Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» (1 класс, СИПР)

1
0
Материал опубликован 22 October 2022 в группе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Согласовано

Зам. директора УВР

МКОУ «Киикская средняя школа»

____________________/В.Н.Макеева/

____________________________


Утверждаю:

Директор МКОУ «Киикская средняя школа»

___________________/Т.В.Карабаева/

Приказ от_________№____________

­__________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

КЛАСС: 1-Д (УО – СИПР)

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА Л.Д.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

- Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) утв. приказ МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» от 30.08.2019 г №145.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА:

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную де­ятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2.Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские,

проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3.Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1.Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и

навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

1. Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств,

интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

ЦЕЛЬ:

- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ рабочей программы:

формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

представления о собственном теле;

распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка;

формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ – КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка;

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

формирование точности и целенаправленности движений и действий;

способствование овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных

здоровьесберегающих,

информационно – коммуникативных,

игровых технологий

ОРГАНИЗАЦИЯ:коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме. Занятия состоят из 3 этапов:

1.Организационно-подготовительный. На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, упражнения на повышение энергетического потенциала, создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности.

2.Основной этап. Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы.

3.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, рефлексия.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

В индивидуальном учебном плане МКОУ «Киикская средняя школа» Ф.И.О. на изучение «Коррекционного курса» в 1 классе отведено 33 часа; 1 час в неделю; 33 учебные недели. Программа данного коррекционного курса входит в обязательную часть предметной области учебного плана образовательного учреждения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Метиева Л.А, Удалова Э.Я. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: - М.: «Просвещение», 2009

Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: (дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М.: Сфера, 2001. - 77 с.: ил.

Волков Р. «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков-Волгоград «Учитель» 2003г -56с

Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическоепособие./Е.А Алябьева-М.: Сфера,2008.-158с.

КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996

Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.

Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г

Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.

Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.

РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты:

-адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;

-устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;

-эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

-зрительный контакт «глаза в глаза»;

- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации;

- проявления уверенности в себе: осознание, что может и что пока не удается;

- понимание эмоционального состояния других людей, языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.), проявление собственные чувства.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

- использование пишущего предмета по назначению;

- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

- рассматривание иллюстраций;

-использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

- применение элементарных графо-моторных умений;

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: уметь (при обучающей и организующей помощи):

- несложные упражнения для мелкой моторики (пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением);

- понятия (использовать в речи): «трафарет», «большой-маленький», «холодный-горячий», «сладкий-горький-соленый», «приятный-неприятный» (запах), «тяжелый-легкий», «левый-правый», «первый-последний», «верх-низ», «между», «вперед-назад»,;

- геометрические плоскостные фигуры: круг, квадрат;

- основные цвета: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый;

- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь и их последовательность

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

- понимание обращенной речи, учебных инструкций;

- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному,

коммуникативному взаимодействию со взрослым;

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;

- использование по назначению доступных учебных предметов;

- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступныедля ребенка имитационные действия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию.

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;

-выкладывает с помощью палочек простые изображения;

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;

-находит одинаковые по звуку предметы;

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;

-строит из кубиков башню;

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Предметно-практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

РАЗДЕЛ I. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ.(1 ЧАС).

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ (9 ЧАСОВ).

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

РАЗДЕЛ III. ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ(4ЧАСА).

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

РАЗДЕЛ IV. КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ И КИНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (2 ЧАСА).

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

РАЗДЕЛ V. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА; КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ (6 ЧАСОВ).

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
РАЗДЕЛ VI. ВОСПРИЯТИЕ ОСОБЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ (РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ КАЧЕСТВ, БАРИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ)(3ЧАСА).

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

РАЗВИТИЕ VII. СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (3 ЧАСА).

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
РАЗДЕЛ VIII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ (4 ЧАСА)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

РАЗДЕЛ IX. ПОВТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ПСИХОМОТОРИКА И СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ) (1 ЧАС).

ВСЕГО – 33 ЧАСА


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

1

РАЗДЕЛ I. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ.

1

2

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ.

9

3

РАЗДЕЛ III. ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

4

4

РАЗДЕЛ IV. КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ И КИНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

2

5

РАЗДЕЛ V. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА; КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

6

6

РАЗДЕЛ VI. ВОСПРИЯТИЕ ОСОБЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ (РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ КАЧЕСТВ, БАРИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ).

3

7

РАЗВИТИЕ VII. СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

3

8

РАЗДЕЛ VIII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.

4

9

РАЗДЕЛ IX. ПОВТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(ПСИХОМОТОРИКА И СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ).

1


ВСЕГО

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ

ВИДЫ РАБОТЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ДАТА

1

РАЗДЕЛ I. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО УРОВНЯРАЗВИТИЯ

(1 ЧАС)

04.09

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ (9 ЧАСОВ)

2

Развитие общей моторики.Развитие согласованности действий идвижений разных частей тела.

Игры на знакомство и взаимодействие с ребенком. Дидактические игры «Накинь кольцо», «Мышеловка», «Через ручеёк», «Наседка и цыплята». Игры на знакомство и сплочение детей друг с другом. Развитие

координации движений: игры с мячом, скакалкой, обручем.

Мяч, скакалка, атрибуты для игр. Мяч, скакалка, обруч.

11.09

3

Развитие чувства равновесия,зрительно-двигательной координации.


Игры и упражнения для развитияобшей моторики и координациидвижений.


«Дорожка следов»,

спилы деревьев,

мешочки с различными

наполнителями.

18.09

4

Различение правой и левой сторонтела, правой и левой руки, правой илевой ноги. Целенаправленность выполнениядействий и движений по инструкции

педагога.

Повороты с движениями рук,ходьба с изменением направления.Развитие координации движений:игры с мячом, скакалкой, обручем.Дидактическая игра «Покажиэмоцию».

Мяч, кегли, «Дорожкаследов», батут.Ленточки-маркеры Мяч, скакалка, обруч. Карточки с

изображением эмоций.

25.09

5

Развитие мелкой моторики пальцев ируки. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему). Штриховка.

Упражнения на развитие

координации движений.Пальчиковая гимнастика.Массаж кистей и пальцев рук. Обводка по контуру и

пунктирнымлиниям.Выполнение штриховки поинструкции.

Массажеры, шнуровки,

пуговицы, мелкие

игрушки, мозаики,

счётные палочки,

атласные ленты Трафареты, тренажер

письма, карточки с

заданиями.

02.10

6

Упражнения с пальчиковымитренажерами.


Упражнения с пальчиковыми

тренажерами: застегивание –

расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.

«Пальчиковые

тренажеры»,

«Пальчиковый

бассейн», бусины.

09.10

7

Развитие навыков владения

письменными принадлежностями

(карандашом, ручкой).


Упражнения на нормализацию

мышечного тонуса.Упражнения для удержанияписьменных принадлежностей и наразвитие координированныхграфических движений.

Трафареты, карточки с

заданиями. Дидактическая игра

«Дорожки», маркеры.

16.10

8

Обводка по контуру, закрашивание ипростые виды штриховки.

Обводка по контуру и пунктирным

линиям.Выполнение штриховки по

инструкции.

Трафареты, тренажер

письма, карточки с

заданиями.

23.10

9

Работа в технике «рваной» аппликации.


Упражнения в поочередном

загибании и разгибании пальцев,

выполнение аппликации.Работа с дидактическим набором«Времена года».

Альбом, цветная

бумага, клей.

06.11

10

Сгибание бумаги. Вырезаниеножницами прямых полос.


Упр. На ориентировку впространстве листа. Вырезаниеножницами прямых полос:изготовление аппликации

Петрушки.

Ножницы, клей,

предметные картинки,

шаблоны.

13.11

РАЗДЕЛ III. ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (4 ЧАСА)

11

Определение на ощупь величиныпредмета.


Определение предметов на ощупь с

учетом величины (большой -маленький – самый маленький).

Дидактические игры: «Чудесный

мешочек», «Найди и покажи». Составление сериационных рядов

по величине.

Наборы предметов из

Различных материалов,

отличающиеся

признаком величины,

предметные картинки.

20.11

12

Определение на ощупь плоскостныхфигур и объёмных предметов.


Восприятие поверхности предметов

на ощупь. Игры на развитиетактильной чувствительности«Найди пару».


Плоскостные

геометрические фигурыи объёмные тела.

Сенсорное лото.

Тактильное домино.

27.11

13

Упражнения с пластилином.


Работа с пластилином и соленым

тестом. Лепка «Угощение». Игры на развитие тактильнойчувствительности.


Пластилин, набор

мелких игрушек

«Овощи, фрукты».

«Пальчиковый

бассейн».

04.12

14

Упражнения с крупной мозаикой.



Выкладывание мозаики на время,

выкладывание узоров.Составление целого из частей наразрезном наглядном материале.

Мозаика, образцы для

работы. Лабиринт из

ткани, внутри которогонаходится мелкий предмет.

11.12

РАЗДЕЛ IV. КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ И КИНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (2 ЧАСА)

15

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

Дидактическая игра «Море волнуется».

18.12

16

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).


25.12

РАЗДЕЛ V. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА; КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ (6 ЧАСОВ)

17

Выделение признака формы предмета;обозначение формы предмета словом.


Упражнения в подборе и назывании

основных геометрических фигур

(круг, треугольник, квадрат),сравнение предметов по форме.Выбор предметов указаннойформы, графические упражнения.Дидактическая игра «Какой фигуры

не стало».

Счётные палочки,

верёвочки,плоскостные

геометрические

фигуры, предметные

картинки, листы

бумаги, шаблоны

геометрических фигур.

15.01

18

Группировка предметов и ихизображений по форме.


Группировка предметов и ихизображений по показу: круглые,

квадратные, прямоугольные,треугольные. Дидактическая игра

«К каждой фигуре подберипредметы, похожие по форме».Классификация.

Предметные картинки,

наборы геометрических

фигур.Геометрическое лото.

22.01

19

Работа с геометрическим

конструктором. Моделирование

геометрических фигур из

составляющих частей по образцу.

Работа с геометрическимконструктором (по показу).Дидактическая игра «Сложикартинку», «Геометрическая

мозаика»Выкладывание геометрическихфигур из дидактическогоматериала.

Конструкторы, модели

построек.

Танграмм.

Кубики Никитина.

29.01

20

Упражнения на включение в ряд поразмеру на материале объемных форми предметных картинок.

Упр. на включение в ряд по размеру

на материале объемных форм ипредметных картинок.

Предметные картинки,

геометрические

фигуры, игрушки.

Палочки Кюзинера.

05.02

21

Различение и обозначение основныхцветов и оттенков, подбор оттенков косновным цветам.

Упр. на выделение цвета впредмете, сравнение по цвету.Группировка и классификацияпредметов по цвету. Дидактическаяигра «Угадай, какого цвета».

Карточки с различнымицветами, материалы для

дидактических игр,

цветные карандаши.

Цветные орнаменты.

12.02

22

Составление сериационных рядов поцвету (3-4 карточки одного цветаразной насыщенности), по размеру.

Упр. на выделение в предметецвета, формы, размера.Дидактическая игра «Внимательнослушай и рисуй». Составление сериационныхрядовпо цвету.

Карточки основных

цветов и оттенков к

ним.

26.02

РАЗДЕЛ VI. ВОСПРИЯТИЕ ОСОБЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ (РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ КАЧЕСТВ, БАРИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ) (3 ЧАСА)

23

Развитие осязания (контрастныетемпературные ощущения), обозначение словом.

Различение контрастныхтемпературных ощущений: холодный – горячий. Дидактическая игра «Три стакана».

Стаканы, утюг, лёд и

др. предметы, предметные картинки,

стаканы, наполненные

водой разной

температуры.

04.03

24

Различение вкусовых качеств (сладкое

горькое, сырое - варёное) иобоняния (приятные – неприятныезапахи).

Дидактическая игра «Узнай повкусу», «Определи по запаху».


Наборы продуктов,

тарелочки, баночки.

Коробочки с запахами.

11.03

25

Барические ощущения (восприятиечувства тяжести: тяжёлый - лёгкий).

Упражнения на сравнениеразличных предметов по тяжести.Составление целого из частей наразрезном наглядном материале. Дидактическая игра«Противоположности».

Предметы различные

по массе тела,

предметные картинки.

18.03


РАЗВИТИЕ VII. СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (3 ЧАСА)

26

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, сюжетных картинок.


Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога. Упр. «Сравни предметы», «Найдиошибку».Развитие умения наблюдать заобъектом.

Игрушки, предметы

быта.Предметные и

сюжетные картинки,

отличающиеся рядом

деталей.

01.04

27

Упражнения на развитие глазомера.


Упр. на развитие зрительноговосприятия: определениеудаленности объекта, поборнедостающих фрагментовизображения.Дидактические игры «Кто большеувидит?», «Найди ошибку».Дидактическая игра «Какой деталине хватает» Узнавание наложенныхконтурных и «зашумленных»изображений.

Дидактические игры «Кто большеувидит?», «Найди ошибку».

Дидактическая игра «Какой деталине хватает» Узнавание наложенныхконтурных и «зашумленных»

изображений.

08.04

28

Различение музыкальных звуков извуков окружающей среды (шелестлистьев, скрип снега, шум шин).Определение направления звука в

пространстве.

Упражнения на развитие слухового

восприятия: различение неречевых

звуков. Прослушиваниемузыкальных произведений извуков окружающей среды.Дидактическая игра «Узнай на

слух» (стон, звон, гудение,жужжание) Дид. игры «Узнай на слух», «Кто икак голос подаёт?» (имитация крикаживотных)

Аудиозаписи музыки и

звуков окружающего мира.Сенсорная панель. Музыкальные игрушки. Наборы для игры«Узнай звук».

Платочки, ленты.

15.04

РАЗДЕЛ VIII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ (4 ЧАСА)

29

Ориентировка в помещении: усвоение понятий близко, ближе – далеко, дальше. Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, т.д.).

Упр. на ориентировку впространстве относительно «себя».Упр. на развитие ориентировки впомещении, в расположении иопределении положения предметов в пространстве.

Дидактическая игра «Найдиспрятанные игрушки».

Карточки-схемы,

ленточки-маркеры (принеобходимости),

оборудованиесенсорной комнаты.

22.04

30

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьемместе…).

Упр. в расположении детей иигрушек в пространстве предметов

на горизонтальном поле листе.


Игрушки, фишки.

Сюжетные картинки.

29.04

31

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных

геометрических фигур.

Комбинированные упражнения на

развитие зрительного восприятия и

воображения, формированиенавыка самоконтроля.Зрительный диктант.

Дидактическая игра «Расположиверно».

Наборыгеометрических фигур

и полосок.

06.05

32

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».


Дидактическая игра «Когда этобывает?». Упр. на графической модели«Сутки». Дидактическая игра «Что было? Чтоесть? Что будет?»

Сюжетные и

предметные картинки,

игра «Точное время».

13.05

33


РАЗДЕЛ IX. ПОВТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(ПСИХОМОТОРИКА И СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ) (1 ЧАС)

20.05


ИТОГО:

33

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

(Кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.).

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства:

- игрушки

- набор посуды

- мебели

- одежда и обувь для куклы

- мозайки

- пазлы - вкладыши.

КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ

(контроль возможен по изученным разделам данной программы)

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.

5.Различение формы

группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

6. Восприятие величины

раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

7. Оценка зрительного восприятия:

узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

узнавание контурных изображений (5 изображений);

узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

8. Оценка слухового восприятия:

воспроизведение несложных ритмических рисунков;

определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

9. Оценка пространственного восприятия:

показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

10. Оценка восприятия времени:

с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Критерии оценки выполнения любого задания

0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает пред­ложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предме­тов, не использует обследовательские действия для их обнару­жения, в деятельности преобладают неспецифические манипу­ляции.

1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, доста­точно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.

2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполня­ет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по об­разцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, ис­пользуя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину пред­метов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (боль­шой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руковод­ством педагога использовать результат обследования в продук­тивной деятельности.

4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, вы­деляет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно на­зывает внешние свойства предметов, использует их под руко­водством педагога в продуктивной деятельности и повседнев­ной жизни.

5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их впродуктивной деятельности и повседневной жизни.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации