Рабочая программа дополнительного образования «Школьная телестудия»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Согласовано
Зам. директора по ВР
________/____________/
«___»_________2019 г.
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьная телестудия»
(для учащихся 5-11 классов)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Панова Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования
Великие Луки
2019
Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Школьная телестудия». Данная программа нацелена на освоение современных информационных технологий, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыками создания видеороликов, воспитание интересов к тележурналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Теоретические и практические занятия призваны дать представление о специфике деятельности телевизионного ведущего, особенностях телевизионного производства и телевизионных технологиях - организационной, сценарной, операторской, режиссерской. Производство телепрограммы - особая профессиональная и психологическая среда, требующая как от телеведущего, так и от участников программы (ньюсмэйкеров, героев репортажей, гостей в студии) определенных навыков и способностей. Как создается телевизионная атмосфера? В чем специфика работы "на камеру"? Как подготовиться к телевизионному общению? Что должен знать и уметь телеведущий? Как создается экранный образ? В чем секрет популярности телевизионных ведущих? Программа призвана прояснить эти и многие другие вопросы. Особая задача на тренинге - отработка навыков и приемов работы в кадре. Ребята овладевают знаниями и опытом общения с компьютером и техническим оснащением телестудии, осваивают компьютерные программы позволяющие производить запись и монтаж телепрограмм.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-16 лет. Количество учащихся в учебной группе до 15 человек
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам теле журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Школьная телестудия» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся;
учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:
обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.
Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном подходе в вопросе развития творческого мышления ребенка. Процесс создания видеоролика, выезд на съемки, создание сценария, актерская игра, безусловно, развивает интеллект ребенка, сообразительность, память, фантазию.
Особенностью данной программы является ее практическая направленность, так как в результате проведения занятий учащимися создаются школьные теленовости, которые транслируются на местном телевизионном канале.
Цель программы
Развитие качеств творческой, всесторонне-образованной, социально позитивной личности через создание и трансляцию школьных новостей.
Задачи программы
Обучающие задачи:
Повышение уровня ИКТ - компетенций обучающихся. Изучение компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке видеоматериала.
Обучение выступлению перед публикой и камерой.
Обучение первоначальным знаниям о тележурналистике.
Развивающие задачи:
Развитие ораторских навыков; освоение техники культуры речи;
Развитие творческих и коммуникативных способностей, развитие актёрских способностей и навыков,
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
Развитие умения импровизировать, сочинять, фантазировать т.е. творчески относится к поставленной задаче.
Развивать у детей способности к логическому, творческому мышлению.
Создавать условия к саморазвитию воспитанников.
Способствовать к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии.
Активизация интеллектуальных качеств личности, сознательного выбора профессии.
Воспитывающие задачи:
Создание условий для успешной социализации.
Овладение навыками общения и коллективного творчества,
Воспитание интереса к общению с информацией и обширной аудиторией.
Вовлечение учащихся в систему соуправления воспитательной работой в образовательном пространстве муниципального образования.
Воспитание воли, стремление доводить начатое дело до конца.
Воспитание объективного отношения к себе, к своим поступкам, чувство самоконтроля.
Воспитание общепринятых норм и правил поведения в обществе.
Формирование у детей потребности к саморазвитию и предприимчивости.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Возраст детей: 12-16 лет. Возможно расширение возраста до 2 лет. Интерес к информационным технологиям дети проявляют с ранних лет.
В объединении могут заниматься и мальчики и девочки. Набор детей - по желанию. Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Сроки реализации
Дополнительная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2 час, второго занятия – 2 часа. Общий объем занятий в год составляет 136 часов.
Формы и методы занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съёмки телепрограмм, сюжетное построение, тренинги, игры, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения; проблемный разбор самого удачного/неудачного репортажа месяца; встречи с работниками СМИ.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В конце года обучения ребенок должен знать:
-
Основы теории тележурналистики.
Технологию работы в программах видеомонтажа.
Правила ТБ при работе с видеоаппаратурой, компьютером, проектором.
В конце 1 года обучения ребенок должен уметь:
1. Вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;
2. Монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы.
3. Знать основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию.
4. Уметь выполнять простейшую обработку фотоматериалов для вставки их в видеоряд
4. Выполнять правила ТБ.
Способы определения результативности программы
Формы начальной диагностики |
Формы промежуточной аттестации |
Формы итоговой аттестации результатов образовательной деятельности по годам обучения |
Формы аттестации обучающихся по итогам реализации образовательной программы |
Собеседование |
Создание сюжета на свободную тему |
Контрольное практическое задание |
Защита проектной работы |
Формы подведения итогов реализации программы
Трансляция по местному телеканалу.
Организация фестиваля теле- и киноработ учащихся.
Участие в международных, всероссийских, республиканских фестивалях, слетах, форумах.
Учебно-тематический план
Тематическое планирование программы структурировано по разделам:
Тележурналистика;
операторское мастерство;
видеомонтаж.
№№ тем |
Тематика занятий |
Количество учебных часов |
|||
Теория |
Практика |
|
Всего |
||
Раздел 1. Тележурналистика |
24 |
||||
1 |
Тема 1. Введение в тележурналистику. |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
Тема 2. Телевизионный сюжет. |
2 |
4 |
|
6 |
3 |
Тема 3. Новости. |
3 |
4 |
|
7 |
4 |
Тема 4. Интервью. |
1 |
2 |
|
3 |
5 |
Тема 5. Фоторепортаж. |
1 |
3 |
|
4 |
Раздел 2. Операторское мастерство |
48 |
||||
6 |
Тема 6. Фотокамера. |
2 |
2 |
|
4 |
7 |
Тема 7. Экспозиция. |
3 |
2 |
|
5 |
8 |
Тема 8. Композиция кадра. |
4 |
3 |
|
7 |
9 |
Тема 9. Съемка фото сюжета. |
3 |
5 |
|
8 |
10 |
Тема 10. Видеокамера. |
2 |
2 |
|
4 |
11 |
Тема 11. Видеоряд. |
3 |
2 |
|
5 |
12 |
Тема 12. Композиция кадра. |
4 |
3 |
|
7 |
13 |
Тема 13. Съемка телесюжета. |
3 |
5 |
|
8 |
Раздел 3. Фото-видеомонтаж |
80 |
||||
14 |
Тема 14. Компьютерная графика |
2 |
2 |
|
4 |
15 |
Тема 15. Обзор программ для обработки фото. |
2 |
2 |
|
4 |
16 |
Тема 16. Программа Adobe Photoshop. |
4 |
2 |
|
6 |
17 |
Тема 17. Ретушь и улучшение. |
4 |
3 |
|
7 |
18 |
Тема 18. Коллаж и анимации. |
5 |
7 |
|
12 |
19 |
Тема 19. Основы нелинейного видеомонтажа. |
2 |
4 |
|
6 |
20 |
Тема 20. Монтажный план сюжета. |
4 |
6 |
|
10 |
21 |
Тема 21. Программа видеомонтажа. |
7 |
10 |
|
17 |
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД |
136 |
Содержание программы
№ |
Тема раздела, занятия |
Дата |
Кол-во часов |
|
|
|
|
|
|
1 |
Тема 1. ТБ в кабинете информатики. Введение в тележурналистику. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения |
|
|
|
2 |
Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач |
|
|
|
3 |
Создание ролика на произвольную тему |
|
|
|
4 |
Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения. Монтажный стол. |
|
|
|
5 |
Создание ролика на заданную тему |
|
|
|
6 |
Выпуск теленовостей |
|
|
|
7 |
Тема 2. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками» |
|
|
|
8 |
Композиция телевизионного сюжета |
|
|
|
9 |
Работа фотожурналиста |
|
|
|
10 |
Типы и элементы телевизионных сюжетов |
|
|
|
11 |
Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом |
|
|
|
12 |
Создание сюжета на произвольную тему |
|
|
|
13 |
Понятия «закадровый текст», «стендап», «синхрон», «лайф», «экшн» |
|
|
|
14 |
Выпуск теленовостей |
|
|
|
15 |
Тема 3. Новости. Критерии отбора новостей. Верстка новостного выпуска |
|
|
|
16 |
Программы для обработки фотоматериалов. Типы графических файлов. |
|
|
|
17 |
«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. |
|
|
|
18 |
Создание сюжета фото-фидео материала |
|
|
|
19 |
Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации |
|
|
|
20 |
Структура фоторепортажа |
|
|
|
21 |
Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету |
|
|
|
22 |
Выпуск новостей с элементами фотоматериалов |
|
|
|
23 |
Тема 4. Интервью. Цели и особенности интервью. Активное слушание |
|
|
|
24 |
Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие оператора и журналиста при съемке интервью |
|
|
|
25 |
Создание сюжета «Фильм – портрет» |
|
|
|
26 |
Выпуск школьных новостей |
|
|
|
27 |
Тема 1. Видеокамера. Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. |
|
|
|
28 |
Фотокамера. Устройство цифровой фотокамеры. Обращение с фотокамерой. |
|
|
|
29 |
Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. ТБ при работе с видеокамерой |
|
|
|
30 |
Создание сюжета на произвольную тему |
|
|
|
31 |
Тема 2. Видеоряд. Требования к видеоряду. Основные правила фото-видеосъемки. |
|
|
|
32 |
Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали |
|
|
|
33 |
Устойчивость камеры при съемках без штатива. Просмотр учебного фильма |
|
|
|
34 |
Создание сюжета школьного мероприятия |
|
|
|
35 |
Выпуск новостей |
|
|
|
36 |
Тема 3.Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Ракурс. |
|
|
|
37 |
Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет. |
|
|
|
38 |
Создание сюжета на школьную тему |
|
|
|
39 |
Выбор плана при съемке человека. Монтаж по крупности. |
|
|
|
40 |
Создание сюжета школьного мероприятия |
|
|
|
41 |
Обрезка, «воздух». Съемка диалога. Правило «восьмерки». Съемка интервью |
|
|
|
42 |
Выпуск новостей |
|
|
|
43 |
Тема 4. Съемка сюжета. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. |
|
|
|
44 |
Создание сюжета |
|
|
|
45 |
Выпуск новостей |
|
|
|
46 |
Экспозиция кадра |
|
|
|
47 |
«Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета. |
|
|
|
48 |
Выпуск новостей |
|
|
|
49 |
Съемка в особых условиях |
|
|
|
50 |
Выпуск праздничного концерта |
|
|
|
51 |
Тема 1. Основы нелинейного монтажа. Оборудование нелинейного монтажа. Фотомонтаж |
|
|
|
52 |
Работа с фото-видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра. |
|
|
|
53 |
Создание сюжета |
|
|
|
54 |
Работа с графическими файлами |
|
|
|
55 |
Выпуск новостей |
|
|
|
56 |
Тема 2. Монтажный план сюжета. Обработка исходного материала. |
|
|
|
57 |
Кадрирование и улучшение фотоматериала |
|
|
|
58 |
Создание монтажного листа. Монтажного плана сюжета |
|
|
|
59 |
Принципы монтажа видеоряда с элементами фото |
|
|
|
60 |
Выпуск новостей |
|
|
|
61 |
Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения. |
|
|
|
62 |
Фотоколлаж |
|
|
|
63 |
Тема 3. Программа видеомонтажа. Основные инструменты программы видеомонтажа Adobe Rrimier |
|
|
|
64 |
Программа фотомонтажа. Основные инструменты программы фотомонтажа Adobe Photoshop |
|
|
|
65 |
Интерфейс программы. Инструменты монтажа |
|
|
|
66 |
Применение фильтров. |
|
|
|
67 |
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового текста и синхронов |
|
|
|
68 |
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового текста и синхронов |
|
|
|
69 |
Выпуск новостей |
|
|
|
70 |
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового текста и синхронов |
|
|
|
Методическое обеспечение программы
На занятиях объединения «Школьная телестудия» необходимо раскрыть творческие способности детей, активизировать внутренний потенциал в процессе самостоятельной деятельности. Знания, полученные при изучении разделов программы, учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данных разделов, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Некоторые ребята хотят быть ведущими телепрограмм. Ведущий телепрограмм - это человек, который умеет разговаривать с многотысячной аудиторией телезрителей и с каждым по отдельности. Зачисление в кружок происходит по результатам собеседования.
Научиться общаться профессионально - это то, что нужно сегодня очень многим. Разумеется, телеведущий - это призвание, это профессия, особая профессия, "недемократичная в силу своей редкости", по словам Леонида Парфенова.
Редкая потому, что слишком много условий должны совпасть в нужное время и в нужном месте. Здесь важны и качества личности, и общественная ситуация момента. Телеведущий вообще и особенно телеведущий - ребёнок вызывает интерес широкой публики - как и режиссер, политик или музыкант. Конечно, телевизионная журналистика для школьника - это не столько профессия, сколько стиль мышления, образ жизни, отношение к людям.
Выстраивать и контролировать ситуацию общения, эффективно взаимодействовать с самыми разными людьми, держаться перед телекамерой учатся дети на занятиях "Основы эффективной коммуникации", "Ведущий в кадре" и "Психология журналистики".
На "Актерском мастерстве" - импровизировать, проявлять свои способности и таланты, легко перевоплощаться и свободно общаться с публикой. Занятия по "Технике и культуре речи" дают возможность научиться говорить красиво, правильно и убедительно. Программа адресована к ученикам, которые в будущем хотели бы связать свою жизнь с профессиями менеджеров, социальных работников, журналистов, рекламистов, юристов, операторов, монтажеров - всем тем, чья настоящая или будущая активность связана с общением: выступлением перед аудиторией, устной или письменной работой со словом, управлением коллективом, социальными контактами.
Курс тренингов "Техника и основы культуры речи" - это комплекс тренировочных упражнений для развития фонационного (речевого) дыхания, голоса, хорошей дикции, правильного произношения. На занятиях-тренингах отрабатываются умения и навыки творческого использования голоса. Учащиеся получают знания о том, как предохранить голосовой аппарат от перегрузок и заболеваний, а также сведения о культуре речи, ее выразительных средствах. Любое публичное выступление включает в себя несколько обязательных элементов и предполагает знание основ ораторского мастерства, культуры устной речи, а также техники владения ими. Занятия курса позволят освоить речевые и внелингвистические средства, комплекс профессиональных навыков для успешного выступления в эфире.
Учебно-наглядные пособия: Справочники Электронные учебники и электронные учебные пособия Методическая литература Программа для видеомонтажа «Windows movie maker» Инструкции по технике безопасности Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики |
|
Оборудование |
Количество, шт. |
Компьютер |
1 |
Стул |
2 |
Стол |
1 |
Ноутбук |
1 |
Мультимедийный проектор |
1 |
Видеокамера |
1 |
Штатив для видеокамеры |
1 |
Колонки |
2 |
Осветительные приборы |
3 |
Примерная структура теоретического занятия
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Изложение нового учебно-познавательного материала
Решение задач, упражнений, тестов на отработку практических умений.
Домашнее задание, планирование практической деятельности
Итог занятия.
Принципы ведения занятий:
от простого к сложному;
от малой нагрузки, к большой;
от бессистемности к системности;
от «хочу» к «надо».
На занятиях должно быть интересно, понятно, должно быть взаимопонимание с детьми, доверительные отношения, доброжелательность, нравственные принципы; занятия должны быть полезными и веселыми.
Условия реализации программы
Желание детей. Постоянный контингент воспитанников.
Материально-технические условия:
Кабинет с выходом в сеть Интернет и организованной локальной сетью. Видео и звуковоспроизводящая аппаратура: видеокамеры, микрофон, колонки, фотоаппарат, компьютеры, видеопроектор, экран, штативы.
Список используемой литературы
А.П Верстаков, СС Смирнов Медиаобразование в школе: Школьная телестудия. Методическое пособие. М., МГУ 2009г.
К. Станиславский "Работа над собой в творческом процессе переживания" Москва, Искусство, 1995г.
В.О. Топорков. " Станиславский на репетиции" Москва, 2005г.
М.П .Лилина. "Устранять актерские недуги", Москва, Презентация, 2002г.
Н.М. Горчаков. "Режиссерские уроки". Москва, Арнир. 2006г.
Л.Костецкая. "Школа телеведущих", Новосибирск, , 2002г.
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Список рекомендуемой литературы
для обучающихся.
А.П Верстаков, СС Смирнов Медиаобразование в школе: Школьная телестудия. Методическое пособие. М., МГУ 2009г.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Панагушина Елена Аркадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна