о городе Самара.

Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие и современное состояние Самары.

Охарактеризовать выдающихся деятелей Самары, их роль в истории и культуре.

Показать роль и характер участия Самары в развитии и современной жизни России.

Помочь формированию открытого исторического мышления: умение видеть проекции развития общественных процессов страны и мира на региональной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс Самароведения на ступени основного общего образования выступает частью концентрической системы исторического образования. Изучая Самароведение на ступени основного общего образования, учащиеся углубляют исторические знания, пополняя созданную на истории пространственно-хронологическую систему, на географии - пространственную систему, на обществознании – социальную систему.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-6 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов Самароведения составляют следующие содержательные линии:

1. Комплекс знаний о рельефе, климате, почвах, растительном и животном мире Самары, ее истории, комплексе современных сторон жизни.

2. Сохранение и развитие культурно-исторического наследия, традиций родного края.

3. Практические, творческие и исследовательские работы, экскурсии определяют деятельный подход в развитии учащихся и накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – Воспитание патриотизма и любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике отдельным жителям города и его гостям, чья деятельность на благо города сделала его лучше, обогатила живущих в нем, придала городу известности, ресурсов, потенциала, сделал лучше самих этих людей.

Содержание учебного предмета «Самароведение» для 5-6 классов изложено в виде курса «Самароведение».

Курс «Самароведение» дает комплексное представление о городе Самара. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости Самары.

В курсе «Самароведение» рассматриваются характерные особенности Самары в географическом, историческом и культурном направлениях, прослеживаются взаимосвязь с Россией и миром, раскрывается значение нашего города.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Самароведение» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-6 классах в общем объеме 34 часа, 1 час в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как жителя своего города, гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в разных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями о своеобразии Самары как важной основы для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат краеведческого знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в своем крае;

умения изучать и систематизировать информацию из разных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и социума в своем городе;

готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей «малой Родины».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Введение в Самароведение (4 часа)

Что такое Самароведение? (1 час). Природа самарского края. Волга (1 час). Самарский народ (1 час). Досамарская история (1 час).

Раздел 2. Самара дореволюционная (4 часа)

Крепость Самарский городок (1586-1688) (1 час). Самара – город (1688-1780) (1 час). Самара уездная (1780-1850) (1 час). Самара губернская (1851-1917) (1 час).

Раздел 3. В советскую эпоху (6,5 часов)

Самара в годы великих преобразований (1917-1929) (1 час). От Самары к Куйбышеву (1929-1939) (1 час). Куйбышев накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945) (1 час). Куйбышев послевоенный (1945-1985) (1 час).

Экскурсия «Родной район» (2,5 часа).

Раздел 4. Современная Самара (8,5 часов)

От Куйбышева к Самаре (1 час). Известные земляки (1 час). Самара в их судьбе (1 час). Конфессии Самары (1 час). Самарское наследие (1 час). Самара в литературе и искусстве (1 час).

Экскурсия «Память моего города» (2,5 часа).

Раздел 5. Как живет наш город? (11 часов)

Управление и самоуправление городом (1 час). Самарские транспорт и связь (1 час). Самарская продукция (1 час). Правопорядок и безопасность в Самаре (1 час). Благотворительность и меценатство (1 час). Система образования (1 час). Здравоохранение, спорт и физкультура, туризм (1 час). Городское хозяйство (1 час).

Итоговое обобщение (1 час). Контрольное тестирование (1 час). Защита проектов (1 час).

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для учителя.

Алексушин Г.В. Во главе Самары. – Самара, 1999.

Алексушин Г.В. Самароведение: Учебно-методическое пособие. – Самара, 2012.

Алексушин Г.В. Самароведение для 7-х – 11-х классов: Учебно-методическое пособие. – Самара, 2013.

Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. – Самара, 1996.

Встать! Суд идёт! (История Самарской Фемиды). – Самара, 2005.

Государственные символы Самарской области. / А.Н. Завальный, В.Н. Зинченко, В.С. Мокрый. – Самара. 1999.

Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. – Самара. 2007.

Из истории органов внутренних дел самарского края (1586-2006). – Самара, 2006.

Историки самарского края: Биобиблиографический справочник. – Самара, 1993.

Крепость на Волге. – Самара, 2003.

Самароведение: интеграция во все школьные дисциплины. – Самара, 2013.

Сапожникова И.В. Архитектурная энциклопедия губернского города Самара. – Самара, 2008.

Тёрнер Ф. Фронтир в американской истории /Пер. с англ. А.И. Петренко. – М., 2009.

Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. – Самара, 2003.

Список литературы для учащихся.

Алексушин Г.В. Самароведение: Учебное пособие. – Самара, 2014.

География Самарской области. Любое издание.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

иллюстрации;

кроссворды по темам;

разработки экскурсий;

лекционный материал по всем темам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема и тип урока

Дата проведения

Кол-во часов

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

предметные

метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел I. Введение в Самароведение (4 часа)

1

Что такое Самароведение? (изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: краеведение, хронология, самароведение, самаровед.

Получат возможность научиться:

Работать с учебником

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Раскрыть значение терминов «самароведение» и «самаровед».

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать свой край.

Объяснять, на какие периоды делится история Самары,

Определять роли самароведов.

Называть, характеризовать источники по Самароведению.

Изучить деятельность самароведов.

Введение,

1. сс.5-7, задания.

2

Природа самарского края. Волга

(изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: бассейн, климат, флора, фауна, часовой пояс.

Получат возможность научиться: привязывать к конкретному региону климат, флору и фауну, определять геологические периоды в истории конкретного края.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Проявляют устой­чивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Показывать географию отдельного региона.

Сравнивать климат флору и фауну страны и своего региона.

Показывать на карте палеозоя Акчагыльское море.

Рассказывать об особенностях климата, флоры и фауны региона.

Выявлять региональные особенности в климате, флоре и фауны.

Объяснять значение понятий «пермские породы», «максимум» и «ледниковый период».

Характеризовать природное окружение города Самара

2. сс.8-12, задания.

3

Самарский народ (комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: археология, археологи, археологическая культура, этносы.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, относить отличия племен к разным культурам, отличать племена от этносов.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в со­трудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Рассказывать об археологии.

Описывать результаты деятельности самарских археологов.

Показывать на карте Самарской области места размещения разных племен и этносов.

Объяснять значение понятий «археология», «археологи», «археологические культуры».

Построить последовательность смены культур и этносов в Самаре.

Выяснить последовательность динамики численности и социального состава народа Самары.

Обобщать принципы развития народа Самары.

3. сс.13-17, задания.

4

Досамарская история (комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: космограф, патроним, хан, реконструкция, фестиваль.

Получат возможность научиться: пересказывать легенду о святителе Алексии и понимать разницу между легендой и реальностью.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери­але в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов и культур.

С помощью карты рассказывать об археологических объектах Самары.

Комментировать версию создания Самары в XIV в. и легенду о святителе Алексии.

Составлять рассказ о фестивале с реконструкцией битвы.

Объяснять роль битвы на Кондурче.

Сравнивать Куликовскую битву и битву на Кондурче.

4. сс.18-21, задания.

Раздел II. Самара дореволюционная (4 часа)

5

Крепость Самарский городок (1586-1688) (комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: moving frontier (движущаяся граница), засека, крепость, острог.

Получат возможность научиться: анализировать происхождение географических названий, определять роль Самары в «бунташном веке».

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю по­зицию обучающе­гося на уровне положительного отношения к об­разовательному процессу; пони­мают необходи­мость учения, выраженного в преобладании учебно-познава­тельных мотивов и предпочтении социального спо­соба оценки знаний

Показывать на карте России место размещения крепости Самарский городок.

Объяснять причины строительства крепости.

Сравнить процесс строительства крепостей в России, особенно на примере Самары, Волгограда и Саратова.

Понимать причины отличий первых описаний Самары от реального ее состояния.

Вычленять основные события на первом этапе развития города.

5. сс.22-24, задания.

6

Самара – город (1688-1780) (комбиниро­ванный)

 

1

Научатся определять термины: губерния, уезд, комиссия, геральдика.

Получат возможность научиться: основам геральдики

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Проявляют эмпатию как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

Описывать городской герб.

Объяснять значение отдельных частей герба.

Анализировать роль Оренбургской экспедиции в развитии региона.

Выделять экономические особенности региона.

Доказывать значимость для развития региона оборонительных черт.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

6. сс.25-27, задания.

7

Самара уездная (1780-1850) (комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: городничий, правление, дума, магистрат, голова, геометрический план, кластер.

Получат возможность научиться: понимать механизм управления регионом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопереживание им

Показывать на карте территорию Самарского уезда.

Анализировать систему управления регионом.

Сравнивать статус и роль социальных слоев города.

Объяснять роль геометрических плавно в развитии города.

Оценивать экономические особенности региона.

Рассказывать об участии Самары в Отечественной войне 1812 г.

Вычленять особенности деятельности декабристов в Сааре.

7. сс.28-30, задания.

8

Самара губернская (1851-1917) (изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: генерал-губернатор, вице-губернатор.

Получат возможность научиться: анализировать систему уездов губернии.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную само­оценку своих ус­пехов в учебе

Показывать на карте территорию Самарской губернии.

Объяснять причины создания Самарской губернии.

Составлять рассказ об Оренбургском и Самарском генерал-губернаторстве.

Вычислять взаимосвязь уездов Самарской губернии с их прежними губерниями.

Сравнивать гербы уездов и губерний.

Выделять историю Самарского знамени из истории Самары.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

8. сс.31-34, задания.

Раздел III. В советскую эпоху (6,5 часов)

9

Самара в годы великих преобразований (1917-1929) (комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: революция, социально-экономическая формация, гражданская война, республика, КомУч, ГоЭлРо, НЭП.

Получат возможность научиться: определять признаки экономических обществ на местном материале.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Показывать на карте территорию РФДР.

Рассказывать о Российской федеративной демократической республике со столицей в Самаре.

Объяснять причины голода в Поволжье в 1921-1922 гг.

Связывать деятельность Кржижановского в Самаре и создание им плана ГоЭлРо.

Называть различия Самарской губернией до 1928 г. и Средне-Волжской областью с 1928 г.

9. сс.35-37, задания.

10

От Самары к Куйбышеву (1929-1939) (комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: горком и обком партии, горисполком и облисполком, первый секретарь, председатель, индустриализация, ГУЛаг.

Получат возможность научиться: определять роль партии и советской власти в развитии города и края

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Проявляют устой­чивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Объяснять связь между расширением территории края в конце 1920-х годов, ростом количества офисных зданий в Самаре и сокращением количества храмов.

Выделять региональные особенности развития ГУЛага.

Рассказывать о причинах и особенностях переименования Самары в Куйбышев.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

10. сс.38-40, задания.

11

Куйбышев накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945).

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: эвакуация, столица, парад, штурмовик, истребитель, бомбардировщик, подшипник, карбюратор, донор.

Получат возможность научиться: понимать как отдельные предприятия объединяются в кластер.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Рассказывать об эвакуированных в Куйбышев предприятиях и их продукции.

Доказывать, что в годы Великой Отечественной войны Куйбышев был столицей СССР.

Объяснять значение парада 7 ноября 1941 г.

Анализировать роль г. Куйбышев в победе над Германией в годы Великой Отечественной войны.

11. сс.41-44, задания.

12

Куйбышев послевоенный (1945-1985)

(комбиниро­ванный)

 

1

Научатся определять термины: телевидение, самолет, ракета-носитель, космонавт, космонавтика.

Получат возможность научиться: анализировать информацию о научных и научно-технических достижениях региона.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Группировать информацию о научных и научно-технических достижениях региона в области авиации и космонавтики.

Объяснять, роль г. Куйбышев в развитии космонавтики в СССР.

Анализировать культурные достижения региона.

Синтезировать успехи города в развитии.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

12. сс.45-47, задания.

13

Экскурсия «Родной район»

 

2,5

Научатся определять термины: городское пространство, улица, переулок, топоним.

Получат возможность научиться: составлять экскурсионный маршрут по району города.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Анализировать работу экскурсовода.

Соединять собственные знания с сообщенными экскурсоводом.

Составить рассказ по услышанной экскурсии.

Раздел III. Современная Самара (8,5 часов)

14

От Куйбышева к Самаре.

(комбиниро­ванный)

 

1

Научатся определять термины: постиндустриальный, город-побратим, город-партнер, сервис.

Получат возможность научиться: понимать закономерность революционных изменений.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Устанавливать связи между вариантами городского герба разных эпох.

Понимать взаимосвязь герба и флага города.

Выделить особенности постиндустриального экономического характера общества в современной Самаре.

13. сс.48-50, задания.

15

Известные земляки

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: земляк, гласный, министр, Нобелевская премия.

Получат возможность научиться: вычленять роль отдельного жителя города в его развитии.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им.

Объяснять роль самарцев в развитии города.

Сравнивать роль в развитии города политиков, военных, деятелей науки и искусства.

Обобщать сведения о Почетных гражданах города.

14. сс.51-53, задания.

16

Самара в их судьбе.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: гардкоут, молебен, экипаж, император, пароход, собор, присяжный поверенный (адвокат), премьер-министр.

Получат возможность научиться: вычленять роль отдельного гостя города в его развитии.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе.

Объяснять роль гостей Самары в развитии города.

Характеризовать посещение города руководителей государств, писателей, музыкантов, художников, спортсменов, ученых и космонавтов.

15. сс.54-57, задания.

17

Конфессии Самары.

(изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: конфессия, православие, монастырь, старообрядческая община, католицизм, каплица, костел, евангелиизм, лютеранство, кирха, баптизм, ислам, минарет, мечеть, медресе, иудаизм, синагога, индуизм, буддизм.

Получат возможность научиться: относить верующих в городе к разным конфессиям.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий.

Относить разные виды храмов к их конфессиям.

Находить в Интернете информацию о религиях и их храмах.

Устанавливать связь между конфессиями и их храмами.

16. сс.58-60, задания.

18

Самарское наследие.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: мемориальный объект, монумент, макет, поклонный крест, надгробие, скульптура, «малая архитектурная форма», топонимия, филармония, театр.

Получат возможность научиться: классифицировать мемориальные и топонимические объекты.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуника­тивных и познавательных задач.

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Различать разные мемориальные объекты Самары.

Различать разные топонимические объекты Самары.

Систематизировать знания по самарским музеям.

Рассказывать о развлекательных учреждениях города.

Различать памятники архитектуры Самары.

17. сс.61-65, задания.

19

Самара в литературе и искусстве.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: композитор, вальс, частушка.

Получат возможность научиться: классифицировать художественные и музыкальные произведения.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Выражают устой­чивые эстетичес­кие предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Рассказывать о художественных произведениях про Самару.

Группировать художественные фильмы про Самару.

Выявлять музыкальные произведения про Самару.

Характеризовать стихи про Самару.

18. сс.66-68, задания.

20

Экскурсия «Память моего города»

 

2,5

Научатся определять термины: памятник, памятный знак, стела, барельеф, горельеф, мемориальная доска.

Получат возможность научиться: составлять экскурсионный маршрут по памятникам города.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию

Понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава­тельных мотивов и предпочтении социального спо­соба оценки знаний.

Анализировать работу экскурсовода.

Соединять собственные знания с сообщенными экскурсоводом.

Составить рассказ по услышанной экскурсии.

Раздел IV. Как живет наш город? (11 часов)

21

Управление и самоуправление городом

(изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: земство, собрание, управа, правительство, комиссия, комитет, совет, политическая партия.

Получат возможность научиться: характеризовать систему самоуправления города.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Проявляют устой­чивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Анализировать систему самоуправления Самары.

Объяснять разницу между городским и губернским уровнями власти и самоуправления.

Сравнивать работу городских властей и самоуправления в разные эпохи.

Систематизировать деятельность разных политических партий в Самаре.

Показывать развитие Самары по геометрическим и генеральным планам.

19. сс.69-72, задания.

22

Самарские транспорт и связь.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: гужевой, ямщик, дилижанс, извозчик, конно-железная дорога, телеграф, телефон, трамвай, электричка, метро, такси, троллейбус, аэродром.

Получат возможность научиться: отличать эпохи развития городского транспорта.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию.

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Систематизировать виды городского транспорта Самары.

Характеризовать транспортные эпохи Самары.

Оценивать роль разных видов транспорта в развитии города.

20. сс.73-76, задания.

23

Самарская продукция.

(изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: газотурбовоз, инновация, нанотехнологии.

Получат возможность научиться: систематизировать продукцию питания и технику.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери­але в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий.

Систематизировать производимые в Самаре продукты питания и технику.

Выделять местные особенности продукции.

Объяснять причины производства местной продукции.

Анализировать процесс производства местной продукции.

21. сс.77-79, задания.

24

Правопорядок и безопасность в Самаре.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: гарнизон, казачество, полиция, пожарные, милиция, уголовный розыск, жандармерия, комиссариат юстиции, трибунал, опека, судья, следователь, пристав, прокурор, нотариус, съезжая изба, острог, централ, конвой, колония, следственный изолятор.

Получат возможность научиться: анализировать системы охраны правопорядка, наказаний и судебную.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Характеризовать системы охраны правопорядка, наказаний и судебную Самары в разные эпохи.

Отличать судебную систему от правоохранительной.

Сравнивать разные эпохи реализации систем охраны правопорядка, судебной и наказаний в Самаре.

Рассказывать о системе образования сотрудников охраны правопорядка в Самаре.

22. сс.80-82, задания.

25

Благотворительность и меценатство.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: эндаумент-фонд, благотворитель, приют, сиротский сдом, богадельня, странноприимный дом, дом трудолюбия, стипендия, меценат, дом престарелых, интернат.

Получат возможность научиться: понимать экономический механизм благотворительной организации в рыночном обществе.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Проявляют устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Описывать систему благотворительных организаций Самары.

Объяснять особенности самарской благотворительности.

Отличать благотворителей от меценатов.

Рассказывать о самарских благотворительных эндаумент-фондах.

23. сс.83-86, задания.

26

Система образования.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: учебный округ, детский очаг, училище, гимназия, лицей, семинария, фельдшерская школа, институт, университет, академия.

Получат возможность научиться: понимать систему образования.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им.

Характеризовать систему образования Самары.

Рассказывать об образовательных учреждениях Самары.

Отличать учебные заведения разного статуса.

Составлять рассказ об одном из учебных заведений.

24. сс.87-89, задания.

27

Здравоохранение, спорт и физкультура, туризм.

(комбинированный)

 

1

Научатся определять термины: больница, госпиталь, скорая помощь, лаборатория.

Получат возможность научиться: понимать системы здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Характеризовать систему здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха Самары.

Рассказывать об учреждениях здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха Самары.

Отличать заведения здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха разного статуса.

Составлять рассказ об одном из заведений здравоохранения, фармацевтики, спорта, туризма и отдыха.

25. сс.90-94, задания.

28

Городское хозяйство.

(изучение нового материала)

 

1

Научатся определять термины: водопровод, канализация, электричество, освещение, мощение, набережная, тротуар, спуск.

Получат возможность научиться: понимать систему городского хозяйства.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов и неуспехов в учебе.

Характеризовать систему городского хозяйства Самары.

Объяснять роли в городском хозяйстве Самары водопровода, канализации, электричества, освещения, мощения, набережных, уборки и озеленения.

Отличать заведения городского хозяйства разного статуса.

Составлять рассказ об одном из заведений городского хозяйства Самары.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

26. сс.95-98, задания.

29

Итоговое повторение по курсу «Самароведение»

(применение знаний и умений, урок-турнир)

 

1

Научатся определять термины, изученные в курсе «Самароведение».

Получат возможность научиться: вычленять главные события истории родного города, основные достижения его культуры и значение; работать с тестовыми материалами.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Объяснять смысл понятия «Самароведение».

Раскрывать сущность особенностей развития города.

Выделять основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.

Сравнивать свой город с другими.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по Самароведению.

Подготовка к контрольному тестированию.

30

Контрольная работа (тести­рование)

(контроль и коррекция знаний)

 

1

Научатся понимать термины, изученные в курсе «Самароведение».

Получат возможность научиться: систематизировать главные события истории родного города, основные достижения его культуры и значение.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Выражают аде­кватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Понимать роль «Самароведение» в системе знаний.

Характеризовать сущность особенностей развития города.

Систематизировать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы в городе.

Оценивать качество своего города.

Выполнять творческую работу с опорой на содержание изученного курса по Самароведению.

Повторение пройденного.

31

Защита проектов

(применение знаний и умений)

 

1

Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему.

Получать возможность научиться: выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступление учащихся, оценивать свои достижения.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Защищать проекты, представлять презентации.

Уметь представить свой проект.

Опираться в проектной деятельности на содержание изученного курса по Самароведению.

Подготовка проектов.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся

% выполнения

0-27

28-52

53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

   

Минимальное количество – 10 слайдов

10

   

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

   

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15

   

Вставка графиков и таблиц

10

   

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

   

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

   

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

   

Слайды представлены в логической последовательности

5

   

Красивое оформление презентации

10

   

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

   

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

   
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.