Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса по УМК Т.А. Ладыженской
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО «___»_08____2018г Протокол №_1____ ______/ Р.Р.Аюпова Руководитель ШМО
|
Согласовано заместитель директора _______/Н.А.Чернова «____»________2018г. |
Утверждаю директор _________/О.В.Идрисова МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк Приказ №_____ «___»____2018г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 5а и 5б классов
на 2018 – 2019 учебный год
Уровень обучения – базовый
Составитель: учитель русского языка и литературы
Никитина Ольга Леонидовна
Бижбуляк-2018
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5а, 5б классов (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
Примерной и авторской программы основного общего образования по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской – М. Просвещение, 2015г. Реализация данной программы осуществляется с помощью учебного пособия «Русский язык » в двух частях под ред. Ладжыенской Т.А., М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова. – Москва «Просвещение»,2015г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жан-ров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Русский язык»
для обучающихся 5 класса
Личностные УУД:
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
формировать уважение к русскому языку;
осознание и освоение русского языка как части общекультурного наследия России;
формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражении через слово;
способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
обучение целеполаганию;
самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
самостоятельно ставить новые цели урока;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные УУД:
давать определения понятиям;
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
излагать содержание прочитанного текста;
строить рассуждения.
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение;
обобщать понятия;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
извлекать информацию, представленную в разных формах;
пользоваться словарями, справочниками;
пользоваться различными видами аудирования;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
пользоваться монологической и диалогической формами речи;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
Предметные знания, умения, навыки:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи;
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
правильно произносить названия букв русского алфавита, свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
различать части речи (простые и сложные случаи), правильно указывать морфологические признаки;
находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм;
выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основу предложения с двумя главными членами, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, характеризовать предложения;
различать простые и сложные предложения, знать виды сложных предложений;
определять, чем осложнено простое предложение.
Содержание учебного курса
5 класс
Язык и общение (3ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (26ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (16ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (53 ч)
Имя существительное (22ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (20ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (8ч.)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
Содержание практической деятельности
(контрольно- измерительный материал)
Учащиеся 5 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.
Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:
эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;
• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;
• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;
• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;
правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:
• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;
• включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;
целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;
систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий, самодиктант);
изложение (подробное, сжатое, выборочное, с продолжением, с перегруппировкой материала);
лингвистический и комплексный анализ текста;
устное высказывание на лингвистическую тему;
письменное высказывание на лингвистическую тему (сочинение);
тест,
рецензия на предложенный текст в виде сочинения
Учебно-тематический план по русскому языку
для 5а, 5б классов
Содержание |
Кол-во часов |
Кол-во контр. работ |
Развитие речи |
Язык и общение |
3 |
- |
- |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
26 |
1 |
2 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
33 |
3 |
2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.. культура речи. |
14 |
1 |
1 |
Лексика. Культура речи. |
11 |
1 |
1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. |
23 |
2 |
2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
|||
|
16 |
1 |
1 |
|
9 |
1 |
1 |
|
25 |
1 |
1 |
Повторение и систематизация изученного |
15 |
1 |
1 |
ИТОГО: |
175 |
12 |
12 |
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе – 175 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
Количес-тво часов в год |
Количество часов по четвертям |
Уроки развития речи, контрольные работы |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
Год |
|
175 |
41 |
39 |
50 |
45 |
5 + А |
5 +А |
9 |
5 +А |
Итого:24 +3А |
Календарно-тематическое планирование для 5а класса
Составитель: Никитина О.Л., учитель русского языка и литературы
Продолжительность учебного года: 5 классы- 35 недель.
Из федерального компонента на учебный предмет «Русский язык» отведено 5 часов в неделю, за учебный год составляет 175 часов.
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ В 2ч./ под ред. Ладыженской Т.А., М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова. – Москва «Просвещение»,2015г.
Тема урока |
Дата |
Коррекция |
||||||
План |
факт |
|||||||
1 четверть (41 часов) |
||||||||
Язык и общение |
||||||||
1 |
Язык и человек. |
01.09. |
||||||
2 |
Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
03.09. |
||||||
3 |
Стили речи. Разговорная и книжная речь. |
05.09. |
||||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
||||||||
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
06.09. |
||||||
5 |
Орфография. Орфограмма. |
07.09. |
||||||
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
08.09. |
||||||
7 |
Административная контрольная работа №1 (диктант) |
10.09. |
||||||
8 |
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
12.09. |
||||||
9 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
13.09. |
||||||
10 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
14.09. |
||||||
11 |
Буквы и, у, а после шипящих |
15.09. |
||||||
12 |
Разделительные ъ и ь |
17.09. |
||||||
13 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
19.09. |
||||||
14. |
Р.р Подготовка к изложению по тексту Г. А. Скребицкого «Случай на охоте» |
20.09. |
||||||
15 |
Р.р Написание изложения по тексту Г. А. Скребицкого «Случай на охоте» |
21.09. |
||||||
16 |
Части речи. Классификация частей речи. |
22.09. |
||||||
17 |
Глагол как часть речи. |
24.09. |
||||||
18 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
26.09. |
||||||
19 |
Спряжение глагола . |
27.09. |
||||||
20 |
Личные окончания глаголов. |
28.09. |
||||||
21 |
Не с глаголами |
29.09. |
||||||
22 |
Тема текста |
01.10. |
||||||
23 |
Основная мысль текста |
03.10. |
||||||
24 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Летние радости» |
04.10. |
||||||
25 |
Имя существительное как часть речи. |
05.10. |
||||||
26 |
Местоимение как часть речи. |
06.10 |
||||||
27 |
Имя прилагательное как часть речи. |
08.10 |
||||||
28 |
Контрольная работа №1 (тест) по теме «Морфология» |
10.10. |
||||||
29 |
Анализ контрольной работы |
11.10 |
||||||
Синтаксис, пунктуация, культура речи |
||||||||
30 |
Синтаксис и пунктуация. |
12.10. |
||||||
31 |
Словосочетание Разбор словосочетания |
13.10. |
||||||
32 |
Предложение |
15.10. |
||||||
33 |
Р. р. Поготовка к сжатому изложению по рассказу В. П. Катаева. «Гордость – это хорошо или плохо?» |
17.10. |
||||||
34 |
Р.р. Написание сжатого изложения по рассказу В. П. Катаева. «Гордость – это хорошо или плохо?» |
18.10. |
||||||
35 |
Виды предложений по цели высказывания Восклицательные предложения |
19.10. |
||||||
36 |
Члены предложения Главные члены предложения. Подлежащее |
20.10. |
||||||
37 |
Сказуемое как главный член предложения. |
22.10. |
||||||
38 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
24.10. |
||||||
39 |
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения |
25.10. |
||||||
40 |
Контрольная работа №2 (диктант). Словосочетание. Главные члены предложения» |
26.10 |
||||||
41 |
Анализ контрольной работы |
27.10 |
||||||
2 четверть (39 часов) |
||||||||
42 |
Дополнение как второстепенный член предложения. |
06.11. |
||||||
43 |
Определение как второстепенный член предложения. |
07.11. |
||||||
44 |
Обстоятельство как второстепенный член предложения. |
08.11. |
||||||
45 |
Предложения с однородными членами. |
09.11. |
||||||
46 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
10.11. |
||||||
47 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
12.11. |
||||||
48 |
Предложения с обращениями Знаки препинания в предложениях с обращением. |
14.11. |
||||||
49 |
Письмо. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
15.11. |
||||||
50 |
Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Второстепенные члены предложения» |
16.11. |
||||||
51 |
Анализ контрольной работы |
17.11. |
||||||
52 |
Простые предложения. |
19.11. |
||||||
53 |
Сложные предложения. |
21.11. |
||||||
54 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» |
22.11. |
||||||
55 |
Р.р. Написание сочинения по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» |
23.11 |
||||||
56 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
24.11. |
||||||
57 |
Прямая речь |
26.11. |
||||||
58 |
Знаки препинания при прямой речи. |
28.11. |
||||||
59 |
Диалог |
29.11. |
||||||
60 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
30.11. |
||||||
61 |
Контрольная работа №4 (тест) по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
01.12. |
||||||
62 |
Анализ контрольной работы |
03.12. |
||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
||||||||
63 |
Фонетика. Гласные звуки |
05.12. |
||||||
64 |
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. |
06.12. |
||||||
65 |
Согласные твердые и мягкие. Повествование. |
07.12. |
||||||
66 |
Р.р. Подготовка к обучающему изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
08.12. |
||||||
67 |
Р.р. Написание обучающего изложения с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
10.12. |
||||||
68 |
Согласные звонкие и глухие |
12.12. |
||||||
69 |
Графика. Алфавит |
13.12. |
||||||
70 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
14.12. |
||||||
71 |
Административный диктант №2 |
15.12 |
||||||
72 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
17.12. |
||||||
73 |
Описание предмета. Орфоэпия. |
19.12. |
||||||
74 |
Фонетический разбор слова. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». |
20.12. |
||||||
75 |
Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
21.12. |
||||||
76 |
Анализ контрольной работы |
22.12. |
||||||
Лексика. Культура речи |
||||||||
77 |
Слово и его лексическое значение |
24.12. |
||||||
78 |
Однозначные и многозначные слова |
26.12. |
||||||
79 |
Прямое и переносное значение слов |
27.12. |
||||||
80 |
Омонимы |
28.12. |
||||||
3 четверть (50 часов) |
||||||||
81 |
Синонимы |
14.01. |
||||||
82 |
Антонимы |
16.01. |
||||||
83 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
17.01. |
||||||
84 |
Р.р. Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
18.01 |
||||||
85 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». |
19.01. |
||||||
86 |
Контрольная работа № 6 (диктант) по теме «Лексика. Культура речи». |
21.01 |
||||||
87 |
Анализ контрольной работы |
23.01 |
||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи |
||||||||
88 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
24.01. |
||||||
89 |
Окончание. Основа слова |
25.01. |
||||||
90 |
Корень слова |
26.01. |
||||||
91 |
Суффикс |
28.01. |
||||||
92 |
Приставка |
30.01. |
||||||
93 |
Р.р. Подготовка к сочинению – рассуждению по теме по выбору |
31.01. |
||||||
94 |
Р.р. Написание сочинения – рассуждения по теме по выбору |
01.02 |
||||||
95 |
Чередование звуков |
02.02 |
||||||
96 |
Беглые гласные |
04.02 |
||||||
97 |
Варианты морфем |
06.02. |
||||||
98 |
Морфемный разбор слова |
07.02. |
||||||
99 |
Контрольная работа №7 (диктант) по теме «Морфемика». |
08.02 |
||||||
100 |
Анализ контрольной работы |
09.02 |
||||||
101 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
11.02. |
||||||
102 |
Буквы з и с на конце приставок |
13.02. |
||||||
103 |
Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож- |
14.02. |
||||||
104 |
Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос- |
15.02. |
||||||
105 |
Р.р.Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». |
16.02 |
||||||
106 |
Р.р Написание сочинения-описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». |
18.02 |
||||||
107 |
Буквы ё-о после шипящих в корне. Буквы и –ы после ц |
20.02. |
||||||
108 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». |
21.02. |
||||||
109 |
Контрольная работа №8 (диктант) по теме Морфемика. Орфография.Культура речи» |
22.02. |
||||||
110 |
Анализ контрольной работы. |
23.02. |
||||||
Морфология. Орфография. Культура речи |
||||||||
Имя существительное |
||||||||
111 |
Имя существительное как часть речи |
25.02. |
||||||
112 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
27.02. |
||||||
113 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
28.02. |
||||||
114 |
Род имен существительных |
01.03. |
||||||
115 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
02.03 |
||||||
116 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
04.03 |
||||||
117 |
Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница». |
06.03. |
||||||
118 |
Р.р. написание сжатого изложения по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница» |
08.03 |
||||||
119 |
Три склонения имен существительных |
09.03. |
||||||
120 |
Падежи имен существительных. |
11.03. |
||||||
121 |
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе |
13.03. |
||||||
122 |
Множественное число существительных |
14.03. |
||||||
123 |
Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
15.03. |
||||||
124 |
Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного |
16.03. |
||||||
125 |
Контрольная работа №9 (диктант) по теме «Имя существительное» |
18.03. |
||||||
126 |
Анализ контрольной работы |
19.03. |
||||||
Имя прилагательное |
||||||||
127 |
Имя прилагательное как часть речи |
20.03. |
||||||
128 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
21.03. |
||||||
129 |
Р.р Подготовка к изложению с элементами сочинения по рассказу У.А. Куприна «Ю-ю» |
22.03. |
||||||
130 |
Р.р. Написание изложения с элементами сочинения по рассказу У.А. Куприна «Ю-ю» |
23.03. |
||||||
4 четверть (45 часа) |
||||||||
131 |
Прилагательные полные и краткие |
01.04. |
||||||
132 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
03.04. |
||||||
133 |
Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном |
04.04. |
||||||
134 |
Контрольная работа №10 (тест) по теме «Имя прилагательное» |
05.04. |
||||||
135 |
Анализ контрольной работы |
06.04 |
||||||
Глагол |
||||||||
136 |
Глагол как часть речи. |
08.04. |
||||||
137 |
Не с глаголами |
10.04. |
||||||
138 |
Не с глаголами |
11.04 |
||||||
139 |
Неопределенная форма глагола |
12.04. |
||||||
140 |
Особенности неопределенной формы глагола |
13.04 |
||||||
141 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
15.04. |
||||||
142 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
17.04 |
||||||
143 |
Виды глагола. Совершенный вид. |
18.04 |
||||||
144 |
Виды глагола. Несовершенный вид. |
19.04 |
||||||
145 |
Буквы е - и в корнях с чередованием |
20.04 |
||||||
146 |
Буквы е - и в корнях с чередованием |
22.04 |
||||||
147 |
Р.р. Подготовка к написанию рассказа «Однажды летом…» |
24.04. |
||||||
148 |
Р.р. Написание рассказа «Однажды летом…» |
25.04 |
||||||
149 |
Время глагола. Прошедшее время |
26.04. |
||||||
150 |
Настоящее время |
27.04. |
||||||
151 |
Будущее время |
29.04. |
||||||
152 |
Спряжение глаголов |
01.05. |
||||||
153 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. |
02.05. |
||||||
154 |
Особенности спряжения глагола |
03.05. |
||||||
155 |
Морфологический разбор глагола |
04.05. |
||||||
156 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
06.05 |
||||||
157 |
Употребление времен |
08.05 |
||||||
158 |
Повторение и обобщение изученного материала о глаголе |
10.05 |
||||||
159 |
Контрольная работа №11 (диктант) по теме «Глагол» |
11.05. |
||||||
160 |
Анализ контрольного диктанта |
13.05. |
||||||
Повторение и систематизация изученного |
||||||||
161 |
Разделы науки о языке |
15.05. |
||||||
162 |
Орфограммы в приставках и корнях слов |
16.05. |
||||||
163 |
Орфограммы в окончаниях слов. |
17.05. |
||||||
164 |
Употребление букв Ъ и Ь знак |
18.05 |
||||||
165 |
Знаки препинания в простых предложениях и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью |
20.05 |
||||||
166 |
Административный контрольный диктант №3 |
22.05 |
||||||
167 |
Р.р. Подготовка к сочинению по теме: «Куда бы я хотела поехать летом и почему?» |
23.05 |
||||||
168 |
Р.р. Написание сочинения по теме: «Куда бы я хотела поехать летом и почему?» |
24.05 |
||||||
169 |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
25.05 |
||||||
170 |
Обращение . Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
27.05 |
||||||
171 |
Обобщение и систематизация изученного |
29.05 |
||||||
172 |
Контрольная работа №12 (диктант) по теме «Повторение» |
30.05. |
||||||
173 |
Анализ контрольной работы |
31.05. |
||||||
174- 175 |
Резервные уроки |
Календарно-тематическое планирование для 5б класса
Составитель: Никитина О.Л., учитель русского языка и литературы
Продолжительность учебного года: 5 классы- 35 недель.
Из федерального компонента на учебный предмет «Русский язык» отведено 5 часов в неделю, за учебный год составляет 175 часов.
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ В 2ч./ под ред. Ладыженской Т.А., М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова. – Москва «Просвещение»,2015г.
№ |
Тема урока |
Дата |
Коррекция |
|||||
план |
факт |
|||||||
1 четверть (41 часов) |
||||||||
Язык и общение |
||||||||
1 |
Язык и человек. |
01.09. |
||||||
2 |
Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
03.09. |
||||||
3 |
Стили речи. Разговорная и книжная речь. |
05.09. |
||||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
||||||||
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
06.09. |
||||||
5 |
Орфография. Орфограмма. |
07.09. |
||||||
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
08.09. |
||||||
7 |
Административная контрольная работа №1 (диктант) |
10.09. |
||||||
8 |
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
12.09. |
||||||
9 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
13.09. |
||||||
10 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
14.09. |
||||||
11 |
Буквы и, у, а после шипящих |
15.09. |
||||||
12 |
Разделительные ъ и ь |
17.09. |
||||||
13 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
19.09. |
||||||
14. |
Р.р Подготовка к изложению по тексту Г. А. Скребицкого «Случай на охоте» |
20.09. |
||||||
15 |
Р.р Написание изложения по тексту Г. А. Скребицкого «Случай на охоте» |
21.09. |
||||||
16 |
Части речи. Классификация частей речи. |
22.09. |
||||||
17 |
Глагол как часть речи. |
24.09. |
||||||
18 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
26.09. |
||||||
19 |
Спряжение глагола . |
27.09. |
||||||
20 |
Личные окончания глаголов. |
28.09. |
||||||
21 |
Не с глаголами |
29.09. |
||||||
22 |
Тема текста |
01.10. |
||||||
23 |
Основная мысль текста |
03.10. |
||||||
24 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Летние радости» |
04.10. |
||||||
25 |
Имя существительное как часть речи. |
05.10. |
||||||
26 |
Местоимение как часть речи. |
06.10 |
||||||
27 |
Имя прилагательное как часть речи. |
08.10 |
||||||
28 |
Контрольная работа №1 (тест) по теме «Морфология» |
10.10. |
||||||
29 |
Анализ контрольной работы |
11.10 |
||||||
Синтаксис, пунктуация, культура речи |
||||||||
30 |
Синтаксис и пунктуация. |
12.10. |
||||||
31 |
Словосочетание Разбор словосочетания |
13.10. |
||||||
32 |
Предложение |
15.10. |
||||||
33 |
Р. р. Поготовка к сжатому изложению по рассказу В. П. Катаева. «Гордость – это хорошо или плохо?» |
17.10. |
||||||
34 |
Р.р. Написание сжатого изложения по рассказу В. П. Катаева. «Гордость – это хорошо или плохо?» |
18.10. |
||||||
35 |
Виды предложений по цели высказывания Восклицательные предложения |
19.10. |
||||||
36 |
Члены предложения Главные члены предложения. Подлежащее |
20.10. |
||||||
37 |
Сказуемое как главный член предложения. |
22.10. |
||||||
38 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
24.10. |
||||||
39 |
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения |
25.10. |
||||||
40 |
Контрольная работа №2 (диктант). Словосочетание. Главные члены предложения» |
26.10 |
||||||
41 |
Анализ контрольной работы |
27.10 |
||||||
2 четверть (39 часов) |
||||||||
42 |
Дополнение как второстепенный член предложения. |
06511. |
||||||
43 |
Определение как второстепенный член предложения. |
07.11. |
||||||
44 |
Обстоятельство как второстепенный член предложения. |
08.11. |
||||||
45 |
Предложения с однородными членами. |
09.11. |
||||||
46 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
10.11. |
||||||
47 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
12.11. |
||||||
48 |
Предложения с обращениями Знаки препинания в предложениях с обращением. |
14.11. |
||||||
49 |
Письмо. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
15.11. |
||||||
50 |
Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Второстепенные члены предложения» |
16.11. |
||||||
51 |
Анализ контрольной работы |
17.11. |
||||||
52 |
Простые предложения. |
19.11. |
||||||
53 |
Сложные предложения. |
21.11. |
||||||
54 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» |
22.11. |
||||||
55 |
Р.р. Написание сочинения по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» |
23.11 |
||||||
56 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
24.11. |
||||||
57 |
Прямая речь |
26.11. |
||||||
58 |
Знаки препинания при прямой речи. |
28.11. |
||||||
59 |
Диалог |
29.11. |
||||||
60 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
30.11. |
||||||
61 |
Контрольная работа №4 (тест) по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
01.12. |
||||||
62 |
Анализ контрольной работы |
03.12. |
||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
||||||||
63 |
Фонетика. Гласные звуки |
05.12. |
||||||
64 |
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. |
06.12. |
||||||
65 |
Согласные твердые и мягкие. Повествование. |
07.12. |
||||||
66 |
Р.р. Подготовка к обучающему изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
08.12. |
||||||
67 |
Р.р. Написание обучающего изложения с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
10.12. |
||||||
68 |
Согласные звонкие и глухие |
12.12. |
||||||
69 |
Графика. Алфавит |
13.12. |
||||||
70 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
14.12. |
||||||
71 |
Административный диктант №2 |
15.12 |
||||||
72 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
17.12. |
||||||
73 |
Описание предмета. Орфоэпия. |
19.12. |
||||||
74 |
Фонетический разбор слова. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». |
20.12. |
||||||
75 |
Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
21.12. |
||||||
76 |
Анализ контрольной работы |
22.12. |
||||||
Лексика. Культура речи |
||||||||
77 |
Слово и его лексическое значение |
24.12. |
||||||
78 |
Однозначные и многозначные слова |
26.12. |
||||||
79 |
Прямое и переносное значение слов |
27.12. |
||||||
80 |
Омонимы |
28.12. |
||||||
3 четверть (50 часов) |
||||||||
81 |
Синонимы |
14.01. |
||||||
82 |
Антонимы |
16.01. |
||||||
83 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
17.01. |
||||||
84 |
Р.р. Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
18.01 |
||||||
85 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». |
19.01. |
||||||
86 |
Контрольная работа № 6 (диктант) по теме «Лексика. Культура речи». |
21.01 |
||||||
87 |
Анализ контрольной работы |
23.01 |
||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи |
||||||||
88 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
24.01. |
||||||
89 |
Окончание. Основа слова |
25.01. |
||||||
90 |
Корень слова |
26.01. |
||||||
91 |
Суффикс |
28.01. |
||||||
92 |
Приставка |
30.01. |
||||||
93 |
Р.р. Подготовка к сочинению – рассуждению по теме по выбору |
31.01. |
||||||
94 |
Р.р. Написание сочинения – рассуждения по теме по выбору |
01.02 |
||||||
95 |
Чередование звуков |
02.02 |
||||||
96 |
Беглые гласные |
04.02 |
||||||
97 |
Варианты морфем |
06.02. |
||||||
98 |
Морфемный разбор слова |
07.02. |
||||||
99 |
Контрольная работа №7 (диктант) по теме «Морфемика». |
08.02 |
||||||
100 |
Анализ контрольной работы |
09.02 |
||||||
101 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
11.02. |
||||||
102 |
Буквы з и с на конце приставок |
13.02. |
||||||
103 |
Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож- |
14.02. |
||||||
104 |
Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос- |
15.02. |
||||||
105 |
Р.р.Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». |
16.02 |
||||||
106 |
Р.р Написание сочинения-описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». |
18.02 |
||||||
107 |
Буквы ё-о после шипящих в корне. Буквы и –ы после ц |
20.02. |
||||||
108 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». |
21.02. |
||||||
109 |
Контрольная работа №8 (диктант) по теме Морфемика. Орфография.Культура речи» |
22.02. |
||||||
110 |
Анализ контрольной работы. |
23.02. |
||||||
Морфология. Орфография. Культура речи |
||||||||
Имя существительное |
||||||||
111 |
Имя существительное как часть речи |
25.02. |
||||||
112 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
27.02. |
||||||
113 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
28.02. |
||||||
114 |
Род имен существительных |
01.03. |
||||||
115 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
02.03 |
||||||
116 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
04.03 |
||||||
117 |
Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница». |
06.03. |
||||||
118 |
Р.р. написание сжатого изложения по тексту Е. Пермяка «перо и чернильница» |
08.03 |
||||||
119 |
Три склонения имен существительных |
09.03. |
||||||
120 |
Падежи имен существительных. |
11.03. |
||||||
121 |
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе |
13.03. |
||||||
122 |
Множественное число существительных |
14.03. |
||||||
123 |
Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
15.03. |
||||||
124 |
Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного |
16.03. |
||||||
125 |
Контрольная работа №9 (диктант) по теме «Имя существительное» |
18.03. |
||||||
126 |
Анализ контрольной работы |
19.03. |
||||||
Имя прилагательное |
||||||||
127 |
Имя прилагательное как часть речи |
20.03. |
||||||
128 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
21.03. |
||||||
129 |
Р.р Подготовка к изложению с элементами сочинения по рассказу У.А. Куприна «Ю-ю» |
22.03. |
||||||
130 |
Р.р. Написание изложения с элементами сочинения по рассказу У.А. Куприна «Ю-ю» |
23.03. |
||||||
4 четверть (45 часа) |
||||||||
131 |
Прилагательные полные и краткие |
01.04. |
||||||
132 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
03.04. |
||||||
133 |
Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном |
04.04. |
||||||
134 |
Контрольная работа №10 (тест) по теме «Имя прилагательное» |
05.04. |
||||||
135 |
Анализ контрольной работы |
06.04 |
||||||
Глагол |
||||||||
136 |
Глагол как часть речи. |
08.04. |
||||||
137 |
Не с глаголами |
10.04. |
||||||
138 |
Не с глаголами |
11.04 |
||||||
139 |
Неопределенная форма глагола |
12.04. |
||||||
140 |
Особенности неопределенной формы глагола |
13.04 |
||||||
141 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
15.04. |
||||||
142 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
17.04 |
||||||
143 |
Виды глагола. Совершенный вид. |
18.04 |
||||||
144 |
Виды глагола. Несовершенный вид. |
19.04 |
||||||
145 |
Буквы е - и в корнях с чередованием |
20.04 |
||||||
146 |
Буквы е - и в корнях с чередованием |
22.04 |
||||||
147 |
Р.р. Подготовка к написанию рассказа «Однажды летом…» |
24.04. |
||||||
148 |
Р.р. Написание рассказа «Однажды летом…» |
25.04 |
||||||
149 |
Время глагола. Прошедшее время |
26.04. |
||||||
150 |
Настоящее время |
27.04. |
||||||
151 |
Будущее время |
29.04. |
||||||
152 |
Спряжение глаголов |
01.05. |
||||||
153 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. |
02.05. |
||||||
154 |
Особенности спряжения глагола |
03.05. |
||||||
155 |
Морфологический разбор глагола |
04.05. |
||||||
156 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
06.05 |
||||||
157 |
Употребление времен |
08.05 |
||||||
158 |
Повторение и обобщение изученного материала о глаголе |
10.05 |
||||||
159 |
Контрольная работа №11 (диктант) по теме «Глагол» |
11.05. |
||||||
160 |
Анализ контрольного диктанта |
13.05. |
||||||
Повторение и систематизация изученного |
||||||||
161 |
Разделы науки о языке |
15.05. |
||||||
162 |
Орфограммы в приставках и корнях слов |
16.05. |
||||||
163 |
Орфограммы в окончаниях слов. |
17.05. |
||||||
164 |
Употребление букв Ъ и Ь знак |
18.05 |
||||||
165 |
Знаки препинания в простых предложениях и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью |
20.05 |
||||||
166 |
Административный контрольный диктант №3 |
22.05 |
||||||
167 |
Р.р. Подготовка к сочинению по теме: «Куда бы я хотела поехать летом и почему?» |
23.05 |
||||||
168 |
Р.р. Написание сочинения по теме: «Куда бы я хотела поехать летом и почему?» |
24.05 |
||||||
169 |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
25.05 |
||||||
170 |
Обращение . Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
27.05 |
||||||
171 |
Обобщение и систематизация изученного |
29.05 |
||||||
172 |
Контрольная работа №12 (диктант) по теме «Повторение» |
30.05. |
||||||
173 |
Анализ контрольной работы |
31.05. |
||||||
174- 175 |
Резервные уроки |