12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена797
Россия, Волгоградская обл., Калач - на - Дону
Материал размещён в группе «Педсовет»
3

Рабочая программа элективного курса «Конституционное право России» предмет: обществознание (базовый уровень) для 10 класса

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа »

г. Калача – на – Дону Волгоградской области

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического

объединения учителей истории, географии и обществознания

протокол №__ от ____2022 г.

Руководитель МО

_________


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по

учебно-воспитательной работе

________________ 2022 г.

_________ 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

____________ 2022 г.

____________


Рабочая программа

элективного курса

 «Конституционное право России»

предмет: обществознание (базовый уровень)

для 10 класса


Составитель: учитель истории

Е. С. Шевченко


г. Калач – на – Дону  2022

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО  РОССИИ»

                                                                          

Пояснительная записка


              Рабочая программа элективного курса  «Конституционное право России» предназначена для учащихся 16 -18 лет (11 классов) общеобразовательной школы. Она разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).

- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).

          Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по предмету «Обществознание». Преподавание этого модуля окажет большую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цели:

1. Создать условия для развития правовой  культуры  выпускников.

2. Создать условия для  усвоения выпускниками  основных понятий и норм Конституционного права РФ.

3. Сформировать основные умения  выпускников по применению норм Конституционного права в решении жизненных ситуаций.

4. Воспитать у учащихся уважение к правам человека, закону, нетерпимости к коррупции и элементам  составляющим ее и др .

Задачи курса:

1. Познакомить  учащихся с основами Конституционного права, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

2. Привитие  учащимися навыков и умений работы в области защиты своих прав.

З. Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

4. Воспитание ответственности за собственное благополучие.
5. Развитие  у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более глубокого осмысления правовой  действительности.
6. Развитие  умения  самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий.
7. Воспитание   патриотизма и гражданственности, социальной ответственности.

8. Воспитание   современного правового сознания.

9. Развитие  правового мышления школьников на базе материалов модуля.

  ОСОБЕННОСТИ КУРСА.

    На сегодняшний день Конституционное право стало правом повседневной жизни, регулирующим сферу обычных социальных отношений, касающихся всех индивидов, от рождения до смерти. Конституционного права как основная отрасль права имеет огромное значение для всех сторон жизни современного общества, особенно в современных международных условиях для России,  переоценке ценностей и переформатирования  всех видов общественных отношений российского общества. Это обусловлено важностью и широтой тех общественных отношений, которые являются предметом Конституционного права, разработанностью его норм и их повседневным практическим применением.

        Конституционное право - это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют основные  отношения  граждан и государства, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных интересов (прав и свобод), обязанностей, взаимных договоренностей и их исполнения. Конституционное право, как определенная система правовых норм, регулирует наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы всех без исключения людей, проживающих на территории Российской Федерации, интересы общества и государства. Основу данных отношений составляют отношения, возникающие во всех сферах жизнедеятельности российского общества от момента рождения и до кончины гражданина государства.

Общественные отношения, регулируемые Конституционным  правом  для гражданина можно разделить на три группы - это гражданские права (естественные, неотчуждаемые),  социально – экономические и культурные права, политические права. Конституционное право обладает функциями: регулятивная (направлена на создание порядка) и охранительная (направлена на защиту).

    Знание основ  Конституционного права РФ  позволяет нам находить выход из сложных ситуаций.

        В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль играет правовое образование граждан, а, следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов, модулей.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальность программы определяется тем, что выпускник должен знать и понимать  роль и значение права в своей жизни, жизни других людей  и уметь защитить себя, отстоять свои права.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность;

- научность;

- доступность;

- возможность практического применения полученных знаний на практике в ходе решения предложенных ситуаций и задач.

Данный курс дает учащимся сведения теоретического и практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства (Конституционного права РФ).

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: ученики 16-18 лет

Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию  у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ - углубленный.

Объем программы: 34 часа.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма обучения: очная, групповая.

Состав учащихся: постоянный.

Особенности набора: обязательный.

Режим занятий: 34 часа в год – 1 час в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ   «КОНСТИТУЦИОННОЕ  ПРАВО  РОССИИ»



п/п

Наименование
раздела (темы)
учебной
дисциплины

Количество часов

Форма работы


Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)


1- 4

Конституционное право в
системе
российского
права

4

2 теория (лекция)


2 практика (работа с текстом)

-уметь различать и объяснять соотношение конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;
-демонстрировать понимание места и роли конституционного права в системе российского права;
-владеть основными категориями конституционного права;
-уметь определять предмет конституционного права;
-понимать значение и место науки конституционного права в системе правовых наук,
и демонстрировать знание ее предмета, системы, источников. Определять закономерности развития науки.

5-8

Конституция
Российской
Федерации и ее
развитие.

4

2 теория (лекция)


2 практика (работа с текстом)

- формулировать понятие конституции, раскрывать ее сущность;
- выделять основные этапы развития российской конституции и давать им характеристику;
- характеризовать особенности разработки, обсуждения и принятия Конституции 1993г.;
- формулировать юридические свойства Конституции, демонстрировать знание их содержания;
- владеть навыками обобщения, анализа информации о российской Конституции,
проблемах ее реализации;
- воспитывать уважение к Конституции РФ.

9-18

Основы
конституционно
го строя
Российской
Федерации

10

6 теория (лекция)

4 практика (работа с текстом КРФ – отдельными главами и положениями)

- Федеративное устройство России

- Конституционные основы системы органов государственной власти в
Российской Федерации

- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации

- Президент Российской Федерации

- Федеральное Собрание Российской Федерации

- Правительство Российской Федерации

- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

- Конституционный Суд Российской Федерации

- Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

- владеть навыками обобщения, анализа информации о российской Конституции,
проблемах ее реализации;
- воспитывать уважение к Конституции РФ.

19-20

Промежуточный контроль по темам: 1. Конституционное право в системе
российского права.

2. Конституция
Российской
Федерации и ее
развитие.

3. Основы
конституционного строя
Российской
Федерации.

2

2 практика (решение практических задач)

Ученики покажут умение и навыки работы с полученными знаниями на практике (решение практических задач);

Ожидаемый результат – не ниже 68-65 % (базовый уровень)


21

Основы
правового
статуса
личности в
Российской
Федерации

1

1 теория (лекция)

- Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

- Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

-уметь классифицировать конституционные права и свободы человека и гражданина, раскрывать их содержание, основываясь на знании Конституции
Российской Федерации, законов и решений Конституционного Суда, Европейского Суда по правам человека.

- владеть навыками обобщения, анализа информации о российской Конституции, проблемах ее реализации;
- воспитывать уважение к Конституции РФ.

22-26

Поправки КРФ 2020

5

2 теория (лекция)

3 практика (тексты поправок и их толкование)

http://duma.gov.ru/news/48045/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- владеть навыками обобщения, анализа информации о российской Конституции,
проблемах ее реализации;
- воспитывать уважение к Конституции РФ.

27-28

Промежуточный контроль по темам:1. Основы
правового
статуса
личности в
Российской
Федерации. 2.
Поправки КРФ 2020.

2

2 практика (решение практических задач)

Ученики покажут умение и навыки работы с полученными знаниями на практике (решение практических задач);

Ожидаемый результат – не ниже 68-65 % (базовый уровень)

29-33

Основы Конституционного права России в заданиях ЕГЭ

5

5 практика (решение практических задач)

Отработка навыков применения полученных знаний на практике (решение заданий в формате ЕГЭ по обществознанию)

34

Контрольный тест

1

Практика

-  владеть навыками обобщения, анализа информации о российской Конституции,
проблемах ее реализации;

- применять полученные знания на практике;
- воспитывать уважение к Конституции РФ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Конституционное право в системе российского права. 4 часа

- соотношение конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины, закономерности развития Конституционного права, как науки;
- место и роль конституционного права в системе российского права;
-  основные  категории  конституционного права;
-  предмет конституционного права;
-  значение и место науки конституционного права в системе правовых наук,
- система, источники Конституционного права России.

2. Конституция Российской Федерации и ее развитие. 4 часа

-  понятие «конституция»;
- основные этапы развития российского конституционализма, их основная  характеристика;
-  особенности разработки, обсуждения и принятия Конституции РФ 1993 г.;
- основные  юридические свойства Конституции (и Конституции РФ в частности);
- о проблемах реализации Российской Конституции.

3. Основы конституционного строя Российской Федерации. 10 часов

- Федеративное устройство России

- Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации

- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации

- Президент Российской Федерации

- Федеральное Собрание Российской Федерации

- Правительство Российской Федерации

- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

- Конституционный Суд Российской Федерации

- Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации. 10 часов

-  о системе гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

- конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации;

- классификация  конституционных  прав и свобод человека и гражданина, их основное  содержание;

5. Поправки КРФ 2020 г. 5 часов

 «О поправке к Конституции Российской Федерации» «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»

- ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

     - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

- ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ВЫПУСКНИКАМИ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  

«КОНСТИТУЦИОННОЕ  ПРАВО    РОССИИ».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего

общего образования (10-11 кл.) освоение элективного курса «Конституционное право России» (углубленный уровень) предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты предполагают развитие у выпускника:

-  российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

- гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего

свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего

чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- сформированного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм

общественного сознания, осознание своего места в правовом  мире;

- сформированных основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности

вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели

и сотрудничать для их достижения;

-  навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других

видах  ученической деятельности;

- нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

-  понимания выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных

жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета включают в себя:

-  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации

планов деятельности;

- выбирать успешные стратегии поведения в различных жизненных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,

навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением

требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и

этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию

поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку

зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками рефлексии и саморефлексии (осознания совершаемых действий и

мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,

новых познавательных задач и средств их достижения).

Предметные результаты освоения учебного предмета включают в себя:

- сформированность представлений о роли и значении Гражданского права РФ как важнейшего социального регулятора и элемента правовой культуры общества;

- владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом

обществе;

- сформированность представлений о системе и структуре Гражданского права РФ, гражданских правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;

- владение знаниями об особенностях  российской правовой  системы, особенностях ее развития в сфере гражданских правоотношений РФ;

- сформированность представлений о гражданском, судопроизводстве, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

- сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды

правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций,

способов восстановления нарушенных прав развития в сфере гражданских правоотношений РФ;

- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных

правовых ситуаций с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации,

выработки и доказательной аргументации собственной позиции  с использованием нормативных актов в сфере гражданских правоотношений РФ.

Общие планируемые  результаты 

                В результате изучения элективного курса «Конституционное право России»  у выпускников должны сформироваться:

- знания и представления о нормах современного российского законодательства на примере Гражданского права РФ;

- знания, достаточные для защиты своих гражданских прав, свобод и законных интересов;

- коммуникативные способности;

- способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.

Семинарэто форма организации учебного занятия, направленная на теоретическое  усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых знаний. Семинар как форма организации учебного занятия в 11 классах может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.

Структура семинара для 11 классов.

1. Определение цели семинара.

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений).

3. Представление результатов обсуждения группами.

4. Общее обсуждение.

Цель семинара заключается в усвоении, систематизации, фиксации основных знаний по изучаемому вопросу, промежуточное тестировании, закрепление.

Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися. Практическое занятие курса истории  как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др..

Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины.

Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:

• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

- тест

- устный опрос;

- написание эссе (мини-сочинения);

- решение практических задач;

- выполнение тематических заданий.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ


год обучения

дата начала обучения

по программе


дата окончания обучения

по программе

всего учебных недель

количество учебных дней

количество учебных часов

режим занятий

2022-2023


1 год

01.09.2022

25.05.2023

34

34

34

1 раз в неделю по 1 ч.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА)

Материально-техническое обеспечение

- Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.

Оборудование:

- столы и стулья, для детей среднего и старшего школьного возраста;

- магнитная доска;

- маркеры для доски;

- магниты для доски;

 - проектор;

- 5 компьютеров или ноутбуков на учебную группу;

 - принтер;

 - сканер;

- ксерокс;

 - доступ в Интернет

5. Раздаточный материал:

- рабочие тетради;

- карточки с заданиями;

- бланки тестов.

 6. Канцелярские товары:

 - бумага для печати формата А4;

- шариковые ручки;

- маркеры;

- фломастеры;

- ватман и др.

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Основным объектом оценки при освоении элективного курса «Конституционное право России» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения программы  модуля заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их правовой  грамотности и связано с оценкой успеваемости по предмету «Право». Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих элективного курса «Конституционное право России»:

• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления правовой  грамотности школьников;

• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений.

Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.

Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях на семинарах и практикумах, а также выполнения тестовых заданий.

Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. На занятиях, в ходе обобщения результатов изучения разделов курса,  учащиеся выполняют тестовую контрольную работу.

Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы модуля «Гражданское право РФ». Оно осуществляется на специальном  занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности (в форме заданий ЕГЭ по обществознанию раздел «право»).

По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:

1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);

3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере Гражданского права. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки практической задачи следующие:

• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;

• оценка альтернатив;

• обоснование итогового выбора.

Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты. При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно

не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим.

Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку «0» или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».

Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной  работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее, можно выделить несколько общих принципов оценивания:

• ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);

• ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);

• ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);

• ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

• за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;

• за каждую решённую предметную задачу — 2 или  3 балла;

• за развёрнутый письменный ответ на вопрос — от 3 до 5  баллов.

По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:

0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;

51—70% — «удовлетворительно»;

71—90% — «хорошо»;

91—100% — «отлично».

Оценка эссе на правовую тему. Критерии оценивания эссе (мини-сочинения):

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Задания для оценивания результатов обучения:

• тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.

• тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;

• практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой  грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.

- Тестирование;

- задания на выявление операционных умений;

- моделирование жизненных ситуаций.

Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а две другие формы - на выявление поведенческого компонента в правосознании школьника.

Для оценивания достижений учащихся можно использовать следующие варианты тестов:

- с единственно верным вариантом ответа;

- с множественными верными ответами;

- на заполнение пропyсков в верном утверждении.

Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному юридически значимому вопросу.

    Виды оценивания: контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос.

    Контроль предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля являются: фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятия. Знания и умения учащихся 11 класса оцениваются в соответствии с системой оценивания, определенной Уставом МКОУ СШ №1 г. Калача-на-Дону  (5-бальная система оценивания).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы контроля (образцы заданий):

Задание 1.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«В гражданские __________________(А) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(Б), а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(В) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(Г): иметь имущество на __________________(Д); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.

Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения до смерти, то __________________(Е) возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с совершеннолетия, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

1) законодательство

2) правоотношения

3) правоспособность

4) дееспособность

5) юридические лица

6) равенство сторон

7) правительство

8) право собственности

9) деликт


Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны буквы пропусков. Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Задание 2 

Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕРЫ

...

Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др.

Имущественные

Права и обязанности по поводу супружеской собственности

Задание 3 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к личным неимущественным правам.

1) право на жизнь; 2) семейная тайна; 3) право на имя; 4) право на осуществление предпринимательской деятельности; 5) право собственности; 6) личная неприкосновенность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 4 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют личные неимущественные права.

1) право на имя

2) право на честь и достоинство

3) право наследования

4) право на жизнь

5) право частной собственности

6) право на неприкосновенность частной жизни

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание 5 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к личным неимущественным правам:

1) имя гражданина; 2) наследство; 3) авторство; 4) ценные бумаги; 5) достоинство личности; 6) деловая репутация.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 6

Конституция РФ 1993 г. провозглашает многообразие форм собственности, называя частную, государственную, муниципальную и иные формы. Опираясь на знание курса, приведите любые три особенности государственной формы собственности.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Важнейшим институтом гражданского права является право собственности. Собственность - понятие и экономическое, и юридическое. Его можно определить как отношения между людьми по поводу принадлежности материальных благ.

Право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ (объективное право). Право собственности в субъективном смысле означает возможность конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах. Правомочие владения означает подкреплённую правом возможность иметь вещь в своём хозяйственном господстве, реальную принадлежность вещи её хозяину, собственнику. Правомочие пользования предполагает возможность извлекать из вещи полезные свойства. Правомочие распоряжения предусматривает возможность определять «юридическую судьбу» вещи - право продать, обменять, подарить или сдать в аренду. Правомочие распоряжения принадлежит либо самому владельцу, либо уполномоченному им распорядителю.​​​​​​​

Закон различает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ; ст. 212 ГК РФ). На праве частной собственности имущество может принадлежать гражданам либо юридическим лицам. Некоторые виды имущества не могут находиться в частной собственности (например, объекты оборонного производства, государственная казна, ресурсы континентального шельфа). На праве государственной собственности имущество может принадлежать либо Российской Федерации, либо субъектам Российской Федерации; на праве муниципальной собственности имущество принадлежит муниципальным образованиям.

Многообразие форм собственности не отражается на содержании права собственности. Другими словами, независимо от формы собственности право собственности всегда включает триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение имуществом, которые собственник сам осуществляет по своему усмотрению либо передаёт другим лицам.

• Долевая собственность - собственность нескольких лиц на одно и то же имущество с определением их долей в праве на это имущество. Доля может выражаться в имущественном и стоимостном виде. В законе закреплено правило, согласно которому в случае возникновения общей собственности она обычно предполагается долевой. В случае неделимости имущества доля собственника выражается в виде части общей стоимости.

• Совместная собственность - собственность нескольких лиц без определения их долей на одну и ту же вещь. Отношения общей совместной собственности могут иметь место только в случаях, предусмотренных законом.

Доля участника общей совместной собственности заранее не определена, однако может быть установлена при разделе общего имущества или выделена из его доли, если участник выходит из состава лиц, ведущих общее хозяйство.

 

(по материалам Юридического словаря)

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

1. Соколов, Я В,Прутченков, А. С. Граждановедение.9 класс.-М.:НВЦ «Гражданин», 2001.

2. Соколов, Я в., Прутченков, А. С. Граждановедение. 8 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2001.

З. Никитин, А. Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2001.

4. Никитин, А. Ф., Суворова, Н г, Тюляева, Т. И. Право и политика: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2002.

6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. - М., 2002.

7. Комментарий к уголовному кодексу РФ. - М., 2002. 8. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М., 2002.

 9. Федеральный Закон РФ «Об образовании». - М.: Ось-89, 2002.

10. КО1/цепцuя модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. - Н2 6. - 2002.

11. Основы государства и права России: Учебное пособие / под ред. Б. П. Смагоринского, Н. И. Пикурова. - Волгоград: Волгоград·· ский юридический институт МВД России, 1995.

12. Основы правовых знаний. 10-11 классы: в 2 частях / под ред.

А. Г. Калпина, А. В. Клигмана, Н. Н. Нечаева. - М.: Вита-пресс, 2003.

13. Задачник по обществознанию / А. И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2003.

14.Боголюбов Л.Н.  Право. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2008

15.Варындин В.А.   Право. Схемы, таблицы, определения. Педагогическое общество России. Москва, 2003

16.Никитин А.Ф.  Основы права. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа» 2007

17.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Москва, «Русское слово» 2007

Литература для учащихся

  1. Конституция Российской Федерации.

http://www.kremlin.ru/acts/constitution/item#chapter_start

http://www.constitution.ru/10003000/note.htm  справка и др.

Интернет-источники

  1. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации – http://www.gov.ru
  2. Президент России: официальный сайт – http://www.president.kremlin.ru
  3. Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru
  4. Государственная Дума: официальный сайт – http://www.duma.gov.ru /
  5. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация – http://www.gks.ru ; http://50.economicus.ru; http://econom.nsc.ru/jep; http://gallery.economicus.r
  6. Московская школа прав человека – http://www.mshr-ngo.ru /
  7. Организация Объединенных Наций – http://www.un.org/russian
  8. Права человека в России – http://www.hro.org /
  9. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России – http://www.ifap.ru /
  10. Социальные и экономические права в России – www.seprava.ru
  11. Соционет: информационное пространство по общественным наукам – http://socionet.ru /
  12. СМИ. ru – средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ – http://www.smi.ru
  13. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт – http://ombudsman.gov.ru /
  14. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: официальный сайт – http://www.rfdeti.ru /
  15. TeenagE – http://teen- age.ucoz.ru
  16. Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru
  17. Гарант. Информационно-правовой портал – http://www.garant.ru /
  18. Европейский суд по правам человека – http://www.espch.ru /
  19. Права ребенка – твои права. Информационно-правовой ресурс для детей – http://www.pravadetey.ru
  20. Современное право. Научная сеть – http://www.nauka-pravo.com
  21. Образование и право – http://education.law-books.ru /
  22. Direction Law. Ваша библиотека в мире правовой науки – http://www.directionlaw.com /
  23. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=18 - тесты по Конституционному  праву





Дата проведения: с 1 сентября по 30 мая
Опубликовано в группе «Педсовет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.