Рабочая программа специального (коррекционного) предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.
Программа коррекционной работы в подготовительном классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (глухих детей). Данная программа состоит из двух разделов:
Формирование речевого слуха;
Формирование произносительной стороны речи;
Формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи у глухих детей тесно связаны между собой. Формирование произносительной стороны речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся.
Система работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи строится на основе дифференцированного подхода к обучению обучающихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, индивидуальные и психофизические возможности детей.
Цель рабочей программы:
формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в ходе всего учебно-воспитательного процесса и практическое овладение речевыми навыками.
Задачи программы:
формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи;
развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи и ее коммуникативной функции.
обогащение, пополнение, расширение словарного запаса обучающихся и его активизация.
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Общая характеристика предмета
Основу формирования речевого слуха составляют умения неслышащих детей воспринимать определенный речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому материалу, а также - интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха, использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения.
Развитие речевого слуха осуществляется в процессе специально организованного обучения восприятию речевого материала на слух. На специальных индивидуальных занятиях в I классе основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
Развитие речевого слуха включает 3 этапа: первоначальный период (подготовительный — I классы); основной период (II—V классы); период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (VI—X классы).
Первоначальный период
С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств и уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата. На индивидуальных занятиях основной речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно или слухо-зрительно-дактильно. Знакомство с речевым материалом осуществляется на индивидуальных занятиях, воспринимается только на слух, исключая зрение.
На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия — слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.
Примерный объем речевого материала 3-4 парные фразы в диалоге и основываются на простых предложениях.
Обучение произношению включает в себя формирование и развитие внятной и членораздельной речи, приближающей к естественному звучанию.
Задачей обучения произношению в подготовительном классе является формирование у обучающихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи.
Формирование произносительных навыков осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные, при постоянном речевом общении с учителем (воспитателем), с использованием специальных приемов. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.
Место предмета в учебном плане
В первом классе программный материал рассчитан на 3 часа в неделю и изучается 1 год в объёме 99 часов на одного обучающегося. Программа реализуется в рамках раздела «Коррекционная работа».
Ценностные ориентиры курса
Основное назначение коррекционного курса состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное общение с другими людьми. Этот курс формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции — важнейшая задача современной коррекционной школы.
В процессе обучения у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к речи, стремление к ее использованию, понимание того, что правильная устная является показателем общей культуры человека. На уроках ученики получают начальное представление о нормах речи и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Результаты изучения курса
Стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования:
Личностным, включающим: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметным, включающим: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные:
произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы, тембра ( под контролем учителя и самостоятельно);
передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания(радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др.), используя естественные невербальные средства коммуникации ( прежде всего соответствующие выражению лица, естественные жесты);
произносить слова слитно ( включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдать указанные выше орфоэпические правила;
короткие фразы, состоящие из 2-3 слов произносить слитно ( на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы( слова или группа слов до 6-8 слогов), выделять логическое ударение;
реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации ( с помощью учителя).
Содержание рабочей программы
Работа над дыханием;
Работа над голосом;
Различение и воспроизведение ритмико-интонационной структуры речи;
Воспроизведение в речевом материале основных звуков;
Произнесение слов слитно без призвуков, коротких фраз;
Применение орфоэпических правил;
Различение на слух слов при выборе из 2-3-4-5 слов;
Различать и опознавать на слух слова и фразы, связанные с организацией занятий, математическими представлениями;
Воспринимать и воспроизводить небольшие тексты.
Тематическое планирование по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на протяжении I-IV четверти.
Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков типа папа … до 8 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса… до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.
Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом(м, н, в, л, р).
Изменение голоса по силе (нормальный- громкий - тихий) и по высоте (нормальный – более высокий – более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр.
Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико – интанационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения гласных звуков, выделения ударного слога( за счет более длительного и громкого его произнесения) в ряду слогов, в дву-, трёхсложных словах( с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), логического и синтагматического ударений во фразе (с помощью учителю и самостоятельно), повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации ( по подражанию учителю).
Воспроизведение в словах фразах звуков, составляющих первый концерн, а также звуков б,з, д, ж, г, ц, ч, сочетаний йа(я), йо(ё), йэ(е), йу(ю); дифференцированное произнесение в слогах, словах и фразах звуков а-о, о-у, а-э, э-и, б-п, д-т, г-к, ц-с, ч-ш, а-я, о-е, у-ю, э-е; слитное произнесение разного типа сочетаний согласных( в одном слове и на стыке слов)
Произнесение слов слитно, с ударением ( с помощью учителя, по графическому знаку, самостоятельно), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдая орфоэпические правила – безударное о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных ( с помощью учителя, по графическому знаку, самостоятельно).
Произнесение коротких фраз слитно, деление более длинных фраз на синтагмы ( слова или группы слов до 6-8 слогов), выделение логического и синтагматического ударений во фразе (с помощью учителю и самостоятельно).
Передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания: радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др. (с помощью учителю и самостоятельно).
Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики) ( по подражанию учителю).
Учебно – тематический план по формированию произносительных навыков
Тема |
Кол-во часов на одного обучающегося |
Обследование речи |
5 |
Речевое дыхание |
2 |
Слитность речи |
2 |
Навыки самоконтроля |
2 |
Голос |
2 |
Ритмико-интонационная структура речи: Мелодические модуляции Словесное ударение двух, трех, четырехсложных слов Темп речи Логическое ударение Синтагматическое ударение Передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания (радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг) |
12 |
Звуки и их сочетания (по орфоэпическим дневникам): Коррекция звуков Автоматизация звуков Дифференциация родственных по артикуляции звуков: гласные а-э, и-э, а-о, о-у, и-ы, ; согласные м-б, м-п, н-д, н-т; с-ш, з-ж, с-щ, ц-ч; б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш; ц-с, ч-ш; ц-т, ч-т; ф-ф', в-в', п-п', б-б' Стечения согласных |
63 |
Орфоэпия Безударное о как а. Оглушение звонких согласных в конце слов Оглушение звонких согласных перед глухими согласными. Опускание непроизносимых согласных. |
11 |
Учебно – тематический план по формированию речевого слуха
№п/п |
Содержание материала |
Виды работ |
Количество часов |
I. II. |
I полугодие Речевой материал, связанный с организацией занятий Фразы разговорно-обиходного характера Здравствуй. До свидания. Аппарат работает? Что ты будешь делать? Что ты делал? Текст № 1. - Дай пластилин. - Возьми. - Спасибо. Текст № 2. Вова дал пластилин. Ира взяла пластилин. Текст № 3. - У меня есть книга. - А у меня нет книги. - На. - Спасибо. Речевой материал, связанный с математическими представлениями. Названия чисел: один, …, пять Примеры типа: 3+2, 5-2. Фразы разговорно-обиходного характера Возьми три карандаша (две ручки) Попроси пять ручек (…). Возьми две ручки. Возьми еще пять ручек. Раздай ребятам. Собери тетради. Сколько? Сколько будет? Текст-задача № 1. Возьми одну книгу. Возьми ещё три книги. Сколько книг стало? Запиши. |
Ответы на вопросы. Работа с текстом по схеме. Подбор картинок к тексту. Диалог. Работа в парах. Устный счет. Ответы на вопросы. Выполнение поручений. Работа с текстом по схеме. Слуховой диктант |
32 9 8 7 8 16 9 7 |
I. II. III. IV. |
II полугодие Речевой материал, связанный с организацией занятий Фразы разговорно-обиходного характера Поздоровайся. Попрощайся. Какое сегодня число? Какой день недели? Текст № 1. - Здравствуйте, ребята. - Здравствуйте. - Кто сегодня дежурный? - Саша. - Я сегодня дежурный. - Саша, напиши на доске число, день недели. - Что мы сегодня будем делать? - Мы будем слушать и говорить. Тема. Моя семья. Фразы разговорно-обиходного характера Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Скажи свой адрес Текст № 1. - Здравствуй. - Добрый день. - Как тебя зовут? - Марина. А тебя? - Меня Саша. - Сколько тебе лет? - Мне семь лет. А тебе? - А мне восемь.
Тема. Мой класс. Фразы разговорно-обиходного характера В каком классе ты учишься? Как зовут твою учительницу? Как ты учишься? Сколько человек в классе? Текст № 1. Класс. В классе три мальчика и три девочки. Ребята взяли книги. Они читают. Текст № 2. - Кто сегодня дежурный? - Я! - Саша возьми тетради. Раздай ребятам. Тема. Столовая. Фразы разговорно-обиходного характера Возьми ложку Попроси вилку У тебя есть ложка (вилка)? Ты хочешь есть? Ты завтракал (обедал)? Ешь суп (кашу, …). Пей молоко (чай, …) Скажи спасибо. Ты сказал спасибо? Текст № 1 - Вова! Иди обедать. - Я не хочу есть. - Пора обедать. - Я не буду есть суп. - Ешь, суп вкусный. Текст № 2. Наташа и Марина дома. Наташа лепит. А Марина рисует. Наташа лепит чашку. А Марина рисует |
Ответы на вопросы. Работа с текстом по схеме. Подбор картинок к тексту. Диалог. Работа в парах. Устный счет. Ответы на вопросы. Выполнение поручений. Работа с текстом по схеме. Слуховой диктант |
9 5 4 10 5 5 15 5 5 5 17 7 5 5 |
Материально-техническое обеспечение.
А. Н. Пфафенродт, М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 1991
Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва,Владос, 2004
Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Москва Владос 2001г.