Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах «Текст. От замысла к созданию»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах «Текст. От замысла к созданию» Учитель: Азметова Елена Сергеевна |
|
Срок реализации- 2 года |
|
Планируемые результаты изучения элективного курса
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Содержание курса
10 класс (35 часов)
Стилистический и типологический анализ текста.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Функциональные типы речи.
Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Стилистические функции синонимов, антонимов.
Система частей речи русского языка. Морфологический анализ слова.
Стилистическое использование существительных. Языковая норма и речевые ошибки в употреблении имён существительных. Трудные случаи образования форм имён существительных.
Особенности образования и употребления имён прилагательных. Употребление полной и краткой форм имён прилагательных. Степени сравнения прилагательных.
Употребление количественных и порядковых числительных. Особенности склонения числительных.
Употребление существительными. Согласование количественных и порядковых числительных с существительными.
Особенности употребления личных, определительных, указательных и неопределённых местоимений.
Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глаголов. Глагольное и именное управление в русском языке.
Образование и употребление причастий и деепричастий.
Стилистическое использование наречий.
Особенности употребления некоторых союзов и предлогов. Синонимичность союзов и предлогов. Производные предлоги.
Синтаксические средства современного русского языка.
Словосочетание. Синонимичное употребление предлогов. Ошибки в управлении.
Предложение. Смысловые связи и порядок слов в простом предложении. Согласование сказуемого и подлежащего. Употребление составного именного сказуемого. Согласование определений и приложений. Ошибки, связанные с логической и лексико-грамматической сочетаемостью однородных членов предложения. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Употребление односоставных предложений. Параллельные синтаксические конструкции.
Особенности состава и структуры сложных предложений. Широкое использование сложных предложений в книжно-письменных стилях. Неоправданно усложнённые синтаксические конструкции.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
11 класс (34 часа)
Речеведческий анализ текста. Лингвистический анализ текста.
Создание собственного письменного высказывания по исходному тексту. Сбор материала для письменного высказывания.
Продумывание композиции сочинения, составление плана. Вступления как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.
Основная часть сочинения: а) формулировка проблемы исходного текста; б) комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; в) аргументация собственного мнения по проблеме, закрепленная личным и читательским опытом. Заключение и основная мысль текста. Функция заключения. Варианты заключения. Анализ и редактирование сочинений.
Речевое мастерство. Информационная насыщенность речи. Содержание речи. Многословие, или речевая избыточность. Речевая недостаточность. Плееоназм. Тавтология. Лексический повтор. Точность и логичность речи. Точность словоупотребления. Причины нарушения точности речи. Точность речи и функциональные стили. Лингвистические условия логичности речи. Логичность и функциональные стили.
Чистота речи. Использование в речи диалектной, профессиональной и терминологической речи.
Иноязычные слова в речи. Канцеляризмы. Жаргонизмы. Уместность речи.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
1 час в неделю (35ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | |||
1 | Стилистический и типологический анализ текста | 9 | 4 | 5 | |||
2 | Лингвистический анализ текста | 26 | 10 | 16 | |||
| ИТОГО | 35 | 14 | 21 | |||
| 11 класс 1 час в неделю (34ч.) | | | | |||
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | |||
1 | Анализ текста | 9 | 3 | 6 | |||
2 | Композиция и языковое оформление сочинения | 21 | 10 | 11 | |||
3 | Речевое мастерство | 4 | 1 | 3 | |||
| ИТОГО | 34 | 14 | 20 |
6