Рабочая программа специального (коррекционного) предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия)

1
0
Материал опубликован 19 October 2016
Рабочая программа специального (коррекционного) предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.

Программа коррекционной работы в подготовительном классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (глухих детей). Данная программа состоит из двух разделов:

Формирование речевого слуха;

Формирование произносительной стороны речи;

Формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи у глухих детей тесно связаны между собой. Формирование произносительной стороны речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся.

Система работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи строится на основе дифференцированного подхода к обучению обучающихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, индивидуальные и психофизические возможности детей.

Цель рабочей программы:

формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в ходе всего учебно-воспитательного процесса и практическое овладение речевыми навыками.

Задачи программы:

формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи;

развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи и ее коммуникативной функции.

обогащение, пополнение, расширение словарного запаса обучающихся и его активизация.

развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Общая характеристика предмета

Основу формирования речевого слуха составляют умения неслышащих детей воспринимать определенный речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому материалу, а также - интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха, использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения.

Развитие речевого слуха осуществляется в процессе специально организованного обучения восприятию речевого материала на слух. На специальных индивидуальных занятиях в I классе основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Развитие речевого слуха включает 3 этапа: первоначальный период (подготовительный — I классы); основной период (II—V классы); период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (VI—X классы).

Первоначальный период

С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и рече­вого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с по­мощью стационарных устройств и уточняется режим работы инди­видуального слухового аппарата. На индивидуальных занятиях основной речевой материал воспри­нимается детьми слухо-зрительно или слухо-зрительно-дактильно. Знаком­ство с речевым материалом осуществляется на индивидуальных занятиях, воспринимает­ся только на слух, исключая зрение.

На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия — слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.

Примерный объем речевого материала 3-4 парные фразы в диалоге и основываются на простых предложениях.

Обучение произношению включает в себя формирование и развитие внятной и членораздельной речи, приближающей к естественному звучанию.

Задачей обучения произношению в подготовительном классе является формирование у обучающихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи.

Формирование произносительных навыков осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные, при постоянном речевом общении с учителем (воспитателем), с использованием специальных приемов. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.

 

 

Место предмета в учебном плане

В первом классе программный материал рассчитан на 3 часа в неделю и изучается 1 год в объёме 99 часов на одного обучающегося. Программа реализуется в рамках раздела «Коррекционная работа».

Ценностные ориентиры курса

Основное назначение коррекционного курса состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное общение с другими людьми. Этот курс формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции — важнейшая задача современной коррекционной школы.

В процессе обучения у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к речи, стремление к ее использованию, понимание того, что правильная устная является показателем общей культуры человека. На уроках ученики получают начальное представление о нормах речи и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Результаты изучения курса

Стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам

обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального

общего образования:

Личностным, включающим: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Предметные:

произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы, тембра ( под контролем учителя и самостоятельно);

передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания(радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др.), используя естественные невербальные средства коммуникации ( прежде всего соответствующие выражению лица, естественные жесты);

произносить слова слитно ( включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдать указанные выше орфоэпические правила;

короткие фразы, состоящие из 2-3 слов произносить слитно ( на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы( слова или группа слов до 6-8 слогов), выделять логическое ударение;

реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации ( с помощью учителя).

Содержание рабочей программы

Работа над дыханием;

Работа над голосом;

Различение и воспроизведение ритмико-интонационной структуры речи;

Воспроизведение в речевом материале основных звуков;

Произнесение слов слитно без призвуков, коротких фраз;

Применение орфоэпических правил;

Различение на слух слов при выборе из 2-3-4-5 слов;

Различать и опознавать на слух слова и фразы, связанные с организацией занятий, математическими представлениями;

Воспринимать и воспроизводить небольшие тексты.

Тематическое планирование по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на протяжении I-IV четверти.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков типа папа … до 8 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса… до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.

Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом(м, н, в, л, р).

Изменение голоса по силе (нормальный- громкий - тихий) и по высоте (нормальный – более высокий – более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр.

Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико – интанационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения гласных звуков, выделения ударного слога( за счет более длительного и громкого его произнесения) в ряду слогов, в дву-, трёхсложных словах( с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), логического и синтагматического ударений во фразе (с помощью учителю и самостоятельно), повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации ( по подражанию учителю).

Воспроизведение в словах фразах звуков, составляющих первый концерн, а также звуков б,з, д, ж, г, ц, ч, сочетаний йа(я), йо(ё), йэ(е), йу(ю); дифференцированное произнесение в слогах, словах и фразах звуков а-о, о-у, а-э, э-и, б-п, д-т, г-к, ц-с, ч-ш, а-я, о-е, у-ю, э-е; слитное произнесение разного типа сочетаний согласных( в одном слове и на стыке слов)

Произнесение слов слитно, с ударением ( с помощью учителя, по графическому знаку, самостоятельно), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдая орфоэпические правила – безударное о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных ( с помощью учителя, по графическому знаку, самостоятельно).

Произнесение коротких фраз слитно, деление более длинных фраз на синтагмы ( слова или группы слов до 6-8 слогов), выделение логического и синтагматического ударений во фразе (с помощью учителю и самостоятельно).

Передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания: радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др. (с помощью учителю и самостоятельно).

Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики) ( по подражанию учителю).

Учебно – тематический план по формированию произносительных навыков

Тема

Кол-во

часов на одного обучающегося

Обследование речи

5

Речевое дыхание

2

Слитность речи

2

Навыки самоконтроля

2

Голос

2

Ритмико-интонационная структура речи:

Мелодические модуляции

Словесное ударение двух, трех, четырехсложных слов

Темп речи

Логическое ударение

Синтагматическое ударение

Передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания (радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг)

12

Звуки и их сочетания (по орфоэпическим дневникам):

Коррекция звуков

Автоматизация звуков

Дифференциация родственных по артикуляции звуков:

гласные а-э, и-э, а-о, о-у, и-ы, ;

согласные м-б, м-п, н-д, н-т;

с-ш, з-ж, с-щ, ц-ч;

б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш;

ц-с, ч-ш;

ц-т, ч-т;

ф-ф', в-в', п-п', б-б'

Стечения согласных

63

Орфоэпия

Безударное о как а.

Оглушение звонких согласных в конце слов

Оглушение звонких согласных перед глухими согласными.

Опускание непроизносимых согласных.

11

Учебно – тематический план по формированию речевого слуха

п/п

Содержание материала

Виды работ

Количество часов

I.

II.

I полугодие

Речевой материал, связанный с организацией занятий

Фразы разговорно-обиходного характера

Здравствуй.

До свидания.

Аппарат работает?

Что ты будешь делать?

Что ты делал?

Текст № 1.

- Дай пластилин.

- Возьми.

- Спасибо.

Текст № 2.

Вова дал пластилин. Ира взяла пластилин.

Текст № 3.

- У меня есть книга.

- А у меня нет книги.

- На.

- Спасибо.

Речевой материал, связанный с математическими представлениями.

Названия чисел: один, …, пять

Примеры типа: 3+2, 5-2.

Фразы разговорно-обиходного характера

Возьми три карандаша (две ручки)

Попроси пять ручек (…).

Возьми две ручки.

Возьми еще пять ручек.

Раздай ребятам.

Собери тетради.

Сколько?

Сколько будет?

Текст-задача № 1.

Возьми одну книгу.

Возьми ещё три книги.

Сколько книг стало?

Запиши.

Ответы на вопросы.

Работа с текстом по схеме.

Подбор картинок к тексту.

Диалог.

Работа в парах.

Устный счет.

Ответы на вопросы.

Выполнение поручений.

Работа с текстом по схеме.

Слуховой диктант

32

9

8

7

8

16

9

7

I.

II.

III.

IV.

II полугодие

Речевой материал, связанный с организацией занятий

Фразы разговорно-обиходного характера

Поздоровайся.

Попрощайся.

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Текст № 1.

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте.

- Кто сегодня дежурный?

- Саша.

- Я сегодня дежурный.

- Саша, напиши на доске число, день недели.

- Что мы сегодня будем делать?

- Мы будем слушать и говорить.

Тема. Моя семья.

Фразы разговорно-обиходного характера

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

Скажи свой адрес

Текст № 1.

- Здравствуй.

- Добрый день.

- Как тебя зовут?

- Марина. А тебя?

- Меня Саша.

- Сколько тебе лет?

- Мне семь лет. А тебе?

- А мне восемь.

 

Тема. Мой класс.

Фразы разговорно-обиходного характера

В каком классе ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

Как ты учишься?

Сколько человек в классе?

Текст № 1.

Класс. В классе три мальчика и три девочки. Ребята взяли книги. Они читают.

Текст № 2.

- Кто сегодня дежурный?

- Я!

- Саша возьми тетради. Раздай ребятам.

Тема. Столовая.

Фразы разговорно-обиходного характера

Возьми ложку

Попроси вилку

У тебя есть ложка (вилка)?

Ты хочешь есть?

Ты завтракал (обедал)?

Ешь суп (кашу, …).

Пей молоко (чай, …)

Скажи спасибо.

Ты сказал спасибо?

Текст № 1

- Вова! Иди обедать.

- Я не хочу есть.

- Пора обедать.

- Я не буду есть суп.

- Ешь, суп вкусный.

Текст № 2.

Наташа и Марина дома. Наташа лепит. А Марина рисует. Наташа лепит чашку. А Марина рисует

Ответы на вопросы.

Работа с текстом по схеме.

Подбор картинок к тексту.

Диалог.

Работа в парах.

Устный счет.

Ответы на вопросы.

Выполнение поручений.

Работа с текстом по схеме.

Слуховой диктант

9

5

4

10

5

5

15

5

5

5

17

7

5

5

Материально-техническое обеспечение.

А. Н. Пфафенродт, М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 1991

Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва,Владос, 2004

Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Москва Владос 2001г.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации