Программа элективного курса «Избранные вопросы алгебры» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________Г.А.Симахина
Приказ №____________
от «__»__________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Избранные вопросы алгебры»
на 2017/2018 учебный год
8 «Б» класс
Разработчик:
Лисицына Елена Федоровна,
учитель математики.
Рассмотрена на заседании кафедры физико-математических дисциплин Протокол № _____ от «___»________ 20___г. |
Утверждена педагогическим советом Протокол № ______ от «___» _________ 20___г. |
Бийск
2017
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа среднего (полного) общего образования по математике.
Статус программы: рабочая программа элективного учебного предмета «Избранные вопросы алгебры»
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «Гимназия №11» программа определяет приоритеты в содержании среднего (полного) общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «Гимназия №11» программа является основанием для определения качества реализации среднего (полного) общего математического образования.
Категория обучающихся: учащиеся 8 Б класса (физико- математического профиля) МБОУ « Гимназия №11»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: тематические самостоятельные работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Избранные вопросы алгебры» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом №1089 Министерства образования России от 05.03.2004 года;
- учебного плана МБОУ «Гимназия №11» на 2017- 2018 учебный год;
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11»;
- авторской программы: элективного курса «Избранные вопросы алгебры» (Учебный курс для учащихся 8классов) Лисицыной Е.Ф. (рецензия ГОУВПО «БПГУ» от 29.06.2008г.).
- основной образовательной программы МБОУ «Гимназия 11».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Актуальность данного курса заключается в том, что изучение вопросов, заявленных в программе, позволяет восполнить некоторые пробелы в содержании школьного курса алгебры 8 класса, придать ему большую целостность, расширить представления учащихся об изучаемом материале.
Цель курса: создать условия для успешного мотивированного выбора учащимися 8-ых классов математического профиля обучения через освоение знаний, предусмотренных программой курса, развитие умений решать задачи повышенной сложности, что будет способствовать воспитанию качеств творческой личности.
В процессе обучения предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи курса:
способствовать расширению и обобщению знаний учащихся по основным вопросам алгебры 8 класса;
познакомить учащихся с интересными вопросами алгебры, не рассматриваемыми в школьном курсе, но тесно к нему примыкающими;
формировать устойчивый интерес к предмету и развивать математическую культуру учащихся.
Основные принципы отбора и структурирования материала:
доступность для учащихся теоретического материала;
подбор заданий по принципу нарастания сложности;
включение в практические задания курса экзаменационных заданий прошлых лет для 8-х математических и физико-математических классов.
Данный практико-ориентированный курс предполагает использование разных форм обучения: лекций, семинаров-практикумов, представлений результатов выполнения индивидуальных творческих заданий для совместного обсуждения. Для освоения программы курса рекомендуется применять такие методы обучения, как эвристический, частично-поисковый, исследовательский, а также сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Методы обучения: эвристический, исследовательский.
Форма обучения: классно-урочная (коллективная).
Предполагаемые результаты: повышение качества знаний учащихся и, как следствие, увеличение возможностей в выборе ВУЗа для продолжения образования.
Инструментарий для оценивания результатов: критерии оценок соответствуют стандартным нормам оценок по математике.
Контроль: при проведении занятий по данной программе предполагается использовать три вида контроля: внешний, взаимный и самоконтроль. Причем, последний является наиболее важным. При самоконтроле используются следующие приемы: сверка с образцом (ответом); решение обратной задачи; решение задачи различными способами. Контроль осуществляется через констатацию личных достижений учащихся. После изучения каждой темы предполагается проведение самостоятельной работы (Приложение 1).
Реализация программы осуществляется через пользование УМК:
-
Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. Учебник для классов с углубленным изучением математики.
Звавич Л. И., Рязановский А.Р. Алгебра. 8 кл.: Задачник для классов с углубленным изучением математики
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекция |
Практика |
||||
1. |
Многочлены от одной переменной |
5 |
1 |
4 |
Самостоятельная работа |
2. |
Множества |
6 |
2 |
4 |
Самостоятельная работа |
3. |
Элементы теории делимости |
10 |
3 |
7 |
Самостоятельная работа |
4. |
Алгебраические уравнения |
9 |
2 |
7 |
Самостоятельная работа |
5. |
Неравенства |
5 |
1 |
4 |
Самостоятельная работа |
Всего: |
35 |
9 |
26 |
Содержание изучаемого курса
Многочлены от одной переменной.
Арифметические операции над многочленами, в том числе деление многочлена на многочлен с остатком. Разложение многочленов на множители разными способами. Многочлены от нескольких переменных. Представление рациональной дроби в виде суммы простых дробей.
2.Множества.
Множества и операции над ними. Способы задания множеств. Пустое множество. Круги Эйлера. Бесконечные числовые множества и их свойства.
3. Элементы теории делимости.
Делимость чисел. Деление с остатком. Основная теорема арифметики натуральных чисел.
4. Алгебраические уравнения.
Уравнения высших степеней. Уравнения с модулями. Иррациональные уравнения. Уравнения с параметром.
5. Неравенства.
Линейные и квадратичные неравенства. Неравенства с параметром. Доказательство неравенств.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание материала |
Контроль |
Оборудование |
||||
Кол - во часов |
Сроки |
|||||||
1 |
Многочлены от одной переменной |
5 |
Арифметические операции над многочленами с одной переменной. Деление многочлена на многочлен. Многочлены от нескольких переменных. Представление рациональной дроби в виде суммы простых дробей. |
Самостоятельная работа |
компьютер, раздаточный материал, проектор |
|||
2 |
Множества |
6 |
Множества и операции над ними. Способы задания множеств. Пустое множество. Круги Эйлера. Бесконечные числовые множества и их свойства. |
Самостоятельная работа |
раздаточный материал |
|||
3 |
Элементы теории делимости |
10 |
Делимость чисел. Деление с остатком. Основная теорема арифметики натуральных чисел. |
Самостоятельная работа |
раздаточный материал |
|||
4 |
Алгебраические уравнения |
9 |
Уравнения высших степеней. Уравнения с модулями. Иррациональные уравнения. Уравнения с параметром. |
Самостоятельная работа |
компьютер, раздаточный материал, проектор |
|||
5 |
Неравенства |
5 |
Линейные и квадратичные неравенства. Неравенства с параметром. Доказательство неравенств. |
Самостоятельная работа |
раздаточный материал |
Методические рекомендации по реализации программы
Основой организации учебной деятельности школьников является:
проблемное изложение материала с использованием лекционной формы работы;
выделение ключевых вопросов в содержании и эвристический характер их рассмотрения;
создание открытых проблемных ситуаций;
большой объём самостоятельной и индивидуальной работы;
дифференциация контроля усвоения содержания программы.
Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать раздаточный материал и мультимедиа ресурсы.
Изучение каждой темы должно заканчиваться проверочной работой, которая может быть составлена на основе материалов разнообразных сборников.
Планируемые результаты
В результате изучения данного элективного курса ученик должен
знать/понимать
алгоритмы и формулы для решения уравнений первой и второй степени; уравнений высших степеней;
основные приемы и методы решения уравнений с параметрами;
определение множества, подмножества и операций над ними;
свойства и признаки делимости чисел;
основные приемы и методы доказательства неравенств.
Уметь
определять тип уравнения и метод его решения;
применять различные методы решения уравнений и неравенств;
решать уравнения высших степеней;
выполнять основные операции над множествами;
применять свойства делимости чисел при решении задач.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
1 |
Алгебра. 8 класс. Учебник для классов с углубленным изучением математики. |
Мордкович А.Г. |
Москва, «Мнемозина» |
2004 |
2 |
Алгебра: Доп. главы к школьному учебнику 8 класса |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. |
Москва, «Просвещение» |
2004 |
3 |
Алгебра. 8 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики. |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. |
Москва, «Мнемозина» |
2004 |
4 |
Сборник задач по алгебре 8-9. |
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. |
Москва, «Просвещение» |
2001 |
5 |
Практикум по решению задач повышенной трудности. |
Смышляев В.К. |
Москва, «Просвещение» |
1987 |
6 |
Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. |
Под ред. Шестакова С.А. |
Москва, «Аст-Астрель» |
2004 |
7 |
Алгебра. 8 кл.: Задачник для классов с углубленным изучением математики |
Звавич Л. И., Рязановский А.Р. |
Москва: Мнемозина |
2005 |
8 |
Дидактические материалы по алгебре для 8 кл. с углубл. изучением математики. |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. |
Москва: Просвещение |
2002 |
9 |
Многочлены
|
Табачников С.Л. |
Москва: ФАЗИС |
2000 |
10 |
Факультативный курс по математике 7 - 9 |
И. Л. Никольская |
Москва: Просвещение |
1991 |
11 |
Квадратные и иррациональные уравнения |
П. А. Буданцев |
Москва: Просвещение |
1956 |
Приложение 1
Самостоятельные работы
Многочлены от одной переменной
Множества (домашняя самостоятельная работа)
Элементы теории делимости (домашняя самостоятельная работа)
Алгебраические уравнения (домашняя самостоятельная работа №1)
Алгебраические уравнения (домашняя самостоятельная работа №2)
Неравенства (домашняя самостоятельная работа)