Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»

2
0
Материал опубликован 2 August


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Рабочая программа

дополнительного образования

по курсу

«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»

для 9 класса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2023– 2024 уч. год

Структура рабочей образовательной программы курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса:

Пояснительная записка

Содержание учебного материала по курсу

Требования к уровню подготовки выпускников

Календарно-тематическое планирование

УМК и дополнительная литература по курсу

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Примерная программа (основно­го) общего образования по русскому языку //Примерные программы по учебным предметам. М.: «Просвещение», 2011.

Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского по курсу «Русский язык» //Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: «Просвещение», 2019.

Учебный план МБОУ Мошковская СОШ 1 на 2021-2022уч. год.

Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение курса «За страницами учебника русскогоязыка» по учебному плану МБОУ Мошковская СОШ 1 на 2021-2022 уч. год (34 часа).

Общая характеристика курса

Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе повторения и систематизации знаний об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.

Содержание обучения русскому языку в рамках курса «За страницами учебника русского языка» отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этимформируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 

Цели обучения

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

обобщениезнаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

актуализацияуменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

Содержание учебного материала по курсу

 

Фонетика

Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов попроисхождению и употреблению. Лексический анализ.

Морфемикаи словообразование

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова Основные способы словообразования.Словообразовательный анализ слова.

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи. Служебные частиречи. Морфологический анализ слова.

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях. Предложение.Грамматическая (предикативная) основа предложения.Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.Распространенные инераспространенные предложения. Полные и неполные предложения.Осложненное простое предложение.Сложное предложение.Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Сложныепредложения сразными видами связи между частями.Способы передачи чужой речи.Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.

Орфография

Понятие об орфограмме. Основные принципы русской орфографии. Употребление гласных букв И /Ы, А /Я, У /Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О /Е (Е) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи (кроме - Н -/- НН-). Правописание - Н - и - НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов.Слитное, дефисное, раздельноенаписание слов различных частей речи.Орфографический анализ.

Пунктуация

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленныхобстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания при прямойречи, цитировании.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ.

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционнаяцелостность текста.

Средства связипредложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи.

Отбор языковых средств в текстев зависимости оттемы, цели, адресата иситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Языковые нормы

Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические).

Выразительность русской речи

Анализ средств выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей ижанров.

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

создавать тексты различных стилей и жанров;

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

 

Тема урока

Дата

Кол-во часов

1

Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

 

1

2

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

 

1

3

Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

 

1

4

Фразеологические обороты

 

1

5

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова

 

1

6

Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова

 

1

7

Самостоятельные части речи

 

1

8

Служебные части речи

 

1

9

Морфологический анализ слова

 

1

10

Словосочетание

 

1

11

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

 

1

12

Двусоставные и односоставные предложения

 

1

13

Сложное предложение. Виды сложных предложений

 

1

14

Способы передачи чужой речи.

 

1

15

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов.

 

1

16

Правописание суффиксов различных частей речи.

 

1

17

Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий.

 

1

18

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание служебных слов.

 

1

19-21

Знаки препинания в простом осложненном предложении

 

2

22

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

 

1

23

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

 

1

24

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

 

1

25

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

 

1

26

Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях.

 

1

27

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте

 

1

28-29

Стили и функционально -смысловые типы речи. Создание текстов различных стилей и функционально -смысловых типов речи.

 

2

30

Выразительность русской речи. Анализ средств выразительности. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

 

1

31

Орфоэпические нормы.

 

1

32

Лексические нормы.

 

1

33

Грамматические нормы.

 

1

34

Резерв.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Контроль используется для оценки степени достижения цели и планируемых результатов обучения.


 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля результатов обучения

знать:

- основные функции языка;

-основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;

-основные нормы русского литературного языка

уметь:

-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости

содержания и языкового оформления;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности,

уместности употребления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных

стилей русского языка;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни;

-извлекать необходимую информацию из различных источников;

-владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

-применять на практике грамматические нормы русского литературного языка;

-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского

литературного языка;

-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

-формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

-определять позицию автора;

-высказывать свою точку зрения, уметь убедительно её доказать, приводя не менее

двух аргументов из жизни или прочтенных произведений;

-уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

Текущий контроль в форме:

Игровые задания;

Тестирование;

Конкурсы;

Работа с текстами;

Работа с карточками;

Кроссворды;


 

Итоговый контроль в форме:

-вопросы для любознательных

 

Литература для учащихся

11. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 2016.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2015.

13. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 2017.

14. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 2015

15.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 2016.

16.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 2017.

17. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2014.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

www.vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=97

репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

http://vip.km.ru/vschool

репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);

www.1c.ru/repetitor

программа «1 С образование школа 4»

 

 


 

 

УМК и дополнительная литература по курсу

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М.: «Просвещение», 2019.

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс. - М.: «Просвещение», 2019.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: «Дрофа», 2006.

Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: «Просвещение», 2006.

Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. 9 класс. Под ред. Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону: «Экзамен», 2021.

Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. М.: «Просвещение», 2021.

7.Леля Мальцева: ОГЭ. Русский язык. 9 класс. Тематический тренинг .Издатель

Ростов-на-Дону .Народное образование .Москва. 2020


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации