Рабочая программа факультативного курса «Литература Дальнего Востока»

0
0
Материал опубликован 28 February 2023

Рабочая программа факультативного курса «Литература Дальнего Востока»


Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию

по факультативному курсу

«Литература Дальнего Востока»

4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании Примерной программы начального общего образования, 2004 г. и авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.

В примерную и авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, перечень контрольных мероприятий, календарно-тематическое планирование, информация об использованных учебниках. Добавлены задачи и цели, в связи с изменениями в учебных планах, уставе школы и веяниями нового времени. Изменено количество часов на работу с текстами из-за того, что в авторской программе указано примерное количество часов и разрешено автором авторской программы М. Н. Ходаковской каждому учителю самостоятельно решать, сколько времени работать с тем или иным произведением. Перенесены и добавлены некоторые тексты и разделы из другого класса, в связи с изменением хрестоматии по ЛДВ и разрешением автора авторской программы М. Н. Ходаковской. В программу добавлены знания и умения, которые данная программа должна обеспечить учащимся в конце учебного года, т.к. в авторской программе такого не предусмотрено. Разделы разбиты на часы и перенесены на другие месяцы, чтобы произведения совпадали с временами года.

Программа начальной школы предусматривает проведение уроков внеклассного чтения. Книг, рекомендованных для этих уроков в библиотеках нет, зато есть книги дальневосточных детских авторов. Писатели-современники – частые гости библиотек. Они встречаются с младшими школьниками, знакомят их со своим творчеством.

Государственные программы не включают тематику детской дальневосточной литературы. Концепция по народному образованию ориентирует учителей на региональный компонент содержания образования.

Требования к урокам внеклассного чтения остаются традиционными, меняется только содержание, которое предполагает развитие внимания интереса к чтению книг писателей-дальневосточников и формирует представления детей о социокультуре родного края. ЛДВ знакомит детей с творчеством лучших дальневосточных писателей, пополняет знания детей об истории и природе нашего родного дальневосточного края, рассказывает о жизни детей на севере Чукотки, Охотоморском побережье, в маленьких амурских сёлах. Литературные герои ЛДВ, вошедшие в повести, рассказы и сказки помогают детям задуматься, поразмышлять о том, как важно в жизни быть сильным, справедливым, внимательно относиться к людям, быть верным в дружбе, защищать слабых.

Структурно-образующий принцип программы – жанрово-тематический. В программу введены произведения разные по жанрам. Отдельный раздел хрестоматии отведен сказкам малочисленных народов Приамурья, авторским сказкам, сказкам национальных сказителей. Тексты в хрестоматии объемные, сложные по структуре, они рассчитаны на домашнее чтение и обсуждение в классе. Занятия по внеклассному чтению рекомендуется проводить с использованием таких форм, как уроки-экскурсии, уроки-встречи, уроки-путешествия, уроки театра.

Настоящая программа предполагает интеграцию на уроках внеклассного чтения с классным чтением, изобразительным искусством, природоведением.

Задачи уроков внеклассного чтения:

Выработка интереса к чтению произведений дальневосточных писателей;

Развитие связной устной и письменной речи, творческих способностей;

Индивидуальное развитие ребенка и его продвижение в совершенствовании навыков чтения;

Выработка умения самостоятельно читать произведение и размышлять над ним;

Привитие вкуса к подлинно писательскому слову;

Воспитание в детях потребности обращаться к книге как к учителю, помощнику и другу.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

излагать личное мнение о литературном произведении;

организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);

пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.

4-й класс

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

-самостоятельно находить ключевые слова;

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

-формулировать основную мысль текста;

-составлять простой и сложный план текста;

-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

-видеть языковые средства, использованные автором.

Содержание учебного предмета

Содержание курса «Литература Дальнего Востока» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Круг детского чтения.

Техника чтения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Литературоведческая и краеведческая пропедевтика.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд

Используемые учебники:

Лукошко. Хрестоматия по Дальневосточной литературе. М. Н. Ходаковская, Хабаровск, Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009 г.

Содержание учебного курса.

Оставайся с нами, сказка! (5 ч.) (4+1)

Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан (Негидальская сказка).

Геохату (сказка народа ульта-ороков).

Николай Наволочкин. Полудница Акуля (Глава из повести-сказки). «Как Акуля встречала Новый год»

Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей). «Про ягоду клубнику», «Фольклор».

Моя малая Родина (14 ч.) (9+1+2+2)

Григорий Ходжер. Конец большого дома (Отрывки из романа).

Антонина Кымытваль. Яранга.

Владимир Арсеньев. По уссурийскому краю (Главы из книги). «Встреча с Дерсу», «Пурга на озере Ханка», «Дерсу Узала», «Амба».

Евгений Кохан. «Домик», «Старик Хехцир».

Сергей Кучеренко. Унылая пора – очей очарованье (Из очерка «Созвучие времён года»)

Наталья Костюк. Хабаровская весна.

Леонид Андреев. Тепло руки (Лирические миниатюры). «Тишина», «Ночной дозор», «Лютик», «Новая кличка», «Яблоки».

Людмила Миланич. Хабаровску.

Анна Ходжер. «Я – земли нанайской дочь…», «Березок расписной наряд…».

Константин Бельды. Родная сторона.

Виктор Кеулькут. Это неправда!

Петр Гран. Я не уеду в дальние края.

Живое вокруг нас (6 ч.) (2+2+2)

Виктор Пожидаев. Мишка, Буйка и волки… (Рассказ).

Валерий Шульжик. Охотник нашёл медвежонка в тайге.

Владимир Шадрин. Родня.

Николай Рыжих. Чайки.

Детям и о детях (9 ч.) (4+1+4)

Валентин Фёдоров. Северная быль (Повесть).

Евгений Баранов. Соль на щеках (Рассказ).

Людмила Миланич. «В круглый, сказочный, смешной…», «Много разных примет у Победы…».

Николай Наволочкин. «Как исправить единицу», «Грамотей».

Алла Овчинникова. Песня тростника.

Учить наизусть:

Е. Кохан «Старик Хехцир»

Л. Миланич «Хабаровску»

А. Ходжер «Я – земли нанайской дочь…» (выборочно)

П. Гран «Я не уеду в дальние края»

Н. Рыжих «Чайки» (отрывок – проза)

Н. Наволочкин «Грамотей»

Л. Андреев «Лирические миниатюры» (любую)

В. Шульжик «Охотник нашел медвежонка в тайге»


тематическое планированиеDOC / 82 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.