Рабочая программа для детей 5-7 лет по баскетболу
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детско-юношеская спортивная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете зам. директора по УВР директор МБУ ДО ДЮСШ
протокол №_______ __________М.В. Серко ______________С.В.Немченко
от __________20__г. _______________20__г. __________________20__г.
Рабочая программа
по баскетболу
Этап: СО
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Тренер-преподаватель: Серко Майя Викторовна
Волгодонской район,
ст. Романовская
2020 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Не воспитав у ребёнка осознанного отношения к своему организму через здоровый образ жизни, общество никогда не сохранит тот потенциал здоровья, который заложен у него при рождении.
Рабочая программа по баскетболу разработана на основе примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), (авторы-составители:Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин- заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук), 2004г. и является нормативным документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания баскетбола на спортивно - оздоровительном этапе.
Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ в соответствии с Федеральным законом об «Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением о дополнительном образовании детей (Постановление Правительства РФ от 26.06.2012г. № 504).
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, в нем закладываются жизненный уровень, биологические и социальные компоненты здоровья, поэтому к вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста стоит подходить со всей серьезностью. Ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом, и нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время.
В разделе физическое воспитание «Программы воспитание и обучение в детском саду» действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
Основной задачей программы является дальнейшее совершенствование уже имеющихся у старших дошкольников навыков действия с мячом. При этом совершенствовать у детей навыки большинства основных движений.
Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Поскольку выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, всё это способствует формированию у дошкольников умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры, помогает развивать у детей способность к точным движениям.
Игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для подготовки ребёнка к школьному обучению.
При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств детей. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию у детей уверенности, решительности. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
При обучении дошкольников работе с мячом нами используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка.
Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей старшего дошкольного возраста, удовлетворяют потребность детей в игре.
Отличительные особенности баскетбола.
Отличительными особенностями баскетбола являются:
Естественность движений. В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки, броски, передачи.
Коллективность действий. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в процессе спортивной борьбы.
Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации.
Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность.
Самостоятельность действий. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать.
Цель и задачи программы.
Цель – на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в баскетболе, повысить уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
1. Укрепление здоровья обучающихся.
2. Содействие правильному физическому развитию детского организма.
3. Приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний.
4. Овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры.
5. Воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы; привитие обучающимся организаторских навыков.
II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.
Условия комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа
Этап обучения | Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час/неделю) | Минимальная и максимальная наполняемость в группе (чел) | Возраст (лет) | Требования к уровню подготовки |
СО | 6 | 15 - 30 | 5 - 7 | Выполнение нормативов по ОФП |
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на СОЭ.
№ п/п | Разделы подготовки | Количество часов | % отношение |
1. | Теоретическая подготовка | 7 | 5 |
2. | Общая физическая подготовка | 42 | 30 |
3. | Специальная физическая подготовка | 25 | 18 |
4. | Техническая подготовка | 12 | 9 |
5. | Тактическая подготовка | 12 | 9 |
6. | Спортивные соревнования и праздники | 7 | 5 |
7. | Подвижные игры | 27 | 20 |
8. | Контрольные испытания | 4 | 3 |
9. | Медицинское обследование | 2 | 1 |
| Общее количество часов | 138 | 100 |
В процессе обучения основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП. По окончанию учебного года юные спортсмены выполняют нормативные требования физической подготовленности по рекомендации тренера-преподавателя.
Основная задача тренера-преподавателя – привить обучающимся стойкий интерес к баскетболу. Тренировка должна быть увлекательной и разнообразной. Строго контролируются объем и интенсивность нагрузок.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание дошкольников в возрасте от 5 до 6 (7) лет.
В настоящей программе выделен 1 этап спортивной подготовки -спортивно-оздоровительный этап (СОЭ). На данный этап зачисляются дети, имеющие разрешение врача.
Основной формой учебно-тренировочного процесса являются практические и теоретические занятия.
Начало учебного года в МБУ ДО ДЮСШ – 01 сентября; окончание – 31 августа.
Расписание занятий учебных групп составляется и утверждается администрацией МБУ ДО ДЮСШ с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, их возрастных особенностей.
Направленность программы.
Разработанная рабочая программа служит основой для эффективного построения занятий баскетболом и характеризуется:
1. Физкультурно-оздоровительной направленностью.
2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения.
3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь физической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля;
5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Всестороннее гармоническое развитие организма воспитанника; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений.
Овладение основами техники подвижных игр.
Трудолюбие.
Стойкий интерес к занятиям баскетболом.
Сдача контрольных нормативов.
У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям, интерес и потребность в выполнении физических упражнений.
Снижен показатель низкого уровня физической подготовленности.
У детей сформированы нравственно-волевые качества – дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность.
Дети охотно продолжают заниматься спортом в школе и в других учреждениях дополнительного образования.
Диагностика реализации прогнозируемых результатов.
Для оценки эффективности проводимой нами работы, мы использовали следующие показатели:
Владение техникой удержания мяча;
Владение техниками ловли мяча (одной и двумя руками);
Владение техниками передачи мяча (двумя руками от груди стоя на месте и при движении, одной рукой от груди в движении после ловли мяча, при противодействии защитника);
Владение техникой ведения мяча (на месте, вокруг себя, продвигаясь шагом, с изменением направления движения, правой и левой рукой);
Владение техникой бросания мяча в корзину (двумя руками от груди с места, после ведения с фиксацией остановки, одной рукой от плеча после ловли мяча);
Сочетание полученных навыков между собой и другими действиями с мячом и без мяча;
Владение навыками коллективной игры.
Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Результаты диагностического обследования заносятся в таблицу.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Педагогический контроль с использованием методов: педагогического наблюдения; опроса; приема контрольно-переводных нормативов.
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.
Контрольные нормативы для спортивно-оздоровительного этапа.
Показатели | Пол | Возраст | | |||
5 лет | 6 лет | 7 лет | ||||
Скорость бега на 10м, с | Мальчики | 2,6-2,1 | 2,5-1,8 | 2,3-1,7 | ||
Девочки | 2,8-2,2 | 2,7-1,9 | 2,6-1,9 | |||
Скорость бега на 30м, с | Мальчики | 8,8—7,0 | 7,6-6,5 | 7,0-6,0 | ||
Девочки | 9,1-7,1 | 8,4-6,5 | 8,3-6,3 | |||
Дальность броска мяча весом 1 кг, см | Мальчики | 165-260 | 215-340 | 270-400 | ||
Девочки | 140-230 | 175-300 | 220-350 | |||
Длина прыжка с места, см | Мальчики | 82-107 | 95-132 | 112-140 | ||
Девочки | 77-103 | 92-121 | 97-129 | |||
Дальность броска мешочка с песком правой рукой, м | Мальчики | 4,0-6,0 | 4,5-8,0 | 6,0—10,0 | ||
Девочки | 3,0-4,5 | 3,5-5,5 | 4,0-7,0 | |||
Дальность броска мешочка с песком левой рукой, м | Мальчики | 2,5-4,0 | 3,5-5,5 | 4,0-7,0 | ||
Девочки | 2,5-3,5 | 3,0-5,0 | 3,5-5,5 | |||
Наклон туловища вперед сидя, см | Мальчики | 4-7 | 5-8 | 6-9 | ||
Девочки | 6-9 | 7-10 | 8-12 |
*Нормативы считаются выполненными, если не менее 70% показателей соответствуют норме.
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на учебно-тренировочном занятии; она связана с физической, технико-тактической, моральной и психологической подготовкой, как элемент практических занятий.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.
Контроль за усвоением знаний проводиться в виде опроса. В этом случае преподаватель обычно должен проверить у обучающихся наличие системы знаний, выяснить, какие элементы системы не усвоены. Лучше всего проверку знаний проводить в форме опросов или беседы. Эта форма контроля наиболее эффективна. Периодически контроль может проводиться при подготовке к соревнованиям (по знанию положений правил соревнования, правил поведения, этики и морали, тактике ).
Темы:
Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Состояние и развитие баскетбола в России.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий. Проведение восстановительных мероприятий (дыхательная гимнастика, точечный массаж).
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Физические способности и физическая подготовка.
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Спортивные соревнования, эстафеты и праздники.
Спортивные соревнования и праздники, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований и праздников для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования и праздники как важнейшее средство пропаганды ЗОЖ среди детей.
Общая физическая подготовка.
Упражнения по общей физической подготовке.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, утяжелителями, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажёрах.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Подвижные игры.
Обычные салочки. Один из играющих — водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого осалит (дотронется ладонью) водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот, кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот, становится простым игроком. Иногда по согласованию игроков вводится дополнительное правило: водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого.
Круговые салочки. Играющие становятся по кругу (3 круга на площадке, если много народу, то распределить по всем трем кругам). По сигналу все бегут по кругу друг за другом. Если кто-то кого-то догонит и осалит, тот выходит из игры. Неожиданно дается громкий сигнал. При этом все должны повернуться и бежать в противоположную сторону, стараясь осалить бегущего впереди. Выигрывают те, кого не смогли осалить.
Колдунчики. Игроки делятся на две неравные команды: «колдуны» (примерно 1/3 игроков) и «убегающие» (2/3). Если колдун запятнает убегающего, он его «заколдовывает» — тот возвращается в то место, где его запятнали, и встаёт неподвижно. «Расколдовать» его может кто-то из убегающих, коснувшись заколдованного рукой. Колдуны выигрывают, когда заколдовывают всех, убегающие — когда за отведённое время не дали колдунам это сделать. Если участников игры больше 10-15ти человек, часто используют цветные повязки или ленточки для обозначения водящих и убегающих.
Вышибалы. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.
Гуси–Лебеди.На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки – это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике»–«гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка». По сигналу –«гуси – лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси – лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей». Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.
Поймай мяч. В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Третий лишний. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой – догоняет. Убегающий игрок, спасаясь от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий игрок дотронется до убегающего игрока, они меняются ролями.
1. Методы обучения
Практические:
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Методы использования слова:
- рассказ;
- описание;
- объяснение;
- беседа;
- разбор;
- задание;
- оценка;
- команда;
- подсчет.
Методы наглядного восприятия:
- показ;
- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);
- звуковая и световая сигнализации.
2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для реализации образовательной программы используются:
игровой зал (баскетбольная площадка);
фишки;
баскетбольные мячи;
резиновые мячи разного диаметра;
гимнастические маты;
гимнастические скамейки;
гимнастическая стенка;
обручи;
скакалки;
секундомер;
свисток;
канат;
- гимнастические палки;
- манишки разных цветов.
Список используемой литературы.
Для тренеров-преподавателей:
1.Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М: Просвешение, 76.
2.Вуден Д. Р. Современный баскетбол. М: ФиС,87.
3.Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М: ФиС,76.
4.Грасис А. Специальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,67.
5.Кудряшов В., Мирошникова Р. Технические приемы в баскетболе. Минск: «Беларусь»,97.
6.Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88.
7.Пилтхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. (перевод с англ.) М: ФиС,73.
8.Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,2000.
9.Преображенский И. Н., Хазарянц А. А. Баскетбол в школе. М: Просвещение, 89.
10.Яхонтов Е. Р. , Кит Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,81.
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско– юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт,2004.
11.Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004. Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г.
12. Баскетбол: Азбука спорта. Костикова Л.В. – М.: ФиС, 2001.
Для обучающихся:
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М., Просвещение, 1983.
Бейлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини – баскетбол в школе. М., Просвещение 1986.
Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. М., Педагогика, 1985.
Зельдович Т.А., Кераминас С.А. Подготовка юных баскетболистов. М., Физкультура и спорт, 1994.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М, Просвещение, 1987.
Петерсон Мини- баскетбол. М., Физкультура и спорт, 1983.
Спортивные игры/под ред. Н.П. Воробьёва. М., Просвещение, 1973.
Календарно-тематическое планирование.
Сентябрь
Содержание занятий | Дата занятия | |||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 8 | 9 | 10 | 15 | 16 | 17 | 22 | 23 | 24 | 29 | 30 |
1.Теория | | | | | | | | | | | | | | |
Состояние и развитие баскетбола в России | + | | + | + | | | | | + | + | | | | |
2.Практика | | | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростных качеств, общей выносливости. Прыжок толчком двух ног | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2.Специально подготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Прыжок толчком двух ног. Повороты вперед, назад | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3. Подвижные игры | + | | + | | + | | + | | + | | + | | + | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Октябрь
Содержание занятий | Дата занятия | ||||||||||||
| 1 | 6 | 7 | 8 | 13 | 14 | 15 | 20 | 21 | 22 | 27 | 28 | 29 |
1.Теория | | | | | | | | | | | | | |
Физическая культура и спорт в России | + | | + | + | | | | | | | | | |
Профилактика травматизма в спорте | + | | | + | + | | | | + | | | + | |
2.Практика | | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростных качеств, общей выносливости. Прыжок толчком двух ног. Повороты вперед, назад | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.Специальноподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Прыжок толчком двух ног Повороты вперед, назад | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. Подвижные игры | | + | | + | | + | | + | | + | | + | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ноябрь
Содержание занятий | Дата занятия | ||||||||||||
| 1 | 6 | 7 | 8 | 13 | 14 | 15 | 20 | 21 | 22 | 27 | 28 | 29 |
1.Теория | | | | | | | | | | | | | |
Техника безопасности во время занятий баскетболом | + | | | | + | | | | + | | + | + | |
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | | + | + | | | + | | + | | + | | | |
2.Практика | | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2.Специальноподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Прыжок толчком двух ног. Повороты вперед, назад | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками на месте | + | + | + | + | + | | | | | | + | + | |
Передача мяча двумя руками с места | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Ведение мяча одной рукой на месте | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками с места | | | | | + | | | + | + | + | + | + | |
Спортивные эстафеты | + | + | + | | | + | | | | | | | |
3.Спортивные эстафеты с баскетбольным мячом | | + | | | + | | + | | | + | | + | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Декабрь
Содержание занятий | Дата занятия | |||||||||||
| 4 | 5 | 6 | 11 | 12 | 13 | 18 | 19 | 20 | 25 | 26 | 27 |
1.Теория | | | | | | | | | | | | |
Гигиенические требования к занимающимся спортом | + | | | | | | + | | | | | |
Правила упрощенного баскетбола | | + | | + | | + | + | | + | | | + |
2.Практика | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.Специальноподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Прыжок толчком одной ноги. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками на месте в парах | + | + | + | + | + | | | | | | | |
Передача мяча двумя руками в парах на месте | | | | | | + | + | + | + | | | |
Броски в корзину двумя руками с места | | | | | | | | + | + | + | + | + |
Ведение мяча по прямой линии | + | + | + | | | | | | | | | |
Передача мяча двумя руками от груди с отскоком | | | | + | + | + | | | | | + | + |
Передача мяча двумя руками от плеча с отскоком | + | + | | | | | + | + | + | | | |
3.Подвижные игры с элементами баскетбола | + | | + | | + | + | | + | | | + | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Январь
Содержание занятий | Дата занятия | ||||||||||
| 12 | 13 | 14 | 19 | 20 | 21 | 26 | 27 | 28 | | |
1.Теория | | | | | | | | | | | |
Вредные привычки | + | | + | | + | + | | + | + | | |
Профилактика заболеваемости | + | + | + | | | + | + | + | + | | |
2.Практика | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростных качеств, общей выносливости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
2.Специальноподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Разновидности бега. ОРУ с мячом. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
Передача мяча двумя руками сверху | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
Передача мяча двумя руками от груди | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
Ведение мяча на месте | + | + | | | | | | + | | | |
Ведение мяча по прямой в движении | + | + | + | + | + | + | + | | | | |
3.Спортивный праздник | + | | | | | | | | | | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
Февраль
Содержание занятий | Дата занятия | |||||||||||
| 5 | 6 | 7 | 12 | 13 | 14 | 19 | 20 | 21 | 26 | 27 | 28 |
1.Теория | | | | | | | | | | | | |
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | + | + | + | + | | | | | + | | + | |
2.Практика | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.Специально – подготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Разновидности бега. ОРУ с мячом. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | | |
Передача и ловля мяча двумя руками в парах в движении | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками сверху | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча одной рукой с места | + | + | + | + | | | | | | | | |
3. Спортивные эстафеты «Мы- лучшие!» | + | | + | | + | | + | | + | | + | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Март
Содержание занятий | Дата занятия | |||||||||||
| 5 | 6 | 7 | 12 | 13 | 14 | 19 | 20 | 21 | 26 | 27 | 28 |
1.Теория | | | | | | | | | | | | |
Физические способности и физическая подготовка | + | + | + | | | | | + | + | + | + | + |
Спортивные соревнования | | | | | + | + | | | | | + | + |
2.Практика | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростносиловых качеств, общей выносливости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.Специально – подготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Разновидности бега. ОРУ с мячом. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками сверху | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками от груди | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками снизу с отскоком | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча одной рукой с места | + | + | + | + | | | | | | | | |
3.Спортивные соревнования | | | | | + | + | + | + | | | | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Апрель
Содержание занятий | Дата занятия | ||||||||||||
| 2 | 3 | 4 | 9 | 10 | 11 | 16 | 17 | 18 | 23 | 24 | 25 | 30 |
Теория | | | | | | | | | | | | | |
Гигиенические требования к занимающимся спортом | + | + | + | | | | | + | + | + | + | + | + |
Профилактика травматизма в спорте | + | + | + | + | + | | | | | | | + | + |
Практика | | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.Специальноподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Разновидности бега. ОРУ с мячом | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками сверху | + | | + | | + | | + | | + | | + | | + |
Броски в корзину двумя руками от груди | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком) | + | | + | | + | | + | | + | + | + | + | + |
Передача мяча одной рукой с места | + | + | + | + | | | | | | | | | |
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита | | | | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Ведение мяча на месте | + | + | | | | | | | | | | | |
Ведение мяча по прямой | + | + | + | + | + | + | + | | | | | | |
Ведение мяча с изменением направления | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4.Сдача контрольно-переводных нормативов по ОФП | | | | | | | + | + | + | + | | | |
5.Спортивные эстафеты с баскетбольным мячом | | | | | + | + | + | + | | + | | + | |
6.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Май
Содержание занятий | Дата занятия | ||||||||||
| 7 | 8 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 |
1.Теория | | | | | | | | | | | |
Спортивные соревнования и праздники | + | | | + | | | + | | + | | |
Практика | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростносиловых качеств, общей выносливости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.Специально подготовительные упражнения | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости. Разновидности бега. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.Техническая подготовка | | | | | | | | | | | |
Передача мяча одной рукой с места | + | + | + | + | + | | | | | | |
Передача мяча двумя руками | | | | | | + | + | + | + | + | |
Ведение мяча с изменением направления | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ведение мяча с высоким отскоком | + | + | + | + | + | + | + | | | | |
Ведение мяча с низким отскоком | | | | | | | | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками сверху | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками от груди | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками снизу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита | + | + | + | + | + | + | + | | | | |
Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом | | | | | | | | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками в движении | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4.Тактическая подготовка | | | | | | | | | | | |
Учебная игра | + | | + | + | | + | + | | + | + | |
5.Соревновательная подготовка ( баскетбол по упрощенным правилам) | | + | | | + | | + | | | + | |
6.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Июнь
Содержание занятий | Дата занятия | |||||||||||
| 4 | 5 | 6 | 11 | 13 | 18 | 19 | 20 | 25 | 26 | 27 | |
1. Теория | | | | | | | | | | | | |
Общая характеристика спортивной подготовки | | + | | | | + | | | + | + | | |
2. Практика | | | | | | | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростносиловых качеств, общей выносливости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2.Специально – подготовительные упражнения | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития быстроты движения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3.Соревнования, посвященные «Дню защиты детей» | + | + | | | | | | | | | | |
4. Соревновательная подготовка ( баскетбол по упрощенным правилам) | | | | + | | + | | + | | + | | |
5.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
6. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Июль
Содержание занятий | Дата занятия | ||
| 2 | 3 | 4 |
1. Теория | | | |
Гигиенические требования к занятиям спортом | | | |
Вредные привычки | + | + | + |
2. Практика | | | |
Учебный материал | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростносиловых качеств, общей выносливости. | + | + | + |
2.Специально подготовительные упражнения | | | |
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, специальной выносливости. Разновидности бега. ОРУ с мячом. | + | + | + |
3.Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола | + | | + |
4.Товарищеские игры | | + | |
5.Упражнения на релаксацию | + | + | + |
6. Дыхательная гимнастика | + | + | + |
Август
Содержание занятий | Дата занятия | |||||
| 20 | 21 | 22 | 27 | 28 | 29 |
1.Теория | | | | | | |
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена | + | | + | | + | |
2. Практика | | | | | | |
Учебный материал | | | | | | |
1.Общеподготовительные упражнения | | | | | | |
Строевые упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища, развития силы, развития быстроты, развития гибкости, скоростносиловых качеств, общей выносливости. | + | + | + | + | + | + |
2.Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести, игровой ловкости, выносливости. Разновидности бега. ОРУ с мячом. | + | + | + | + | + | + |
3. Спортивные эстафеты с баскетбольным мячом | | | | | | |
4.Упражнения на релаксацию | + | + | + | + | + | + |
5. Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + |
26
Горбункова Ольга Ивановна