Рабочая программа факультативного курса «Литература Дальнего Востока»
Рабочая программа факультативного курса «Литература Дальнего Востока»
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию
по факультативному курсу
«Литература Дальнего Востока»
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы начального общего образования, 2004 г. и авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.
В примерную и авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, перечень контрольных мероприятий, календарно-тематическое планирование, информация об использованных учебниках. Добавлены задачи и цели, в связи с изменениями в учебных планах, уставе школы и веяниями нового времени. Изменено количество часов на работу с текстами из-за того, что в авторской программе указано примерное количество часов и разрешено автором авторской программы М. Н. Ходаковской каждому учителю самостоятельно решать, сколько времени работать с тем или иным произведением. Перенесены и добавлены некоторые тексты и разделы из другого класса, в связи с изменением хрестоматии по ЛДВ и разрешением автора авторской программы М. Н. Ходаковской. В программу добавлены знания и умения, которые данная программа должна обеспечить учащимся в конце учебного года, т.к. в авторской программе такого не предусмотрено. Разделы разбиты на часы и перенесены на другие месяцы, чтобы произведения совпадали с временами года.
Программа начальной школы предусматривает проведение уроков внеклассного чтения. Книг, рекомендованных для этих уроков в библиотеках нет, зато есть книги дальневосточных детских авторов. Писатели-современники – частые гости библиотек. Они встречаются с младшими школьниками, знакомят их со своим творчеством.
Государственные программы не включают тематику детской дальневосточной литературы. Концепция по народному образованию ориентирует учителей на региональный компонент содержания образования.
Требования к урокам внеклассного чтения остаются традиционными, меняется только содержание, которое предполагает развитие внимания интереса к чтению книг писателей-дальневосточников и формирует представления детей о социокультуре родного края. ЛДВ знакомит детей с творчеством лучших дальневосточных писателей, пополняет знания детей об истории и природе нашего родного дальневосточного края, рассказывает о жизни детей на севере Чукотки, Охотоморском побережье, в маленьких амурских сёлах. Литературные герои ЛДВ, вошедшие в повести, рассказы и сказки помогают детям задуматься, поразмышлять о том, как важно в жизни быть сильным, справедливым, внимательно относиться к людям, быть верным в дружбе, защищать слабых.
Структурно-образующий принцип программы – жанрово-тематический. В программу введены произведения разные по жанрам. Отдельный раздел хрестоматии отведен сказкам малочисленных народов Приамурья, авторским сказкам, сказкам национальных сказителей. Тексты в хрестоматии объемные, сложные по структуре, они рассчитаны на домашнее чтение и обсуждение в классе. Занятия по внеклассному чтению рекомендуется проводить с использованием таких форм, как уроки-экскурсии, уроки-встречи, уроки-путешествия, уроки театра.
Настоящая программа предполагает интеграцию на уроках внеклассного чтения с классным чтением, изобразительным искусством, природоведением.
Задачи уроков внеклассного чтения:
Выработка интереса к чтению произведений дальневосточных писателей;
Развитие связной устной и письменной речи, творческих способностей;
Индивидуальное развитие ребенка и его продвижение в совершенствовании навыков чтения;
Выработка умения самостоятельно читать произведение и размышлять над ним;
Привитие вкуса к подлинно писательскому слову;
Воспитание в детях потребности обращаться к книге как к учителю, помощнику и другу.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
излагать личное мнение о литературном произведении;
организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.
4-й класс
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета
Содержание курса «Литература Дальнего Востока» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая и краеведческая пропедевтика.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
Используемые учебники:
Лукошко. Хрестоматия по Дальневосточной литературе. М. Н. Ходаковская, Хабаровск, Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009 г.
Содержание учебного курса.
Оставайся с нами, сказка! (5 ч.) (4+1)
Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан (Негидальская сказка).
Геохату (сказка народа ульта-ороков).
Николай Наволочкин. Полудница Акуля (Глава из повести-сказки). «Как Акуля встречала Новый год»
Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей). «Про ягоду клубнику», «Фольклор».
Моя малая Родина (14 ч.) (9+1+2+2)
Григорий Ходжер. Конец большого дома (Отрывки из романа).
Антонина Кымытваль. Яранга.
Владимир Арсеньев. По уссурийскому краю (Главы из книги). «Встреча с Дерсу», «Пурга на озере Ханка», «Дерсу Узала», «Амба».
Евгений Кохан. «Домик», «Старик Хехцир».
Сергей Кучеренко. Унылая пора – очей очарованье (Из очерка «Созвучие времён года»)
Наталья Костюк. Хабаровская весна.
Леонид Андреев. Тепло руки (Лирические миниатюры). «Тишина», «Ночной дозор», «Лютик», «Новая кличка», «Яблоки».
Людмила Миланич. Хабаровску.
Анна Ходжер. «Я – земли нанайской дочь…», «Березок расписной наряд…».
Константин Бельды. Родная сторона.
Виктор Кеулькут. Это неправда!
Петр Гран. Я не уеду в дальние края.
Живое вокруг нас (6 ч.) (2+2+2)
Виктор Пожидаев. Мишка, Буйка и волки… (Рассказ).
Валерий Шульжик. Охотник нашёл медвежонка в тайге.
Владимир Шадрин. Родня.
Николай Рыжих. Чайки.
Детям и о детях (9 ч.) (4+1+4)
Валентин Фёдоров. Северная быль (Повесть).
Евгений Баранов. Соль на щеках (Рассказ).
Людмила Миланич. «В круглый, сказочный, смешной…», «Много разных примет у Победы…».
Николай Наволочкин. «Как исправить единицу», «Грамотей».
Алла Овчинникова. Песня тростника.
Учить наизусть:
Е. Кохан «Старик Хехцир»
Л. Миланич «Хабаровску»
А. Ходжер «Я – земли нанайской дочь…» (выборочно)
П. Гран «Я не уеду в дальние края»
Н. Рыжих «Чайки» (отрывок – проза)
Н. Наволочкин «Грамотей»
Л. Андреев «Лирические миниатюры» (любую)
В. Шульжик «Охотник нашел медвежонка в тайге»
тематическое планированиеDOC / 82 Кб