Рабочая программа индивидуального обучения на дому
МКУ УО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»
(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)
ПРИНЯТО Педагогическим Советом (протокол от 31.08.2020 г. № 1) | | УТВЕРЖДЕНА приказом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» от 31.08.2020г. № |
Рабочая программа
индивидуального обучения на дому
МИГАЛЕВОЙ АЛЕКСАНДРЫ, обучающейся 9-д класса
по АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(2вариант)
Автор-составитель: Залашкова Ольга Николаевна, учитель
ОДОБРЕНО
на заседании
методического объединения
(протокол от 28.08.2020 № 1)
Междуреченск, 2020
1.Индивидуальные сведения об учащемся:
Имя, фамилия ребёнка: Мигалева Александра
Возраст, дата рождения: 17 лет, 11.03.2003г
Класс-9
2.Психолого-педагогическая характеристика
Александра обучается на дому. Инвалид с детства. Физическое здоровье девочки снижено. У Александры детский церебральный паралич. Способности к обучению слабые. Обучение происходит по индивидуальной программе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
У девочки множественные нарушения, вызванные генетической патологией. Грубое нарушение интеллекта отражается на развитии ребенка. Артикуляционный аппарат развит недостаточно, движения языка ограничены: не поднимает язык вверх, вправо, влево, не удерживает в данном положении. Объем движений общей и мелкой моторики неполный. Ограничен объем активных движений, позы и движения однообразны, движения рук стереотипны, кисти зажаты, испытывает трудности при имитации движений. Карандаш в руке удерживает, совершает хаотичные движения.
Элементарными навыками самообслуживания не владеет. Чтение, письмо недоступны. Пересчитывает предметы в пределах 7. Обучение происходит в форме совместной деятельности, через игровые приемы. Пространственные представления не сформированы. Знает дни недели, времена года. Зрение ослаблено. По математике изучает цифры от 1 до 10. Не всегда верно соотносит количество предметов с нужной цифрой. Счет предметов осуществляет, операции сложения и вычитания не выполняет. Дифференцирует предметы по форме, цвету, размеру, но только с помощью учителя. Трудовые, бытовые, санитарно-гигиенические навыки не сформированы. Все действия выполняет только с помощью взрослого. Требуется постоянный контроль и сопровождение. Быстро утомляется. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Слушает рассказы, сказки, на вопросы по содержанию отвечает односложно. Александре нравятся уроки рисования, лепки.
Александра показывает и называет окружающие её предметы, но часто забывает названия. Монологическая и диалогическая речь отсутствуют. Называет имена ближайших родственников, домашних животных. Александра на достаточном уровне знает названия фруктов и овощей, слова пытается повторять за учителем, но получаются только отдельные звуки. Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта, нуждается в неоднократном повторении. Не всегда выполняет простые словесные инструкции, не способна к целенаправленной деятельности. Объем словарного запаса не соответствует возрасту. Звукопроизношение нарушено. Эмоционально уплощена. Отношение к окружающим доброжелательное. Психофизическое развитие ниже условно принятых возрастных норм.
3.Индивидуальный учебный план на 2020-2021 учебный год
Мигалевой Александры, обучающейся на дому в 9-д классе
( ВАРИАНТ 2)
Образовательная область, учебная дисциплина | IX |
Филология /родной язык -Чтение -Письмо | 2 2 |
Математика -Счет | 2 |
Искусство -Изобразительное искусство | 1 |
Обществознание - Человек и общество | - |
Естествознание -Человек | 1 |
Технология -Ремесло - Хозяйственно- бытовой труд | 2 - |
Коррекция А) -Социально - бытовая ориентировка. | - |
Школьный компонент (обязательные занятия) | |
Занятия по выбору и факультативные занятия: -ОБЖ -Адаптивная физкультура | 0,5 0,5 |
Итого | 11 |
Всего к финансированию | 11 |
4.Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа по учебным предметам «Чтение», «Письмо», «Счет», «Изобразительное искусство», «Человек», «Ремесло» и коррекционным курсам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Адаптивная физкультура» для 9 класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
- Положения о рабочей программе МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»;
-программы экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей "Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью"(под ред. Маллер А. Р.,Цикото Г.В.М.: Издательский центр «Академия», 2003.—208с.) в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2вариант) и следующими нормативными правовыми документами:
- Учебного плана МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» на 2020-2021 учебный год;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год».
Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития является: развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально – значимых навыков и умений.
Конечной целью обучения и воспитания является приобщение обучающихся к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
включение обучающихся в домашний труд;
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
5.Общая характеристика, место учебных дисциплин и коррекционных курсов в учебном плане. Планируемые результаты.
Все учебные дисциплины для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Обучающихся учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого (учителя). С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.
Обучение проводится по следующим дисциплинам:
5.1. Учебная дисциплина «Чтение»
Обучение чтению направлено на решение чисто практической задачи. Задачей учебной дисциплины «Чтение» является развитие у обучающейся слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, слушать учителя и обращаться с просьбами.
Структура программы представлена следующими разделами:
1.Развитие слухового восприятия.
2. Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
3. Работа над звукопроизношением.
Место учебного коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 66 часов, 2час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
18ч | 14ч | 18ч | 16ч | 66ч |
Обучающаяся должна:
- научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, выполнять необходимые действия в определенной последовательности.
-научить обучающуюся слушать и понимать обращенную речь. Продолжать развивать речевую активность, потребность в общении, учить при необходимости обращаться с вопросом к учителю. Учить слушать выступления профессиональных чтецов.
5.2. Учебная дисциплина «Письмо».
Обучение письму направлено на решение чисто практической задачи.
Задачей учебной дисциплины «Письмо» является развитие и коррекция мелкой моторики; развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки; формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.
Структура программы представлена следующими разделами:
1.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
2. Развитие мелкой моторики рук.
Место учебного коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 66 часов, 2час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
18ч | 14ч | 18ч | 16ч | 66ч |
Обучающаяся должна:
-научится списывать с печатного текста, короткие слова из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный печатный текст, ответить на заданные вопросы;
- определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника;
-ставить свою подпись (по возможности печатать полностью свою фамилию), инициалы или полное имя и отчество;
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
5.3. Учебная дисциплина «Счёт» направлена, главным образом, на овладение обучающейся счетными операциями сложения и вычитания в пределах 10, решение простых арифметических задач, имеющих практическую значимость, т.к. у обучающийся очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучению счёту. Обучение организуется на практической наглядной основе, с использованием раздаточного дидактического материала. Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающейся. У обучающейся не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, она лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для нее недоступен.
Структура программы представлена следующими разделами:
Свойства предметов.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Временные представления.
Геометрические формы.
Количество.
Место учебного коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 66 часов, 2час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
18ч | 14ч | 18ч | 16ч | 66ч |
Обучающаяся должна:
-определять форму (круглый, квадратный);
-различать цвета (черный, белый, синий, красный, зеленый);
-определять размер (большой, маленький);
-ориентироваться на листе бумаги вверху-внизу страницы; вначале – в конце строчки4
-определять положение предметов в пространстве (на, в, далеко, близко);
- ориентироваться во временных представлениях: утро, день, ночь; сегодня, вчера, завтра; медленно, быстро; молодой, старый;
-различать геометрические формы: круг, квадрат, шар, куб;
-иметь количественное представление: один, много, ни одного.
5.4. Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» направлена на развитие координации движений и мелкой моторики. Занятия изобразительным искусством помогают формировать эмоционально-положительные отношения к изобразительной деятельности и её результатам, фиксировать взор, внимание, рассматривать картину, иллюстрацию. Формируют умения поэтапно, вслед за учителем выполнять действия, а далее - инструкцию. Воспитывают положительные качества личности, содействуют развитию речи учащихся, корригируют недостатки мелкой моторики рук.
При отборе программного материала учтены познавательные возможности. У обучающейся движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. Отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представление о себе и окружающем мире; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений; цвета путает.
Структура программы представлена следующими разделами:
1.Декоративное рисование.
2.Рисование с натуры.
3.Рисование на тему.
Примерные задания.
Рисование на темы: «Праздничный город», «Новый год», «Снег пушистый», «Весна пришла». Рисование натюрмортов (ваза с овощами, ваза с цветами); портрет мамы. Иллюстрирование отрывков из произведений, изучаемых на уроках чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 3 классе составляет 33 часа, 1 час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
9ч | 7ч | 9ч | 8ч | 33ч |
Обучающаяся должна научиться:
- правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш, проводить линии (однотонные и цветные веревочки, ниточки к шарикам, дорожки), штрихи, умеренно нажимая на карандаш;
-рисовать точки карандашом;
- уметь определить основные цвета с помощью учителя;
-дорисовывать слаборасчлененных изображений карандашом (кругов, квадратов) с помощью учителя;
-рисовать карандашом предметы по опорным точкам;
-обводить несложные контуры фигур с помощью учителя и заштриховывать их цветным карандашом по возможности;
-различать основные цвета, их оттенки, видеть красивое, эмоционально воспринимать его.
5.5. Учебная дисциплина «Человек» направлена на приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Учебная дисциплина «Человек» формирует представление о внешнем облике человека, органах чувств, гигиеническом уходе за частями тела. Даются понятия о профилактике травматизма и профилактика заболеваний органов чувств человека.
Структура программы представлена следующими разделами:
«Представления о себе».
«Семья».
«Гигиена тела».
«Туалет».
«Одевание и раздевание».
«Прием пищи».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 33 часа, 1 час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
9ч | 7ч | 9ч | 8ч | 33ч |
Обучающаяся должна:
- иметь представление о себе как «Я»: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол;
-умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет. Умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
- иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье: представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
5.6. Учебная дисциплина «Ремесло»
Учебная дисциплина способствует трудовой и социальной адаптации обучающихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияют на их личностные свойства, открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения. Данная учебная дисциплина способствует развитию у обучающихся координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие. Ребята обучается таким видам труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с бумагой, природным материалом.
Целью занятий является коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно - двигательной координации, развитие речи в связи с практической деятельностью.
Уроки ремесла для обучающихся имеют большое значение, так как способствуют формированию жизненной компетентности: привычка к трудовому усилию, способность работать в паре (малой группе), что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. Трудовая деятельность на уроках «Ремесла» оказывает большое влияние на физическое развитие детей: улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.
Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности. Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук – обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия. Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами). Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. На каждом из уроков проводится работа, направленная на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости куска картона или ткани, пространственной ориентировки, на коррекцию речи учащихся. При сообщении детям новых сведений о нитках, тканях, их свойствах уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам ремесла.
Место учебного коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 66 часов, 2час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
18ч | 14ч | 18ч | 16ч | 66ч |
Обучающаяся должна:
-уметь использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки); делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия;
- меть находить и показывать предметы (природный материал), который необходим для выполнения поделки;
-уметь сравнивать с образцом;
-уметь следить за действиями педагога, за своими действиями, поделки мастерить по подражанию, частично после показа;
-уметь пользоваться инструментами.
Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, но и коммуникативных умений и навыков, содержательного взаимодействия со взрослыми, для решения этих задач за счет факультативных занятий проводятся:
-основы безопасности жизнедеятельности,
-адаптивная физкультура.
5.7. Занятие «Адаптивная физкультура»
В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья. Обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии (ДЦП, Тетра парез), что сказывается на содержании и методике занятий адаптивной физкультуры. Нарушение сердечно сосудистой и дыхательной систем, глубокая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения как отдельных заданий, так и всего урока. Каждое занятие по адаптивной физкультуре планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: подбором упражнений, соответствующих возможностям обучающейся, чередованием различных видов упражнений.
В процессе занятия необходимо добиваться решения конкретных задач:
-учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
-учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
-учить выполнять простейшие упражнения под счет учителя.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 16,5 часа, 0,5 час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
4,5ч | 3,5ч | 4,5ч | 4ч | 16,5ч |
Обучающаяся должна: позитивно относиться к физическим упражнениям, которые способствуют улучшению физического здоровья.
5.8. Занятие «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
Задачами программы являются:
- освоение навыков здорового образа жизни;
формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и взаимопомощи, в случае проявления опасностей;
освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях. Навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы. Последовательность изучения тем может варьируется в зависимости от индивидуальной особенности обучающейся, а также ситуаций в регионе.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объем учебного времени в 9 классе составляет 16,5 часа, 0,5 час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
4,5ч | 3,5ч | 4,5ч | 4ч | 16,5ч |
Обучающаяся должна знать: виды опасных ситуаций и способы поведения в них. Осторожного и осмотрительно относиться к опасным ситуациям.
6.Содержание учебных дисциплин и коррекционных курсов.
6.1. Учебная дисциплина «Чтение»
Примерная тематика: рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; труде людей, их отношении к Родине, друг другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам. Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсия, детские праздники). Рассказ по вопросам учителя содержания просмотренного фильма. Сюжетно- ролевые игры: «Как можно познакомиться», «Позвольте вам помочь», «Подскажите, пожалуйста, где находится (как найти) …» и т.д.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
1. | Устное народное творчество | 3 |
2. | Сказки | 12 |
3. | Картины родной природы. Лето | 10 |
5. | Осень | 4 |
6. | О друзьях - товарищах. | 5 |
8. | Спешите делать добро. | 2 |
9. | Картины родной природы. Зима. | 7 |
10. | Картины родной природы. Весна. | 16 |
11. | О животных | 7 |
| Всего часов в год | 66ч |
6.2. Учебная дисциплина «Письмо».
Слова, обозначающие предмет, признак предмета.
Узнавание предметов по их признакам и действиям.
Предложение.
Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Закрепление умения написать свое имя, имя брата, мамы.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Работа с деформированными предложениями.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 9 |
2 | Звуки и буквы. | 3 |
3 | Слово | 40 |
4 | Предложение. | 11 |
5 | Повторение. | 3 |
| Всего часов в год | 66ч |
6.3. Учебная дисциплина «Счет».
Устный счет в пределах 10. Счет прямой в пределах 7.
Устная и письменная нумерация в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 5 без перехода через разряд. Составление и решение задач в пределах 5.
Меры стоимости: 1р, 5р, 10р. Практическая работа с монетами. Размен и замена денег (символами бумажных денег).
Меры длины: метр. Работа с метровой линейкой (измерение длины и ширины стола, комнаты).
Меры ёмкости: определение количества воды литровыми и пол-литровыми емкостями.
Работа с калькулятором.
Геометрический материал: линии, отрезки, овал. Отсчитывание от 0 с помощью линейки. Сравнение круга и овала; квадрата, прямоугольника, треугольника. Ломаная линия.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 9 |
2 | Сложение и вычитание в пределах 10. | 16 |
3 | Устная и письменная нумерация в пределах 20. | 6 |
4 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. | 10 |
5 | Решение задач. | 8 |
6 | Геометрический материал. | 10 |
7 | Повторение. | 7 |
| Всего часов за год | 66ч |
6.4. Учебная дисциплина «Изобразительное искусство».
Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; совершенствование умений и навыков пользования материалами в процессе рисования. подбора гармонических сочетаний цветов. Продолжение знакомства с народными промыслами, простейшие элементы росписи (дымковская игрушки).
Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей); установление последовательности выполнения рисунка с помощью педагога; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов с помощью педагога.
Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками с помощью педагога.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | |
1 | Декоративное рисование | 5 | |
2 | Рисование с натуры | 5 | |
3 | Рисование на тему | 23 | |
Всего часов за год | 33ч |
6.5. Учебная дисциплина «Человек».
Я – человек. Мои имя, фамилия, возраст, пол.
Внешний облик человека. Лицо человека, выражение лица.
Гигиенический уход за глазами, ушами, носом.
Строение ротовой полости: губы, зубы, язык. Уход за зубами.
Кожа. Гигиенический уход за кожей. Повреждение кожи: порез, ожог. Первая помощь при порезах и ожогах. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Болезнь, здоровье. Профилактика заболеваний – закаливание, физкультура, режим дня. Питание, профилактика пищевых отравлений.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
1 | Общий обзор. Внешний облик человека. | 2 |
2 | Гигиенический уход за частями тела | 14 |
3 | Кожа и уход за кожей. | 3 |
4 | Волосы. Ногти. | 3 |
5 | Питание, профилактика пищевых отравлений. | 3 |
6 | Органы чувств | 6 |
7 | Болезни. Профилактика заболеваний. | 2 |
| Всего часов за год | 33ч |
6.6. Учебная дисциплина «Ремесло»
Ткачество, изготовление коврика из бросового материала
Аппликация из ниток и ткани
Работа с бумагой и картоном.
Работа с древесиной.
Изготовление цветов из ниток и ткани.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
1 | Ткачество, изготовление коврика из бросового материала | 7 |
2 | Аппликация из ниток и ткани. | 5 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 27 |
4 | Работа с древесиной | 7 |
5 | Изготовление цветов из ниток и ткани. | 6 |
6 | Изделия из ткани | 14 |
| Всего часов за год | 66ч |
6.7. Коррекционное занятие «Основы безопасности жизнедеятельности»
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Возможности покушения на жилище, способы защиты жилища. Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, парки и др. места массового скопления людей). Правила поведения в экстремальной ситуации. Чрезвычайные ситуации на дороге. Опасность, которая может возникнуть в вагоне поезда. Причины возникновения опасной ситуации в автобусе.
Природа. Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Способы преодоления этих ситуаций. Безопасное поведение в лесу и на водоеме.
Оказание первой помощи. Элементарные сведения об инфекционных заболеваниях. Меры профилактики.
Тематическое планирование
№ | Название темы, раздела | Количество часов |
1 | Знакомство с дорожными знаками. Правила поведения на улице. | 5 |
2 | Светофор. Его назначение. Движение по переходу. | 5 |
3 | Транспорт наземный и подземный. Правила поведения в транспорте. | 5 |
4 | Зоны повышенной опасности. Правила поведения в экстремальной ситуации. | 5 |
5 | Экстремальные ситуации для человека в природной среде. | 5 |
6 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. Основные спасательные средства. | 5 |
7 | Правила поведения на водоемах. | 3 |
| Всего часов за год | 33ч |
6.8. Коррекционное занятие «Адаптивная физкультура»
Содержание программы факультативного занятия «Адаптивная физкультура» предусматривает знакомство с общими сведениями теоретического характера; с общеразвивающими упражнениями без предметов и с предметами; с корригирующими упражнениями.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
1 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | 15 |
2 | Прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков. | 11 |
3 | Игры. | 7 |
| Всего часов за год | 33ч |
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, липучками.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».
Набор пиктограмм;
Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, кегли, конструктор.
Музыкальные инструменты (бубен, барабан, палочки), аудиозаписи.
Компьютер, презентации, видеозаписи.
Приложение №1
1. Календарно-тематическое планирование
по учебной дисциплине «Чтение»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
1 | Считалки, заклички – приговорки, потешки. Выразительное чтение. | 1 | |
2 | Разбор смыслового содержания пословиц, поговорок. Загадки. | 1 | |
3 | Обобщение по теме «Устное народное творчество». | 1 | |
4 | Русская сказка «Никита Кожемяка». Чтение, пересказ. | 1 | |
5 | Тофаларская сказка «Как наказали медведя». Анализ содержания. | 1 | |
6 | Башкирская сказка «Золотые руки». Ответы на вопросы. | 1 | |
7 | Русская сказка «Морозко». Характеристика главных героев. | 1 | |
8 | Русская сказка «Два мороза». Чтение по ролям. | 1 | |
9 | Татарская сказка «Три дочери». Чтение по ролям. | 1 | |
10 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | |
11 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выразительное чтение. Анализ содержания 1,2 отрывков. | 1 | |
12 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выразительное чтение. Анализ содержания 3, 4 отрывков. | 1 | |
13 | Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Чтение 1,2 отрывков. Подбор словаря: описание поздней осени. Озаглавливание. | 1 | |
14 | Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Чтение 3, 4, 5 отрывков. Высказывание своих чувств по отношению к героям сказки. Озаглавливание. | 1 | |
15 | Обобщение по теме «Сказки». | 1 | |
16 | Г.Скребицкий «Июнь». Анализ содержания. Высказывание о своих наблюдениях. | 1 | |
17 | И.Суриков «Ярко солнце светит…». Выразительное чтение. Беседа по картине И.Шишкина «Стены, освещенные солнцем». | 1 | |
18 | А.Платонов «Июльская жара». Анализ содержания 1,2 отрывков. Озаглавливание. | 1 | |
| 2четверть | | |
19 | А.Платонов «Июльская жара». Анализ содержания 3.4 отрывков. Озаглавливание. Работа с иллюстрацией. | 1 | |
20 | А.Прокофьев «Березка». Анализ содержания. Выразительное чтение. | 1 | |
21 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату». Выразительное чтение. | 1 | |
22 | Г.Скребицкий «Сентябрь». Выборочное чтение. Ответы на вопросы. | 1 | |
23 | По И.Соколову-Микитову «Золотая осень». Работа над текстом по плану. | 1 | |
24 | К.Бальмонт «Осень». Выразительное чтение. Беседа по картине К.Коровина «Осень. Аллея в Жуковке». | 1 | |
25 | Г.Скребицкий «Добро пожаловать!». Деление текста на части. Озаглавливание. | 1 | |
26 | В.Астафьев «Осенние грусти…». Выборочное чтение. | 1 | |
27 | И.Бунин «Первый снег». Выразительное чтение. | 1 | |
28 | Ю.Яковлев «Колючка». Анализ содержания 2 части. Озаглавливание. Пересказ по плану. | 1 | |
29 | Ю.Яковлев «Рыцарь Вася». Деление на части. Озаглавливание. | 1 | |
30 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). Чтение по ролям. | 1 | |
31 | В.Медведев «Фосфорический мальчик». Выразительное чтение. Пересказ. | 1 | |
32 | Л.Воронкова «Дорогой подарок». Озаглавливание. Пересказ по плану. | 1 | |
| 3четверть | | |
33 | Я.Аким «Твой друг». Выразительное чтение. | 1 | |
34 | Обобщение по теме «О друзьях – товарищах». | 1 | |
35 | И.Крылов «Ворона и Лисица». Анализ содержания, выразительное чтение. | 1 | |
36 | И.Крылов «Щука и Кот». Анализ содержания, выразительное чтение. | 1 | |
37 | И.Крылов «Квартет». Анализ содержания, выразительное чтение по ролям. | 1 | |
38 | Обобщение по теме «Басни И.Крылова». | 1 | |
39 | О.Бондарчук «Слепой домик». Чтение, выделение главной мысли в рассказе. | 1 | |
40 | В.Осеева «Бабка». Чтение 1-2 частей. Озаглавливание, пересказ. | 1 | |
41 | В.Осеева «Бабка». Чтение 3-4 частей. Характеристика главного героя. | 1 | |
42 | А.Платонов «Сухой хлеб». 1-2 части. Чтение. Пересказ. | 1 | |
43 | В.Распутин «Люся». Деление текста на части, озаглавливание, пересказ по плану. | 1 | |
44 | Ф.Тютчев «Зима». Выразительное чтение. | 1 | |
45 | Г.Скребицкий «Декабрь». Беседа по картине А.Пластова «Первый снег». | 1 | |
46 | К.Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение. | 1 | |
47 | Г.Скребицкий «Всяк по-своему». 1-2 части. Постановка вопросов к содержанию рассказа. | 1 | |
48 | С.Есенин «Поет зима – аукает». Выразительное чтение. | 1 | |
49 | С.Есенин « Береза». Анализ содержания. Выразительное чтение. | 1 | |
50 | А.Пушкин «Зимняя дорога». Выразительное чтение. | 1 | |
| 4четверть | | |
51 | Обобщение по теме «Картины родной природы. Зима». | 1 | |
52 | Г.Скребицкий «Март». Разбор содержания. | 1 | |
53 | А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…». Разбор содержания, выразительное чтение. | 1 | |
54 | Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». Ответы на вопросы. | 1 | |
55 | Г.Скребицкий «Весна-красна». Сравнительная характеристика зимнего и весеннего неба. | 1 | |
56 | Г.Скребицкий «Грачи прилетели». Ответы на вопросы. | 1 | |
57 | Г.Скребицкий «Заветный кораблик». Пересказ от первого лица. | 1 | |
58 | Г.Скребицкий «В весеннем лесу». Ответы на вопросы. | 1 | |
59 | А.Толстой «Весенние ручьи». Рассказы по наблюдениям. | 1 | |
60 | А.Пушкин Гонимы вешними лучами». Выразительное чтение. | 1 | |
61 | А.Блок «Ворона». Ответы на вопросы. | 1 | |
62 | Е.Серова «Подснежник». | 1 | |
63 | И.Соколов-Микитов «Весна». Сравнение с рассказом Г.Скребицкого «Март». | 1 | |
64. | И.Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…». Выразительное чтение. | 1 | |
65 | С.Есенин «Черемуха». Ответы на вопросы. | 1 | |
66 | Обобщение по теме «Весна». Ответы на вопросы. | 1 | |
| Всего часов за год | 66ч | |
2.Календарно-тематическое планирование
по учебной дисциплине «Письмо»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
| 1четверть | | |
1 | Предложение и его схема | 1 | |
2 | Распространение предложений | 1 | |
3 | Большая буква в начале предложения и точка в конце | 1 | |
4 | Повторение известных словарных слов | 1 | |
5 | Составление предложений из данных вразбивку слов | 1 | |
6 | Составление предложений из данных вразбивку слов | 1 | |
7 | Письмо предложений по памяти | 1 | |
8 | Составление текста из данных вразбивку предложений | 1 | |
9 | Подбор предложений к данным картинкам | 1 | |
10 | Звуки и буквы | 1 | |
11 | Дифференциация гласных и согласных | 1 | |
12 | Сходные по буквам слова | 1 | |
13 | Расположение предложений по порядку следования картинок. Запись рассказа. | 1 | |
14 | «Вежливые» слова. | 1 | |
15 | «Спиши, но не спеши, без ошибок напиши» | 1 | |
16 | Самостоятельное письмо алфавита | 1 | |
17 | Запись слов в алфавитном порядке | 1 | |
18 | Дни недели. Порядок. Правописание дней недели | 1 | |
| 2четверть | | |
19 | Названия месяцев. Порядок. Правописание названий месяцев | 1 | |
20 | Составление предложений по картинке. Расположение членов семьи в алфавитном порядке | 1 | |
21 | Письмо по памяти с заданием | 1 | |
22 | Списывание словарных слов с карточек с заданием (вставить буквы, подчеркнуть гласные и согласные) | 1 | |
23 | Выделение в написанных загадках гласных и согласных букв | 1 | |
24 | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. Слова – родственники. | 1 | |
25 | Составление рассказа из данных вразбивку предложений. | 1 | |
26 | Запись предложений по порядку следования картинок. | 1 | |
27 | Слова – родственники. Нахождение нужной гласной буквы. | 1 | |
28 | Составление предложений по условно-графической записи. | 1 | |
29 | Слова – родственники. | 1 | |
30 | Письмо по памяти | 1 | |
31 | Самостоятельная работа. Постановка ударения в слове. | 1 | |
32 | Выборочное письмо с правильным ударением. | 1 | |
| 3четверть | | |
33 | Запись слов по схемам. | 1 | |
34 | Выборочное письмо слов с ударением на 1,2,3 слоге. | 1 | |
35 | Смысловое значение слов – правильное ударение. | 1 | |
36 | Постановка ударения в словах – родственниках. | 1 | |
37 | «Доскажи словечко». Постановка ударения в предложениях. | 1 | |
38 | Составление предложений из слов, данных вразбивку. | 1 | |
38 | Нахождение ответов на вопросы из текста и их запись. | 1 | |
40 | «Спиши, но не спеши, без ошибок напиши». Постановка ударения в словах. | 1 | |
41 | Слог как часть слова. Выборочное письмо (слова с 1, 2, 3 слогами) | 1 | |
42 | Письмо слов по слогам с использованием картинок. | 1 | |
43 | Подбор слов к схемам и их запись. | 1 | |
44 | Образование новых слов из данных (корзина – Зина). | 1 | |
45 | Деление слов на слоги. | 1 | |
46 | «Спиши, но не спеши, без ошибок напиши». Деление слов на слоги. | 1 | |
47 | Перенос слов при письме. | 1 | |
48 | Самостоятельная работа. Деление слов на слоги. | 1 | |
49 | Составление предложений по условно-графической записи. | 1 | |
50 | Деление слов для переноса | 1 | |
| 4четверть | | |
51 | Выборочное письмо. | 1 | |
52 | Выборочное письмо (по слогам, для переноса) | 1 | |
53 | Составление слов из кубиков со слогами | 1 | |
54 | Запись слов по схемам с делением для переноса | 1 | |
55 | «Спиши, но не спеши, без ошибок напиши». С. 76 (контрольное списывание) | 1 | |
56 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | |
57 | Смысловое значение предложений. Вставить нужное слово. | 1 | |
58 | «Доскажи словечко». Постановка нужной буквы в словах предложения. | 1 | |
59 | Составление предложений из слов, данных вразбивку. | 1 | |
60 | Запись названий предметов по картинкам и определение твердости и мягкости согласных. | 1 | |
61 | Подбор слов к схемам и их запись. Определение твердости и мягкости согласных. | 1 | |
62 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | |
63 | Запись слов и предложений с мягким знаком на конце и в середине. | 1 | |
64 | «Спрашивай – отвечаем!» Подбор слов с мягкими согласными на конце слов (по схемам) | 1 | |
65 | Составление предложений по схемам. Признаки предметов. | 1 | |
66 | Составление рассказа из данных вразбивку предложений. Объяснение написания слов с ь знаком по опорной таблице. Признаки предметов. | 1 | |
| Всего часов за год | 66ч | |
3.Календарно-тематическое планирование
по учебной дисциплине «Счет»
1четверть
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
| 1четверть | | |
1 | Числовой ряд 1-10. Порядковый счет | 1 | |
2 | Получение следующего и предыдущего чисел. Числа четные и нечетные | 1 | |
3 | Меры времени- неделя. Число и цифра 0 | 1 | |
4 | Решение задач на нахождение суммы и остатка | 1 | |
5 | Состав чисел в пределах 7. Работа со счетами | 1 | |
6 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 | |
7 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 | |
8 | Сравнение чисел | 1 | |
9 | Решение задач на сравнение по графической записи | 1 | |
10 | Построение прямой линии | 1 | |
11 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 без перехода через разряд (повторение) | 1 | |
12 | Составление и решение примеров с 0 | 1 | |
13 | Название компонентов и результата действия сложения | 1 | |
14 | Название компонентов и результата действия вычитания | 1 | |
15 | Решение примеров с использованием таблицы (сложение) | 1 | |
16 | Решение примеров с использованием таблицы (вычитание) | 1 | |
17 | Составление примеров на сложение и вычитание | 1 | |
18 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц с использованием картинок (транспорт) | 1 | |
| 2четверть | | |
19 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц с использованием картинок (транспорт) | 1 | |
20 | Решение примеров в два действия с 0 | 1 | |
21 | Работа на счетах. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 (без перехода через разряд) | 1 | |
22 | Работа на счетах. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 (без перехода через разряд) | 1 | |
23 | Меры времени: час и сутки; неделя (дни недели) | 1 | |
24 | Решение задач с использованием мер времени | 1 | |
25 | Дополнение однозначного числа до 10. | 1 | |
26 | Устная и письменная нумерация в пределах20 | 1 | |
27 | Составление и решение задач по краткой записи | 1 | |
28 | Замена 10 единиц одним десятком. (1дес=10 ед). Сложение и вычитание в пределах 20 на счетах | 1 | |
29 | Построение углов с вершиной в данной точке | 1 | |
30 | Составление и решение задач по рисунку | 1 | |
31 | Мера емкости: 1 литр. Понятие о литре. | 1 | |
32 | Мера веса: 1 килограмм. Понятие о килограмме. | 1 | |
| 3четверть | | |
33 | Составление и решение задач по таблицам в пределах20 без перехода через разряд | 1 | |
34 | Построение прямой линии и отрезка | 1 | |
35 | Решение задач с мерами стоимости. | 1 | |
36 | Решение задач с мерами длины. | 1 | |
37 | Работа со счетами. Складывание. | 1 | |
38 | Работа со счетами. Складывание. | 1 | |
39 | Работа со счетами. Вычитание. | 1 | |
40 | Работа со счетами. Вычитание. | 1 | |
41 | Решение задач с мерами стоимости. | 1 | |
42 | Решение задач с мерами длины. | 1 | |
43 | Работа со счетами. Складывание в пределах 10. | 1 | |
44 | Работа со счетами. Складывание в пределах 20 | 1 | |
45 | Работа со счетами. Вычитание в пределах10 | 1 | |
46 | Работа со счетами. Вычитание в пределах20 | 1 | |
47 | Построение квадрата, прямоугольника | 1 | |
48 | Составление чисел из десятков и единиц. | 1 | |
49 | Составление чисел из десятков и единиц. Самостоятельная работа. | 1 | |
50 | Меры стоимости. Решение примеров и задач. | 1 | |
| 4четверть | | |
51 | Меры времени: 1 час, 1 сут. | 1 | |
52 | Сравнение чисел с 1 сут. (25ч …1 сут.). Окружность. Круг. | 1 | |
53 | 1 год = 12 мес. Измерение радиусов окружностей. | 1 | |
54 | Построение окружностей с разными радиусами (из одной точки и с разными центрами) | 1 | |
55 | Углы. Определение на глаз и с помощью чертежного угольника. | 1 | |
56 | Многоугольники. Определение видов углов с помощью чертежного угольника. Повторение материала за год. | 1 | |
57 | Меры времени: 1 час, 1 сут. | 1 | |
58 | Сравнение чисел с 1 сут. (25ч …1 сут.). Окружность. Круг. | 1 | |
59 | 1 год = 12 мес. Измерение радиусов окружностей. | 1 | |
60 | Построение окружностей с разными радиусами (из одной точки и с разными центрами) | 1 | |
61 | Углы. Определение на глаз и с помощью чертежного угольника. | 1 | |
62 | Многоугольники. Определение видов углов с помощью чертежного угольника. Повторение материала за год. | 1 | |
63 | Меры длины. Понятие:1м, 1см | 1 | |
64 | Решение примеров в пределах10. Самостоятельная работа | 1 | |
65 | Работа со счетами. Складывание. | 1 | |
66 | Работа со счетами. Вычитание. | 1 | |
| Всего часов за год | 66ч | |
4.Календарно-тематическое планирование
по учебной дисциплине «Изобразительное искусство»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
| 1четверть | | |
1 | Рисование по опорным точкам. Раскрашивание с соблюдением контуров. Симметрия. Бабочка | 1 | |
2 | Рисование по опорным точкам. Раскрашивание с соблюдением контуров. Симметрия. Кувшин | 1 | |
3 | Использование данных учителем ориентиров и в соответствии с ними размещение изображения на листе бумаги (осенние листья) | 1 | |
4 | Рисование от руки предметов округлой, прямоугольной и треугольной формы. Часы | 1 | |
5 | Рисование от руки предметов округлой, прямоугольной и треугольной формы. Ковер | 1 | |
6 | Рисование от руки предметов округлой, прямоугольной и треугольной формы. Косынка | 1 | |
7 | Равномерный и неравномерный характер нажима карандаша "Облака". Беседа по картине И.И. Левитана «Осенний день» | 1 | |
8 | Принцип повторения или чередования элементов в узоре. Составление узора из растительных элементов | 1 | |
9 | Составление узора в круге. Правильное использование спектральных цветов (растительные формы). Беседа по картине Вячеслава Плотникова «Поздняя осень» | 1 | |
| 2четверть | | |
10 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла. | 1 | |
11 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью. | 1 | |
12 | Рисование с натуры игрушки-автобуса. Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов) | 1 | |
13 | Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Беседа по картине Н. Жукова «Дай дорогу!» | 1 | |
14 | Рисование на тему «Пришла зима». Рассматривание иллюстрации картины (И. Левитан. «Зимний день»). | 1 | |
15 | Декоративное рисование панно «Снежинки». Разметка рисунка. Виды снежинок | 1 | |
16 | Декоративное рисование. Новогодняя игрушка. Беседа по картине В. Сигорского «Первый снег» | 1 | |
| 3четверть | | |
17 | Рисование на тему «Зимние развлечения». Беседа по картине Ольги Кристи «Как же весело зимой». | 1 | |
18 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Способы построения узора в квадрате. | 1 | |
19 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор). Способы передачи глубины пространства. | 1 | |
20 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (ящик). Виды изобразительного искусства. | 1 | |
21 | Декоративное рисование панно «23 февраля». Беседа по картинам С.В. Герасимова. | 1 | |
22 | Декоративное рисование плаката к 8 Марта «Виды плакатов». Набросок. | 1 | |
23 | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). Набросок. Беседа по картине С.Ю. Жуковского «Приближение весны». | 1 | |
24 | Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Набросок. Беседа по картине О.И. Молчанова «Пейзаж с рекой. Весна» | 1 | |
25 | Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Выполнение в цвете. Беседа по картине "Ранняя весна" А. И. Куинджи | 1 | |
| 4четверть | | |
26 | Рисование на тему «12 апреля – день Космонавтики». Выполнение в цвете. Беседа по картине А. Соколова «Утро космической эры». | 1 | |
27 | Декоративное рисование «Городецкие узоры». Роспись разделочной доски. Набросок. Знакомство с поэтапным рисованием. | 1 | |
28 | Декоративное рисование «Городецкие узоры». Роспись разделочной доски. Выполнение в цвете. Последовательность выполнения работы. | 1 | |
29 | Рисование в круге узора из растительных форм с применением осевых линий. Раскрашивание (подбор спектральных цветов). | 1 | |
30 | Рисование на тему «1 мая – праздник весны и труда!». Способы передачи глубины пространства. | 1 | |
31 | Рисование на тему «9 мая – день Победы». Иллюстрации с картин, посвященных празднику. | 1 | |
32 | Рисование с натуры «Ваза с ветками вербы». Набросок. Беседа по картине И.С. Остроухова «Ранняя весна». | 1 | |
33 | Декоративное рисование «Орнаменты разных народов». Выполнение в цвете. Беседа по картине И.Левитана «Цветущие яблони». | 1 | |
| Всего часов за год | 33ч | |
4.Календарно-тематическое планирование
по учебной дисциплине «Человек»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
| 1четверть | | |
1 | Место человека среди млекопитающих в живой природе | 1 | |
2 | Сходство и различие человека и млекопитающих | 1 | |
3 | Части тела человека | 1 | |
4 | Голова | 1 | |
5 | Туловище | 1 | |
6 | Система органов | 1 | |
7 | Значение опроно - двигательной системы | 1 | |
8 | Скелет головы | 1 | |
9 | Скелет туловища | 1 | |
| 2четверть | | |
10 | Осанка и здоровье человека | 1 | |
11 | Первая помощь при растяжении связок, вывих суставов, перелом костей. | 1 | |
12 | Работа сердца | 1 | |
13 | Первая помощь при кровотечении | 1 | |
14 | Предупреждение заболеваний сердца | 1 | |
15 | Вредные привычки, влияющие на сердце | 1 | |
16 | Значение физических упражнений для формирования правильной осанки | 1 | |
| 3четверть | | |
17 | Значение и строение кожи | 1 | |
18 | Роль кожи в терморегуляции организма. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе | 1 | |
19 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | 1 | |
20 | Закаливание организма. | 1 | |
21 | Волосы. | 1 | |
22 | Ногти. | 1 | |
23 | Уход за волосами. | 1 | |
24 | Уход за ногтями. | 1 | |
25 | Гигиена полости рта. | 1 | |
| 4четверть | | |
26 | Орган зрения | 1 | |
27 | Гигиена зрения | 1 | |
28 | Орган слуха | 1 | |
29 | Гигиена органов слуха | 1 | |
30 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 | |
31 | Режим дня. Сон и значение сна. | 1 | |
32 | Болезни цивилизации. Меры профилактики. | 1 | |
33 | Питание , профилактика пищевых отравлений. | 1 | |
| Всего часов за год | 33ч | |
4.Календарно-тематическое планирование
по учебной дисциплине «Ремесло»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
| 1четверть | | |
1 | Работа с тканью. Материалы, инструменты и приспособления. Виды тканей. | 1 | |
2 | Виды тканей. Определение. Свойства тканей. Цвета тканей (однотонная, с рисунком). | 1 | |
3 | Как ткани ткут. Ткацкий станок. Профессия: ткач. Свойства тканей. Цвета тканей (однотонная, с рисунком). | 1 | |
4 | Изготовление из тесьмы схемы переплетения нитей ткани (полотняное). | 1 | |
5 | Виды работ с тканью: ткут, плетут, украшают вышивкой, аппликация, шьют, наносят рисунок. Выставка работ. | 1 | |
6 | Технологические операции при работе с нитками и тканью. Лекало. Использование. | 1 | |
7 | Практический урок. Ткани можно: сложить, разорвать, разрезать, проколоть, скрутить. Опыты. | 1 | |
8 | Узелковые куклы. Просмотр видеофильма. | 1 | |
9 | Технология изготовления тряпичной куклы-скрутки. Материалы, инструменты и приспособления. Изготовление заготовок. | 1 | |
10 | Практическая работа по изготовлению куклы-скрутки. Коллективная работа. | 1 | |
11 | Сведения о холсте – полотняное переплетение нитей. Способы отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Тесьма. | 1 | |
12 | Изготовление салфетки с аппликацией, основа – холст. Бахрома. Соединение деталей. | 1 | |
13 | Изготовление цветов из ниток-гвоздика | 1 | |
14 | Изготовление цветов из ниток-яблоня | 1 | |
15 | Изготовление цветов из ниток-мак | 1 | |
16 | Изготовление цветов из ниток-форма произвольная | 1 | |
17 | Изготовление цветов из ниток-плоский цветок | 1 | |
18 | Игра «Геометрический конструктор». | 1 | |
| 2четверть | | |
19 | Работа с бумагой и картоном. Игрушка «Летающий диск». Изготовление основы изделия. | 1 | |
20 | Работа с бумагой и картоном. Игрушка «Летающий диск». Изготовление диска (круга). | 1 | |
21 | Работа с бумагой и картоном. Игрушка «Летающий диск». Сборка изделия. | 1 | |
22 | Игрушка из кругов «Попугай». Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Коллективная практическая работа. | 1 | |
23 | Игрушка из кругов «Попугай». Изготовление заготовок. Вырезание деталей. | 1 | |
24 | Игрушка из кругов «Попугай». Сборка деталей. | 1 | |
25 | Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» . Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов. Аппликация из квадратов и треугольников. | 1 | |
26 | Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». Разметка деталей. | 1 | |
27 | Технология изготовления аппликации. План работы. Вырезание по линиям разметки. | 1 | |
28 | Наклеивание деталей на основу. Изготовление бахромы. | 1 | |
29 | Закладка для книг из зигзагообразных полос. Разметка прямоугольника с помощью угольника. | 1 | |
30 | Закладка для книг из зигзагообразных полос. Технология изготовления поделки. Составление плана работы. | 1 | |
31 | Закладка для книг из зигзагообразных полос. Сборка изделия. | 1 | |
32 | Закладка для книг со «свободным плетением». Технология изготовления. Материалы и инструменты для работы. | 1 | |
| 3четверть | | |
33 | Складывание из бумаги. Обучение вкладыванию базовой формы и использование ее в изделиях. «Снежинка». | 1 | |
34 | Складывание из бумаги. Обучение вкладыванию базовой формы и использование ее в изделиях. «Звезда». Разметка деталей. Вычерчивание вспомогательной схемы для сборки изделия. | 1 | |
35 | Складывание из бумаги. Обучение вкладыванию базовой формы и использование ее в изделиях. «Звезда». Соединение деталей. | 1 | |
36 | Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер». Формирование представлений о чертеже. | 1 | |
37 | Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер». Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. | 1 | |
38 | Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер». Закрепление названий чертежных линий (вспомогательная; контур; размерная, габаритная). | 1 | |
39 | Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет». Закрепление знаний о чертеже. | 1 | |
40 | Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет». Самостоятельное выполнение разметки изделия с опорой на чертеж. | 1 | |
41 | Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет». Соединение деталей. | 1 | |
42 | Аппликация «Цветок из бумаги». Заготовка деталей. | 1 | |
43 | Аппликация «Цветок из бумаги» | 1 | |
44 | Сходства и различия между материалами (по длине, пластическим свойствам). «Муха». Изготовление деталей. | 1 | |
45 | Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. «Муха». Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). | 1 | |
46 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочка). | 1 | |
47 | Закрепление знаний о приемах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.) Умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на ее основе коробочки. | 1 | |
48 | Обучение складыванию базовой формы «блин» и складыванию на ее основе коробочки (2). | 1 | |
49 | Изготовление украшений на коробочки 1,2. Вырезание по шаблонам и самостоятельно. | 1 | |
50 | Изготовление открытки к празднику к празднику 8 Марта. | 1 | |
| 4четверть | | |
51 | Ознакомление с приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение о применении карандашной стружки в аппликации. Заготовка материала для аппликации. | 1 | |
52 | Обучение приемам заточки карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Аппликация из карандашной стружки «Цветок». | 1 | |
53 | Технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Аппликация из карандашной стружки «Цветок». | 1 | |
54 | Аппликации из древесных заготовок «Дом». Совершенствование умений анализировать аппликацию, определить ее детали и их пространственные расположение в композиции. | 1 | |
55 | Аппликации из древесных заготовок «Дом с забором». Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному плану. Клеевое соединение деталей из древесины. | 1 | |
56 | Аппликация из карандашной стружки. Букет. Коллективная работа. | 1 | |
57 | Аппликация из карандашной стружки. Букет. Коллективная работа. | 1 | |
58 | Изделие «Тряпичная игрушка-грибок» (мягкая игрушка). Технология изготовления. Заготовка деталей. | 1 | |
59 | Изделие «Тряпичная игрушка-ослик» (мягкая игрушка). Технология изготовления. План работы. Заготовка деталей. | 1 | |
60 | Изделие «Тряпичная игрушка-кролик» (мягкая игрушка). План работы. Практическая работа. | 1 | |
61 | Изделие «Тряпичная игрушка-свинья» (мягкая игрушка). План работы. Практическая работа. | 1 | |
62 | Изделие «Тряпичная игрушка» (мягкая игрушка). Фильм «В мире мягких игрушек». Практическая работа. Повторение инструментов. | 1 | |
63 | Изделие «Тряпичная игрушка-солнышко» (мягкая игрушка). План работы. Практическая работа. | 1 | |
64 | Изделие «Тряпичная игрушка-слоник» (мягкая игрушка). План работы. Практическая работа. | 1 | |
65 | Изделие «Тряпичная игрушка-зайчик» (мягкая игрушка). План работы. Практическая работа. | 1 | |
66 | Изделие «Тряпичная игрушка-ослик» (мягкая игрушка). План работы. Практическая работа. | 1 | |
| | 66ч | |
5.Календарно-тематическое планирование
по коррекционному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности»
№ | Программный материал | Кол час | дата |
1 | Знакомство с дорожными знаками. | 0,5 0,5 | |
2 | Сигналы регулирования дорожного движения. | 0,5 0,5 | |
3 | Экскурсия по улице с целью знакомства с дорожными знаками. | 0,5 0,5 | |
4 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 0,5 0,5 0,5 | |
2 четверть
№ | Программный материал | | |
1 | Это должны знать все. Будь внимательным и осторожным. | 0,5 0,5 | |
2 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 0,5 0,5 | |
3 | Где можно и где нельзя играть. | 0,5 0,5 | |
4 | Будь внимательным и осторожным. | 0,5 | |
3 четверть
№ | Программный материал | | |
1 | Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. | 0,5 0,5 | |
2 | Безопасные места для детей. Правила и меры безопасного поведения на водоемах в осенний и зимний периоды. | 0,5 0,5 | |
3 | Основные спасательные средства. Какие опасности нас подстерегают в помещении. | 0,5 0,5 | |
4 | Основные правила пожарной безопасности. | 0,5 0,5 | |
5 | Практическое занятие «Я пассажир». Закрепление пройденного материала. | 0,5 | |
4 четверть
№ | Программный материал | | |
1 | Меры предосторожности с огнем. Детские шалости с огнем и их последствия. | 0,5 0,5 | |
2 | Как действовать при возникновении пожара дома, в транспорте. | 0,5 0,5 | |
3 | Правила поведения на водоемах в весенний период. Основные спасательные средства. | 0,5 0,5 | |
4 | Правила поведения на водоемах в летний период, спасательные средства. Правила поведения на улицах и дорогах. | 0,5 0,5 | |
| Всего часов за год | 16.5ч | |
6.Календарно-тематическое планирование
по коррекционному занятию «Адаптивная физкультура»
№ п/п | Содержание (разделы темы) | Коррекционная работа | Количество часов | Дата проведения занятия |
| 1четверть | | | |
1 | Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны ( с помощью взрослого) | Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «Земля, вода, воздух». | 0,5 0,5 0,5 0,5 | |
2 | Разнообразные сочетания движений рук, ног, туловища, кистей (с помощью взрослого) | Коррекция моторики через игру «Раки и лягушки». | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | |
| 2четверть | | | |
3 | Круговые движения двумя ногами (с помощью взрослого) | Коррекция пространственной ориентировки, внимания на основе игры «Кузнечики». | 0,5 0,5 0,5 | |
4 | Повороты (с помощью учителя) туловища | Коррекция пространственной ориентировки, внимания на основе игры «Где стоит». | 0,5 0,5 0,5 0,5 | |
| 3четверть | | | |
5 | Упражнения для рук | Коррекция внимания | 0,5 0,5 0,5 0,5 | |
6 | Повороты (с помощью учителя) туловища | Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «найди пару». | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | |
| 4четверть | | | |
7 | Упражнения с предметами | Коррекция пространственной ориентировки, внимания на основе игры «мячик в руке» | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | |
| Всего часов в год | 16,5ч | | |