Рабочая программа факультатива по истории для 9 класса

1
0
Материал опубликован 29 December 2019

Рабочая программа

факультатива по истории 9 класс

(30 часов в год, 1 час в неделю)

​​​​​​​ Пояснительная записка

Программа факультатива по Истории может быть использована для расширения программ профильного обучения по истории и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить знания учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы. Программа ориентирована на перечень «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе. «Трудными» исторические процессы и явления в истории России названы в связи с тем, что недостаточно материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. На занятиях факультатива учащиеся получают возможность работать с дополнительными справочными материалами, что позволит узнать наиболее распространенные точки зрения на эти события. Знания, которые получат учащиеся, должны послужить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками.  Факультатив призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до начала XVIII вв.».

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями по истории. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании творческих заданий, а самое главное научаться применять на практике знания курса обществознание.

Цель курса: расширение и систематизация знаний, формирование целостного представления обучающихся об отечественной истории в логике исторического развития России и новыми историческими концепциями.

Задачи курса:

- расширение системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до начала XX века;

- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными.

Основное содержание:

Срок реализации: 9 класс – 30 часов.

Предполагается, что в результате изучения факультатива по истории учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов и т. п. составлять описание истори­ческих объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

называть характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего и дру­гих народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


I. Планируемые результаты:

Предметные результаты:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение;

уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации;

выбирать средства для организации своего поведения;

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке;

основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;

составлять хронологические и синхронистические таблицы;

читать историческую карту с опорой на легенду;

составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

познавательный интерес к прошлому своей страны;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


II. Содержание программы

Введение

Раздел 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией), юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.

Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Жития первых русских святых. Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель.

Раздел 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси

Культура Руси XI— начала XIII в. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы

Раздел 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде

Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов.

Создание Чингисханом мощной армии .Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью.Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России. Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Раздел 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории

Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.

Русская культура в XVI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти.

Раздел 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток

Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников).

Раздел 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия)

Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. ЛевобережнаяУкраина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и нерешенные задачи.

Раздел 7Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы

Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Российском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

Раздел 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России. Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прут-кий поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).


III. Тематическое планирование

Раздел/Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Введение



Раздел 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

2

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.

1


3

Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

1


4

Формирование территории государства Русь.

1


Раздел 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси

5

Русь в социально-политическом и культурном контексте Евразии

1


Раздел 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

6

Судьбы русских земель после монгольского нашествия.

1


7

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.

1


8

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.

1


Раздел 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

9

Реформы середины XVI в. Внешняя политика России в XVI в.

1


10

Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах».

1


11

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.

1


Раздел 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

12

Избрание на царство Бориса Годунова.

1


13

Царь Василий Шуйский и ограничении царского всевластия.

1


14

Земский собор 1613 г. Династия Романовых

1


15

Причины нестабильности политического строя в XVIII в.

1


16

«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны

1


17

Манифест «о вольности дворянской».

1


18

Причины переворота 28 июня 1762 г.

1


Раздел 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия)

19-20

Войны между Русским царством и Речью Посполитой в XVII в.

2


21

Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.

1


22

Унификация управления на окраинах империи.

1


Раздел 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

23

Многонациональный состав населения Русского государства.

1


24

Сосуществование религий в Российском государстве.

1


25

Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения

1


26

Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты.

1


27

«Просвещённый абсолютизм», его особенности в России.

1


Раздел 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

28

Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма.

1


29

Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда

1


30

Социальные движения в первой четверти XVIII в.

1









Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

Литература для учителя

Борисов Н.С. История. История России. 10 класс: учебник для ОУ базовый уровень в 2-х частях. Часть I- М.: Просвещение, 2015

Левандовский А.А. История. История России. 10 класс: учебник для ОУ базовый уровень в 2-х частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2015

Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. История. Всеобщая история. 10 кл.: базовый и углубленный уровни. - М.: Дрофа, 2015

Список литературы для обучающихся

Данилов А.А. Бранд М.Ю.История России. 10 класс: учебник для ОУ в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для ОУ - М.: Просвещение, 2010.

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII – XIX в. – М.: Просвещение, 2010.

Романова А.А. Практикум по истории России с IX по XVIII век: Пособие для старшеклассников и преподавателей. – М.: АРКТИ, 2002

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету

http:// fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http:// school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http:// museum.ru/ Портал «Музеи России».

http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  

http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 

http://a-nevskiy.narod.ru/ — сайт, посвященный Александру Невскому.

http://artclassic.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культуры)

http://feb-web.ru/ — фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

http://history.sgu.ru/ — русская история в зеркале изобразительного искусства.

http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента.

http://historydoc.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).

http://intellect-video.com/russian-history — история России и СССР: онлайн-видео.

ttp://militera.lib.ru — военная литература: собрание текстов.

http://oiru.org/ — Общество изучения русской усадьбы.

http://old-russian.narod.ru/ — древнерусская литература.

http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.

http://ru.wikisource.org — Викитека: свободная библиотека.

http://rublev.voskres.ru/ — иконы Андрея Рублёва.

http://statehistory.ru — сайт «История государства»

http://www.avorhist.ru/ — Русь Древняя и Удельная.

http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.