Рабочая программа для обучения дошкольников грамоте и математике

1
0
Материал опубликован 2 November 2021



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Карлинская средняя школа»



Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

методического совета Директор МБОУ

от « » 2020г. «Карлинская средняя школа»

Протокол № ______ ___________ Л.В. Тимохина

Приказ №______ от « » 20 г.



«Скоро в школу»



Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 3 месяца, 36 часов




Автор-составитель:

Степанова Анастасия Владимировна,

учитель начальных классов













г. Ульяновск, 2021




СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:

1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы) …………… 3

1.2 Цели и задачи программы ...……………………………………………….. 4

1.3 Содержание программы ……………............................................................ 5

1.4 Планируемые результаты ..………………………………………………… 7

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1 Календарный учебный график ……………….....…………........................... 10

2.2 Условия реализации программы …………………………………….……… 16

2.3 Формы аттестации ………………………………………………………........ 16

3. Список литературы …………………………………………………………. 20























1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.

Направленность образовательной программы

Образовательный процесс в объединении «Скоро в школу» направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.


Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.


Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.


Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.


Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет. В этот возрастной период обучающиеся стремятся к познанию окружающего мира. Особенности возрастного развития обучающихся учтены в данной программе, что выражается в использовании разнообразных методов и приемов подачи практического и теоретического материала в образовательном процессе.


Срок освоения программы 3 месяца (март-май). Общее количество часов - 36, занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.


Программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на

основании нормативно – правовых документов:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29

декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральных государственных требований к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ

от 23.11.2009 №655);

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.


1.2 Цели и задачи программы

Цель: способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.


Задачи:

Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).

Развитие устной речи.

Знакомство с буквами русского алфавита

Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.

Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.

Развитие мелкой моторики рук.

Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.



1.3 Содержание программы

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

В программе «Скоро в школу» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения и др.

В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Программа подготовки к школе включает в себя 3 познавательных курса:



Название

Количество часов

1

Обучение чтению

12

2

Обучение письму

12

3

Обучение математике

12


В период освоения каждого из данных курсов с детьми в интегрированной форме будут проведены следующие занятия:


Давайте познакомимся.

Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.


2.Занятия по социализации детей, тренинги.

Психологическая подготовка детей к изменяющемуся образу жизни, обусловленному обучению в школе.

Практика: игровые тренинги.


3.Подготовка руки к письму.

Занятия по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

Практика: графические упражнения, изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц.


4.Формирование фонематического восприятия.

Занятия, направленные на развитие фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению. Знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита. Слоговое чтение.


5.Веселая математика.

Занятия по развитию пространственного воображения. Знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру. Решение простых задач.


6.Развитие познавательных психологических процессов.

Занятия по развитию познавательных психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение).




Планируемые результаты обучения



В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.


Метапредметные результаты

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и

преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии;

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.

Предметные результаты

Ребенок научится:

-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;

-знать буквы русского алфавита;

-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-внимательно слушать литературные произведения;

-называть персонажей и основные события;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию,

-делать элементарные выводы;

-составлять элементарный рассказ по серии картинок;

-обсуждать нравственные стороны поступков людей;

-участвовать в коллективных разговорах;

-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

-считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

-определять количество предметов в пределах 10,

-соотносить количество с цифрами;

-ориентироваться в пространстве;

-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;

-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

-использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.),

-конструировать из разных материалов;

Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

давать характеристику гласным и согласным звукам; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат); читать прямые и обратные слоги; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,

чистоговорки, колыбельные, потешки);

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два.




2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

п\п

Тема

Занятия

Кол-

во

часов

Дата

Время проведения занятий

Форма занятий

Формы контроля

Место проведения

1

Обучение чтению. Звуки [л] и [л'], их место в словах. Буквы Л и л. Звуки [м] и [м'], их место в словах. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми буквами.

Обучение письму. Параллельные линии. Обведение по контуру.


Обучение математике. Много. Один. Письмо цифры 1.

3

06.03

10.00-12.00

Групповая, интегрированная





Наблюдение











Учебный кабинет

2

Обучение чтению. Звуки [н] и [н'], их место в словах. Буквы Н и н. Звуки [р] и [р'], их место в словах. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми буквами

Обучение письму. Штриховка. Обведение по контуру.

Обучение математике. Число 2. Письмо цифры 2. Число 3. Письмо цифры 3.

3

13.03

10.00-12.00

3

Обучение чтению. Звуки [д] и [д'], их место в словах. Звуки [т] и [т'], их место в словах.

Обучение письму. Обведение по контуру.


Обучение математике. Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится».

3

20.03

10.00-12.00

4

Обучение чтению. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш.

Обучение письму. Штриховка волнистыми линиями.


Обучение математике. Число 4. Письмо цифры 4. Число и цифра 0. Свойства 0

3

27.03

10.00-12.00

5

Обучение чтению. Звуки [з], [з'], их место в словах. Буквы З, з. Слоги с буквой з. Звуки [с], [с'], их место в словах. Буквы С, с. Слоги с буквой с.

Обучение письму. Проведение кривых линий.


Обучение математике. Число 5. Письмо цифры 5 Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.

3

03.04

10.00-12.00

6

Обучение чтению. Звуки [к], [к'], их место в словах. Буквы К, к. Слоги с буквой к. Звуки [г], [г'], их место в словах. Буквы Г, г. Слоги с буквой г.


Обучение письму. Проведение кривых линий.


Обучение математике. Знаки «больше», «меньше», «равно». Равенство. Неравенство.

3

10.04

10.00-12.00

7

Обучение чтению. Звуки [б], [б'], их место в словах. Буквы Б, б. Слоги с буквой б. . Звуки [п], [п'], их место в словах. Буквы П, п. Слоги с буквой п.

Обучение письму. Работа в тетради с узкой линией. Наклонные линии


Обучение математике. Сложение и вычитание в пределах 5.

3

17.04

10.00-12.00

8

Обучение чтению. Звуки [в], [в'], их место в словах. Буквы В, в. Слоги с буквой в. Звуки [ф], [ф'], их место в словах. Буквы Ф, ф. Слоги с буквой ф.

Обучение письму. Работа в тетради с узкой линией. Наклонная линия с закруглением влево


Обучение математике. Число 6. Письмо цифры 6. Число 7. Письмо цифры 7.

3

24.04.

10.00-12.00

9

Обучение чтению. Звуки [х], [х'], их место в словах. Буквы Х, х. Слоги с буквой х.

Обучение письму. Работа в тетради с узкой линией. Наклонная линия с закруглением вправо


Обучение математике. Число 8. Письмо цифры 8

3

08.05

10.00-12.00

10

Обучение чтению. Звук [ч],его место в словах. Буквы Ч, ч. Слоги с буквой ч.

Обучение письму. Работа в тетради с узкой линией. Выполнение элемента «петелька»


Обучение математике. Число 9. Письмо цифры 9. Сравнение чисел.

3

15.05

10.00-12.00

11

Обучение чтению. Закрепление знаний о фонетическом строе русского языка

Обучение письму. Работа в тетради с узкой линией. Большой овал, малый овал

Обучение математике. Число 10. Запись числа 10.

Сложение и вычитание в пределах 10.

3

22.05

10.00-12.00

12

Обучение чтению. Игры на развитие связной речи.

Обучение письму. Работа в тетради с узкой линией. Письмо элементов по образцу.


Обучение математике. Числа от 1 до 10. Закрепление.

3

29.05

10.00-12.00



2.2 Условия реализации программы

Материально-технического обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор),

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- справочная литература,

- книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Дидактическое обеспечение программы

методические разработки по темам программы;

наличие учебного, научно-методического, диагностического, дидактического материала;

фотографии, видео – аудиозаписи;

Кадровое обеспечение программы

Реализация программы и подготовка занятий осуществляются учителем начальных классов.


2.3. Формы аттестации


Дошкольное образование не предусматривает особые виды аттестации. Важной формой контроля в дошкольном периоде является наблюдение, а также изучение динамики развития ребёнка, которое осуществляется по выполнению детьми контрольных упражнений в начале посещения занятий и по окончанию курса. По результатам обследования планируется работа по устранению тех или иных нарушений. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Родителям таких детей даются рекомендации.

































3. Список литературы

Список литературы для детей

Издательство «Росмен»: «Рабочая тетрадь «Учимся писать»

Издательство «Росмен»: «Рабочая тетрадь «Учимся считать»

Издательство «Росмен»: «Чтение с увлечением»


Список литературы для учителя

Гаврилова С.Е. Сборник тестов «Готов ли ваш ребенок в школу»

Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»

Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Умные игры»

Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Игры с карандашом»

Обухова Л.А. «Как хорошо уметь читать»

Хаткина М.А. Азбука «Игры, задания, рассказы, стихи»

Гаврина С.Е. «Учимся понимать друг друга»

Тихомирова Д.И. «Букварь»

Сергеева Т.Ф. «Математика для дошкольников»

Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации