Рабочая программа по физической культуре в 9 классе по УМК под ред. В.И. Ляха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гриневская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ __________________ (ФИО) Протокол № ______ от«____»_________201 г |
«Согласовано» Зам.руководителя по УВР МБОУ Гриневская СОШ _______ ____________ (ФИО) «____»___________201 г |
«Принято» Педагогическим советом МБОУ Гриневская СОШ Приказ № _____ «_____»________201 г |
«Утверждаю» Директор МБОУ Гриневская СОШ ______ ______________ (ФИО) «____»__________201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
( предмет)
9 (класс)
Составитель:
учитель физической культуры
Созоненко Людмила Михайловна
первая
с. Гринево
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Положением о рабочей программе учителя-предметника МБОУ Гриневская СОШ;
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе авторской программы линии В.И.Ляха, А.А.Зданевича и согласно учебного плана МБОУ Гриневская СОШ на текущий учебный год (среднее общее образование).
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе авторской программы линии В.И.Ляха, А.А.Зданевича и согласно учебного плана МБОУ Гриневская СОШ на текущий учебный год (среднее общее образование)
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится: в 9 классах 105 часов в год;
В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы»
В.И. Ковалько «Поурочные разработки по физической культуре»
В.А. Лепешкин «Методика обучения учащихся техники передвижения на лыжах 1-11 классы»
К.Р. Мамедов «Тематическое планирование по 2- и 3-часовой программам 1-11 классы»
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультуро-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение целей физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подхода, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентиров на физическое и духовное совершенстование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к ситсематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных национальных и местных особенностей работы школ.
Содержание тем учебного курса
Основы знаний о физической культуре. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении и движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиями движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направлено воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Спортивные, подвижные игры. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умений обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения. выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных и кондиционных способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся, воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Гимнастика с элементами акробатики. Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
После овладения отдельными элементами гимнастических упражнений рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Легкая атлетика. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетических упражнений в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метениях и прыжках , вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т.д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий в конкретных условиях проживания.
Лыжная подготовка. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2-3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанции сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Успешное освоение технике передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий. Задача педагога – ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятие не имели отрицательного эффекта.
Русская лапта. Обучать правилам, техническим и тактическим действиям игры. В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время, участвует в ней от 8-до 30 человек. Игру можно проводить с помощью судей и самостоятельно.
Кроссовая подготовка.
Содействовать развитию общей выносливости, учить смешанному передвижению, бегу по пересеченной местности и преодолению вертикальных и горизонтальных препятствий.
Общеразвивающие упражнения.
На местах и в движении, с предметами и без предметов, в парах, у гимнастической стенки.
Развитие двигательных способностей. В этом разделе развивать у детей выносливость (общую и специальную): (длительный бег до 2000 метров; бег с преодолением препятствий на местности; минутный бег и эстафеты; повторное пробегание отрезков (60-100 метров); кроссовый бег по пересеченной местности); скоростные способности: старты из различных исходных положений; эстафеты; бег с ускорением (20-50 м) с максимальной скорость; скоростно-силовые способности; координационные способности;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать: - основы истории развития физической культуры в России;
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь: - технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуг;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Перечень учебно-методичского обеспечения
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха.
Физическая культура. 5-7 классы /Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В.И.Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы/ Под общ.ред. В.И.Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин. Физическая культура. 5-7 классы. Пособие для учителя .
Распределение учебного времени на виды учебного материала
9 класс
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
1 |
Базовая часть |
84 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
1.2 |
Легкая атлетика |
21 |
1.3 |
Спортивные игры |
18 |
1.4 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
1.6 |
Элементы единоборств |
9 |
2 |
Вариативная часть |
18 |
2.1 |
Спортивные игры |
12 |
2.2 |
Лыжная подготовка |
6 |
Годовой план-график распределения учебного материала
для 9 класса
№ п/п |
Вид программного материала |
Кол-во часов |
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
|||||||
1 |
Основы знаний |
В процессе урока |
|||||||||||
2 |
Легкая атлетика |
21 |
10 |
11 |
|||||||||
3 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр |
30 |
16 |
1 |
13 |
||||||||
4 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
18 |
||||||||||
5 |
Элементы единоборств |
9 |
3 |
6 |
|||||||||
6 |
Лыжная подготовка |
24 |
24 |
||||||||||
Всего часов: |
102 |
26 |
22 |
30 |
24 |
Поурочное планирование учебного предмета
9 класс
№ п/п урока |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения |
|
I ЧЕТВЕРТЬ-26 |
По плану |
фактически |
|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА-10 |
|||
1 |
Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Повторить низкий старт и стартовый разгон. Медленный бег 2мин. |
||
2 |
Первая помощь при ушибах, ссадинах, вывихах. Учить эстафетному бегу с передачей палочки. Бег 3мин. |
||
3 |
Совершенствовать низкий старт и стартовый разгон. Закрепить эстафетный бег. Бег 30м — учет. Бег 4мин. |
||
4 |
Совершенствовать эстафетный бег. Учет -прыжок в длину с места. Медленный бег 5мин. |
||
5 |
Повторить прыжок в длину с разбега. Учёт бега на 60м. Повторить передачу эстафеты. |
||
6 |
Прыжок в длину с разбега. Повторить метание мяча с разбега в 4 – 5 шагов. |
||
7 |
Совершенствовать технику прыжка в длину и метание мяча с разбега. Учёт техники передачи эстафеты. Медленный бег 8мин. |
||
8 |
Прыжковые упражнения. Совершенствовать метание мяча на дальность. |
||
9 |
Учёт освоения метания мяча на дальность. |
||
10 |
Учёт прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе 11 мин 2-3 ускорениями по 80 м. |
||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ-16 |
|||
11 |
Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. |
||
12 |
Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении. |
||
13 |
Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника. |
||
14 |
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. |
||
15 |
Взаимодействие 3х игроков (тройка и малая восьмерка). |
||
16 |
Штрафной бросок. Ловля, передача, броски. |
||
17 |
Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». |
||
18 |
Учить технике передачи мяча двумя руками сверху. Преодоление полосы препятствий. |
||
19 |
Закрепить передачи мяча двумя руками сверху. |
||
20 |
Учить технике приёма мяча двумя руками снизу. Преодоление полосы препятствий. |
||
21 |
Закрепить приём мяча двумя руками снизу. Совершенствовать передачи мяча двумя руками сверху. |
||
22 |
Учить технике нижней прямой подачи мяча. Совершенствовать технику передач мяча. |
||
23 |
Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Совершенствовать технику приёма мяча снизу и передачи сверху. |
||
24 |
Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. |
||
25 |
Повторить элементы волейбола, игра: «Мяч в воздухе». |
||
26 |
Тренировка в подтягивании. Игра волейбол. |
||
II ЧЕТВЕРТЬ |
|||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И ЕДИНОБОРСТВ-22 |
|||
27 |
Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. |
||
28 |
Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Строевые упражнения. |
||
29 |
Кувырки вперед и назад. |
||
30 |
Лазанье по канату в три приема. |
||
31 |
Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д). |
||
32 |
Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев (Ю); из упора на н\ж опускание вперед в вис присев (Д). |
||
33 |
Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене (Д). |
||
34 |
Лазанье по канату. |
||
35 |
Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в\ж (Д). |
||
36 |
Акробатические упражнения. |
||
37 |
Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д). |
||
38 |
Акробатическая комбинация. |
||
39 |
Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д). |
||
40 |
Закрепление изученных элементов на снарядах. Лазание по канату, упражнения в равновесии. |
||
41 |
Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Подтягивание, поднимание туловища. |
||
42 |
Лазание по канату изученным способом. Игры на внимание. |
||
43 |
Учёт техники длинного кувырка вперёд, кувырка назад в полушпагат. |
||
44 |
Соединение из 3-4 элементов. |
||
45 |
Учёт – подтягивание, поднимание туловища. Полоса препятствий, строевые упражнения. |
||
46 |
Упражнения в равновесии (д); Стойки и передвижение в стойке (м). |
||
47 |
Упражнения в равновесии (д); освобождение от захватов (м). |
||
48 |
Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м). |
||
III ЧЕТВЕРТЬ |
|||
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ - 24/6 |
|||
49 |
Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. |
||
50 |
Скользящий шаг без палок и с палками. |
||
51 |
Попеременный двухшажный ход. |
||
52 |
Повороты переступанием в движении. |
||
53 |
Подъем в гору скользящим шагом. |
||
54 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). |
||
55 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). |
||
56 |
Подъем «полуелочкой». Коньковый ход. |
||
57 |
Торможение и поворот упором. Дистанция 5 км. |
||
58 |
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. |
||
59 |
Одновременные ходы. Попеременный двухшажный ход. |
||
60 |
Спуски и повороты. Коньковый ход. |
||
61 |
Прохождение дистанции до 5кмТорможение и поворот упором . |
||
62 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Развивать скоростную выносливость. |
||
63 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). |
||
64 |
Коньковый ход. Эстафеты |
||
65 |
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы |
||
66 |
Попеременный двухшажный ход Прохождение дистанции до 4,5км. |
||
67 |
Коньковый ход. |
||
68 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). |
||
69 |
Торможение и поворот упором. |
||
70 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). |
||
71 |
Совершенствовать лыжные ходы на дистанции 4км. |
||
72 |
Коньковый ход. Прохождение дистанции до 4,5 км |
||
73 |
Элементы единоборств. |
||
74 |
Стойки и передвижение в стойке. |
||
75 |
Захваты рук и туловища (м), акробатические упражнения (д). |
||
76 |
Игра «Выталкивание из круга». |
||
77 |
Борьба за предмет(м), акробатика (д). |
||
78 |
Игра «Перетягивание в парах». |
||
IV ЧЕТВЕРТЬ-24 |
|||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ-13 |
|||
79 |
Броски одной и двумя руками в прыжке. |
||
80 Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. |
|||
81Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка). |
|||
82 |
Учебная игра в баскетбол. |
||
83 |
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». |
||
84 |
Верхняя и нижняя передачи .Учебная игра в баскетбол. |
||
85 |
Передачи мяча во встречных колоннах. Приём мяча снизу после подачи. |
||
86 |
Прямой нападающий удар при встречных передачах. |
||
87 |
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. |
||
88 |
Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах. |
||
89 |
Верхняя передача сверху на месте и с перемещением. |
||
90 |
Игра в нападении в зоне 3.Игра по упрощенным правилам. |
||
91 |
Учебная игра в волейбол. |
||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА-11 |
|||
92 |
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. |
||
93 |
Бег 30 м, 100м.Медленный бег 6мин. |
||
94 |
Разучить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. |
||
95 |
Закрепить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. |
||
96 |
Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. |
||
97 |
Упражнения в парах на сопротивление. Старты. Бег — 60м — учет. |
||
98 |
Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Медленный бег 6мин. |
||
99 |
Совершенствовать метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. |
||
100 |
Учёт по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения. |
||
101 |
Бег 2000 м (ю); 1500м (д). |
||
102 |
Учёт по метанию мяча на дальность. Километры здоровья. Тестирование. Подведение итогов за год. |