12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Резниченко Татьяна Евгеньевна299



ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ В ИСКУССТВЕ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – Х КЛАССОВ

(35 ЧАСОВ)


Автор программы Резниченко Т. Е.

Учитель истории высшей категории


t1602517946aa.jpg







Донецк – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………..……..................3

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………….......11

Учебно-тематический план………………………………………………...................13

Содержание программы факультативного курса…………………………......15

Список рекомендованной литературы для учителя………………………....19

Список рекомендованной литературы для учащихся………………………..21

Приложения………………………………………………………………….......................24





Пояснительная записка

«Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять»

Анатоль Франс

В современном обществе образование имеет первостепенное значение в жизни каждого человека. Реализуя свое право на образование, закрепленное в международных актах и конституциях демократических государств, человек с ранних лет становится участником целенаправленного процесса воспитания и обучения, результатом которого является приобретение знаний, умений и навыков, ценностных установок и опыта деятельности.

Современные тенденции развития образования характеризуются переходом от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат. В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта основного общего образования, меняются подходы к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения, при этом последнее имеет приоритетное значение, так как обращено не только к интеллекту, знаниям, умениям, компетенциям обучающихся, а к человеку как субъекту культуры, истории. Особое значение в формировании здоровой, духовно-богатой личности и ответственного гражданина имеют предметы обществоведческого цикла.

Предметы обществоведческого цикла предполагают ориентацию образовательного процесса не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но, в первую очередь, на развитие социально значимых качеств личности, познавательных и созидательных способностей, духовно-нравственных ценностей, навыков социальной практики, личной ответственности обучающихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, социокультурной компетенции путем организации форм деятельностной и коммуникативной активности учащихся.

Концепция программы факультативного курса «История в искусстве» основывается на историко-культурологических аспектах развития мировой истории и культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственных вопросов, что способствует формированию правильной (истинной) картины мира у учащихся. История – наука о прошлом, которая обладает огромным образовательным потенциалом. Предмет изучения истории включает в себя широкий круг вопросов, которые охватывают деятельность человека в самых различных сферах общественной жизни. Таким образом, историческая наука не преподносит учащимся историю человека в узком смысле, а исследует самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Следует отметить, что культура является наиболее интересной областью жизни человека, она притягивает учащихся многообразием, сложностью и красотой, развивает их воображение и эстетические чувства.

Факультативные занятия призваны расширить научный кругозор, поднять общеобразовательный уровень развития учащихся, способствовать их эстетической развитости, восприятию красоты мира, формированию воображения, показать перспективы интересной и творческой жизни, с пользой для себя и окружающих людей. Содержание факультативного занятия предусматривает создание эмоционально-образного представления об общественных процессах и явлениях, характеризующих историческую жизнь народов.

Искусство – одна из форм общественного сознания, познавательная роль которого сближает его с исторической наукой. Творец, следуя путем саморазвития и глубокого познания, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии общественных отношений. Подобный курс выбирает ученый, который исследует происходящую реальность, заглядывает в глубины прошлого, чтобы увидеть и понять каким будет будущее. Такое познание действительности и научного деятеля, и деятеля искусства связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее.

Человеку свойственно познавать законы развития общества, овладевать силами природы, чтобы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, социум. Искусство направлено на познание и оценивание мира. Оно формирует духовный облик людей, их чувства и мысли.

Преподнесение исторического материала через художественные образы является наиболее целесообразным и оправданным, поскольку такой способ воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу и формирует личностное отношение к событиям, без которого невозможно становление и развитие человека.

Актуальность программы обусловлена значимостью гуманизации и гуманитаризации содержания образования в современном обществе. Новые требования, установленные Государственным образовательным стандартом основного общего образования, к результатам освоения учебных предметов обществоведческого цикла учащимися, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования. Метапредметный подход призван обеспечивать целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития обучающегося, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Данный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Новизна программы факультативного курса заключается в том, что изучая культурное развитие древнего общества, исследуется исторический процесс в целом, так как без знания закономерностей и особенностей культурного развития, история общества не может быть изучена в полной мере. Темы, освещающие культурное развитие родного края приобретают особый смысл, так как история культуры периода её становления позволяет показать зарождение, расцвет искусства Донецкого региона в контексте общей культуры развития цивилизации. 

Для этого предполагается изучение исторических явлений и фактов, не затрагиваемых при изучении основного курса истории Древнего мира. К тому же на занятиях предполагается изучение ряда вопросов истории родного края (Донетчины) в указанный хронологический период.

Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно…» Немеркнущие образы искусства раскрывают суть исторических понятий. Всё меняется, но сила и слава древнего искусства вечны. На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. «Познай самого себя» – было начертано на храме Аполлона в Дельфах.

Познакомить учащихся со страницами древней мировой истории через призму художественных образов и призван факультатив «История в искусстве». Программа факультативного курса «История в искусстве» предназначена для учащихся 5-х классов общеобразовательных организаций и рассчитана на 35 часов.

Целью факультативного курса является:

познание логики развития исторического мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, основных этапов и периодов становления художественно-образного и научного подходов к изображению видения мира у различных народов древности в разные эпохи;

формирование личности, способной оценить исторический вклад народов, в том числе и народов, населявших наш край, в мировую культуру;

развитие умений самостоятельной работы с исторической, справочной, художественной литературой;

воспитание истинных патриотов своего Отечества.

Задачи курса:

способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке, к достижениям культуры, интерес к духовному миру человека, к истории родного края;

способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;

развивать творческие способности учащихся.

Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у обучающихся критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения; знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.

Принципы программы:

научность;

доступность и наглядность;

связь теории с практикой;

включение учащихся в активную деятельность;

учёт возрастных особенностей;

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

целенаправленность и последовательность деятельности.

Программа строится по тематическому принципу, что позволяет учащимся сопоставить искусство древних народов с укладом античной цивилизации. При этом принцип научности рассматривается в качестве исходной идеи для построения содержания учебного материала с учётом современных дидактических и психолого-педагогических требований.

Формирование основ культуры исторического мышления учащихся 5 - х классов базируется на возможном сочетании наглядно-образного и абстрактно-логического типов мышления.



Методы обучения на деятельностной основе:

Основные группы методов

Подгруппа методов

Отдельные методы

Метод мотивации и стимулирования

- Формирование интереса к занятиям;

- формирование активности и ответственности

Беседы, методы эмоционального стимулирования, творческий проект, творческое задание

Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

- Перспективные (передача и восприятие информации);

- логические (организация и осуществление мысленных операций);

- гностические (по характеру познавательной деятельности);

- самоуправление учебно-познавательной деятельностью

Словесные, наглядные, аудиовизуальные, анализ, обобщение, систематизация.

Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные, поисковые. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа

Методы достижения целей:

словесные, наглядные практические;

репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, научно-исследовательские, проблемные.

При построении занятий используются следующие методические приемы:

создание игровых ситуаций;

самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;

театрализация.

В рамках реализации образовательного курса используются следующие технологии:

диалог культур;

интеграция предметов гуманитарного цикла;

проектная деятельность;

технология коллективной творческой деятельности;

музейная педагогика.

Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания методов и технологий обучения соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанным на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериалов;

экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная, виртуальная);

исследовательская деятельность;

интеллектуально-познавательные игры;

ролевые игры;

творческое проектирование.

Научно - методическое обеспечение:

методические пособия;

Интернет-ресурсы;

мультимедийный блок «Культура Древнего мира».

Структура факультативного курса «История в искусстве» содержит следующие разделы:

Раздел 1 «История родного края в искусстве древних народов» (10 часов)

Раздел 2 «Древний Восток колыбель человеческой цивилизации» (11часов)

Раздел 3 – «Греция и Рим – немеркнущий свет античности» (14 часов)

Программа факультативного курса «История в искусстве» затрагивает наиболее известные сюжеты и образы искусства древнего мира, античной культуры и мифологии. Отличительной особенностью программы является попытка синтезирования знаний учащихся, полученных при изучении других дисциплин, глубины художественного обобщения важнейших сторон бытия человека.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Предполагаемые результаты:

приобретение знаний об истории и культуре Древнего мира;

развитие понятий об особенностях исторической эпохи Древнего мира, постижение системы знаний о многообразии культур различных народов мира;

получение опыта самостоятельной научно-исследовательской, творческой деятельности (создание проектно-исследовательских работ);

освоение основных этапов развития культуры Древнего мира как уникального явления, имеющего мировое значение.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

сравнение исторических событий, явлений, происходивших в государствах Древнего мира, на территории нашего края в древности;

самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов;

умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;

умение анализировать исторический источник;

представление в виде выступлений результатов исследований, составление презентаций, проектов;

участие в деловых играх.

Способы и формы оценки достижений обучающихся:

исследовательская работа;

творческий практикум;

самооценка учащихся.

Проверка знаний предполагает выявление знаний, умений, навыков учащихся в двух направлениях: исследовательская работа и коллективный творческий практикум. Для определения уровня учебно-творческой деятельности учащихся, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ:

активность;

коллективность;

духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта;

эстетическая подача материала.

Педагог индивидуально отслеживает своих воспитанников, подбирая те задания и приемы, которые позволят достичь учащемуся максимального уровня мастерства по вышеперечисленным критериям.



Учебно - тематический план


Тема занятия

Кол-во часов


История родного края в искусстве древних народов

10 часов

1

Введение в курс. Наскальная живопись. Тайна «Каменной Могилы»

1

2

Мариупольский могильник: орнаментальная керамика

1

3

История киммерийцев в легендах и мифах

1

4

Форпосты родного края. Зарождение градостроительства «Киммерийские стены»

1

5

Тайны скифских курганов. Золото скифов

1

6

Зарождение искусства скульптуры – каменные изваяния скифов-воинов

1

7

Половецкие изваяния

1

8

Обычаи древних славян. Театрализация календарных песен и обрядов

1

9

Особенности жанрового состава славянского фольклора. Сказочные образы славян

1

10

Творческий практикум

1


Древний Восток – колыбель человеческой цивилизации

11 часов

11

Тайны пирамид Древнего Египта. Хранители бессмертия фараонов

1

12

Сфинкс – хозяин пустыни. На страже Древнего Египта

1

13

Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

1

14

Дворцы Вавилона. Сады, спускавшиеся с неба

1

15

Между Тигром и Евфратом. Культура Шумера. Клинопись.

1

16

Искусство древнейших Индских цивилизаций

1

17

Священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны»

1

18

Иероглифика поэзии, живописи и каллиграфии

1

19

«Книга перемен» – древнейший памятник китайской культуры

1

20

Архитектура китайского дома, дворца, храма

1

21

Творческий практикум

1


Греция и Рим – немеркнущий свет античности

14 часов

22

Поэзия мифа и проза истории. Афоризмы из мифов Древней Греции

1

23

Девять муз античности. Клио, дарующая славу

1

24

Критская цивилизация. Загадка Атлантиды

1

25

Бессмертные древнегреческие эпосы. «Илиада» и «Одиссея»

1

26

Фидий. Творец, который созидал красоту

1

27

Архаические статуи в честь победителей Олимпийских игр

1

28

Эсхил, Софокл, Еврипид – мастера античной трагедии. Аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Аристофан – древнегреческий мастер комедии

1

29

«Искусство для вечности». Знакомство с искусством этрусков

1

30

Сердце Древнего Рима – Римский форум

1

31

Настанет час Помпеи. Искусство под слоем вулканического пепла

1

32

Архитектура императорского Рима

1

33

Колизей – амфитеатр Древнего Рима. Грандиозный и жестокий

1

34

Корифеи римской литературы: Цицерон, Вергилий, Гораций «они словом прославили Рим»

1

35

Творческий практикум

1



Содержание программы факультативного курса


Тема 1. История родного края в искусстве древних народов (10 часов)

Введение в курс. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач.

Каждый народ, сохраняя свою самобытность, этническую историю, развивает на основе исторически сложившихся традиций социальные отношения, быт, в этом контексте важно изучать духовную культуру родного края. 

Наскальная живопись храмового комплекса  «Каменная могила», «Мариупольский могильник» (кремневые ножи, стрелы, каменные топоры, украшения из клыков кабана, зубов и костей животных, обломки посуды). Керамика как один из основных признаков эпохи неолита. Декоративно - прикладное искусство: изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Киммерийская культурная эпоха. Примеры степных курганов «катакомбной» и «срубной» культуры». Мифы о происхождении скифов. Неаполь скифский. Библейская археология о скифах. Скифские городища. Эпоха первых царей. Скифские курганы. 

Устное народное творчество восточных  славян. Фольклор и мифология. Традиции и обычаи. Древнее происхождение календарной поэзии, сказок, пословиц, загадок. Значение и место фольклора в культуре славянских народов.

Тема 2. Древний Восток – колыбель человеческой цивилизации

(11 часов)

Государства Древнего Востока именуют  об­ществами традиционного типа. Для данных обществ характерно отсутствие динамики разви­тия исторических процессов. Время в них словно застыло. Ци­вилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет. Здесь происходит накопление человеческого опы­та, складывается культурная традиция.

Представления египтян о загробной жизни. Ориентирование всей египетской культуры по Солнцу и Нилу. Представление о сущностях человека в земной и загробной жизни. Суд Осириса. Тайны пирамид Древнего Египта. Хранители бессмертия фараонов. Комплекс пирамиды Джосера. Комплекс Великих пирамид в Гизе (Хеопса, Хефрена и Микерина). Сфинкс – хозяин пустынь. На страже судьбы Древнего Египта. Сфинкс, его облик и назначение. Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы. Представления о египетской живописи составлены на основе найденных в гробницах фресках.

Вавилон: ворота Иштар, зиккурат Этеменанки, дворцы, висячие сады Семирамиды. Культура Шумера – клинопись – основа всех современных алфавитов.

Искусство древнейших Индских цивилизаций (Мохенджо-Даро и Хараппа). Древние арии и священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны» – идеал древних и современных индийцев. «Правда-добро-красота» – магическая формула индийской культуры.

Художественная культура Китая. Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Символизм китайского искусства. Архитектура китайского дома, дворца, храма: упорядоченность архитектуры в свете философии Конфуция. «Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре.

Тема 3. Греция и Рим – немеркнущий свет античности (14 часов)

Античная (древняя) культура является отправной точкой в развитии европейской культуры. Величие и бессмертие древнегреческой и древнеримской культур проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Основные представления об античной цивилизации. Понятие об античной мифологии. Герои Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Нравственная составляющая в поступках античных героев. Троянский цикл мифов.

Согласно вековым традициям приход музы связывался с самыми прекрасными и светлыми моментами в жизни – моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой.

Девять муз античности. Красноречивая Каллиопа, возглашающая прекрасное слово  муза эпической поэзии, науки и философии. Что сыграет флейта Эвтерпы, музы лирической поэзии и музыки? Муза трагедии – Мельпомена. Процветающая Талия – муза комедии. Эрато– муза любовной поэзии. Муза торжественных гимнов Полигимния. Муза танца – Терпсихора. Муза истории Клио, дарующая славу. Повелительница звезд – Урания, муза астрономии. 

Критская цивилизация. Крит перекресток древнего Средиземноморья. Крупнейшие города Крита Кносс, Фест, Като Закрос. Кносский дворец Миноса как лабиринт, горизонтальный план дворца. Керамика Крита. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Бессмертные древнегреческие эпосы. Героический эпос «Илиады». «Одиссея» – сказочно-бытовой эпос античности. Странствия Одиссея – фантазия и мечты о неизведанном. Фидий главный созидатель красоты афинского Акрополя. Панафинейские торжества, их ритуал (изготовление новой одежды для богини Афины, шествие с новым пеплосом на Акрополь, одевание богини, подношение даров). Парфенон центральное сооружение ансамбля. Рождение Афины из головы Зевса тема рельефов восточного фронтона. Архаические статуи в честь победителей Олимпийских игр. Создание обобщенного образа атлета и идеального свободнорожденного гражданина Афин (Поликлет из Аргоса «Дорифор»). Культы Диониса и Аполлона в Древней Греции. Античная трагедия. Дионис и греческая трагедия. Человек против рока («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона» Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств в театре. Античная комедия. Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана. Дни театрального состязания и их ритуальное оформление. Устройство театра: амфитеатр, орхестра, фимела, скена, театральные машины. Маски, костюмы актеров. Хор во время спектакля.

Особенности и историческое значение римской культуры. Знакомство с искусством этрусков.

Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Рим: история возникновения города и его возвышение. Знакомство с искусством Помпей – искусство под слоем вулканического пепла. Богатый мир образов поэзии, религии и мифов в знаменитых помпейских фресках. Стили помпейской живописи. Архитектурные постройки города – термы, театр, амфитеатр, жилые дома. Форум – молчаливый свидетель былого великолепия «вечного города», центр деловой и общественной жизни. Колонна Траяна – величественный памятник, призванный прославить мощь государства и императора. Военные походы в рельефных изображениях. Архитектура императорского Рима. Предназначение амфитеатров. Состязания гладиаторов в Колизее – единственная в истории драма жизни в «театре мира». Римская литература (Цицерон, Вергилий, Гораций). Значение римской античности.



Список рекомендованной литературы для учителя


 1. Афанасьева, В., Луконин, В., Померанцева, Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

2. Ахутин, А. В., Библер, В. С., Курганов, С. Ю. Античная культура. М., 1995.

3.  Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.

4.  Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

5.  Гладкий, В. Д. Древний мир: энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1998.

6.  Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: пособие для учителя. М., 2003.

7. Дмитриева, Н. А., Акимова, Л. И. Античное искусство. М., 1988.

8. Дмитриева, Н. А., Виноградова, Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989.

9.  Древние цивилизации; под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.

10.  Запорожец, Н. И. Методика обучения истории Древнего мира: Пособие для учителя. М.,1984.

11. Зелинский, Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

12.  Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

13.  Крушкол, Ю. С., Мурыгина, Н. Ф., Черкасова, Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.

14. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 1984.

15. Лебедева Ю.А. Древнерусское искусство. М.: Учпедгиз., 1962.

16. Лесли, С. Изучаем Древний Рим. М., 2001.

17. Лисовый, И. А., Ревяко, К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Минск, 2001.

18. Николаев Д. В. Культура Древнего мира: учебное пособие / СПб., 2011.

19. Редер, Д. Г. Мифы и легенды Древнего Междуречья. М., 1980.

20. Тёмкин, Э. Н., Эрман, В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1982.




Список рекомендованной литературы для учащихся


1. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

2.Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М., 1938.

3. Бродский Б. Л. Каменные страницы истории. М.: Детгиз., 1960.

4. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. – М., 1970.

5. Варнеке Б.В. История античного театра. – М., 1940.

6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.

7. Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. – М., 1997.

8. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

9. Волошина Т.А., Астапов C.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996. 

10. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

11. Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: учебное пособие / сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 230 с.

12. История Древнего Востока: Учеб. пособие/под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988.

13. История культуры Древней Индии: Текст / Сост. А.А. Вигасин. – М., 1990.

14. История родного края (Часть первая): Учебное пособие для 6-9 классов / А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. – Донецк : Кардинал, 1998.

15. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. – М., 1965.

16. Культура Древней Индии. – М., 1973.

17. Культура Древнего Рима. – М., 1985.

18. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

19. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. – М., 1987.

20. Мурзин В. Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса». – Киев, 1990

21. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. 

22. Новые страницы в истории Донбасса кн.1-5/ Сост. 3. Г. Лихолобова – Донецк: Донбасс, 1992.

23. Писларий И. А., Филатов А. П. Тайны степных курганов. – Донецк, 1972.

24. Потебня А. А. О мистическом значении некоторых поверий и обрядов. – М., 1988 

25. Ривкин Б. И. Античное искусство. – М., 1972.

26. Соколова В. К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах. М.: «Книга» 1989. 

27.Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.

28. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. – М. – Л., 1958.

29. Цвейбель Д. С. Рассказы о каменном веке Донбасса / Неизвестное об известном. – Донецк, 1978.

30. Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – X., 1962.




Интернет - ресурсы:


1. // http://www.rnd.runnet.ru/win/region/ azov/museum.html.

2. // http://studopedia.net/12_58849_azovo-donskoy-kray-podregion-vdrevnosti-i-vsrednie-veka-geograficheskoe-i-geopoliticheskoepolozhenie-territoriya-inaselenie.html.

3. // http://donbass.name/4052-atlas-donbassa.html

4. // http://www.kemet.ru/biblio/index.htm:

5. // https://vk.com/wall-56611080_44765

6. //http://orient.rsl.ru/ru/magazine/links/2001/1

7. // http://philosophy.ru/library/myth/rak/index. html

8. //  http://members.tripod.com/sesna/ oldeast .

9. //  http://kulichki.rambler.ru / ~gumilev/SPN/spn01.htm.

10.// https://history.spbu.ru/files/departments/kafedry/antichnost/Climov_O_Internet_resursy__Uchebn_posobie_04_2016.pdf

11. // http://www.ant.md/school/has/stratum/stratum_99_3/ rom_99_3_1.htm . 
12. // www.philosophy.ru/library/asiatica /  china/index.htm .

13. // www.geocities.com/soho/hall/7820/v-r /

14. // http://ancientrome.ru

15. // http://rome.webzone.ru/publik/ koptev/kopt15.htm.

16. // http://sno.7hits.net/lib/kumanec/index.htm.

17. // centant.pu.ru

18. // http://tbs.dcn-asu.ru/news/1998/3/ hist/01.ru.html.

19. // http://eeu-a.kiev.ua/ museum/scythians/

20. ancient.gerodot.ruсайт «Древний Мир»



Приложение 1

Темы исследовательских работ


Особенности первобытного искусства. Наскальные изображения и керамика.

Символика бога Солнца в древней мифологии.

Мифологические животные Древнего мира.

Загадки древнеегипетского папируса.

Мода Древнего Египта.

Священные животные Древнего мира.

Загадки Древней Индии.

Церемония китайского чаепития.

Сюжеты античной керамики.

Образы древнегреческих богов в античной керамике.

Гладиаторские бои в Древнем Риме.

Колизей как величайшее архитектурное сооружение Древнего мира.

Обрядовый фольклор у славян.

Мифологические образы в русском народном творчестве.







Приложение 2

Темы творческих работ


1. Создайте свой «наскальный рисунок».

2. Внимательно прочитайте «Одиссею» Гомера, составьте по рассказу главного героя маршрут его странствий.

3. Проведите расследование: когда и почему погибли храм Артемиды Эфесской, Колосс Родосский, Галикарнасский мавзолей?

4. Подготовьте путешествие в Античность: «крылатые выражения» из древнегреческих мифов.

5.Выберите из девяти греческих муз ту, от имени которой вы сможете рассказать об истории.

6. Выберите из предложенных вам текстов мифов тот, который можно было бы инсценировать.

7. Расскажите о греческом храме, максимально используя известные вам термины, будто вы архитектор данного храма.

8. Вам посчастливилось побывать в римском античном театре. Расскажите об этом с точки зрения зрителя.

9. Подготовьте виртуальное путешествие в страну пирамид.

10. Проведите экскурсию «Прогулки по Древнему Риму».

11. Подготовьте рассказ очевидца с места событий в Колизее (вы гладиатор).

12. Обрядовый фольклор: загадки, былины, предания. Конкурс на лучшего рассказчика.

13. Театрализация календарных песен и обрядов у славян.

14. Подготовьте инсценировку праздников времён года согласно славянской мифологии.




Приложение 3

Методические рекомендации


Для успешной реализации программы факультативного курса «История в искусстве» педагогу могут быть полезны следующие рекомендации:

факультативный курс должен быть построен так, чтобы в полной мере использовать интерактивные формы организации занятий, игровые формы работы;

содержание факультативного курса, формы и методы работы, должны помогать обучающемуся через успешную практику оценить его потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

факультативный курс должен способствовать положительной мотивации к обучению;

отбирая содержание учебного материала, учитель должен ответить на вопрос: «Почему учащийся выбирает именно этот курс, чем он будет ему полезен, интересен?»

учебный материал факультативного курса должен подаваться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.