Рабочая программа дополнительного образования технической направленности «Геометрия для малышей» первого года реализации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята Утверждаю:
Педагогическим советом Директор МАОУ ДО ЦДТТ
МАОУ ДО ЦДТТ ____________В.М. Волкова
Протокол №1 от «28» августа 2020г.
Рабочая программа
дополнительного образования
технической направленности
«Геометрия для малышей»
первого года реализации
Составитель: педагог дополнительного образования Сердечная Юлия Александровна |
г. Заречный
Пензенская область
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Геометрия для малышей» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по дополнительному образованию «Геометрия для малышей». Программа реализуется в рамках образовательной программы МАОУ ДО ЦДТТ в 2020-2021 учебном году в технической направленности, группа 1 года обучения, возраст учащихся 5-7 лет.
Часовая нагрузка для занятий группы по программе составляет 4 недельных часа, режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Характеристика образовательного процесса
Сформировать и развить у учащихся пространственные представления, воображение, умение воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем поможет раздел математики – геометрия, который является базовым в дополнительной образовательной программе дополнительного образования детей «Геометрия для малышей». Преподавание направления «Геометрия» начинается с освоения учащимися основ цветоведения. Известно, что художественное освоение мира даётся ребёнку легче, чем, например, научное. Оно полно охватывает мир, давая человеку такую же целостность, какую он получает в своей практической жизнедеятельности. Использование цвета при объяснении теории геометрии облегчает процесс восприятия ребёнком и позволит ему глубоко усвоить полученные знания. К тому же учащийся научится грамотно пользоваться выразительными средствами при выполнении практических заданий. Приобретение будущим школьником теоретических знаний геометрических фигур и простейших геометрических понятий, практических навыков работы с чертёжными инструментами способствует хорошей подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Цель программы – формирование пространственного мышления как важной составляющей части интеллектуального развития ребёнка.
В процессе обучения предполагается комплексное решение задач:
ознакомить детей с цветоведением, рядом основных геометрических понятий, обучить умению ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей среде;
обучить практическим умениям при измерении, построении плоских фигур с помощью чертёжных инструментов, при работе с природным материалом, бумагой, акварелью, тушью;
развить мелкую моторику, координацию движений детей, нестандартное мышление, творческое воображение воспитанников;
развить коммуникативные и личные качества учащихся.
Педагоги в работе с детьми опираются на основные формы мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (понятийное) мышление.
Возрастные особенности детей.
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Ребенок готов общаться со сверстниками, но с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями. Он стремится к большей самостоятельности и очень хочет походить на значимых для него взрослых.
Задания и письменные упражнения в разных темах программы подбираются с учётом принципов:
«от простого к сложному»;
принцип диссоциации;
принцип вариативности.
Материал преподаётся в доступной и занимательной форме, что облегчает усвоение ребёнком сложных, на первый взгляд, тем. На занятиях предполагается разнообразие различных видов деятельности: включение игры, игротехнических приёмов, письменных упражнений, экспериментирования. В целях лучшего усвоения курса применяются следующие формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные.
На занятиях теоретические знания закрепляются практическими заданиями и упражнениями, развивающими начала критического и творческого мышления, логического рассуждения. При прохождении основных тем предусмотрены выставки работ, творческие контрольные занятия, где в форме занимательных викторин, соревнований, игр проверяется качество усвоения теоретического и практического материала.
В программе используются межпредметные связи с рисованием, черчением, трудовым обучением.
Программа носит познавательный, развивающий характер. Уровень освоения содержания программы – ознакомительный.
Процесс обучения в объединении неразрывно связан с воспитательной работой, цель которой — способствовать социализации и жизненному самоопределению учащихся.
Педагог поддерживает тесную связь с родителями, вырабатывая общую стратегию и взгляды на воспитание детей.
Оценка результативности
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.
Цель аттестации – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в объединении «Геометрия для малышей», способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; а также обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагога.
В процессе аттестации выясняются следующие вопросы:
достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.
В течение учебного года осуществляется два аттестаций:
-текущий контроль позволяет установить фактический уровень теоретических знаний по модулям дополнительной общеобразовательной программы, их практических умений и навыков;
- промежуточная аттестация позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень обученности учащихся, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости скорректировать их.
При приёме учащегося в объединение педагог проводит входную или «стартовую» аттестацию, которая позволяет выявить предварительные
знания, умения и навыки «стартового» уровня обученности детей и готовности их к изучению данного курса.
Результативность обучения детей по программе оценивается с помощью традиционных методов:
- «срезы» знаний в творческой форме: творческие контрольные задания, опросы учащихся в игровой форме, выполнение коллективных творческих работ;
- алгоритмизация действий учащихся (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задания по определённому алгоритму);
- анализ готовых работ;
- наблюдение за самостоятельной работой учащегося;
- выставка работ учащихся;
- участие в конкурсах, выставках различного уровня;
- самоанализ готового изделия
- исследовательские работы учащихся;
- участие в проектной деятельности;
- контрольные срезы, тесты.
Проверка понимания и усвоения материала происходит непосредственно, на каждом занятии.
Помимо исследования результатов учебно-воспитательной деятельности объединения проводится анализ количества учащихся в объединении и его сохранность. Количественные данные учащихся в объединении «Геометрия для малышей» анализируются два раза в течение учебного года. Анализируется количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента учащихся, количество мальчиков и девочек.
Сроки проведения аттестаций определяется Положением об аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ.
Диагностические материалы разработаны педагогом с опорой на выполнение задач по годам обучения, общие критерии оценки уровня обученности объединения, формы оценки уровня обученности, прописанные в образовательной программе ожидаемые результаты.
Календарный учебный график
объединения «Геометрия»
1 год обучения
№ учебной недели | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечание | ||
Всего | Т | П | ||||
1. | 03.09.2020 | Комплектование групп. Вводный инструктаж. | 2 | - | 2 | |
07.09.2020 | Задачи и содержание занятий в учебном году. Экскурсия по ЦДТТ. Галерея наук. ЗОЖ. | 2 | 1 | 1 | | |
2. | 10.09.2020 | Диагностика. Тестирование на развитие математических способностей, выявление интересов учащихся | 2 | 1 | 1 | |
14.09.2020 | Знакомство со сказочной страной «Геометрия» | 2 | 1 | 1 | | |
3. | 17.09.2020 | «Геометрия», что оно обозначает | 2 | 1 | 1 | |
21.09.2020 | Геометрическое понятие точка | 2 | 1 | 1 | | |
4. | 24.09.2020 | Геометрическое понятие точка. Письменное задание. | 2 | - | 2 | |
28.09.2020 | Знакомство с понятием линия | 2 | 1 | 1 | | |
5. | 01.10.2020 | Знакомство с понятием линия: кривая и прямая. | 2 | 1 | 1 | |
05.10.2020 | «Пересечение линий» | 2 | - | 2 | | |
6. | 08.10.2020 | «Пересечение линий и параллельные линии» | 2 | - | 2 | |
12.10.2020 | Знакомство с понятием «прямая линия» | 2 | 1 | 1 | | |
7. | 15.10.2020 | Знакомство с понятием «прямая линия: линии горизонтальные и вертикальные» | 2 | 1 | 1 | |
19.10.2020 | Знакомство с линейкой, единицей измерения дины – сантиметр. | 2 | 1 | 1 | | |
8. | 22.10.2020 | Знакомство с линейкой, единицей измерения дины – сантиметр. | 2 | 1 | 1 | |
26.10.2020 | Знакомство с линейкой, единицей измерения дины – сантиметр. | 2 | 1 | 1 | | |
9. | 29.10.2020 | Знакомство с понятием «кривая линия» | 2 | 1 | 1 | |
02.11.2020 | Знакомство с понятием «кривая линия в окружающей действительности: волнистые и ломанные» | 2 | - | 2 | | |
10. | 05.11.2020 | Знакомство с понятием «отрезок» | 2 | - | 2 | |
09.11.2020 | Знакомство с мерой длинны –сантиметр. и прибором измерения – линейкой. | 2 | - | 2 | | |
11. | 12.11.2020 | Знакомство с понятием «Луч» | 2 | 1 | 1 | |
16.11.2020 | Знакомство с понятием «Луч в окружающей действительности» | 2 | 1 | 1 | | |
12. | 19.11.2020 | Знакомство с понятием «Ломанная линия» | 2 | 1 | 1 | |
23.11.2020 | Знакомство с понятием «Ломанная линия- замкнутая» | 2 | 1 | 1 | | |
13. | 26.11.2020 | Обобщающие итоговое занятие по теме «линии» | 2 | - | 2 | |
30.11.2020 | Знакомство с понятием «угол» | 2 | - | 2 | | |
14. | 03.12.2020 | Знакомство с понятием «угол: прямой, острый, тупой» | 2 | 1 | 1 | |
07.12.2020 | Обобщающие итоговое занятие по теме «Угол» | 2 | 1 | 1 | | |
15. | 10.12.2020 | Письменное итоговое занятия на тему линя и угол | 2 | 1 | 1 | |
14.12.2020 | Панно «Елка чудес». Панно «Королевство линий» | 2 | - | 2 | | |
16. | 17.12.2020 | Изобретение елочных украшений на основе геометрической фигуры | 2 | - | 2 | |
21.12.2020 | Изготовление маски из бумаги | 2 | - | 2 | | |
17. | 24.12.2020 | Новогодний «Огонёк» | 2 | 1 | 1 | |
28.12.2020 | Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник. | 2 | 1 | 1 | | |
18. | 11.01.2021 | Знакомство с геометрической фигурой – треугольник. | 2 | - | 2 | |
14.01.2021 | Знакомство с пирамидой как с геометрическим телом | 2 | - | 2 | | |
19. | 18.01.2021 | Знакомство с геометрической фигурой – квадрат | 2 | - | 2 | |
21.01.2021 | Четырехугольник. Вершины четырехугольников. Стороны четырехугольников. Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | | |
20. | 25.01.2021 | Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник | 2 | - | 2 | |
28.01.2021 | Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник. Стороны и вершины. | 2 | - | 2 | | |
21. | 01.02.2021 | Сравнение геометрических фигур прямоугольников, четырёхугольников, | 2 | 1 | 1 | |
04.02.2021 | Оригами. Базовая форма «Дом»: изготовление поделки “Домик” из бумаги | 2 | - | 2 | | |
22. | 08.02.2021 | Четырехугольник. Диагональ. Письменные упражнения на развитие логического и абстрактного мышления, на закрепление темы занятия. | 2 | - | 2 | |
11.02.2021 | Ромб. Взаимопереход «квадрат-ромб-квадрат». Работа с дидактическим материалом | 2 | - | 2 | | |
23. | 15.02.2021 | Взаимопереход «квадрат-ромб-квадрат». Работа с дидактическим материалом | 2 | - | 2 | |
22.02.2021 | Круг, окружность | 2 | - | 2 | | |
24. | 25.02.2021 | Творческая работа «Слава Армии родной!» | 2 | - | 2 | |
01.03.2021 | Игровая программа «А ну-ка, мальчики!» | 2 | - | 2 | | |
25. | 04.03.2021 | Геометрический орнамент «Узор в круге с использованием осевых линий». | 2 | - | 2 | |
09.03.2021 | Конкурсная программа «Юные помощницы» | 2 | - | 2 | | |
26. | 11.03.2021 | Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта. «Поздравляем наших мам!» | 2 | 1 | 1 | |
15.03.2021 | Знакомство с геометрическими фигурами: овал | 2 | 1 | 1 | | |
27. | 18.03.2021 | Панно «Круглый город». | 2 | - | 2 | |
22.03.2021 | Работа с пластилином. Изготовление поделок: яблоко, цыпленок, вишня, снеговик | 2 | - | 2 | | |
28. | 25.03.2021 | Изготовление поделки из бумаги «Фонарик из одного круга». | 2 | - | 2 | |
29.03.2021 | Оформление выставки работ по пройденной теме | 2 | - | 2 | | |
29. | 01.04.2021 | Обобщающие, итоговое занятие Геометрические фигуры. | 2 | - | 2 | |
05.04.2021 | Панно. «Страна Геометрия» (аппликация). | 2 | 1 | 1 | | |
30 | 08.04.2021 | Знакомство с геометрическими телами | 2 | 1 | 1 | |
12.04.2021 | Геометрическое тело. Письменное задание | 2 | 1 | 1 | | |
31 | 15.04.2021 | Куб. Знакомство с геометрической объёмной фигурой – куб. | 2 | - | 2 | |
19.04.2021 | Параллелепипед. Знакомство с геометрической объёмной фигурой – параллелепипед Игровая программа. День космонавтики. | 2 | - | 2 | | |
32 | 22.04.2021 | Шар Знакомство с геометрической объёмной фигурой | 2 | - | 2 | |
26.04.2021 | Знакомство с пирамидой как с геометрическим телом | 2 | - | 2 | | |
33 | 29.04.2021 | Знакомство с осевой или зеркальной симметрией | 2 | - | 2 | |
06.05.2021 | Знакомство с центральной симметрией | 2 | - | 2 | | |
34 | 13.05.2021 | Построение симметричных мозаик | 2 | - | 2 | |
17.05.2021 | Игровая программа «Дорога к Победе». Изготовление открыток для ветеранов | 2 | - | 2 | | |
35 | 20.05.2021 | Обобщающее занятие. Итоговое занятие «Праздник Геометрии» | 2 | - | 2 | |
24.05.2021 | Текущий контроль Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | | |
36 | 27.05.2021 | «Путешествие по Стране Геометрии». Подведение итогов. Награждение учащихся | 2 | - | 2 | |
31.05.2021 | Экскурсия | 2 | - | 2 | | |
Итого: 144 | 28 | 116 | |
Содержание занятий
Комплектование групп
Раздел 1. Ведение в программу
Теория: Задачи и содержание занятий в учебном году. Экскурсия по ЦДТТ. Галерея наук. ЗОЖ.
Практика: Экскурсия за природным материалом. Тестирование на развитие математических способностей, выявление интересов учащихся.
Материально-методическое обеспечение: программа, раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши.
Рекомендуемая форма работы: беседа, экскурсия, практическая работа.
Раздел 2. Королевство точек.
Теория: Знакомство со сказочной страной «Геометрия»
«Геометрия», что оно обозначает
Практика: Геометрическое понятие точка
Геометрическое понятие точка. Письменное задание на закрепление теоритического материала. Письменное упражнение.
Текущий контроль: Контрольное занятие
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Раздел 3. Королевство линий
Теория: История сказочной страны Геометрии. Точка. Линия. Прямая. Пересекающиеся прямые. Работа с бумагой. Правила ТБ при работе с ножницами. Прямые и кривые линии. Вертикальная линия. Горизонтальная линия. Кривые линии. Прямая. Отрезок. Луч. Длина отрезка.
Практика: Письменные упражнения на закрепление теоретического материала. Плетение закладки. Рисунок «Королевство линий». Работа с проволокой: изготовление фигурок людей, животных, птиц контуров автомобиля самолета, ракеты. Письменные упражнения на развитие логического мышления. Оформление выставки работ по пройденной теме.
Текущий контроль: Творческое контрольное занятие «Путешествие Точки по Королевству линий».
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши, линейки, акварельные краски, кисти, альбомы для рисования, проволока.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Раздел 4. Королевство углов
Теория: Угол. Вершина угла. Стороны угла. Сравнение углов: больше, меньше, одинаковые. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Ломаная линия. Работа с бумагой. Гофрировка.
Практика: Письменные упражнения на закрепление теоретического материала. Письменные упражнения на развитие логического мышления. Изготовление веера, гармошки, бабочки. Оформление выставки работ по пройденной теме.
Текущий контроль: Творческое контрольное занятие «Углы и уголочки».
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши, линейки, акварельные краски, кисти, альбомы для рисования, ножницы.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Раздел 5. Королевство треугольников
Теория: Треугольник. Стороны треугольника. Вершины треугольника. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равнобедренный треугольник. Геометрический орнамент: правила расположения составляющих.
Практика: «Скоро, скоро Новый год!» Изобретение елочных украшений на основе геометрической фигуры - треугольника. Панно «Елка чудес». Изготовление маски из бумаги. «Мастерская деда Мороза»: изготовление гирлянд, игрушек на елку. Украшение кабинета. «Снежная красавица»: лепка снежной бабы. Экскурсия на выставку ДДТ «Новогодние фантазии». Оригами. Базовая форма «Треугольник»: поделка “Лис”, поделки «Собачка» и «Котик». Рисунок «Мои четвероногие друзья». Панно «Королевство треугольников». Аппликация «Треугольник. Узор в полосе».
Составление треугольника из дидактического материала. Письменные упражнения на закрепление теоретического материала. Письменные упражнения на развитие логического мышления. Оформление выставки работ по пройденной теме.
Текущий контроль: Творческое контрольное занятие «Путешествие Точки по Королевству Треугольников».
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши, линейки, акварельные краски, кисти, альбомы для рисования, клей ПВА, цветная бумага, ножницы.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Раздел 6. Королевство четырёхугольников
Теория: Четырехугольник. Вершины четырехугольников. Стороны четырехугольников. Прямоугольник. Квадрат. Ромб. Работа с дидактическим материалом. Взаимопереход «квадрат-ромб-квадрат». Четырехугольник. Диагональ.
Практика: Письменные упражнения на развитие логического и абстрактного мышления, на закрепление темы занятия. Оригами. Изготовление из бумаги модели «Истребитель». «Слава Армии родной!» Веселые старты для мальчиков «А ну-ка, мальчики!» Изготовление поздравительной открытки для пап к 23 февраля. Оригами. Базовая форма «Дом»: изготовление поделки «Домик» из бумаги. Рисунок «Сказочная избушка». Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта. «Поздравляем наших мам!» Конкурсная программа для девочек «Юные помощницы». Панно «Королевство четырехугольников». Геометрический орнамент. «Узор в квадрате» (с использованием осевых линий). Оригами. Базовая форма «Треугольник». Изготовление поделок из бумаги: домик с крыльцом, домик с трубой. Панно «Город веселых мастеров». Оформление выставки работ по пройденной теме.
Текущий контроль: Творческое контрольное занятие «Путешествие Точки по Королевству Четырёхугольников».
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши, линейки, акварельные краски, кисти, альбомы для рисования, клей ПВА, цветная бумага, ножницы.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Раздел 7. Круглое королевство
Теория: Круг. Окружность. Центр окружности. Радиус окружности. на закрепление темы занятия.
Практика: Работа с пластилином. Изготовление поделок: яблоко, цыпленок, вишня, снеговик. Письменные упражнения на закрепление темы занятия. Панно «Круглый город». Геометрический орнамент «Узор в круге с использованием осевых линий». Изготовление поделки из бумаги «Фонарик из одного круга». Оформление выставки работ по пройденной теме.
Текущий контроль: Творческое контрольное занятие «Путешествие Точки по Круглому Королевству». Текущая аттестация учащихся
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши, линейки, акварельные краски, кисти, альбомы для рисования, клей ПВА, цветная бумага, ножницы.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Раздел 8. Страна Геометрия
Практика: «Жители страны Геометрии» - построение человечков из плоских геометрических фигур. Моделирование автомобиля из плоских геометрических фигур. Панно. «Страна Геометрия» (аппликация).
Текущий контроль: «Путешествие по Стране Геометрии». Подведение итогов. Награждение учащихся
Материально-методическое обеспечение: раздаточный материал, дидактический материал, тетради, цветные и простые карандаши, линейки, акварельные краски, кисти, альбомы для рисования, клей ПВА, цветная бумага, ножницы.
Рекомендуемая форма работы: беседа, игра, практическая работа.
Ожидаемые результаты обучения
Личностными результатами изучения геометрии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения геометрии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий. Элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
По окончании обучения по программе «Геометрия для малышей» учащиеся:
- знают геометрические понятия, геометрические фигуры; основы цветоведения (основные, теплые и холодные цвета);
- воспроизводят по памяти внешний вид и свойства фигуры (предмета);
- угадывают предмет (фигуру) по словесному описанию свойств и признаков;
- обнаруживают геометрические образы в окружающей среде;
- используют мерку при сравнении предметов по величине;
располагают предметы в порядке возрастания или убывания какого-либо свойства и делают соответствующие выводы;
- составляют сюжетный рассказ на заданную тему;
- умеют пользоваться палитрой;
- знают и применяют правила пользования ножницами, чертёжными инструментами, красками, кистями, клеем;
- соблюдают правила ТБ при работе с ножницами, клеем, чертёжными инструментами.
Ресурсное обеспечение программы
содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
сочетание разных форм занятий;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в выставках и олимпиадах);
инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребёнка формировать свои подходы к процессу моделирования.
Материально-техническое обеспечение
Учебные столы и стулья Выставочные стенды Белая бумага Цветная бумага тонкая Цветная бумага плотная Двухсторонняя цветная бумага Цветной картон Пластилин Проволока Природный материал Коробки для обрезков Компьютер Проектор Экран | Линейки Треугольники Простые карандаши Цветные карандаши Клей-карандаш Тетради в крупную клетку Фломастеры Трафареты Клеенки Ножницы Клей ПВА Кисточки для клея Бумажные салфетки Коробочки для мусора Магнитофон Фонотека |
Информационное обеспечение
Информационные ресурсы для педагога
Васильева – Гангнус Л. П. Урок занимательного труда. 5-е изд.-М.: Педагогика, 2015.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся./М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2014.
Игра, творчество, развитие – Обнинск: «Интерколледж», 2014.
Развитие техничсекого творчества младших школьников: Кн. для учителя/ П. Н. Андрианов, М. А. Глазунова и др. под ред. П. Н. Андрианова. – М.: Просвещение, 2011.
http://ten2x5.narod.ru/biblio/st_geom.htm
http://www.kind-land.ru/raskraski/geometry-dla-malishej/
http://www.babyroom.narod.ru/prezent6.html
http://www.7ya.ru/article/geometricheskie-golovolomki-dlya-malyshej/
http://www.rebionok.ru/ranneerazvitiedetey/40-ranee-razvitie/197-geometrija-forma-predmetov.html
http://www.mp3-kniga.ru/bibliofil/zhitomir-geometriya.htm
http://dob.1september.ru/2001/01/3.htm
http://steshka.ru/shkola-semi-gnomov-skachat-besplatno
Информационные ресурсы для детей и родителей
Васильева – Гангнус Л. П. Урок занимательного труда. 5-е изд.-М.: Педагогика, 2015.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся./М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2014.
Игра, творчество, развитие – Обнинск: «Интерколледж», 2014.
Развитие техничсекого творчества младших школьников: Кн. для учителя/ П. Н. Андрианов, М. А. Глазунова и др. под ред. П. Н. Андрианова. – М.: Просвещение, 2011.
http://ten2x5.narod.ru/biblio/st_geom.htm
http://www.kind-land.ru/raskraski/geometry-dla-malishej/
http://www.7ya.ru/article/geometricheskie-golovolomki-dlya-malyshej/
http://www.rebionok.ru/ranneerazvitiedetey/40-ranee-razvitie/197-geometrija-forma-predmetov.html
http://www.mp3-kniga.ru/bibliofil/zhitomir-geometriya.htm
http://steshka.ru/shkola-semi-gnomov-skachat-besplatno
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ГЕОМЕТРИЯ»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. Массовая и воспитательная работа | |||
1.1. | «День знаний» для обучающихся ОО города Заречного | 01.09.2020 | Сердечная Ю.А. |
1.2. | Минутки дорожной безопасности «Внимание - дорога!» в рамках проведения целевого профилактического мероприятия «Внимание, дети!» | Сентябрь | Сердечная Ю.А. |
1.3. | Информационная пятиминутка «День командира» ко Дню командира надводного, подводного и воздушного корабля | 08.10.2020 | Сердечная Ю.А. |
1.4. | Информационно-познавательная программа ко Дню народного единства «Наша сила в единстве» | Ноябрь | Сердечная Ю.А. |
1.5. | Патриотический час «7 ноября - День воинской славы России. День проведения парада на Красной площади в Москве» | Ноябрь | Сердечная Ю.А. |
1.6. | «Неделя техники» для учащихся ЦДТТ и обучающихся школ города | Декабрь | Сердечная Ю.А. |
1.7. | Беседа «День неизвестного солдата» | Декабрь | Сердечная Ю.А. |
1.8. | Патриотический час «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» | Январь | Сердечная Ю.А. |
1.9. | Интерактивная информационно-познавательная программа ко дню детских изобретений | Январь | Сердечная Ю.А. |
1.10. | Военно-патриотический месячник «Твои защитники, Россия», посвящённый Дню защитника Отечества (по отдельному плану) | Февраль | Сердечная Ю.А. |
1.11. | Информационно-познавательный час «Живая память», посвящённый Дню памяти воинов-интернационалистов в рамках военно-патриотического месячника | Февраль | Сердечная Ю.А. |
1.12. | Патриотический час «Мы вместе! Крым и Россия», к Дню воссоединения Крыма и России | Март | Сердечная Ю.А. |
1.13. | 60-летие полёта в космос Ю.А. Гагарина. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» | Апрель | Сердечная Ю.А. |
1.14. | Патриотический час «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» | Май | Сердечная Ю.А. |
1.15. | Профилактические беседы в объединениях «Правила дорожного движения» с привлечением инспектора ДПС отделения ГИБДД МО МВД России по ЗАТО Заречный Пензенской области | В течение года | Сердечная Ю.А. |
2. Участие в мероприятиях различного уровня | |||
2.1. | Городской конкурс тематических рисунков и поделок по дорожной безопасности среди детей МДОУ, учащихся школ и учреждений дополнительного образования г. Заречного «Люди, вы в ответе за происшествия эти!» | Октябрь | Сердечная Ю.А. |
2.2. | ХХXVI городская олимпиада по НТМ и К среди учащихся 2-4-х классов школ г.Заречного | Февраль | Сердечная Ю.А. |
3. Мероприятия, направленные на профессиональное воспитание | |||
3.1. | Встречи с профессионально состоявшимися людьми | в течение года | Сердечная Ю.А. |
3.2. | Цикл бесед «Профессии настоящего и будущего» | в течение года | Сердечная Ю.А. |
3.3. | Подготовка к участию в мероприятиях | в течение года | Сердечная Ю.А. |
4. Диагностика учащихся | |||
4.1. | Входная диагностика | Сентябрь | Сердечная Ю.А. |
4.2. | Промежуточная диагностика | Май | Сердечная Ю.А. |
4.3. | Текущая диагностика | в течение года | Сердечная Ю.А. |
5. Мероприятия, направленные на формирование здоровьесберегающей среды | |||
5.1. | Акция «Сурский край - без наркотиков!» (по отдельному плану) | Август- сентябрь | Сердечная Ю.А. |
5.2. | Информационный час "Говорим здоровью - ДА!" | Февраль | Сердечная Ю.А. |
5.3. | Акция по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся МАОУ ДО ЦДТТ "Думай до, а не после…" | Март | Сердечная Ю.А. |
5.4. | Декада правовых знаний "Я выбираю" | Апрель | Сердечная Ю.А. |
5.5. | Беседы о здоровом образе жизни | ежемесячно | Сердечная Ю.А. |
5.6. | Беседы о технике безопасности, охране труда | ежемесячно | Сердечная Ю.А. |
6. Индивидуальная работа с родителями | |||
6.1. | Организация индивидуальных встреч с родителями будущих учащихся МАОУ ДО ЦДТТ | Сентябрь | Сердечная Ю.А. |
6.2. | Родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника» | Сентябрь | Сердечная Ю.А. |
6.3. | Педагогический всеобуч «Роль и ответственность семьи в воспитании ребёнка» | Ноябрь | Сердечная Ю.А. |
6.3. | Анкетирование родителей по обучению детей ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма | Март | Сердечная Ю.А. |
6.4. | Родительское собрание «Воспитание у детей здоровых привычек» | Апрель | Сердечная Ю.А. |
6.5. | «По ступенькам творчества к вершинам мастерства» встреча родителей учащихся Центра с педагогами ЦДТТ | Апрель | Сердечная Ю.А. |
6.6. | Консультация для родителей «Внимание: летние каникулы!»-информирование родителей о правилах безопасности в летний период | Май | Сердечная Ю.А. |
6.7. | Организация и проведение в ЦДТТ индивидуального консультирования и групповой работы с родителями в целях профилактики наркомании, табакокурения, употребления алкоголя | в течение года | Сердечная Ю.А. |
6.8. | Индивидуальные беседы | в течение года | Сердечная Ю.А. |
6.9. | Оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания детей | в течение года | Сердечная Ю.А. |
6.10. | Изучение социального статуса семей учащихся объединения | в течение года | Сердечная Ю.А. |
6.11. | Привлечение родителей к участию в работе объединения, организации соревнований, массовых мероприятий МАОУ ДО ЦДТТ | в течение года | Сердечная Ю.А. |
Методическая работа и повышение квалификации
диагностика стартового уровня учащихся;
мониторинг развития учащихся;
регулярное самообразование и повышение своей педагогической квалификации через чтение профильной методической литературы, прохождение курсов, посещение открытых занятий педагогов дополнительного образования, посещение городских обучающих семинаров.
Воспитательная и организационно-массовая работа
в объединении «Геометрия»
в 2020-2021 учебном году
№ | Наименование | Дата проведения |
1 | День открытых дверей «Наш Центр вчера, сегодня, завтра». «Путешествие в страну техники» - познавательная программа | сентябрь |
2 | «Экскурсия в Галерею наук» для учащихся объединения | сентябрь |
3 | Игровая познавательная программа среди учащихся «Наш друг - светофор» | сентябрь |
4 | Экскурсия на выставку поделок по пожарной и дорожной безопасности «Люди, вы в ответе за происшествия эти!» | октябрь |
5 | Тематическая беседа «01» «101» по правилам пожарной безопасности | октябрь |
6 | Беседа-викторина «Наша родина - Россия» | ноябрь |
7 | Игровая программа «Волшебный мир Техностраны» | декабрь |
8 | Конкурсно – развлекательная программа «Мастерская Деда Мороза» | декабрь |
9 | Участие в акции «Чистое слово» | январь |
10 | Развлекательная программа «А ну-ка, мальчики!», посвященная Дню защитника Отечества | февраль |
11 | Конкурсная программа «Юные помощницы», посвященная 8 марта | март |
12 | Познавательная программа «Космическое путешествие», посвященная Дню Космонавтики | апрель |
13 | Беседа «Великая Победа», посвященная 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне | май |
Работа с родителями
Сроки | Наименование мероприятия |
Сентябрь | Встреча с учащимися объединения и их родителями |
Октябрь | Экскурсия для родителей и детей на выставку поделок по дорожной и пожарной безопасности «Люди, вы в ответе за происшествия эти!» |
Ноябрь | Привлечение родителей к акции «Здоровым быть здорово!» |
Декабрь | Приглашение родителей на традиционную «Неделю техники» |
Привлечение родителей к проведению новогодних мероприятий для учащихся Центра | |
Февраль | Приглашение родителей для участия в конкурсной программе «А ну – ка, мальчики!», посвященная Дню защитника Отечества |
Март | Приглашение родителей для участия в праздничной конкурсной программе «Юные помощницы», посвященной Международному женскому дню |
Май | Предоставление родителям информации о результатах обучения детей по итогам учебного года |
Методическая работа и повышение квалификации
Диагностика стартового уровня учащихся (на начало учебного года).
Мониторинг развития учащихся. Регулярное самообразование и повышение своей педагогической квалификации через чтение методической литературы по профилю, посещение открытых занятий педагогов дополнительного образования, посещение городских обучающих семинаров.
Курсы повышения квалификации.
4. Участие в работе методического объединения и совместных проектах по изготовлению работ на выставки городского и областного уровней.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята Утверждаю:
Педагогическим советом Директор МАОУ ДО ЦДТТ
МАОУ ДО ЦДТТ ____________В.М. Волкова
Протокол №1 от «28» августа 2020г.
Рабочая программа
дополнительного образования
технической направленности
«Геометрия для малышей»
первого года реализации
Составитель: педагог дополнительного образования Сердечная Юлия Александровна |
г. Заречный
Пензенская область
2020 г.