Рабочая программа факультативного курса «Культура общения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
Рабочая программа факультативного курса
«Культура общения» 5 класс
Составитель: Буркова С.А., Филимонова Г.В.
г. Комсомольск-на-Амуре
2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Культура общения» 5-7 класс создана на основе:
• Примерной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
• авторской программы А.П. Пасхалова «Занимательная грамматика» 5 класс - М: издательство НЦ ЖАС, 2010 г.
Программа, построенная от «простого» к «сложному», предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению выступать публично и вести эффективное бесконфликтное общение.
Программа «Культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения от более простых, легко обучаемых форм к более сложным.
Ожидаемые результаты
Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:
- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.
Структура программы «Культура общения» включает 3 блока:
5 класс: Этикет и речевой этикет 35 ч.
6 класс: Ведение диалога и монолога 35 ч.
7 класс: Публичное выступление 35 ч.
Содержание (5 класс)
Понятие поведения. Мы живем среди людей. Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка. История этикета. Как возникает этикет. Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Этикет внешнего вида. Как мы выглядим.
Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется. Формулы речевого этикета. Языковой паспорт человека. Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Этикет личной переписки. Зачем, кому, о чем и как писать письма. Поздравительные письма. Практикум по написанию писем.
Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. Законы общения. Понятие ролевого поведения. Семь наших «Я». Общение со старшими. Роль сына, дочери, внука. Загляните в мамины глаза. Сотрудничество. Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого. Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. Общение с одноклассниками.
Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.
Поведение в театре. Мы приходим в гости. Поведение за столом. Как развлечь гостей. Поведение на школьном празднике и на отдыхе.
Содержание (6 класс)
Понятие диалога. Диалог и его виды. Правила поведения собеседников в диалоге.
Понятие вербального и невербального поведения. Невербальное поведение в диалоге.
Вербальное поведение в диалоге. Выражение эмоции и оценки.
Ведение спора. Что такое спор. Учимся спорить. Как слушать собеседника? Правила слушания. Слушать и слышать.
Как реагировать на поведение собеседника в диалоге. Приемы поддержания разговора. Тематика разговора. Телефонный разговор. Этикет телефонного разговора. Вопросы и ответы в диалоге. Обобщающий урок по теме «Устный диалог».
Понятие монолога. Виды монологов. Требования к монологу. Выразительность речи. Что такое выразительность речи. Выразительное чтение текстов различных жанров.
Как подготовить монолог. Устный ответ как монолог. Продуктивный и репродуктивный ответ. Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Отбор материала для ответа.
Монолог-пересказ письменного текста, его особенности и разновидности.
Выделение смысловых частей текста и опорных слов для пересказа. Практикум по пересказу учебного текста (на материале письменных текстов из учебников) Запоминание текста. Приемы запоминания.
Сжатие текста. Приемы сжатия текста. Сжатый, краткий и подробный пересказ. Краткий пересказ письменного текста. Практикум по сжатию текста и его пересказу. Устный ответ по самостоятельно составленному плану. Практикум/ устные рефераты по темам учителей-предметников. Восприятие текста на слух. Пересказ текста, воспринятого на слух. Практикум.
Обобщение изученного материала. Выразительное чтение и пересказ.
Содержание (7 класс)
Публичное выступление. Понятие публичного выступления. Основные требования к публичному выступлению. Подготовка к устному публичному выступлению.
Поведение оратора в аудитории. Структура публичного выступления. Начало выступления. Поддержание внимания аудитории. Завершение выступления. Аргументация
Информационная речь. Описание. Понятие информационной речи. Правила ее подготовки. Виды информационных выступлений.Информационные выступления (практикум).
Монолог-описание, правила его подготовки. Монолог о себе. Монолог-повествование, правила его подготовки. Монолог-повествование об увиденном. Монолог о вымышленных событиях.
Протокольно-этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. Представление. Похвальное слово. Развлекательная речь, ее основные особенности. Анекдот. Тосты. Убеждающая речь, ее особенности и виды. Агитационное выступление. Собственно убеждающая речь.
Оратор и аудитория. Убеждающее выступление. Выступление по пословицам и поговоркам. Практикум. Убеждающее выступление. Выступления по афоризмам. Практикум.
Если бы я был директором… Школа будущего. Что будут, если… Кто будет смотреть телевизор?
Поговорим о братьях наших меньших. Надо ли помогать бродячим животным?
Итоговое занятие
Календарно-тематическое планирование «Этикет и речевой этикет», 5 класс
№ | дата | тема урока |
1. | Понятие поведения. Мы живем среди людей. | |
2. | Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка. | |
3. | Этикет и этикетка. | |
4. | История этикета. Как возникает этикет. | |
5. | Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. | |
6. | Этикет внешнего вида. | |
7. | Как мы выглядим. | |
8. | Как мы выглядим. | |
9. | Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется. | |
10. | Формулы речевого этикета. | |
11. | Формулы речевого этикета. | |
12. | Языковой паспорт человека. Заговори со мной, и я скажу, кто ты. | |
13. | Этикет личной переписки. | |
14. | Зачем, кому, о чем и как писать письма. | |
15. | Поздравительные письма. | |
16. | Практикум по написанию писем. | |
17. | Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. | |
18. | Законы общения. | |
19. | Законы общения. | |
20. | Понятие ролевого поведения. Семь наших «Я». | |
21. | Общение со старшими. | |
22. | Роль сына, дочери, внука. Загляните в мамины глаза. | |
23. | Сотрудничество. | |
24. | Общение с младшими. Раздели печаль и радость другого. | |
25. | Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. | |
26. | Общение с одноклассниками. | |
27. | Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. | |
28. | Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине. | |
29. | Поведение в театре. | |
30. | Мы принимаем гостей. | |
31. | Мы приходим в гости. | |
32. | Поведение за столом. | |
33. | Как развлечь гостей. | |
34. | Поведение на школьном празднике и на отдыхе. | |
35. | Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование «Введение диалога и монолога», 6 класс
№ | дата | тема урока |
1. | Понятие диалога. Диалог и его виды. | |
2. | Правила поведения собеседников в диалоге. | |
3. | Понятие вербального и невербального поведения. | |
4. | Невербальное поведение в диалоге. | |
5. | Вербальное поведение в диалоге. | |
6. | Выражение эмоции и оценки. | |
7. | Ведение спора. Что такое спор. | |
8. | Учимся спорить. | |
9. | Как слушать собеседника? Правила слушания. | |
10. | Слушать и слышать. | |
11. | Как реагировать на поведение собеседника в диалоге. | |
12. | Приемы поддержания разговора. | |
13. | Тематика разговора. Телефонный разговор. | |
14. | Этикет телефонного разговора. | |
15. | Вопросы и ответы в диалоге. | |
16. | Обобщающий урок по теме «Устный диалог». | |
17. | Понятие монолога. Виды монологов. | |
18. | Требования к монологу. | |
19. | Выразительность речи. Что такое выразительность речи. | |
20. | Выразительное чтение текстов различных жанров. | |
21. | Как подготовить монолог. | |
22. | Устный ответ как монолог. Продуктивный и репродуктивный ответ. | |
23. | Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Отбор материала для ответа. | |
24. | Монолог-пересказ письменного текста, его особенности и разновидности. | |
25. | Выделение смысловых частей текста и опорных слов для пересказа. | |
26. | Практикум по пересказу учебного текста (на материале письменных текстов из учебников) | |
27. | Запоминание текста. Приемы запоминания. | |
28. | Сжатие текста. Приемы сжатия текста. Сжатый, краткий и подробный пересказ. Краткий пересказ письменного текста. | |
29. | Практикум по сжатию текста и его пересказу. | |
30. | Устный ответ по самостоятельно составленному плану. Практикум/ устные рефераты по темам учителей-предметников. | |
31. | Восприятие текста на слух. | |
32. | Пересказ текста, воспринятого на слух. Практикум. | |
33. 34. | Обобщение изученного материала. Выразительное чтение и пересказ. | |
35 | Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование «Культура общения», 7 класс
№ | дата | тема урока |
1. | Публичное выступление. Понятие публичного выступления. | |
2. | Основные требования к публичному выступлению. | |
3. | Подготовка к устному публичному выступлению. | |
4. | Поведение оратора в аудитории. | |
5. | Структура публичного выступления. Начало выступления. | |
6. | Поддержание внимания аудитории. Завершение выступления. | |
7. | Аргументация | |
8. | Аргументация (практикум). | |
9. | Информационная речь. Описание. Понятие информационной речи. Правила ее подготовки. Виды информационных выступлений. | |
10. | Информационные выступления (практикум). | |
11. | Информационные выступления (практикум). | |
12. | Монолог-описание, правила его подготовки. | |
13. | Монолог о себе. | |
14. | Монолог-повествование, правила его подготовки. | |
15. | Монолог-повествование об увиденном. | |
16. | Монолог о вымышленных событиях. | |
17. | Протокольно-этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. | |
18. | Представление. | |
19. | Похвальное слово. | |
20. | Развлекательная речь, ее основные особенности. Анекдот. | |
21. | Тосты. | |
22. | Убеждающая речь, ее особенности и виды. Агитационное выступление. | |
23. | Собственно убеждающая речь. | |
24. | Оратор и аудитория. | |
25. | Убеждающее выступление. Выступление по пословицам и поговоркам. Практикум. | |
26. | Убеждающее выступление. Выступления по афоризмам. Практикум. | |
27. | Если бы я был директором… | |
28. | Если бы я был директором… | |
29. | Школа будущего. | |
30. | Что будут, если… | |
31. | Кто будет смотреть телевизор? | |
32. | Поговорим о братьях наших меньших. | |
33. | Надо ли помогать бродячим животным? | |
34. | Надо ли помогать бродячим животным? | |
35. | Итоговое занятие |
Список использованной литературы.
Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.