Рабочая программа факультативного курса «Пишем без ошибок» для 9 класса
Приложение №2.18 ____
К Основной образовательной программе Основного общего образования МОУ «Миасская СОШ №1» на 2015-2020 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Миасская средняя общеобразовательная школа №1» | |
Рабочая программа факультативного курса
«Пишем без ошибок»
для 9Г класса
Учитель: Куражева С.А
с. Миасское
2020 год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Факультатив «Пишем без ошибок» предназначен для учащихся 9 Г класса.
Настоящая рабочая программа составлена по адаптированной рабочей программе по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР) и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 9 классе.
Необходимость коррекционных занятий определяется прежде всего тем, что учащиеся с ОВЗ (ЗПР) в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных классов, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, имеют нарушения фонематического слуха и графомоторных навыков. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория. Которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому данная программа дает дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Таким образом, обучение в специальном коррекционном классе позволят создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и девятиклассникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к государственной итоговой аттестации в условиях малого количества учебных часов. Факультативный курс поможет решению этой проблемы.
Данный курс дополняет программу русского языка, корректирует ее в соответствии с требованиями ГВЭ.
Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2020-2021учебного года.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ГВЭ различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Цель программы: коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности школьников с ОВЗ с целью освоения ими учебного материала и создания условий успешности.
Задачи
Образовательные:
Коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
Восполнение пробелов в знаниях.
Препедевтика изучения трудных тем. Обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся.
Формирование умения строить связный устный или письменный текст разных типов и стилей.
Формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей.
Формирование положительной мотивации к обучению.
Развивающие:
Развивать общеинтеллектуальные умения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация.
Развивать мышление (словесно-логическое, образное, творческое), память (вербальную, зрительную), воображение, произвольное внимание.
Развивать активный словарный запас.
Развивать универсальные учебные действия: работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьей, параграфом и т.д.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку, слову, языковую культуру.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки, саморегуляции.
Структура программы
Структура программы состоит из четырех направлений ( не включает диагностику), позволяющих корректировать и развивать учебно-познавательную деятельность школьников с ОВЗ (ЗПР) с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.
Диагностика навыков учащихся по предмету.
Коррекция грамматико-аналитических навыков.
Восполнение пробелов в знаниях.
Пропедевтика изучения трудных тем.
Развитие речи.
В начале учебного года необходимо проведение диагностики навыков учащихся по предмету: наличие знаний, умений, навыков по основным разделам программы.
Формы проведения этих занятий: списывание, творческая работа, выполнение заданий по инструкции/образцу, грамматический разбор, работа со словарем, справочной литературой, письмо по памяти.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 34 занятия. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по двум направлениям: подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения . Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГВЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом;
овладеть формами обработки информации исходного текста;
научиться понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные:
-сформированность целеполагания учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;
- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательнообосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сфер ах самостоятельной деятельности;
-овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности,строить логическое рассуждение, включая установление причинноследственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;
-овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
-умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
-умение эффективно использовать речевые выражения для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью;
-умение строить монологическое контекстное высказывание;
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
-передавать содержание прочитанного текста публицистического, художественного в форме плана, тезисов; -понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов;
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; -создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические темы);
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; -анализировать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
-писать сочинения по текстам публицистического стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
-создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей морально-этического характера: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста;
-строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики; писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы; -составлять тезисы выступления, конспекты;
- Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Определять тему, основную мысль текста и его функционально-смысловой тип;
Адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
Свободно пользоваться лингвистическими словарями;
Создавать тексты различных стилей и жанров;
Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
Соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского языка, правила орфографии и пунктуации;
Уметь выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении;
Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
Уметь следовать инструкциям, сопровождающим задание;
Выполнять различные типы тестовых заданий;
Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Особенностью данного курса является то, что на занятиях акцент делается на разборе наиболее характерных ошибок, а также особенно сложных случаев орфографии, пунктуации, стилистики.
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Методы и формы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный.
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГВЭ – основной результат изучения данного курса.
Оценивание ведется по балльной системе в соответствии с критериями оценки работ ГВЭ на экзамене за предыдущий год.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час).
Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – (22 ч)
Письменный экзамен по русскому языку как речевая задача (1ч.)
Ход занятия:
- объяснение учащимся основных этапов, из которых состоит письменный экзамен по русскому языку
- пробное выполнение варианта экзаменационной работы.
Тема и главная мысль текста.
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч-чт, чк-рщ, нщ-тщ)
- работа с текстами по определению темы и главной мысли
- выработка практического навыка написания аннотации к тексту (2ч.)
Название текста
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание непроизносимых согласных в корне слова)
- работа с текстами по определению названия (1ч.)
Начало текста
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание приставок, буквы ы-и после приставок)
- работа с текстами (придумывание возможных начал текстов) (1ч.)
Композиция текста
Ход занятия:
- орфографическая разминка (употребление Ь и Ъ знаков)
- работа с текстами (выявление смысловых частей, составление планов) (2ч.)
Составление плана
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание окончаний глаголов)
- работа с текстами по составлению планов (нахождение ключевых слов, выбор цитат, составление цитатного плана) (2ч.)
Первое чтение исходного текста
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание окончаний имен существительных и прилагательных)
- работа с текстом (практический навык прослушивания или записывания за читающим текста) (2ч.)
Второе чтение исходного текста
Ход занятия:
- пунктуационная разминка (обособленные члены предложения)
- работа с текстом (выработка умения правильно оформлять и дополнять черновой вариант) (2ч.)
Стиль автора
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание причастий и правила обособления определений)
- практическая работа с текстами (определение особенностей стиля и авторской манеры письма) (2ч.)
Ход занятия:
- пунктуационная разминка (обособленные и необособленные приложения, уточняющие обстоятельства)
- работа с текстами (выявление глубины и точности восприятия текста, создание аннотаций к тексту, написание сочинения-рассуждения по рекомендациям и инструкциям) (2ч.)
Самое дорогое для человека
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание НЕ с разными частями речи)
- работа с текстом (выявление способов развертывания текста, пересказ текста по клише, выявление проблематики текста) (1ч.)
Проверочная работа (выявление приобретенных навыков) (3ч.)
Человек и природа
Ход занятия:
- пунктуационная разминка (правила постановки тире между подлежащим и сказуемым)
- работа с текстами публицистической тематики, выявление проблематики текстов (1ч.)
Береги и защищай ближнего
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание безударных гласных в корне слова, НЕ с различными частями речи)
- работа с текстами публицистической тематики, выявление проблематики текстов (1ч.)
Что в человеке человечно
Ход занятия:
- работа с текстами, которые посвящены нравственной миссии человека (1ч.)
Цени и понимай красоту
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правописание НЕ с разными частями речи)
- работа с текстами публицистической тематики (1ч.)
Душа озаренная светом
Ход занятия:
- орфографическая разминка (правила слитного, раздельного, дефисного написания)
- работа с текстами публицистической тематики (1ч.)
Ищи свой путь
Ход занятия:
- пунктуационная разминка (знаки препинания в сложноподчиненном предложении)
- работа с текстами публицистической тематики (1ч.)
Неси людям свет
Ход занятия:
- пунктуационная разминка (знаки препинания в бессоюзном сложном предложении)
- работа с текстами публицистической тематики (1ч.)
Написание варианта экзаменационной работы (3-4ч.)
Подготовка к написанию изложения (9ч)
1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. (1ч).
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).
4.Подробное изложение
- орфографическая разминка (Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий)
- работа с текстом (выработка навыка подробного изложения текста) (2ч.)
5. Сжатое изложение
Ход занятия:
- орфографическая разминка (Н и НН в разных частях речи)
- работа с текстом (выработка навыка сжатого изложения текста) (2ч.)
6.Контрольная работа Написание изложения. Анализ и оценка (2 ч)
Репетиционный экзамен ГВЭ. Анализ работ. (2ч)
Учебно-тематический план (34 часа)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение. Требования к экзамену. | 1 |
2. | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. | 22 |
3. | Подготовка к написанию сжатого изложения. | 9 |
4. | Репетиционный экзамен | 2 |
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Пишем без ошибок» (34 часа)
№ уро-ка |
Тема урока | Кол-во часов план/ факт | Тип урока Форма проведения урока | Планируемые результаты обучения | Формы ор-ганизации учебно- познава-тельной деятельно-сти | Да-та по пла-ну | Да- та факт |
1 | Введение (1 час). Форма проведения и содержания выпускного экзамена. | 1 | Обзорная лекция | Знать структуру работы, требования к проведению экзамена, систему подготовки. Понимать важность процесса подготовки к экзамену. | Индивиду-альная | | |
2 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (24ч.) Строение сочинения -рассуждения | 1 | Обзорная лекция | Уметь производить анализ напечатанного текста и извлекать основную информацию из текста, находить предложение с обоснованием ответа на поставленный вопрос. Понимать смысл текста | Индивидуальная | | |
3 | Сочинение – рассуждение. Тема, идея, проблема текста | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Урок-тренинг | Знать особенности сочинения-рассуждения. Уметь оценивать в соответствии с критериями. Понимать тему, идею, проблематику текста. | Индиви-дуальная | | |
4 | Сочинение – рассуждение. Работа над композицией. Составление плана. | 1 | Урок актуализа-ции знаний Практикум. | Знать особенности рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение. Понимать смысл текста | Индиви-дуальная | | |
5 | Сочинение – рассуждение. Анализ написанного сочинения. | 1 | Урок-тренинг | Проверка умения строить текст и понимать смысл. | Индиви-дуальная | | |
6. | Сочинение как речевая задача на экзамене. | 1 | Урок-тренинг | Установление логических связей, коррекция долговременной памяти при устном изложении текста | Индиви-дуальная | | |
7. | Сочинение – рассуждение «Самое дорогое для человека» | 1 | Урок-тренинг | Уметь строить текст-рассуждение. Понимать смысл текста | Индиви-дуальная | | |
8. | Проверочная работа | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Урок-тренинг | Проверка умения строить текст и понимать смысл текста | Индиви-дуальная | | |
9. | Работа по направлению: « Человек и природа» | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Урок-тренинг | | Индиви-дуальная | | |
10. | Работа с текстом «Береги и защищай ближнего» | 1 | Урок-тренинг | | Индиви-дуальная | | |
11 | Работа с текстом о нравственности: «Что в человеке человечно» | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Практикум | | Индиви-дуальная | | |
12. | Работа с текстом публицистического стиля. «Цени и понимай красоту» | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Практикум | | Индиви-дуальная | | |
13. | «Душа, озарённая светом» | 1 | Урок-тренинг. | | Индиви-дуальная | | |
14. | Работа с текстом по направлению: Ищи свой путь». | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Практикум | | Индиви-дуальная | | |
15. | Работа с текстом публицистического стиля «Неси людям свет» | 1 | Урок-тренинг | | Индиви-дуальная | | |
16. | Работа с текстом «Ничего нет на свете страшнее равнодушия» | 1 | Урок-тренинг | | Индиви-дуальная | | |
17. | Анализ сочинений. Виды ошибок. | 1 | Урок работы над ошибками Корректи-ровка текста | Знать виды ошибок. Исправлять ошибки. Понимать смысл текста. Корректирование и редактирование сочинения. | Индиви-дуальная | | |
18. | Подготовка к сочинению «Есть ли идеалы у современной молодёжи» | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Практикум | | Индиви-дуальная | | |
19 | Анализ сочинений. Виды ошибок. | 1 | Урок обобщаю-щего повторения Практикум | Знать виды ошибок. Исправлять ошибки. Понимать смысл текста. Корректирование и редактирование сочинения. | Индиви-дуальная | | |
20 | Подготовка к сочинению «Нужно ли быть милосердным по отношению ко всему живому и неживому?» | 1 | | | Коллективная | | |
21 | Анализ сочинений. Виды ошибок. | 1 | | Знать виды ошибок. Исправлять ошибки. Понимать смысл текста. Корректирование и редактирование сочинения. | Коллективная | | |
22-23 | Контрольная работа (сочинение-рассуждение) | 2 | Урок контроля Сочинение | Знать особенности рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение. Понимать смысл текста. | Индиви-дуальная | | |
24 | Подготовка к написанию изложения (9 часов). Текст как единица языка. Тема, идея. Проблематика текста. | 1 | Урок повторения Тренинг | Знать определение, признаки и характеристику текста. Уметь находить признаки текста. Понимать тему, идею, проблематику текста. | Коллек- тивная | | |
25 | Структура текста изложения | 1 | Урок усвоения новых знаний Анализ текста | Знать композицию, логическую и грамматическую структуру текста. Уметь составлять план. Понимать соотношение частей текста и их взаимосвязь | Коллективная | | |
26 | Микротемы и абзацы. | 1 | Урок актуали-зации знаний Практикум | Знать понятия микротемы и абзаца. Уметь соотносить микротемы и абзацы. Понимать назначение абзаца как пунктуационного знака. | Коллективная | | |
27 | Главная информация в тексте. Ключевые слова. Способы сокращения текста. | 1 | Урок актуализа-ции знаний Практикум | Знать способы сжатия текста. Уметь находить главную и второстепенную информацию в тексте., ключевые слова. Понимать тему и идею текста. | Коллективная | | |
28 | Коррекция функций запоминания и воспроизведения при работе с текстом. | 1 | Урок актуализа-ции знаний Практикум | Знать требования к сжатому изложению. Уметь строить сжатое изложение и оценивать его в соответствии с критериями. | Индиви-дуальная | | |
29-30 | Сжатое изложение | 2 | Урок актуали-зации знаний Анализ текста | Установление логических связей, коррекция долговременной памяти при написании изложения | Коллективная | | |
31-32 | Контрольная работа (написание изложения на основе аудиозаписи). Анализ и оценка по критериям | 2 | Урок контроля Изложение текста | Знать требования к сжатому изложению. Уметь строить сжатое изложение и оценивать его в соответствии с критериями. | Коллективная | | |
33-34 | Репетиционный экзамен. Анализ работ. | 2 | Урок контроля | Итоговая проверка знаний. | Индиви-дуальная | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
***Экран
***Мультимедиапроектор
***Компьютер
№ п/п | Наименование |
Программы | |
1. | Спецкурс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс». |
Учебники | |
1. | Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2018. |
Методические пособия 1. Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2017. | |
5. 6. | ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2015. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, ГИА. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2015. |
Диски. | |
1. | Русский язык. Весь школьный курс. 1С: Репетитор. |
Словари | |
1. * | Орфографический словарь русского языка школьного типа. Различные виды словарей (кабинет). |
Демонстрационные, раздаточные и дидактические материалы | |
1. 2. | Грамматика русского языка в таблицах (опорные схемы-таблицы)). М.: Дрофа, 2007. Русский язык в таблицах. 5 – 11.М.: Дрофа, 2007 |
Контрольные тесты | |
1. | Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова. Тесты по темам программы, итоговые тесты, словарные диктанты, контрольные диктанты, тексты для изложений, задания для индивидуальной работы. – М.: ВАКО |
Интернет- ресурсы | |
| Электронные словари: [Электронный ресурс] – http://www.slovary.ru ФИПИ ОГЭ. Открытый банк заданий. |
| Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – http://www.gramota.ru |
| Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] http://rus.1september.ru/rusarchive.php |
| Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
| Уроки русского. Видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – http://www.urokirusskogo.ru/videouroki |
Аннотация к рабочей программе факультативного курса «Пишем без ошибок»
Срок реализации рабочей программы курса – 1 год
Время освоения курса -34 часа
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа курса «» включает планируемые результаты освоения курса, содержание курса в 9Г классе, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Научить писать сочинение - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
В ходе реализации курса основное внимание будет направлено на цель и задачи курса. Цель: подготовка учащихся к сдаче государственного выпускного экзамена по русскому языку и литературе; • гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной); • развитие творческих способностей учащихся. Задачами курса являются : • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика; • овладение нормами русского литературного языка; • обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме; • обучение работе над сочинением; • развитие коммуникабельности обучающихся; • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Направление деятельности и форма курса. Курс обеспечивает духовно-нравственное, речевое развитие личности обучающихся. Основная форма реализации курса -очные учебные занятия: освоение теоретического блока курса и работа с практическим блоком.
В основе обучения – органичное сочетание теоретической и практической форм работы с учащимися:
- занятие-лекция с элементами проблемного диалога (исследования);
- практические занятия (анализ текстов различных стилей и типов, тестовые задания, рецензирование сочинений-образцов, написание и редактирование сочинений-рассуждений);
- самостоятельная работа с учебной, справочной, художественной литературой;
- индивидуальные консультации.