Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 11 класса «Разноаспектный анализ текста»

2
0
Материал опубликован 24 June 2022

9






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

для 11 класса

«Разноаспектный анализ текста»

на 2021 – 2022 учебный год

(количество часов – 17)













Разработчик программы:

Смолякова И.В., преподаватель высшей квалификационной категории















2021



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения факультативного курса

Содержание факультативного курса

Тематическое планирование

Приложение № 1. Итоговая контрольная работа (демоверсия)

Приложение № 2. Лист регистрации изменений в рабочей программе

3

4

8

11







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку предназначена для обучающихся 11 класса федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Училище).

При составлении рабочей программы были учтены следующие нормативные документы:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями);

основная образовательная программа среднего общего образования;

Рабочая программа курса «Русский язык.10-11 классы» /Автор-составитель Н.Г. Гольцова. – М.: Русское слово, 2019;

Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями (от 08 мая 2019 года №233);

Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы отдельного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), утвержденное приказом начальника училища от 19 мая 2020 года №186.

Преподавание обеспечено следующими учебниками и дидактическими материалами:

Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г.: Русский язык. 10-11 классы. Учебник. ФГОС. Авторы-составители: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Издательство Русское слово, 2018 г.;

Русский язык. 10-11 класс. Тематическое планирование. Поурочные разработки. Методическое пособие. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русское слово,2018 г.;

Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русское слово, 2018 г.

В ходе занятий планируется вести работу по формированию у обучающихся патриотического сознания, здоровой морально-нравственной обстановки, непримиримости к проявлению жестокости и агрессии, недопущения фактов экстремизма, в том числе межнациональной и межрелигиозной нетерпимости» (основание: Приказ командующего Воздушно-десантными войсками от 17 июля 2017 года № 229).





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов.

У обучающихся будут сформированы:

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

У обучающихся могут быть сформированы:

социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

способность ориентироваться в сфере нравственно-этических отношений.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты

Обучающиеся научатся:

формулировать и удерживать учебную задачу;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

составлять план и последовательность действий;

осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Обучающиеся получат возможность научиться:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные результаты

Обучающиеся научатся:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

осуществлять смысловое чтение;

создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы выполнения заданий;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные результаты

Обучающиеся научатся:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).




СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Изучение правил сдачи ЕГЭ

Типология заданий ЕГЭ. Знакомство с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена, со структурой сдачи данного экзамена, сайтами, демоверсией, кодификатором, правилами заполнения бланков.

Планируемые предметные результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

создавать культуру публичной речи.

Обучающийся получит возможность:

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

осуществлять речевой самоконтроль.

Тема 2. Текст

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Планируемые предметные результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Обучающийся получит возможность:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.

Тема 3. Функциональные стили и типы речи

Функциональные стили речи, их основные особенности. Назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности. Сфера применения разговорного стиля. Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля. Научный стиль, его особенности. Художественный стиль речи.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование. Описание. Рассуждение.

Планируемые предметные результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Обучающийся получит возможность:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.

Тема 4. Специфика написания сочинения-рассуждения

Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 28. Виды вступлений к сочинению. Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме, связь примеров. Позиция автора. Обоснование собственного мнения по проблеме. Типы аргументов. Виды заключений к сочинению. Речевое оформление сочинения. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.

Планируемые предметные результаты изучения по теме:

Обучающийся научится:

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного вступления;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

Обучающийся получит возможность:

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.


Контроль освоения рабочей программы осуществляется по результатам итоговой контрольной работы (Приложение № 1 к настоящей Рабочей программе).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

п/п

Тема урока


Планируемые образовательные результаты

Дата проведения

Предметные

Личност-ные

Метапредметные

План

Факт


1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Вводный урок (1 час)

1.

Вводный урок

Изучение правил сдачи ЕГЭ

Знания: структура заданий ЕГЭ

Умения: познакомиться с демоверсией 2022 года

Л1.6

П3.1

К3.4

Р2.2



Тема 2. Текст (7 часов)

2.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста

Знания: приёмы смысловой и композиционной целостности текста

Умения: оценивать и анализировать смысловую и композиционную целостность текста

Л3.3

П4.4

К4.2

Р2.4



3.

Последовательность предложений в тексте

Знания: последовательность предложений в тексте

Умения: оценивать и анализировать смысловую и композиционную целостность текста

Л3.1

П1.2

К2.3

Р3.2



4.

Логико-смысловые отношения между частями микротекста

Знания: приёмы выделения микротем, логико-смысловые отношения в тексте

Умения: определять логико-смысловые отношения между частями микротекста

Л3.2

П1.9

К4.1

Р3.1



5.

Средства связи предложений в тексте

Знания: что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы

Умения: выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте

Л3.3

П4.4

К4.2

Р2.4



6.

Комплексный анализ текста

Знания: алгоритм комплексного анализа текста.

Умения: производить комплексный анализ текста по плану

Л1.1

П1.1

К1.2

Р3.1



7.

Основная и дополнительная информация микротекста

Знания: что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы

Умения: выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте

Л1.6

П1.9

К4.8

Р6.2



8.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Знания: стили, жанры текста; способы информационной обработка письменных текстов

Умения: производить информационную обработку письменных текстов

Л2.2

П1.4

К4.1

Р5.1



Тема 3. Функциональные стили и типы речи (2 часа)

9.

Функциональные стили речи, их основные особенности. Назначение каждого из стилей, сфера использования

Знания: стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный

Умения: определять принадлежность текста к стилю и типу речи

Л1.6

П1.9

К4.8

Р6.2



10.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки

Знания: типы речи: повествование, описание, рассуждение

Умения: определять принадлежность текста к стилю и типу речи

Л1.6

П1.9

К4.8

Р6.2



Тема 4.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 часов)

11.

Задание 28 ЕГЭ. Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 28

Знания: структура сочинения-рассуждения

Умения: строить сочинение-рассуждение по стандартной трёхчастной схеме: вступление – основная часть – заключение

Л1.1

П1.13

К1.3

Р3.1



12.

Виды вступлений к сочинению

Знания: виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения

Умения: применять в сочинении разные виды вступления

Л1.10

П3.8

К4.1

Р3.1



13.

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы

Знания: как писать сочинение, раскрывая его проблему

Умения: формулировать проблему текста

Л1.6

П1.4

К4.1

Р5.1



14.

Комментарий к сформулированной проблеме, связь примеров

Знания: требования к написанию комментария проблемы; приёмы трактовки связи примеров-иллюстраций

Умения: комментировать сформулированную проблему

Л2.1

П1.10

К1.1

Р3.2



15.

Позиция автора. Способы обоснования собственного мнения

Знания: способы формулировки авторской позиции и собственной позиции

Умения: находить в тексте и формулировать позицию автора, а также собственное мнение

Л2.4

П3.3

К4.2

Р7.1



16.

Виды заключений к сочинению

Знания: как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении

Умения: правильно подбирать аргументы к проблеме

Л2.1

П3.3

К4.5

Р2.4



17.

Итоговая контрольная работа

Умения: анализировать исходный текст, писать сочинение формата ЕГЭ

Л1.1

П3.8

К4.1

Р3.1




Уроки проводятся в форме практических занятий. В случае неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий для проведения уроков и переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии учебные занятия проводятся в форме онлайн-консультаций.



Преподаватель______________И.Смолякова

«____» ________________ 20__ г.







ППрямоугольник 1 р и л о ж е н и е № 1

к Рабочей программе


ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(демоверсия)

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Текст

(1)Су­ще­ству­ет точ­ное че­ло­ве­че­ское на­блю­де­ние: воз­дух мы за­ме­ча­ем, когда его на­чи­на­ет не хва­тать. (2)Чтобы сде­лать это вы­ра­же­ние со­всем точ­ным, надо бы вме­сто слова «за­ме­чать» упо­тре­бить слово «до­ро­жить». (3)Дей­стви­тель­но, мы не до­ро­жим воз­ду­хом и не ду­ма­ем о нём, пока нор­маль­но и бес­пре­пят­ствен­но дышим.

 (4)По обы­ден­но­сти, по нашей не­за­ме­ча­е­мо­сти нет, по­жа­луй, у воз­ду­ха ни­ко­го на земле ближе, чем трава. (5)Мы при­вык­ли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бен­зин, мазут, ке­ро­син, кис­ло­ты и щёлочи. (7)Вы­сы­пать ма­ши­ну за­вод­ско­го шлака и на­крыть и от­го­ро­дить от солн­ца траву? (8)По­ду­ма­ешь! (9)Сколь­ко там травы? (10)Де­сять квад­рат­ных мет­ров. (11)Не че­ло­ве­ка же за­сы­па­ем, траву. (12)Вы­рас­тет в дру­гом месте.

 (13)Од­на­ж­ды, когда кон­чи­лась зима и ан­ти­фриз в ма­ши­не был уже не нужен, я от­крыл кра­ник, и вся жид­кость из ра­ди­а­то­ра вы­ли­лась на землю, на лу­жай­ку под ок­на­ми на­ше­го де­ре­вен­ско­го дома. (14)Ан­ти­фриз растёкся про­дол­го­ва­той лужей, потом его смыло до­ждя­ми, но на земле, ока­зы­ва­ет­ся, по­лу­чил­ся силь­ный ожог. (15)Среди плот­ной мел­кой трав­ки, рас­ту­щей на лу­жай­ке, об­ра­зо­ва­лось зло­ве­щее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла за­ле­чить место ожога, и толь­ко потом пле­ши­на снова за­тя­ну­лась тра­вой.

 (17)Под окном, ко­неч­но, за­мет­но. (18)Я жалел, что по­сту­пил не­осто­рож­но, ис­пор­тил лу­жай­ку. (19)Но ведь это под соб­ствен­ным окном! (20)Каж­дый день хо­дишь мимо, ви­дишь и вспо­ми­на­ешь. (21)Если же где-ни­будь по­даль­ше от глаз, в овра­ге, на лес­ной опуш­ке, в при­до­рож­ной ка­на­ве, да, гос­по­ди, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )По­ду­ма­ешь, вы­сы­па­ли шлак (же­лез­ные об­рез­ки, ще­бень), при­да­ви­ли не­сколь­ко мил­ли­о­нов тра­ви­нок, не­уже­ли та­ко­му выс­ше­му, по срав­не­нию с тра­ва­ми, су­ще­ству, как че­ло­век, ду­мать и за­бо­тить­ся о таком ни­что­же­стве, как тра­вин­ка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пу­сты­не... (29)Разве что вот в пу­сты­не её по­мень­ше. (30)На­чи­на­ешь за­ме­чать, что, ока­зы­ва­ет­ся, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страш­ное, жут­кое, без­надёжное зре­ли­ще!

 (32)Пред­став­ляю себе че­ло­ве­ка в без­гра­нич­ной, бес­трав­ной пу­сты­не, какой может ока­зать­ся после какой-ни­будь кос­ми­че­ской или не кос­ми­че­ской ка­та­стро­фы наша Земля, об­на­ру­жив­ше­го, что на обуг­лен­ной по­верх­но­сти пла­не­ты он — един­ствен­ный зелёный ро­сто­чек, про­би­ва­ю­щий­ся из мрака к солн­цу.(В. Со­ло­ухин*)

* Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Со­ло­ухин (1924-1997 гг.) — рус­ский со­вет­ский поэт и пи­са­тель, пуб­ли­цист.

Критерии оценивания сочинения

 

Критерии оценивания ответа на задание 28 (сочинение-рассуждение)

Баллы

I

Содержание сочинения

 

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

 

Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических  ошибок, связанных  с  пониманием  и формулировкой проблемы, нет

1

 

Обучающийся не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

*  Если  обучающийся  не  сформулировал  или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


 

Сформулированная  обучающимся  проблемапрокомментирована  с  опорой  на  исходный  текст.

Обучающийся привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

5

 

Сформулированная обучающимся проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.  Обучающийся привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 

Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,

или

выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

4

 

Сформулированная обучающимся проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.  Обучающийся привёл не менее 2 примеров-иллюстраций  из прочитанного текста, важных для понимания проблемы,  но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,

или

обучающийся привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему.  Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

3

 

Обучающийся привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.

2

 

Обучающийся привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.

1

 

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены,

или

проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,

или

в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная обучающимся проблема,

или

вместо комментария дан простой пересказ текста,  

или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста


 

Обучающийся верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

 

Позиция автора исходного текста обучающимся сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К 4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.


 

Обучающийся выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.

1

 

Обучающийся не выразил своего отношения к позиции автора текста,

или

размышления обучающегося не соответствуют сформулированной проблеме,

или

мнение э обучающегося заявлено лишь формально (например,«Я согласен / не согласен с автором»)

0

II

Речевое оформление сочинения


К5

Смысловая  цельность,  речевая  связность  ипоследовательность изложения


 

Работа  обучающегося  характеризуется  смысловойцельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа  обучающегося  характеризуется  смысловойцельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текст.

0

К 6

Точность и выразительность речи


 

Работа обучающегося характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

* Высший балл по этому критерию обучающийся получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

 

Работа обучающегося характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа  обучающегося характеризуется  разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли.

1

 

Работа обучающегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

III

Грамотность


К 7

Соблюдение орфографических норм


 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

3

 

Допущено не более двух ошибок.

2

 

Допущено три-четыре ошибки.

1

 

Допущено более четырёх ошибок.

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм


 

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

 

Допущено одна–три ошибки.

2

 

Допущено четыре-пять ошибок.

1

 

Допущено более пяти ошибок.

0

К 9

Соблюдение языковых норм


 

Грамматических ошибок нет. 

2

 

Допущено одна-две ошибки.

1

 

Допущено более двух ошибок. 

0

К10

Соблюдение речевых норм


 

Допущено не более одной речевой ошибки.

2

 

Допущено две-три ошибки. 

1

 

Допущено более трёх ошибок.

0

К11

Соблюдение этических норм

1

 

Этические ошибки в работе отсутствуют. 

0

 

Допущены этические ошибки (одна и более). 


К12

Соблюдение  фактологической  точности  в  фоновом материале


 

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. 

1

 

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале.

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу  (К1–К12)

24

При оценке  грамотности  (К7–К10)  следует  учитывать  объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок;

К8 – допущено одна–три ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в  работе,  представляющей  собой  переписанный  или пересказанный  исходный  текст,  содержатся  фрагменты  текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.

Работа, написаннаябез опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.



Шкала оценивания

Результат

Баллы

зачтено

12-24

не зачтено

0-11





































Прямоугольник 2

П р и л о ж е н и е № 2

к Рабочей программе


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочей программе

№№

п/п

Класс

Номер урока/

Уроков

Суть вносимых изменений

Причина вносимых изменений

протокола заседания ОД, дата


































































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации