Рабочая программа факультативного курса «Культура общения»

0
0
Материал опубликован 14 April

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

















Рабочая программа факультативного курса

«Культура общения» 5 класс




Составитель: Буркова С.А., Филимонова Г.В.






















г. Комсомольск-на-Амуре

2019 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа факультативного курса «Культура общения» 5-7 класс создана на основе:

• Примерной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

• авторской программы А.П. Пасхалова «Занимательная грамматика» 5 класс - М: издательство НЦ ЖАС, 2010 г.

Программа, построенная от «простого» к «сложному», предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению выступать публично и вести эффективное бесконфликтное общение.

Программа «Культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения от более простых, легко обучаемых форм к более сложным.


Ожидаемые результаты

Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.

Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:

- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;

-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;

-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;

-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.


Структура программы «Культура общения» включает 3 блока:

5 класс: Этикет и речевой этикет 35 ч.

6 класс: Ведение диалога и монолога 35 ч.

7 класс: Публичное выступление 35 ч.


Содержание (5 класс)

Понятие поведения. Мы живем среди людей. Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка. История этикета. Как возникает этикет. Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Этикет внешнего вида. Как мы выглядим.

Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется. Формулы речевого этикета. Языковой паспорт человека. Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Этикет личной переписки. Зачем, кому, о чем и как писать письма. Поздравительные письма. Практикум по написанию писем.

Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. Законы общения. Понятие ролевого поведения. Семь наших «Я». Общение со старшими. Роль сына, дочери, внука. Загляните в мамины глаза. Сотрудничество. Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого. Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. Общение с одноклассниками.

Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

Поведение в театре. Мы приходим в гости. Поведение за столом. Как развлечь гостей. Поведение на школьном празднике и на отдыхе.


Содержание (6 класс)

Понятие диалога. Диалог и его виды. Правила поведения собеседников в диалоге.

Понятие вербального и невербального поведения. Невербальное поведение в диалоге.

Вербальное поведение в диалоге. Выражение эмоции и оценки.

Ведение спора. Что такое спор. Учимся спорить. Как слушать собеседника? Правила слушания. Слушать и слышать.

Как реагировать на поведение собеседника в диалоге. Приемы поддержания разговора. Тематика разговора. Телефонный разговор. Этикет телефонного разговора. Вопросы и ответы в диалоге. Обобщающий урок по теме «Устный диалог».

Понятие монолога. Виды монологов. Требования к монологу. Выразительность речи. Что такое выразительность речи. Выразительное чтение текстов различных жанров.

Как подготовить монолог. Устный ответ как монолог. Продуктивный и репродуктивный ответ. Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Отбор материала для ответа.

Монолог-пересказ письменного текста, его особенности и разновидности.

Выделение смысловых частей текста и опорных слов для пересказа. Практикум по пересказу учебного текста (на материале письменных текстов из учебников) Запоминание текста. Приемы запоминания.

Сжатие текста. Приемы сжатия текста. Сжатый, краткий и подробный пересказ. Краткий пересказ письменного текста. Практикум по сжатию текста и его пересказу. Устный ответ по самостоятельно составленному плану. Практикум/ устные рефераты по темам учителей-предметников. Восприятие текста на слух. Пересказ текста, воспринятого на слух. Практикум.

Обобщение изученного материала. Выразительное чтение и пересказ.



Содержание (7 класс)

Публичное выступление. Понятие публичного выступления. Основные требования к публичному выступлению. Подготовка к устному публичному выступлению.

Поведение оратора в аудитории. Структура публичного выступления. Начало выступления. Поддержание внимания аудитории. Завершение выступления. Аргументация

Информационная речь. Описание. Понятие информационной речи. Правила ее подготовки. Виды информационных выступлений.Информационные выступления (практикум).

Монолог-описание, правила его подготовки. Монолог о себе. Монолог-повествование, правила его подготовки. Монолог-повествование об увиденном. Монолог о вымышленных событиях.

Протокольно-этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. Представление. Похвальное слово. Развлекательная речь, ее основные особенности. Анекдот. Тосты. Убеждающая речь, ее особенности и виды. Агитационное выступление. Собственно убеждающая речь.

Оратор и аудитория. Убеждающее выступление. Выступление по пословицам и поговоркам. Практикум. Убеждающее выступление. Выступления по афоризмам. Практикум.

Если бы я был директором… Школа будущего. Что будут, если… Кто будет смотреть телевизор?

Поговорим о братьях наших меньших. Надо ли помогать бродячим животным?

Итоговое занятие


Календарно-тематическое планирование «Этикет и речевой этикет», 5 класс


дата

тема урока

1.


Понятие поведения. Мы живем среди людей.

2.


Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка.

3.


Этикет и этикетка.

4.


История этикета. Как возникает этикет.

5.


Национальные особенности этикета. Этикет народов мира.

6.


Этикет внешнего вида.

7.


Как мы выглядим.

8.


Как мы выглядим.

9.


Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется.

10.


Формулы речевого этикета.

11.


Формулы речевого этикета.

12.


Языковой паспорт человека.

Заговори со мной, и я скажу, кто ты.

13.


Этикет личной переписки.

14.


Зачем, кому, о чем и как писать письма.

15.


Поздравительные письма.

16.


Практикум по написанию писем.

17.


Правила и законы общения. Почему нужны правила общения.

18.


Законы общения.

19.


Законы общения.

20.


Понятие ролевого поведения. Семь наших «Я».

21.


Общение со старшими.

22.


Роль сына, дочери, внука. Загляните в мамины глаза.

23.


Сотрудничество.

24.


Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого.

25.


Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.

26.


Общение с одноклассниками.

27.


Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

28.


Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

29.


Поведение в театре.

30.


Мы принимаем гостей.

31.


Мы приходим в гости.

32.


Поведение за столом.

33.


Как развлечь гостей.

34.


Поведение на школьном празднике и на отдыхе.

35.


Итоговое занятие












Календарно-тематическое планирование «Введение диалога и монолога», 6 класс


дата

тема урока

1.


Понятие диалога. Диалог и его виды.

2.


Правила поведения собеседников в диалоге.

3.


Понятие вербального и невербального поведения.

4.


Невербальное поведение в диалоге.

5.


Вербальное поведение в диалоге.

6.


Выражение эмоции и оценки.

7.


Ведение спора. Что такое спор.

8.


Учимся спорить.

9.


Как слушать собеседника? Правила слушания.

10.


Слушать и слышать.

11.


Как реагировать на поведение собеседника в диалоге.

12.


Приемы поддержания разговора.

13.


Тематика разговора. Телефонный разговор.

14.


Этикет телефонного разговора.

15.


Вопросы и ответы в диалоге.

16.


Обобщающий урок по теме «Устный диалог».

17.


Понятие монолога. Виды монологов.

18.


Требования к монологу.

19.


Выразительность речи. Что такое выразительность речи.

20.


Выразительное чтение текстов различных жанров.

21.


Как подготовить монолог.

22.


Устный ответ как монолог. Продуктивный и репродуктивный ответ.

23.


Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Отбор материала для ответа.

24.


Монолог-пересказ письменного текста, его особенности и разновидности.

25.


Выделение смысловых частей текста и опорных слов для пересказа.

26.


Практикум по пересказу учебного текста (на материале письменных текстов из учебников)

27.


Запоминание текста. Приемы запоминания.

28.


Сжатие текста. Приемы сжатия текста. Сжатый, краткий и подробный пересказ. Краткий пересказ письменного текста.

29.


Практикум по сжатию текста и его пересказу.

30.


Устный ответ по самостоятельно составленному плану. Практикум/ устные рефераты по темам учителей-предметников.

31.


Восприятие текста на слух.

32.


Пересказ текста, воспринятого на слух. Практикум.

33.

34.


Обобщение изученного материала. Выразительное чтение и пересказ.

35


Итоговое занятие









Календарно-тематическое планирование «Культура общения», 7 класс


дата

тема урока

1.


Публичное выступление. Понятие публичного выступления.

2.


Основные требования к публичному выступлению.

3.


Подготовка к устному публичному выступлению.

4.


Поведение оратора в аудитории.

5.


Структура публичного выступления. Начало выступления.

6.


Поддержание внимания аудитории. Завершение выступления.

7.


Аргументация

8.


Аргументация (практикум).

9.


Информационная речь. Описание. Понятие информационной речи. Правила ее подготовки. Виды информационных выступлений.

10.


Информационные выступления (практикум).

11.


Информационные выступления (практикум).

12.


Монолог-описание, правила его подготовки.

13.


Монолог о себе.

14.


Монолог-повествование, правила его подготовки.

15.


Монолог-повествование об увиденном.

16.


Монолог о вымышленных событиях.

17.


Протокольно-этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь.

18.


Представление.

19.


Похвальное слово.

20.


Развлекательная речь, ее основные особенности. Анекдот.

21.


Тосты.

22.


Убеждающая речь, ее особенности и виды. Агитационное выступление.

23.


Собственно убеждающая речь.

24.


Оратор и аудитория.

25.


Убеждающее выступление. Выступление по пословицам и поговоркам. Практикум.

26.


Убеждающее выступление. Выступления по афоризмам. Практикум.

27.


Если бы я был директором…

28.


Если бы я был директором…

29.


Школа будущего.

30.


Что будут, если…

31.


Кто будет смотреть телевизор?

32.


Поговорим о братьях наших меньших.

33.


Надо ли помогать бродячим животным?

34.


Надо ли помогать бродячим животным?

35.


Итоговое занятие












Список использованной литературы.

Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.

Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.

Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.

Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.

Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.