12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нетесова Л.В.355
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
Материал размещён в группе «Рабочие программы и КТП»

Рабочая программа

факультативного курса «История земли Иркутской»

11 класс

уровень среднего общего образования


Составитель:

Нетесова Лариса Васильевна,

учитель географии


Рабочая программа составлена на основе авторской программы по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2010 год)

Программа рассчитана на обучение во втором полугодии по 1 часу в неделю, всего 17 часов. По окончании курса учащиеся получают «зачет» (по итогам всех выполненных работ) или «незачет»


Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностные результаты:

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


Метапредметные результаты:

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учет интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать сове мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Содержание тем учебного курса


Вводный урок

Иркутская область – часть Великой России. Место Восточной Сибири в истории человечества, в истории Отечества, общее и своеобразное в нашей истории. Народы Сибири, её историческая география: оценка этнических и природных факторов. Соотношение внутренних факторов и внешних воздействий в развитии России. Роль Иркутской области в геополитике.

 Основные понятия: геополитическое положение. Вводная обзорная лекция.

Раздел 1. Наш край в древности

Древнекаменный век: древнейшие стоянки; жилища и занятия людей; произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда; стоянки периода мезолита (Буреть, Мальта). Исследования А. П.Окладникова. Новокаменный век: усовершенствование орудий труда; приручение животных; значение охоты и рыболовства. Стоянки неолита. Наскальные рисунки. 

Основные понятия: мезолит; неолит; петроглифы.

Меднобронзовый век: орудия труда из меди и бронзы, нефрита, кости и рога; связи с соседними племенами. Шаманство как своеобразное явление духовной культуры. Начало железного века (первое тысячелетие н. э.): орудия труда и оружие; кузнечное дело; приручение диких животных (лошадь, баран, бык); памятники железного века. Основные понятия: энеолит; шаманизм; жертвенники.

Курыканы. Курыканы – народность тюркского происхождения. Расселение курыкан. Источники знаний о курыканах. Занятия: скотоводство, земледелие, кузнечное ремесло. Жилища и культура. Полукочевой образ жизни. Письменность. Высокий уровень искусства. Курыканы – предки бурят. 

Основные понятия: Курыканы; кидани; тюрки; писаницы.


Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья

Буряты, эвенки, тофалары. Территория, занятия и общественный строй бурят. Формирование бурятской народности. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Кровная месть. Эвенки. Расселение эвенков, общественные отношения, жилище, одежда, быт эвенков. Тофалары – малая народность Восточной Сибири. Оленеводство и охота – основные занятия тофов, жилище. Суглан. Названия городов, деревень, географических мест произошедшие из языка бурят, тофов, эвенков.

Основные понятия: тофалары, тофы (карагасы); баргуты; буряты; эвенки; этнос; суглан; шуленга, чум, юрта.

Продвижение русских в Сибирь. Пути продвижения. Первые остроги: Илимский 1630 г., Усть - Кутский 1631 г., Братский 1634 г., Балаганский 1654 г.. Основание Иркутского острога в 1661 г., Я. Похабов. Илимское воеводство: развитие земледелия и промыслов. Начало Иркутского воеводства. Ясак. Значение присоединения Прибайкалья к России.

Первые христианские церкви и монастыри. Иннокентий Кульчинский. Развитие культуры. Описание земли Иркутской Семёном Ремезовым. Народные волнения 17 века. 

Основные понятия: землепроходцы; острог; ясак; волок; воеводство.


Раздел 3. Земля иркутская в 18 веке

Социально – экономическое развитие края. Рост населения, его занятия. Московский тракт. Повинности трудового народа. Развитие промышленности и ремёсел. Тельминская мануфактура. Илгинский винокуренный завод. Первые предприниматели края. 

Иркутск – губернский город. Управление Иркутской землёй. Население. Иркутск – центр торговли и ремесла. Иркутское купечество. 

Основные понятия : мануфактура; торгово-промысловая компания; «ясачные иноземцы»; городская дума; наместничества.

Культура. Первые школы. Монастырские школы, «навигацкая школа», «гражданская школа». Духовная семинария. Иркутское главное народное училище.

 «Именитые» люди 18 века. Исследование Сибири. Камчатская экспедиция В. Беринга. Г. Ф.Миллер, И. Г.Гмелин, И. Георги, С. П.Крашенинников, Э.Г.Лаксман. А. Н.Радищев в Илимской ссылке. Г. И. Шелихов – «Колумб Российский».

Основные понятия: «мунгальская школа»; духовная семинария; учительская семинария; навигацкая школа; этнография.


Раздел 4. Иркутская губерния в 1 половине 19 века

Развитие экономики. Сельское хозяйство и крестьянство. Лесной промысел. Сельская община. Земледелие среди бурятского населения. Промышленность и работные люди. Развитие торговли и купечество. Города Прибайкалья. Городское общество.

 Участие населения в Отечественной войне 1812 года. Сбор средств для снаряжения добровольцев. Сибирские полки в военных действиях.

 Основные понятия: сельская община; «классы по состоянию»; прииски; «сельские» города; мещане.

Декабристы в Иркутской губернии. Имена декабристов и места их пребывания. М. С. Лунин, Ф. Б. Вольф, В. Ф. Раевский, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, братья Муравьёвы. Жёны декабристов и их участие в культурной жизни губернии. Вклад декабристов в развитие Сибири.

 Основные понятии: пересылочный пункт; поселенцы; политическая каторга; декабристские вечера.

Восточно–Сибирское генерал-губернаторство. Генерал-губернатор Сибири. М. М. Сперанский и его преобразования в управлении Сибирью. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв - Амурский. Айгунский и Пекинский договоры. 

Просвещение и образование в первой половине 19 века. Открытие учебных заведений. Иркутский сиропитальный дом Е. М. Медведковой. Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири. Архитектура Иркутска. Жизнь и быт иркутян. «Именитые» люди края: Г. С. Батеньков, П. И.Пежемский, Е. А. Авдеева - Полевая, М. И. Песков. 

Основные понятия: генерал – губернаторство; губерния; округа; волости.


Раздел 5. Иркутская губерния во второй половине 19 века

Экономика края. Поток переселенцев после реформы 1861 года. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда. Развитие капиталистических отношений в деревне, социальное расслоение. Захватная форма землевладения. Развитие промышленности. Формирование рабочего класса. Частный капитал. Добыча золота – наиболее доходная отрасль промышленности. Начало развития угольной промышленности. Хайтинская фарфоровая фабрика. Сибирь – кладовая ценных сырьевых ресурсов. Хозяйство коренного населения. Реорганизация управления. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие средств связи. Торговля и купечество. Торговые пути. Развитие торгового оборота. Известные иркутские купцы: Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Белоголовые. Мещанство.

 Основные понятия: захватная форма владения землёй; социальное расслоение.

Общественная жизнь. Иркутск – центр общественной жизни. М. В. Загоскин. В. И. Вагин. Роль политических ссыльных в общественной жизни края. А. П.Щапов. К. Г. Неустроев. Издание газет. Александровский централ. Польские ссыльные. 

Основные понятия: движение «областников»; колониальная политика; «Александровский централ»; петрашевцы; народники; марксисты; социал-демократы.

Культурная жизнь нашего края. Просвещение и образование. Открытие новых учебных заведений. Педагоги и организаторы народного образования. Научно – техническая жизнь в губернии. Литература. Публичная библиотека. Театральная и художественная жизнь. В. П. Сукачёв. Строительство в Иркутске, архитектура города. Изменения в архитектурном облике города после пожара 1879 года. Строительство в губернии. Памятники культуры Приангарья.

Основные понятия: сиропитательный дом; меценат; ВСО РГО; эклектика; русское барокко; русско - византийский стиль.


Раздел 6. Иркутская земля в 20 – начале 21 столетия

Экономика края. Противоречивое влияние железной дороги на развитие территории. Уровень развития промышленности. Отношение правительства к развитию промышленности в Сибири. Монополизация производства. Положение рабочих на предприятиях губернии. Сельское хозяйство. Переселение в Сибирь. Вовлечение крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Расслоение крестьянства. Влияние Русско-японской войны на положение трудящегося населения Сибири.

 Основные понятия: монополистический капитализм; многоукладность экономики ; классы ; сословия; рыночные отношения.

Общественно-политическое развитие края в начале 20 века. Рабочее движение: рост стачечного движения; переход к политическим требованиям. Иркутская социал-демократия. Социалистические организации. Политические ссыльные Верхоленского уезда (В.В.Куйбышев). Революционные выступления в губернии в годах. Начало революции. Октябрьская политическая стачка. Революция и армия. Крестьянская борьба. Национальное движение. Спад революционной борьбы.


Раздел 7. Между двумя революциями

Экономическое положение губернии. Промышленность. Углубление монополизации производства и капитала, рост акционерного капитала. Сельское хозяйство. Аграрная политика правительства А. П. Столыпина. Крестьянское движение. Иркутское казачество. Дальнейшее расслоение крестьянства. Зажиточное сибирское хозяйство. 

Рабочее движение в Иркутской губернии. Напряжённость обстановки на Ленских приисках. Начало забастовки. Требования бастующих. Ленский расстрел 1912 года. Последствия Ленского расстрел. Общественно-политическая жизнь. Политические партии, общественные организации иобщественные объединения. Периодическая печать.

 В годы Первой мировой войны. Влияние войны на экономику Иркутской губернии. Обострение классовой борьбы. Голодные бунты, забастовки. Социально-политическая обстановка в крае накануне 1917 года. Основные понятия: переселенческая политика; аграрный вопрос; акционерный капитал; расслоение крестьянства; мировая война.

Культура губернии начала 20 века. Образование. Научная жизнь. В. А. Обручев, А. П. Щапов, Н. С. Романов, А. М.Сибиряков. Литература. Театр, музыка, кино. Художественная жизнь. Памятник императору Александру 111. Картинная галерея В. П.Сукачёва. Архитектура.

Основные понятия: земские школы; коммерческие училища; архивная учёная комиссия.


Раздел 8. Революция и Гражданская война

События 1917 года. Отношение к февральской революции населения губернии. Подъём национально - освободительного и общественного движения. Октябрь в Иркутске. Офицерско – юнкерское восстание в декабре 1917 года. Утверждение Советской власти.

Основные понятии: альтернатива развития; буржуазно –демократическая революция; социалистическая революция; национально – освободительное движение; двоевластие.

В годы гражданской войны. Начало Гражданской войны и военная интервенция. Власть Временного сибирского правительства. Утверждение диктатуры А. В.Колчака. Партизанское движение. События Гражданской войны на территории Жигаловского района. Разгром Колчака. Установление власти Советов. 

Основные понятия: гражданская война; военная интервенция; красный и белый террор; диктатура.


Раздел 9. Иркутская земля в 1921-1941 г.г.

Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Общественные организации и движения. Утверждение безраздельного господства в структурах власти большевиков. Централизация управления экономикой. 

Восстановление экономики. Положение в промышленностиНационализация. Положение в деревне: деятельность продотрядов; возрождение коммун; помощь голодающим Поволжья. Переход к НЭПу. Конкуренция между предприятиями. Торговля. Рост капиталистических отношений в деревне. Противоречия и трудности в период НЭПа. Итоги хозяйственной деятельности.

Основные понятия: национализация; НЭП; продналог; конкуренция; потребкооперация; коммуны.

Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Начало индустриализацииПервенец индустрии – завод им. В. В.Куйбышева. Строительство авиационного завода. Социалистическое соревнование. Итоги и уроки индустриализации. Проблемы и противоречия.

 Коллективизация. Начало массовой коллективизации. Особенности коллективизации в Прибайкалье. Организация колхозной жизни. Коллективизация на территории Жигаловского района. Колхозы перед войной.

Социально – политическая обстановка в 30 – 40-е годы. ГУЛАГ на Иркутской земле. Кровавый 1937 год. «Враги народа». 

Основные понятия : модернизация; индустриализация; коллективизация; социалистическое соревнование; «кулак»; контрреволюционер; ГУЛАГ; репрессии; НКВД.

Перемены в сфере культуры. Борьба с неграмотностью. Школьное образование. Профессионально-техническое образование. Наука в 20 – 40-е годы. Культурно-просветительская жизнь: радио, печать, кино. Литература. И. Уткин, П. П.Петров, И. Молчанов-Сибирский, И. Гольдберг, Ин. Луговской, К. Седых и др. Театр. Н. П.Охлопков. Художественная жизнь. Художественный музей. Объединения художников. 

Основные понятия: Губграмчека; ликпункты.


Раздел 10. ВОВ и послевоенное строительство

Передний край в глубоком тылу. Отечество в опасности. Перестройка экономики на военный лад. Подвиг на Сибирской ниве. Всенародная помощь фронту. Наука и культура на передовых позициях. Односельчане – труженики тыла. 

Иркутяне в боях за Родину. Героизм Иркутян на фронтах Великой Отечественной войны: разгром немецкой армии под Москвой (78-ая стрелковая дивизия дальневосточников под командованием А. П.Белобородова; 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия; 82-ая мотострелковая дивизия); участие в боях за Севастополь, Сталинград, на Курской дуге; форсирование Днепра; освобождение Восточной Европы; Берлинская операция. Наши земляки – участники войны с Японией. Односельчане – участники Великой Отечественной войны. Величие нашей Победы.

Основные понятия: отечественная война; мобилизация; эвакуация; гвардейская дивизия; вермахт; милитаристское государство; капитуляция.

Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960 гг.) Состояние экономики в послевоенный период. Новый этап индустриального развития экономики. Строительство новых предприятий: Ангарский нефтехимический комбинат; Братская и Мамаканская ГЭС; Коршуновский горно-обогатительный комбинат; Иркутский алюминевый  завод; Иркутский телецентр; Байкальский целлюлозный завод; сибирские города. Начало БАМа. Трудности сельского хозяйства. Итоги развития промышленности и сельского хозяйства области к 1960 г. Социально-политическая обстановка и культурная жизнь. Послевоенные репрессии. «Ренессанс» иркутского ГУЛАГа. Усиление партийного диктата. Влияние 20 съезда КПСС на общественную жизнь области. Образование и наука. Литература. Г. Кунгуров, М. Сергеев, П. Маляревский, К. Седых, Г. Марков. Театр. Живопись. Города.

Основные понятия: индустриализация; МТС; дефицит трудовых ресурсов; «целинный» район; репрессии; апогей сталинизма; реабилитация;


Раздел 11. Иркутская область в 1961-1985 г.г.

Социально – экономическое развитие Иркутской области. Территориально – производственные комплексы (ТПК) – новая форма индустриального развития экономики. Братско – Илимский ТПК; Верхнее–Ленский ТПК; Ангаро – Усольский промышленный узел; Размах капитального строительства. Братская ГЭС; БрАЗ; Усть – Илимская ГЭС; Усть - Илимский лесопромышленный комбинат; мебельная фирма «Байкал»; БАМ; нефтеперерабатывающие комбинаты; обувная фирма «Ангара»; и др. Итоги и уроки нового этапа индустриализации области. Преобразования в аграрном секторе области. Укрупнение колхозов. Рост удельного веса государственных хозяйств. Углубление специализации производства. Причины отставания аграрного сектора. 

Основные понятия: ТПК; промышленный узел; целина; экологические проблемы.

Общественно – политическая жизнь. Ведущая роль партийных комитетов. Раскол общества на сталинистов и антисталинистов. Периодическая печать. Поддержка правозащитного движения. Противоречия общественной жизни и падение авторитета КПСС.

 Основные понятия: культ личности; «Оттепель»; неосталинизм; диссиденты; правозащитники; «Развитой социализм».

Культурная жизнь общества. Наука: формирование нового центра науки; строительство академического городка; Вычислительный центр; учёные области. Школа и образование. Реформа народного образования. Профессиональное образование. Литература и искусство. Писатель – земляк В. Г.Распутин. А. В.Вампилов. Проблемы культурной жизни. Коренное население области. Жизнь, быт, производственная деятельность, культура коренного населения. Административно-территориальное устройство: Тофалария; Усть – Ордынский бурятский автономный округ, Катангский район. 

Основные понятия: НТР; реформа общеобразовательной и профессиональной школы; аймак; православие; буддизм; дацан; лама.


Раздел 12. Иркутская область в 1986-2000 г.г.

Политическая и культурная жизнь области. Шаги перестройки в области. Местная власть. Губернатор Ю. А. Ножиков. Законодательное собрание области. Городская дума. Б. А.Говорин. Экономические, политические, идеологические перемены. Губернатор А. Тишанин. Процесс объединения Усть – Ордынского бурятского округа и Иркутской области. Выборы в Государственную Думу в 2007г в области. Выборы Президента Р. Ф..

 Основные понятия: Перестройка; гласность; Законодательное собрание; Городская дума; губернатор; референдум.

На пути экономических реформ. Переход к рынку. Кризис в экономике. Изменения в социальной структуре населения области. Падение уровня жизни. Безработица. Начало подъёма в экономике. Экономическое развитие области в 21 столетии. Перспективы развития. Международные связи. 

Основные понятия: ваучер; либерализация цен; приватизация; рынок; акционер; фермер; инфляция.


Итоговый зачет



Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Наш край в древности. Прибайкалье в период средневековья

1

3.

Земля Иркутская в 18 веке. Иркутская губерния в первой половине 19 века

1

4-5.

Иркутская губерния во второй половине 19 века

2

6.

Иркутская земля в 20 – начале 21 столетия

1

7.

Между двумя революциями

1

8.

Революция и Гражданская война

1

9-10.

Иркутская земля в 1921-1941 г.г.

2

11-13.

Великая Отечественная война и послевоенное строительство

3

14-15.

Иркутская область в 1961-1985 г.г.

2

16.

Иркутская область в 1986-2000 г.г.

1

17.

Итоговый зачет

1



Проверочная работа
PPTX / 5.73 Мб



 
Опубликовано в группе «Рабочие программы и КТП»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.