Рабочая программа коррекционных занятий по коррекции высших психических функций, развитию сенсомоторной сферы, формированию коммуникативной деятельности, стабилизации эмоционально-аффективной сферы, социализации в обществе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большетроицкая средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
|
«Принято» на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2021г.
|
«Согласовано» Заместитель директора
________/ / 31.08.2021г. |
«Утверждаю» Директор школы
_______/ / Приказ №322 от 31.08.2021г. |
Рабочая программа
коррекционных занятий по коррекции высших психических функций, развитию сенсомоторной сферы, формированию коммуникативной деятельности, стабилизации эмоционально-аффективной сферы, социализации в обществе
для обучающегося
с тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(Вариант 2)
Составитель:
Педагог-психолог
Золотова Ю.Н.
с.Большетроицкое
2021
Пояснительная записка Рабочая программа педагога-психолога по коррекции высших психических функций, развитию сенсомоторной сферы, формированию коммуникативной деятельности, стабилизации эмоционально-аффективной сферы, социализации в обществе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ №1599 от 19.12.2014г.); «Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)», заключений ЦПМПК. Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию высших психических функций, развитию сенсомоторной сферы, формированию коммуникативной деятельности, стабилизации эмоционально-аффективной сферы, социализации в обществе, на основе создания оптимальных условий для развития умственно отсталого ребенка (интеллектуальными нарушениями, вариант 2). Цель программы: коррекция высших психических функций с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала коррекционных занятий, развитие сенсомоторной сферы, формирование коммуникативных навыков, стабилизация эмоционально-аффективной сферы и социализация в обществе. Общая характеристика коррекционной работы: Данная программа занятий является коррекционно направленной: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика учащихся с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Текущая диагностика. Временными рамками этот этап обозначен на конец первого полугодия. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной и продуктивной деятельности детей. Годовой мониторинг проводится в мае месяце. Динамическое изучение также включает в себя определение сформированности базовых учебных действий и способов коррекционной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.) Итоговая диагностика. Ее целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи на следующий учебный год. Результаты заключений специалиста отражаются в карте индивидуального развития ребенка и отображаются в виде психологического заключения на учащегося, обсуждаются на заседании школьного ППк и составляется СИПР на новый учебный год. Консультативно-просветительское и профилактическое направление, это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребёнка, подготовку и включение родителей в решении коррекционно-воспитательных задач. Организационно-методическое направление, это направление деятельности педагога-психолога включает подготовку консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации. Коррекционная деятельность педагога-психолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. Программа предназначена для организации и проведения коррекционных занятий с обучающимися с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, носит коррекционно-развивающий характер. В основу рабочей программы для обучающихся с данной нозологической группой, заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Согласно заключению ЦПМПК программа коррекционных занятий направлена на коррекцию высших психических функций, развитие сенсомоторной сферы, формирование коммуникативной деятельности, стабилизацию эмоционально-аффективной сферы, социализацию в обществе. Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, учитывает основные принципы управления коррекцией и компенсацией нарушенных функций. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения: Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка; Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза; Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка; Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый; Принцип партнерского общения: работая в паре с педагогом-психологом, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учится все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей; Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности. Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участника приближение ее к достижению желаемого результата; Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса). Основные направления коррекционно-развивающей работы:коррекция высших психических функций, сенсомоторной сферы, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы; выполнять действия по инструкции учителя; адекватно ориентироваться на плоскости и пространстве; способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов. Используемые технологии в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с обучающимся ребенком: игры для коррекции ВПФ, сенсомоторной сферы, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы; сказкотерапия; пальчиковая гимнастика пескотерапия; элементы психогимнастики; упражнения для релаксации. Описание места коррекционных занятий в учебном плане: В Федеральном компоненте государственного стандарта занятия с педагогом - психологом обозначены как дополняющий компонент коррекционно-развивающих занятий, входящих в обязательную часть учебного плана, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На коррекционно-развивающие занятия с педагогом - психологом отведено для каждого обучающегося соответствующее количество часов, согласно его индивидуального плана, реализуемого через СИПР. Отбор детей на занятия к педагогу – психологу осуществляет ЦПМПК. Длительность занятия от 20 до 40 минут, в зависимости от формы и индивидуальных возможностей обучающихся. Личностные и коррекционные результаты освоения коррекционных занятий: 1. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 2.Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 3. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на коррекционных занятиях. 4.Создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов; обогащение сенсорного опыта с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащихся 5. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. 7.Развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость. 8. Развивать слуховую и зрительную память. 9. Развивать целостность восприятия, мелкую моторику. 10. Осознание себя как личности. Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): фиксирует взгляд на звучащей игрушке; фиксирует взгляд на яркой игрушке; фиксирует взгляд на движущей игрушке; переключает взгляд с одного предмета на другой; фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; фиксирует взгляд на изображении; фиксирует взгляд на экране монитора. умение выполнять инструкции педагога: понимает жестовую инструкцию; понимает инструкцию по инструкционным картам; понимает инструкцию по пиктограммам; выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполняет действие способом рука-в-руке; подражает действиям, выполняемым педагогом; последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. с заданными качественными параметрами: ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы коррекционных занятий. Основное содержание коррекционных занятий Содержание коррекционных занятий состоит из следующих разделов: Диагностика (первичная). Диагностика (первичная). Диагностика (первичная). Эмоционально - волевое развитие. Формирование эмоционального контакта с психологом. Формирование эмоционального контакта с психологом. Развитие коммуникативных способностей. Формирование навыков общения. Межличностное общение. Расширение знаний о дружбе. Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные). Эмоции в нашей жизни. Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я». Отработка механизмов саморегуляции. Мимические компоненты, как признак эмоционального состояния человека. Актуализация позитивного эмоционального опыта. Зрительное восприятие и внимание. Нахождение заданного объекта в классной комнате. Нахождение заданного объекта в классной комнате. Нахождение заданного объекта на картинке. Нахождение заданного объекта на картинке. Определение наложенных, зашумлённых изображений, геометрических фигур. Определение наложенных, зашумлённых изображений, геометрических фигур. Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов. Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперёд, назад). Текущий мониторинг. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперёд, назад). Текущая диагностика. Слуховое восприятие и внимание. Определение далёких по звучанию музыкальных инструментов. Текущая диагностика. Определение далёких по звучанию музыкальных инструментов. Нахождение объектов одинаковых по звучанию. Нахождение объектов одинаковых по звучанию. Узнавание звуков животных, птиц по голосу. Узнавание звуков животных, птиц по голосу. Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк». Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк». Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Зрительная память. Определение убранного предмета в ряду ранее предъявленных. Определение убранного предмета в ряду ранее предъявленных. Определение добавленного предмета в ряду ранее предъявленных. Определение добавленного предмета в ряду ранее предъявленных. Запоминание последовательности из 3-5 предметных картинок. Запоминание последовательности из 3-5 предметных картинок. Знакомство с основными цветами («Радуга»). Знакомство с основными цветами («Радуга»). Рисуем пальчиковыми красками. Рисуем пальчиковыми красками. Слуховая память. Запоминание и показ 2-3 предметных картинок. Запоминание и показ 2-3 предметных картинок. Запоминание и выполнение 2-3 последовательных инструкций. Мышление. Нахождение лишнего изображения в ряду. Нахождение отличий на парных картинках. Складывание разрезных картинок. Складывание кубиков. Складывание кубиков. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Складывание узоров из палочек. Складывание узоров из палочек. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Что катится, а что нет"). Различение предметов по величине (пирамидка, матрешки). Различение предметов по величине (пирамидка, матрешки). Итоговый мониторинг. Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Календарно-тематическое планирование При составлении тематического планирования для работы данной нозологии выбор конкретного раздела программы, тем и количество часов, отведенное на коррекционные занятия, зависит от индивидуального плана, поставленных коррекционных задач и заключений ЦПМПК.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое обеспечение: -Набор «геометрических фигур» -Записи различных голосов птиц и животных - Игровые пособия - Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы (разрезные картинки, кубики, счётные палочки (для складывания узоров), набор музыкальных инструментов, светящихся игрушек, пирамидки, матрёшки) - Диагностический материал. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160 с. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его возможностей:
-уметь различать эмоциональное состояние человека;
- использовать взгляд мимику, жесты;
- узнавать и различать объекты;
- уметь различать форму и величину предметов;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- умение выполнять действия по инструкции педагога;
- уметь пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами;
- уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании;
- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию;
- уметь выполнять посильное задание от начала до конца;
- уметь удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
14