Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (вариант 1.2) 1-2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса индивидуальных занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» разработана в соответствии с ФАОП НОО для ОВЗ, на основе АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2) и с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Цель реализации коррекционного курса - усиление слухового компонента в комплексном слуховом и слухо-зрительном восприятии устной речи окружающих людей, а также овладение устной речью, как наиболее употребительным способом общения, основой владения языком, инструментом мышления с использованием остаточного слуха.
АООП НОО (вариант 1.2) предполагает развитие у глухих обучающихся социальной (жизненной) компетенции, целенаправленное формирование словесной речи (в письменной и устной формах), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов как с детьми, так и со взрослыми.
Задачи:
формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи;
формирование фонетически внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;
формирование навыков пользования слуховыми аппаратами (далее СА);
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;
развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Содержательный раздел
В связи с тем, что индивидуальное коррекционное занятие включает в себя два направления - формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, программа также состоит из двух разделов:
1. формирование речевого слуха;
2. формирование произносительной стороны речи.
Формирование речевого слуха.
Восприятие на слух речевого материала: слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, текстов и диалогов, неречевых звучаний и музыки с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них.
Восприятие речевого материала осуществляется на слух в разных условиях:
- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
- вне ситуации;
- в изолированных от шума помещениях;
- в условиях, близких к естественным.
Способы предъявления речевого материала - с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя.
Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.
II.Формирование произносительной стороны речи.
Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
Речевое дыхание
Произношение слитно, на одном выдохе ряда слогов слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диактрическим знаком паузы).
Голос
Изменение высоты и силы голоса. Интонационная окраска устной речи.
Звуки и их сочетания
Постановка, коррекция, автоматизация и дифференциация звуков.
Слово
Воспроизведение знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно).
Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные, согласных звуков на звонкие и глухие.
Знание правил орфоэпии и умение самостоятельно пользоваться ими в речи.
Фраза
Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации при чтении текста.
Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).
Обучение произношению ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Работа над произношением проводится со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами. Формирование произносительной стороны устной речи проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
Метапредметные результаты:
развитие речевого поведения при соблюдении основ культуры речевого общения;
развитие умений участвовать в диалоге;
развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;
использование в учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;
развитие умений сообщать в устной форме элементарные сведения о себе, своей семье, результатах собственной и др.;
Предметные результаты:
воспринимать на слух знакомый речевой материал (слова, словосочетания, фразы);
воспринимать на слух фразы обиходно- разговорного характера;
воспринимать на слух фразы, связанные с учебной деятельностью;
Мониторинг достижений планируемых результатов
Мониторинг результатов освоения коррекционного курса РВ и ВУР проводится два раза в год (в середине и в конце учебного года) и заносится в соответствующие протоколы. Мониторинг уровня произносительных навыков отражается в профиле произношения (сентябрь, май).
Тематическое планирование
Первый триместр
№ п/п | Формирование речевого слуха | Формирование произносительной стороны устной речи | Час/нед. |
Обследование уровня развития слухового восприятия и произносительной стороны речи на начало учебного года. | 3 часа | ||
| Тема: «В классе» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | Правильно произносить звуки а, о, у, э, и. Произносить звуки, слова голосом нормальной высоты, силы и тембра с соблюдением звукового состава слов (точное или приближенное произнесение с использованием допустимых звуковых замен) | 3 часа |
| Тема: «День народного единства» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Осень» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Овощи» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| |
Второй триместр
№ п/п | Формирование речевого слуха | Формирование произносительной стороны устной речи | Час/нед. |
Тема: «Части тела» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | Правильно произносить в словах звуки а, о, у, э, и, п, т, к. Произносить звуки, слова голосом нормальной высоты, силы и тембра с соблюдением звукового состава слов (точное или приближенное произнесение с использованием допустимых звуковых замен) | 3часа | |
| Тема: «Умывальня» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Спальня» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Одежда» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Зима» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Игры» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Семья» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Домашние животные» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Домашние птицы» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Посуда» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Большой/маленький» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | | |
Третий триместр
№ п/п | Формирование речевого слуха | Формирование произносительной стороны устной речи | Час/нед. |
Тема: «Части лица» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | Правильно произносить в словах звуки а, о, у, э, и, п, т, к, ф, л, м, н, б, йа(я), йо(ё), йу(ю), йэ(е). Произносить звуки, слова голосом нормальной высоты, силы и тембра с соблюдением звукового состава слов (точное или приближенное произнесение с использованием допустимых звуковых замен) | 3 часа | |
| Тема: «У мамы праздник» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Время суток» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Перелётные птицы» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Весна» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Космос» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Володя простудился» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Хороший друг» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Тема: «Лето» Речевой материал обиходно-разговорного характера. | 3 часа | |
| Обследование уровня развития слухового восприятия и произносительной стороны речи на конец учебного года. | 6 часа | |
|
Материально-техническое обеспечение
Для успешного развития речевого слуха и формирования произношения на индивидуальных занятиях используется звукоусиливающая аппаратура:
электроакустическая аппаратура индивидуального пользования SUVAG IT2
мультимедийный логопедический стол Logo;
индукционная система;
индивидуальные слуховые аппараты.