Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (вариант 1.2) 1-2 класс

0
0
Материал опубликован 18 September

Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционного курса индивидуальных занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» разработана в соответствии с ФАОП НОО для ОВЗ, на основе АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2) и с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

Цель реализации коррекционного курса - усиление слухового компонента в комплексном слуховом и слухо-зрительном восприятии устной речи окружающих людей, а также овладение устной речью, как наиболее употребительным способом общения, основой владения языком, инструментом мышления с использованием остаточного слуха.

АООП НОО (вариант 1.2) предполагает развитие у глухих обучающихся социальной (жизненной) компетенции, целенаправленное формирование словесной речи (в письменной и устной формах), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов как с детьми, так и со взрослыми.

Задачи:

формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи;

формирование фонетически внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;

формирование навыков пользования слуховыми аппаратами (далее СА);

активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;

развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.


Содержательный раздел

В связи с тем, что индивидуальное коррекционное занятие включает в себя два направления - формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, программа также состоит из двух разделов:

1. формирование речевого слуха;

2. формирование произносительной стороны речи.


Формирование речевого слуха.

Восприятие на слух речевого материала: слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, текстов и диалогов, неречевых звучаний и музыки с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них.

Восприятие речевого материала осуществляется на слух в разных условиях:

- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

- вне ситуации;

- в изолированных от шума помещениях;

- в условиях, близких к естественным.

Способы предъявления речевого материала - с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя.

Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.


II.Формирование произносительной стороны речи.

Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе ряда слогов слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диактрическим знаком паузы).

Голос

Изменение высоты и силы голоса. Интонационная окраска устной речи.

Звуки и их сочетания

Постановка, коррекция, автоматизация и дифференциация звуков.

Слово

Воспроизведение знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно).

Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные, согласных звуков на звонкие и глухие.

Знание правил орфоэпии и умение самостоятельно пользоваться ими в речи.

Фраза

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации при чтении текста.

Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).

Обучение произношению ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Работа над произношением проводится со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами. Формирование произносительной стороны устной речи проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ.



Планируемые результаты

Личностные результаты:

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.


Метапредметные результаты:

развитие речевого поведения при соблюдении основ культуры речевого общения;

развитие умений участвовать в диалоге;

развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;

использование в учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;

развитие умений сообщать в устной форме элементарные сведения о себе, своей семье, результатах собственной и др.;

Предметные результаты:

воспринимать на слух знакомый речевой материал (слова, словосочетания, фразы);

воспринимать на слух фразы обиходно- разговорного характера;

воспринимать на слух фразы, связанные с учебной деятельностью;



Мониторинг достижений планируемых результатов

Мониторинг результатов освоения коррекционного курса РВ и ВУР проводится два раза в год (в середине и в конце учебного года) и заносится в соответствующие протоколы. Мониторинг уровня произносительных навыков отражается в профиле произношения (сентябрь, май).


Тематическое планирование


Первый триместр


п/п

Формирование речевого слуха

Формирование произносительной стороны устной речи

Час/нед.

Обследование уровня развития слухового восприятия и произносительной стороны речи на начало учебного года.

3 часа

Тема: «В классе»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

Правильно произносить звуки а, о, у, э, и.

Произносить звуки, слова голосом нормальной высоты, силы и тембра с соблюдением звукового состава слов (точное или приближенное произнесение с использованием допустимых звуковых замен)



3 часа

Тема: «День народного единства»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Осень»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Овощи»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа






Второй триместр


п/п

Формирование речевого слуха

Формирование произносительной стороны устной речи

Час/нед.

Тема: «Части тела»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

Правильно произносить в словах звуки а, о, у, э, и, п, т, к.


Произносить звуки, слова голосом нормальной высоты, силы и тембра с соблюдением звукового состава слов (точное или приближенное произнесение с использованием допустимых звуковых замен)



3часа

Тема: «Умывальня»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Спальня»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Одежда»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Зима»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Игры»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Семья»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Домашние животные»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Домашние птицы»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Посуда»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Большой/маленький»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.





Третий триместр



п/п

Формирование речевого слуха

Формирование произносительной стороны устной речи

Час/нед.

Тема: «Части лица»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

Правильно произносить в словах звуки а, о, у, э, и, п, т, к, ф, л, м, н, б, йа(я), йо(ё), йу(ю), йэ(е).


Произносить звуки, слова голосом нормальной высоты, силы и тембра с соблюдением звукового состава слов (точное или приближенное произнесение с использованием допустимых звуковых замен)


3 часа

Тема: «У мамы праздник»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Время суток»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Перелётные птицы»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Весна»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Космос»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Володя простудился»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Хороший друг»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Тема: «Лето»

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3 часа

Обследование уровня развития слухового восприятия и произносительной стороны речи на конец учебного года.

6 часа






Материально-техническое обеспечение

Для успешного развития речевого слуха и формирования произношения на индивидуальных занятиях используется звукоусиливающая аппаратура:

электроакустическая аппаратура индивидуального пользования SUVAG IT2

мультимедийный логопедический стол Logo;

индукционная система;

индивидуальные слуховые аппараты.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации