Рабочая программа дополнительного образования, модуль «цифровое ИЗО и мультипликация»

3
0
Материал опубликован 13 February 2020

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УР

__________Л.В.Немерова


«_____»_______________г.



УТВЕРЖДАЮ.

Директор:


___________Е.Ю. Островский





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОДУЛЬ «ЦИФРОВОЕ ИЗО И МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ»

«ИНФОРМАТИКА И Я»

(СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ)





на 2020 - 2021 учебный год





t1581587691aa.gif

Составитель: Фролова Анна Александровна,

Учитель начальных классов.





____________г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор


_________/Ф.Л.Суменков_





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

русский язык,

___ класс



на 201* -201* учебный год

_________________________,

____________________________категории






















с. Турунтаево. 2020 у.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития обучающегося в условиях информатизации общества. Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках элективных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

В настоящее время среди детей и родителей является востребованным развитие когнитивных способностей. Соответственно возникла потребность в программе дополнительного образования ориентированной на удовлетворение данного запроса.

Модуль разработан в рамках программы «Информатика».

Актуальность программы продиктована рядом факторов:

- нормативными документами:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

2. Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.

3. Приказом Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

4. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

5. Требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14.

6. Конвенцией ООН «О Правах ребенка».

7. Стратегией развития дополнительного образования до 2025 года. - социальным заказом; - современной тенденцией развития дополнительного образования.

Программа отвечает потребностям современных родителей и детей по развитию познавательных интересов в области информатики, творческой активности учащихся.

Условия реализации модуля:

Занятия носят не учебный характер и проходят в форме игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей. Ведь именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

Педагогическая целесообразность программы основана на использовании игровых технологий для развития познавательных и личностно-мотивационной сферы ребенка.

Новизна модуля:

Данный модуль составлен на основе программы Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для обучающихся 1-4 классов / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2005 г. В практической работе с обучающимися применяется игра «Танграм», которая направлена на развитие логического, пространственного, комбинаторного и творческого мышления, а также различные дидактические игры по темам для закрепления пройденного материала.

В модуль включены занимательные задания разнообразных интеллектуальных игр, которые нацелены на развитие: способности планировать и совершенствовать действия мыслительного плана; способности анализировать и совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание; способности комбинировать и совершенствовать наглядно-образное и логическое мышление.

Включены задания на развития умения решать комбинаторные и логические задачи, умение рассуждать.

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности

На каждом занятии проходит выполнение «Мозговой гимнастики» (2-3 мин.), упражнения такой гимнастики способствует улучшению мозговой деятельности. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

В занятия включены и интеллектуальные разминки (проходят 5-7 мин.), которые способствуют у ребят положительного эмоционального фона, включения в работу. Вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции. Они подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Данный модуль является составной частью программы «Информатика». Модуль может реализоваться как отдельно от программы, так и параллельно со вторым модулем «Информатика и логика».

Цель модуля - развитие познавательных интересов и способностей учащихся в области информатики и ИКТ, на основе организации развивающей деятельности.

Задачи:

Предметные:

 Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, рассуждать.

 Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

 Развивать первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 Развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

 Формировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению.

Метапредметные:

 Развивать речь.

 Формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

 Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.

Личностные:

 Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

 Воспитывать интерес к получению новых знаний.

 Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами.

 Воспитывать ответственность.

 Воспитывать уважение к труду

Особенности организации модуля Модуль данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 9 - 16 лет и рассчитана на один год обучения. Набор детей в объединение осуществляется по желанию и заявлению родителей. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Состав группы: 10 - 12 человек. Модуль рассчитан на 68 часов в год. Темы и занятия распределяются с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из: тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр, практической работы на компьютере. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МОДУЛЯ.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

 Понимать способы передачи и приема информации;

 Знать устройство ПК и его периферийные устройства (клавиатура, мышь, монитор, системный блок, принтер, веб-камера, сканер), расположение букв на клавиатуре;

 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

- выделять существенные признаки предметов;

 сравнивать между собой предметы, явления

— обобщать, делать выводы;

 классифицировать явления, предметы

— определять последовательность событий

— судить о противоположных явлениях;

 давать определения тем или иным понятиям;

 ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 выявлять функциональные отношения между понятиями

— выявлять закономерности и проводить аналогии ожидаемые результаты и способы их проверки.

Метапредметные базовые учебные действия:

Обучающийся научится:

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать предложения педагога;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с педагогом результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством педагога; - самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники.

Обучающийся получит возможность научиться:

- освоению способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции педагога;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами

Познавательные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать рисуночные и простые символьные варианты записи;

- читать простое схематическое изображение;

- понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством педагога кодировать информацию (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

- на основе кодирования строить простейшие модели информационных понятий;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;

– под руководством педагога проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– под руководством педагога проводить аналогию. Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной форме (2–3 предложения);

– проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтезировать – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством педагога давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в группе;

– понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения

Личностные Базовые учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- общее представление о моральных нормах поведения;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

- повышение самооценки. Обучающийся получит возможность для формирования:

- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


Методические условия реализации программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на разнообразном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми логически-поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но материал усваивается плохо за счет отсутствия, например, внимания.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому любой ребенок, участвуя в занятиях, может почувствовать уверенность в своих силах (для таких детей подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на занятиях совместно с педагогом оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

В результате занятий ребята достигают успехов в своем развитии, они многому учатся и эти умения смогут применить в учебной детальности.

Познавательный аспект

 Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

 Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

 Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

 Развитие речи.

 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы.

 Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

 Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

3) увеличение объема материала;

4) наращивание темпа выполнения заданий;

5) смена разных видов деятельности.

Формы контроля:

 Стартовый, позволяет определить исходный уровень развития учащихся (приложение №1) (результаты фиксируются в зачетном листе педагога);

 Текущий:

 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

 контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

 Итоговый контроль в формах:

 беседы; тестирования;

 практической работы;

 контрольных заданий.

Содержательный контроль и оценка результатов, обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п урока

Наименование тем раздела

Кол-во часов

Раздел 1. Введение. 1 час.

1

1

Вводное занятие

1

Раздел 2. Человек и информация. 7 часов.

2

2.1

Диагностика

1

3

2.2

Информация как сведения об окружающем нас мире

1

4

2.3

Информация. Виды информации. Передача информации.

1

5

2.4

Ирга «Угадай предмет», Игра «Объяснялки», Графический диктант.

1

6

2.5

Действия с информацией. Передача, обработка, хранение информации. Носители информации.

1

7

2.6

Игры: «Зарядка для памяти», «Ребусы». Графический диктант.

1

8

2.7

Игра «Пойми меня», Игра «Опиши предмет».

1

Раздел 3. Кодирование/декодирование информации. 5 час.

9

3.1

Что такое кодирование и декодирование? Способы кодирования (графический и символьный).

1

10

3.2

Игры: «Морские пираты», «Шифр Цезаря». Графический диктант.

1

11

3.3

Числовой способ кодирования. Упражнение «Преврати рисунок в числовой код».

1

12

3.4

Игры: «Числовые загадки». Игра «Три письма». Графический диктант.

1

13

3.5

Игра «Путешествие по морям».

1

Раздел 4. Компьютер и его устройство. 8 часов

14

4.1

Что такое компьютер? История возникновения компьютера. Компьютер в жизни современного человека. Правила при работе с компьютером.

1

15

4.2

Игра «Да/нет». Графический диктант.

1

16

4.3

Устройство ПК. Устройства для ввода и вывода информации.

1

17

4.4

Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью. Освоение приемов работы с ней.


18

4.5

«Узнай предмет», «Убери лишнее». Графический диктант.

1

19

4.6

История развития компьютерной клавиатуры. Виды клавиатуры. Назначение и название клавиш. Блоки клавиатуры и их назначение.

1

20

4.7

Упражнение «Вычеркни лишнее». Игра «Найди букву». Игра «Истина/ложь». Игра «Что будет если…». Графический диктант.

1

21

4.8

Игра «Путешествие в страну Информатику».

1

Раздел 5. Введение в логику. 12 часов.

22

5.1

Выделяем существенные признаки предметов. Загадки. Задачи-шутки.

1

23

5.2

Игра «Дай название» (с мячом). Игра «Угадай предмет». Графический диктант.

1

24

5.3

Выделяем существенные признаки группы предметов. Нахождение признаков отличия одной группы от другой. Ищем «лишний» предмет в группе предметов. Загадки. Задачи-шутки.

1

25

5.4

Игра «Что лишнее?». Игра «Найди и объясни». Графический диктант.

1

26

5.5

Выявляем закономерности в расположении предметов. Загадки. Задачи-шутки.

1

27

5.6

Игра «Определи последовательность». Игра «Назови лишние предметы». Графический диктант.

1

28

5.7

Учимся решать логические задачи. Выявляем закономерности в расположении предметов. Загадки. Задачи шутки.

1

29

5.8

Игра «Составь закономерность». Игра «Пятнашки». Графический диктант. Знакомство с игрой «Танграм».

1

30

5.9

Задачи-шутки. Задачи на разделение фигур на части.

1

31

5.10

Графический диктант. Игра «Танграм».

1

32

5.11

Игра «Танграм». Графический диктант

1

33

5.12

Выявление уровня полученных знаний и развития познавательных психических процессов (внимание, память, мышление).

1

Раздел 6. Работа с программой Paint. 6 часов.

34

6.1

Знакомство с программами. Знакомство с графическим редактором Paint.

1

35

6.2

Работа в программе Paint. Функция раскрашивания при помощи графического редактора.

1

36

6.3

Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков.

1

37

6.4

Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет)

1

38

6.5

Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна»)

1

39

6.6

Копирование. Составление рисунков.

1

Раздел 7. Работа с программой Word. 10 часов.

40

7.1

Работа в программе Word. Панель инструментов – что это? Функции панели инструментов.

1

41

7.2

Шрифт. Виды шрифтов. Работа с клавиатурой, ввод текста в Word.

1

42

7.3

Английский алфавит и славянская азбука. Переключение клавиатуры с латиницы на кириллицу и обратно.

1

43

7.4

Меню «Файл»

1

44

7.5

Панель инструментов и панель рисования. Редактирование текста.

1

45

7.6

Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки.

1

46

7.7

Оформление доклада и проекта.


1

47

7.8

Ссылки

1

48

7.9

Создание объёмного компьютерного рисунка в текстовом редакторе.

1

49

7.10

Творческий проект. Оформление брошюры.


1

Раздел 8.  Работа с программой Power Point. 10 часов.

50

8.1

Знакомство с программой Power Point и её возможностями.

1

51

8.2

Работа в программе Power Point.

1

52

8.3

Правила составления презентации.

1

53

8.4

Творческий проект «Я»

1

54

8.5

Возможности программы Power Point (добавление картинок, арттекстов).

1

55

8.6

Творческий проект «Моя семья»

1

56

8.7

Возможности программы Power Point (добавление эффектов анимации).

1

57

8.8

Презентации с вложениями. Гиперссылки.

1

58

8.9

Творческий проект «Моя страна».

1

59

8.10

Творческий проект «Моя школа»

1

Раздел 9. Работа с программой калькулятор. 1 час.

60

9.1

Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

1

Раздел 10. Работа с программой Microsoft Excel. 3 часа.

61

10.1

Знакомство с Microsoft Excel. Интерфе́йс программы.

1

62

10.2

Память компьютера.

Работа в Microsoft Excel.

1

63

10.3

Работа в Microsoft Excel.

1

Раздел 11. Работа с программой Scratch. 5 часов.

64

11.1

Компьютерная программа. Знакомство с программой Scratch.

1

65

11.2

Интерфейс программы Scratch. Создание мультфильма.

1

66

11.3

Проект «Мой мини мультфильм»

1

67

11.4

Проект «Я и моя семья»

1

68

11.5

Повторение. Проектная деятельность по созданию собственной игры в программе Scratch.

1

Итого: 68 часов.

Реализация программы происходит по следующим методам обучения:

- словесным;

- наглядным;

- практическим;

- игровым.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

тестирование;

аналитическая справка;

отзывы детей и родителей.

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является аналитическая справка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы организаций образовательного процесса:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- групповая.

Формы организации учебного занятия:

- занятия с элементами тренинга;

- практические занятия;

- интерактивные занятия;

- игры.

Педагогические технологии:

- технология группового обучения;

- технология развивающего обучения;

- технология игровой деятельности;

- коммуникативная технология обучения;

- здоровьесберегающая технология;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникативные технологии.

Учебное занятие составляет теоретическую основу при разработке конспекта занятий:

Организационный момент:

Мозговая гимнастика.

Основной этап:

Разминка.

Усвоение новых знаний:

Объяснение новых знаний.

Первичная проверка понимания изученного:

Упражнения на понимания изученного материала.

Физкультминутка.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение:

Задания и упражнения на закрепление нового материала.

Итоговый:

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Материально-техническое обеспечение программы:

- хорошо освещенный и проветриваемый учебный класс с партами и стульями по количеству учащихся;

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- колонки;

- игра «Танграм» по количеству учащихся;

- альбомы для игр «Танграм» по количеству учащихся.


Информационное обеспечение программы:

- презентации к занятиям;

- электронное учебное пособие по информатике к учебникам Горячева А.В. для 1-4 классов. Бондаренко С. Компьютер и ноутбук для детей. – М.: Эксмо, 2016.

- Пионтковская Н.А. Как с компьютером дружить. Учебно-методическое пособие – М.: СОЛОН-Пресс, 2015.

- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике 1 класс. С.-Пб. «БХВ-Петербург», 2015































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

Письмо Министерства образования Московской области № 3594/21в от 24.03.2016 г. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области».

Требования СанПиНа 2.4.4.3172-14.

Конвенцией ООН «О Правах ребенка».

Стратегией развития дополнительного образования до 2025 года.


Учебно–методическая литература для педагога

Белошистая А.В., Левитес В.В. «Задания для развития логического мышления», изд. Дрофа, 2009.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика 1 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – 3-е, испр. – М.:Баласс, 2012.

Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита-Пресс, 2002.

Ермилова А.В. «100 игр на развитие мышления» - Ростов н/Д: «Феникс», 2015.

Ермилова А.В. «100 игр на развитие памяти» - Ростов н/Д: «Феникс», 2015.

Златопольский Д.М. Занимательная информатика. Изд. БИНОМ-Лаборатория знаний, 2017.

Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. «Математика и информатика. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 класс. ФГОС», изд. «Ассоциация 21 век», 2016.

Истратова О.Н. «Справочник психолога начальной школы» - Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

Информатика в школе. Научно-практический журнал №3 2015, М. «Образование и Информатика».

Кравченко Н. Словопрятки. Занимательные игры со словами для развития речи для детей 7-10 лет. С.Пб.: ООО Издательство «Речь», 2016.

Кац Е. Танграм. Сказка с заданиями. Издательство: МЦНМО, 2018.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/Методическое пособие, 1 класс. – М.: изд. РОСТ.

Надеждина Вера «Книга танграм. 1000+1 фигура», изд. Харвест, 2007.

Плотникова, Н.Г. Информатика и информ.- коммуникац.тех. (ИКТ): Учебное пособие / Н.Г. Плотникова. - М.: Риор, 2018. - 128 c.

Савенков А.И. «Развитие логического мышления. 6-7 лет», изд. Дом Федорова, 2016.

Савенков А.И. «Развитие логического мышления. 7-8 лет», изд. Дом Федорова, 2016.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1 – 4 классов», изд.: Санкт-Петербург «БХВ-Петербург», 2005.

Федин С.Н. «Занимательные задачи и головоломки для детей 7-12 лет» - Москва: «Айрис-пресс», 2010.




Учебная литература для обучающихся

Бондаренко С. Компьютер и ноутбук для детей. – М.: Эксмо, 2016.

Пионтковская Н.А. Как с компьютером дружить. Учебно-методическое пособие – М.: СОЛОН-Пресс, 2015.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике 1 класс. С.-Пб. «БХВ-Петербург», 2015.

Плотникова Н.Г. Информатика и ИКТ: Учебное пособие / Н.Г. Плотникова. - М.: Риор, 2018. - 128 c.





















Приложение №1

Входная диагностика


ФИ_______________________________________________________________

Дата: __________________________________________________________________

Класс (группа):

________________________________________________________________


Диагностическое тестирование (входная диагностика)

Информацию о том, включена или выключена лампа, человек получает с помощью:

а) глаз в) носа

б) ушей г) кожи


Установи соответствие между органами чувств и информацией, которую человек получает с их помощью, соединив стрелками.


1) Уши а) тепло огня

2) Глаза б) аромат хлеба

3) Кожа в) цвета радуги

4) Нос г) звуки музыки


Впиши пропущенные слова.


Днём или в освещённом помещении люди получают информацию прежде всего с помощью ______________________________. Информацию о том, что от костра идёт тепло, люди получают с помощью_______________________. Запах дыма улавливают с помощью ______________________.


Слова для справок: носа, глаз, кожи.


Вычеркни лишнее слово:

а) вкусный

б) солёный

в) шершавый

г) сладкий


Назови группу предметов одним словом:


Лошадь, собака, кошка, волк - ___________________________________

Диван, кровать, стул, стол - _____________________________________

Яблоко, груша, ананас, персик - _________________________________

Обведи предметы, которые летают.

t1581587691ab.pngt1581587691ac.jpgt1581587691ad.jpgt1581587691ae.jpgt1581587691af.png


Найди и обведи предмет по описанию.

Это ягода. Она маленькая, овальной формы, красная, сладкая, растёт на маленьких кустиках в лесу, её едят.

t1581587691ag.gift1581587691ah.jpgt1581587691ai.jpgt1581587691aj.jpg


Перед тобой слова, зашифрованные при помощи букв и цифр. Расшифруй их все.

А

Б

Г

Д

1

КА

МА

ГО

ВЬЮ

2

МО

СНЕ

ЗИ

ЛЁД

3

НЕЙ

ЛО

МЕ

И

4

ТЕЛЬ

ГА

РОЗ

ЖИН

Б2Д4А1 - ____________________________

Д3А3 - ________________________

А2Г4 - _______________________________

Д1Б4 - ________________________


Вычеркни только буквы, входящие в слово ДУБ.


ИЛДВУЖДНЕЩБЫЧИУЭДИКУЮБОЛДОПАЧУКМПНАИ

БЬДЛОНЩЧИБЬДЖЗШНЕКУЦУЧСВАЬОУДЛ

ОТЧБУИДБОЕЬМАЫВУКНГБЮИИДЛАПРОМИВ

УСПВБДГНКАУЧЯМИЦЭДРОАКНЫЦУКАМТРАФ

Прочитай слова. Буквы в них перепутаны. Например, из слова СНОАС можно получить слово СОСНА. Сначала верни буквы на свои места и запиши получившиеся слова.

РАЮЛСТ - ___________________

НОКО - ______________________

КАСТАН - ____________________

АРШ - _______________________

КАУРЧ - _____________________t1581587691ak.png

t1581587691al.jpg

12.Определение типа памяти. Слушай внимательно педагога и выполняй его инструкции.


Приложение №2 Заключительная диагностика

Показатели достижений детей в освоении программы

Дата проведения _______________________ Специалист____________________


п/п



Фамилия, имя ребёнка

выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;

разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

сопоставлять части и целое предметов и действий;

называть главную функцию (назначение) предметов;

расставлять события в правильной последовательности;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

формулировать отрицание по аналогии;

пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

проводить аналогию между разными предметами;

находить похожее у разных предметов;

представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

переносить свойства одного предмета на другие;


Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)



1.Выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством

2.Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку

3.Сопоставлять части и целое предметов и действий

4.Называть главную функцию (назначение) предметов

5.Расставлять события в правильной последовательности выполнять

6.Перечисляемую или изображенную последовательность действий

7.Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам описывать

8. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

9.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий

10.Приводить примеры истинных и ложных высказываний

11.Приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»)

12.формулировать отрицание по аналогии

13.Пользоваться разрешающими и запрещающими знаками

14.Видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях

15.Проводить аналогию между разными предметами

16.Находить похожее у разных предметов

17.Представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов

18.Переносить свойства одного предмета на другие



Приложение № 3


Тема занятия: Способы кодирования/декодирования информации.


Тип занятия: комбинированное.

Материально-техническое обеспечение занятия: проектор, колонки, интерактивная доска, компьютер.

Цель занятия: Формирование представления о простейших способах кодирования информации на примерах, понятных детям.


Задачи урока:

Рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации.

Сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» информации на основе анализа примеров.

Познакомить, обучающихся со способами кодирования графической и символьной.

Воспитывать уважительное отношение к взрослым и в группе.


Ожидаемые результаты:

Развитие у детей познавательных интересов, снижение тревожности;

Формирование БУД


Личностные результаты: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

Регулятивные: определить цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;

Элементы технологий, применяемых на занятии: технология развивающего обучения, технология развития творческих способностей, технология коллективной работы, информационные и здоровьесберегающие.


Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Как ваше настроение? (ответы детей). Надеюсь, что наше занятие пройдет сегодня интересно и увлекательно, как и всегда. А с чего мы начинаем наши занятия? (ответы детей). Правильно с гимнастики для мозга.

Мозговая гимнастика.

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмерки» (упражнение активирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

Хорошо. Молодцы.


II. Интеллектуальная разминка


- А теперь переходим к разминке. Помните - ваша задача как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы. Имейте в виду, что есть вопросы с хитринкой. Желаю вам удачи.


1. Какой сейчас месяц? Как называется третий осенний месяц? (Ноябрь)

2. Все пробует на зуб: и сосну, и ель, и дуб. Что это? (Пила)

3. На какой сигнал светофора надо переходить улицу? (На зеленый)

4. Росло 4 груши. На каждой по 3 ветке, на каждой большой ветке – по 3 маленькие, на каждой маленькой ветке - по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на груше не растут.)

5. У кого рога длиннее хвоста? (У оленя, лося)

6. Как называется летательный аппарат Бабы – Яги? (Ступа)

Молодцы.

III. Усвоение новых знаний

- Внимание на доску. (Отрывок из мультфильма Барбоскины «Контакт»)

- Как вы думаете, что делает Гена Барбоскин?

- Как он это делает? (Передает информацию)

- Что он делает, чтобы инопланетяне его поняли? (Кодирует)

И тема нашего занятия «Кодирование информации». Сегодня мы с вами узнаем, что такое кодирование и как можно закодировать информацию. А также мы будем учиться кодировать информацию – шифровать и декодировать информацию – расшифровывать.

Гена Барбоскин кодировал информацию для связи с инопланетянами. А что значит закодировать информацию? Как вы думаете? (Ответы детей)

Кодирование информации –это ее представление на носителе в форме удобной для хранения и передачи. - Существует три способа кодирования информации: графический, символьный и числовой (слайд).

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь:

- Что представляет собой кодирование информации графическим способом, т.е. рисунками. Обратимся к презентации.

-Что это? – Смайлы (слайд)

- Смайлы – это графическое кодирование. Для чего и где мы используем такое кодирование?

- При передаче сообщений через интернет или смс для выражения своего настроения(слайд)

- Какое кодирование используется для общения в нашей стране? — русский язык (русский алфавит) Это будет символьное кодирование информации. (Слайд)

- существует еще и специальное кодирование информации, например, информацию можно кодировать при помощи Семафорной азбуки. А вы слышали о такой? (ответы детей). Что представляет собой такая азбука? В семафорной азбуке используются два флажка при помощи которых сигнальщик производит определенные движения для передачи букв и цифр. (слайд)

- Существует еще азбука Морзе. В этой азбуке буквы кодируются различными количества ми точек и тире (Слайд).

Как кодируют правила дорожного движения? - с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки. Что они означают? (Слайд)

При создании правил дорожного движения люди использовали ещё один способ кодирования информации. Его вы мне назовёте сами, когда отгадаете загадку.


Он стоит на перекрёстках,

Светит для детей и взрослых.

Тот, кто плохо его знает,

На дороге пострадает!

У него всего три цвета,

Светит он для всей планеты.

Он машин решает спор,

Всем знакомый … (светофор). (Слайд)


– Что же означают света светофора? С помощью чего люди закодировали информацию? (С помощью цвета). Есть еще один вид светофора. На нём тоже информация закодирована с помощью цвета. Кому служит этот светофор? (Пешеходам)


Физкультминутка.

А теперь физкульминутка. На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)


V. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение


А сейчас я вам предлагаю декодировать информацию при помощи семафорной азбуки и азбуки Морзе. Сейчас я каждому раздам закодированные данные и декодер. Ваша задача декодировать сообщения (обучающиеся работают по декодированию информации). Будьте очень внимательны. (обучающиеся самостоятельно работают с декодированием информации). Давайте посмотрим как вы справились. Какое сообщение было зашифровано семафорной азбукой? (ответы детей) А что было зашифровано азбукой Морзе? (Ответы детей).

Раз вы научились декодировать информацию давайте теперь научимся ее кодировать. И предлагаю вам закодировать азбукой Морзе ваши Имя и Фамилию.

И еще одно задание. Узнайте зашифрованные слова. Чтобы их узнать возьмите первые слоги из каждого данного слова и впишите его в пустой прямоугольник.


VI. Рефлексия

Педагог: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что особенно понравилось? Какое задание было самым трудным?


Всем спасибо за работу. Занятие окончено.
































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«ИНФОЗНАЙКА»

Структура


1

Титульный лист:

1.1

Образовательная организация

ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат»

1.2

Название программы

«Инфознайка»

1.3

Срок реализации

Бессрочная

1.4

ФИО автора, должность

Фролова Анна Александровна,

Учитель начальных классов

1.5

Территория, год

Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево. 2020 год.

2

Пояснительная записка:

2.1

Тип программы

Образовательная

2.2

Направленность

Техническая

2.3

Актуальность

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках дополнительного образования, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

2.4

Цель

Освоение информационных технологий

2.5

Задачи

Предметные:

 Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, рассуждать.

 Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

 Развивать первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 Развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

 Формировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению.

Метапредметные:

 Развивать речь.

 Формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

 Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.

Личностные:

 Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

 Воспитывать интерес к получению новых знаний.

 Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами.

 Воспитывать ответственность.

 Воспитывать уважение к труду

2.6

Отличительные особенности программы

Программа основана на использовании игровых технологий и творческой деятельности для развития познавательных и личностно-мотивационной сферы ребенка.

2.7

Возраст детей

От 9 до 16 лет

2.8

Продолжительность занятий

Один академический час

2.9

Формы занятий

Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.

2.10

Режим занятий

Организационный момент:

Мозговая гимнастика.

Основной этап:

Разминка.

Усвоение новых знаний:

Объяснение новых знаний.

Первичная проверка понимания изученного:

Упражнения на понимания изученного материала.

Физкультминутка.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение:

Задания и упражнения на закрепление нового материала.

Итоговый:

Анализ и оценка успешности достижения цели.

2.11

Ожидаемые результаты

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

 Понимать способы передачи и приема информации;

 Знать устройство ПК и его периферийные устройства (клавиатура, мышь, монитор, системный блок, принтер, веб-камера, сканер), расположение букв на клавиатуре;

 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

- выделять существенные признаки предметов;

 сравнивать между собой предметы, явления

— обобщать, делать выводы;

 классифицировать явления, предметы

— определять последовательность событий

— судить о противоположных явлениях;

 давать определения тем или иным понятиям;

 ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 выявлять функциональные отношения между понятиями

— выявлять закономерности и проводить аналогии ожидаемые результаты и способы их проверки.

Метапредметные базовые учебные действия:

Обучающийся научится:

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать предложения педагога;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с педагогом результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством педагога; - самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники.

Обучающийся получит возможность научиться:

- освоению способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции педагога;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами

Познавательные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать рисуночные и простые символьные варианты записи;

- читать простое схематическое изображение;

- понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством педагога кодировать информацию (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

- на основе кодирования строить простейшие модели информационных понятий;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;

– под руководством педагога проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– под руководством педагога проводить аналогию. Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной форме (2–3 предложения);

– проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтезировать – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством педагога давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в группе;

– понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения

Личностные Базовые учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- общее представление о моральных нормах поведения;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

- повышение самооценки. Обучающийся получит возможность для формирования:

- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

2.12

Способы определения результативности

 Стартовый, позволяет определить исходный уровень развития учащихся (приложение №1) (результаты фиксируются в зачетном листе педагога);

 Текущий:

 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

 контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

 Итоговый контроль в формах:

 беседы; тестирования;

 практической работы;

 контрольных заданий.

2.13

Формы контроля

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- групповая.

3

Учебно-тематический план:

3.1

Перечень разделов, тем

п/п урока

Наименование тем раздела

Кол-во часов

Раздел 1. Введение. 1 час.

1

1

Вводное занятие

1

Раздел 2. Человек и информация. 7 часов.

2

2.1

Диагностика

1

3

2.2

Информация как сведения об окружающем нас мире

1

4

2.3

Информация. Виды информации. Передача информации.

1

5

2.4

Ирга «Угадай предмет», Игра «Объяснялки», Графический диктант.

1

6

2.5

Действия с информацией. Передача, обработка, хранение информации. Носители информации.

1

7

2.6

Игры: «Зарядка для памяти», «Ребусы». Графический диктант.

1

8

2.7

Игра «Пойми меня», Игра «Опиши предмет».

1

Раздел 3. Кодирование/декодирование информации. 5 час.

9

3.1

Что такое кодирование и декодирование? Способы кодирования (графический и символьный).

1

10

3.2

Игры: «Морские пираты», «Шифр Цезаря». Графический диктант.

1

11

3.3

Числовой способ кодирования. Упражнение «Преврати рисунок в числовой код».

1

12

3.4

Игры: «Числовые загадки». Игра «Три письма». Графический диктант.

1

13

3.5

Игра «Путешествие по морям».

1

Раздел 4. Компьютер и его устройство. 8 часов

14

4.1

Что такое компьютер? История возникновения компьютера. Компьютер в жизни современного человека. Правила при работе с компьютером.

1

15

4.2

Игра «Да/нет». Графический диктант.

1

16

4.3

Устройство ПК. Устройства для ввода и вывода информации.

1

17

4.4

Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью. Освоение приемов работы с ней.


18

4.5

«Узнай предмет», «Убери лишнее». Графический диктант.

1

19

4.6

История развития компьютерной клавиатуры. Виды клавиатуры. Назначение и название клавиш. Блоки клавиатуры и их назначение.

1

20

4.7

Упражнение «Вычеркни лишнее». Игра «Найди букву». Игра «Истина/ложь». Игра «Что будет если…». Графический диктант.

1

21

4.8

Игра «Путешествие в страну Информатику».

1

Раздел 5. Введение в логику. 12 часов.

22

5.1

Выделяем существенные признаки предметов. Загадки. Задачи-шутки.

1

23

5.2

Игра «Дай название» (с мячом). Игра «Угадай предмет». Графический диктант.

1

24

5.3

Выделяем существенные признаки группы предметов. Нахождение признаков отличия одной группы от другой. Ищем «лишний» предмет в группе предметов. Загадки. Задачи-шутки.

1

25

5.4

Игра «Что лишнее?». Игра «Найди и объясни». Графический диктант.

1

26

5.5

Выявляем закономерности в расположении предметов. Загадки. Задачи-шутки.

1

27

5.6

Игра «Определи последовательность». Игра «Назови лишние предметы». Графический диктант.

1

28

5.7

Учимся решать логические задачи. Выявляем закономерности в расположении предметов. Загадки. Задачи шутки.

1

29

5.8

Игра «Составь закономерность». Игра «Пятнашки». Графический диктант. Знакомство с игрой «Танграм».

1

30

5.9

Задачи-шутки. Задачи на разделение фигур на части.

1

31

5.10

Графический диктант. Игра «Танграм».

1

32

5.11

Игра «Танграм». Графический диктант

1

33

5.12

Выявление уровня полученных знаний и развития познавательных психических процессов (внимание, память, мышление).

1

Раздел 6. Работа с программой Paint. 6 часов.

34

6.1

Знакомство с программами. Знакомство с графическим редактором Paint.

1

35

6.2

Работа в программе Paint. Функция раскрашивания при помощи графического редактора.

1

36

6.3

Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков.

1

37

6.4

Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет)

1

38

6.5

Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна»)

1

39

6.6

Копирование. Составление рисунков.

1

Раздел 7. Работа с программой Word. 10 часов.

40

7.1

Работа в программе Word. Панель инструментов – что это? Функции панели инструментов.

1

41

7.2

Шрифт. Виды шрифтов. Работа с клавиатурой, ввод текста в Word.

1

42

7.3

Английский алфавит и славянская азбука. Переключение клавиатуры с латиницы на кириллицу и обратно.

1

43

7.4

Меню «Файл»

1

44

7.5

Панель инструментов и панель рисования. Редактирование текста.

1

45

7.6

Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки.

1

46

7.7

Оформление доклада и проекта.

1

47

7.8

Ссылки

1

48

7.9

Создание объёмного компьютерного рисунка в текстовом редакторе.

1

49

7.10

Творческий проект. Оформление брошюры.

1

Раздел 8.  Работа с программой Power Point. 10 часов.

50

8.1

Знакомство с программой Power Point и её возможностями.

1

51

8.2

Работа в программе Power Point.

1

52

8.3

Правила составления презентации.

1

53

8.4

Творческий проект «Я»

1

54

8.5

Возможности программы Power Point (добавление картинок, арттекстов).

1

55

8.6

Творческий проект «Моя семья»

1

56

8.7

Возможности программы Power Point (добавление эффектов анимации).

1

57

8.8

Презентации с вложениями. Гиперссылки.

1

58

8.9

Творческий проект «Моя страна».

1

59

8.10

Творческий проект «Моя школа»

1

Раздел 9. Работа с программой калькулятор. 1 час.

60

9.1

Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

1

Раздел 10. Работа с программой Microsoft Excel. 3 часа.

61

10.1

Знакомство с Microsoft Excel. Интерфе́йс программы.

1

62

10.2

Память компьютера.

Работа в Microsoft Excel.

1

63

10.3

Работа в Microsoft Excel.

1

Раздел 11. Работа с программой Scratch. часов.

64

11.1

Компьютерная программа. Знакомство с программой Scratch.

1

65

11.2

Интерфейс программы Scratch. Создание мультфильма.

1

66

11.3

Проект «Мой мини мультфильм»

1

67

11.4

Проект «Я и моя семья»

1

68

11.5

Повторение. Проектная деятельность по созданию собственной игры в программе Scratch.

1


3.2

Кол-во часов по темам (теория, практика, всего)

Теория – 18 часов;

Практика – 50 часов;

Всего – 68 часов.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.