12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5558
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
4

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия". Класс: 1-Д (УО – СИПР)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»


Согласовано

Зам. директора УВР

МКОУ «Киикская средняя школа»

____________________/В.Н.Макеева/

____________________________


Утверждаю:

Директор МКОУ «Киикская средняя школа»

___________________/Т.В.Карабаева/

Приказ от_________№____________

­__________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС:

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

КЛАСС: 1-Д (УО – СИПР)

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА Л.Д.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

- Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) утв. приказ МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» от 30.08.2019 г №145.

У детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с интеллектуальными нарушениями, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА:формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

ЦЕЛЬ:

- Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

- Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно-мышечного чувства.

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ рабочей программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ – КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных

здоровьесберегающих,

информационно – коммуникативных,

игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

В индивидуальном учебном плане МКОУ «Киикская средняя школа» Ф.И.О. на изучение коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 1 классе отведено 16 часов; 0,5 часов в неделю; 33 учебные недели (I полугодие).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.

Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ

Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.

А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

- Использование доступных жестов для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

- Формирование интереса к действия с предметами;

- Освоение простых действий с предметами;

- Умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

- Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- раскладывает по блюдцам разный природный материал;

- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играет с конструктивными материалами.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. «Действия с материалами»;

2. «Действия с предметами».

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Каждый раздел содержит:

- ознакомительные упражнения;

- познавательные сведения;

- перечень умений, над формированием которых предстоит работать;

-виды предметно-практических действий;

- операции и приемы предметно-практических действий.

Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

1.Формирование временных представлений (день – ночь).

2. Формирование количественных представлений (один – много), нахождение одинаковых предметов.

3. Формирование представлений о величине (большой – маленький).

4. Формирование представлений о форме (круг).

5. Формирование пространственных представлений (вверху – внизу).

6. Формирование пространственных представлений (далеко – близко).

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической дея­тельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

На занятиях обучающиеся практически знакомятся с различными материалами и предметами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы и действия с ними. Занятия способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий (в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей), человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

I. ДЕЙСТВИЯ С МАТЕРИАЛАМИ.

Формирование умения сминать материал.

Ожидаемый результат:

сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.):

двумя руками

одной рукой

пальцами

Методические рекомендации:

Ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька).Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.

Формирование умения разрывать материал.

Ожидаемый результат:

разрывание материала (бумагу, вату, природный материал):

двумя руками, направляя руки в разные стороны

двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя

пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя

Методические рекомендации:

Учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.

Формирование умения размазывать материал.

Ожидаемый результат:

размазывание материала:

сверху вниз

слева направо

по кругу

Методические рекомендации:

Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, пена для бритья, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).

Формирование умения разминать материал.

Ожидаемый результат:

разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса):

двумя руками

одной рукой

Методические рекомендации:

Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная масса).

Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

Формирование умения пересыпать материал.

Ожидаемый результат:

пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы):

двумя руками

с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

Методические рекомендации:

Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал.

Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.

Формирование умения наматывать материал.

Ожидаемый результат:

наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

Методические рекомендации:

Для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

II. ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.

Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.

Ожидаемый результат:

захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

Методические рекомендации:

Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.

Ожидаемый результат:

встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

Методические рекомендации:

Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук.

Формирование умения толкать предмет от себя.

Ожидаемый результат:

толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку повсей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя.

Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигать ящики и т. п.

Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.

Ожидаемый результат:

притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

Формирование умения вращать предмет.

Ожидаемый результат:

вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает/закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.

Формирование умения нажимать на предмет.

Ожидаемый результат:

нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):

всей кистью

пальцем

Методические рекомендации:

Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.)

Формирование умения сжимать предмет.

Ожидаемый результат:

сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.):

двумя руками

одной рукой

Методические рекомендации:

Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

Формирование умения вынимать предметы из емкости.

Ожидаемый результат:

вынимание предметов из емкости

Методические рекомендации:

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.)

Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

Формирование умения складывать предметы в емкость.

Ожидаемый результат:

складывание предметов в емкость

Методические рекомендации:

Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.)

Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.

Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.

Ожидаемый результат:

Перекладывание предметов из одной емкости в другую.

Методические рекомендации:

Ребенок учится перекладывать предметы из одной ѐмкости в другую.

Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своихруках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

Формирование умения вставлять предметы в отверстия.

Ожидаемый результат:

вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

Методические рекомендации:

Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.

Ожидаемый результат:

нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.):

на стержень

на нить

Методические рекомендации:

Ребенок учится нанизывать предметы (кольца / шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (ППД)-это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля­циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

​​​​​​​РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ОСНОВНОЙ ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

РАЗДЕЛ I.ДЕЙСТВИЯ С МАТЕРИАЛАМИ(6 ЧАСОВ)

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

Сминает материал двумя руками (одной рукой, пальцами)

0,5

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

Разрывает материал двумя руками, направляя руки в разные стороны

1

Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

Размазывает материал руками

1,5

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)

Размазывает материал руками

0,5

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

Пересыпает материал с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

1

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.))Переливает материал с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)

1

Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

Наматывает материал (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

0,5

РАЗДЕЛ II.ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (10 ЧАСОВ)

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

Захватывает, удерживает, отпускает предметы

0,5

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

Встряхивает предмет, издающий звук

0,5

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)

Толкает предмет от себя

0,5

Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

Притягивает предмет к себе

1

Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

Вращает предмет

0,5

Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)

Нажимает на предмет

0,5

Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами

Сжимает предмет

1,5

Вынимание предметов из емкости

Вынимает предметы из емкости

1

Складывание предметов в емкость

Складывает предметы в емкость

0,5

Перекладывание предметов из одной емкости в другую

Перекладывает предмет из одной емкости в другую

0,5

Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

Вставляет предмет в отверстия

0,5

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)

Нанизывает предметы на стержень, нить.

1

Формирование умения открывать предмет

Формирует умения открывать предмет

0,5

Формирование умения закрывать предмет

Формирует умения закрывать предмет

1

ИТОГО:


16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ОБОРУДОВАНИЕ

ДАТА

1


Сминание материала (салфетки, туалетная бумага и т. д.) двумя руками.

Захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

Формирование умения открывать предмет.

Салфетки, туалетная бумага, альбомный лист, картон;

шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки;коробочки с крышкой, шкатулка.

05.09


2


Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны.

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

Бумага, вата, природный материал;бумага, вата, природный материал.

12.09

3


Встряхивание сыпучих материалов и жидких, сравнение.

Размазывание материала руками сверху вниз, слева, направо.

Погремушки, коробочки с наполнением;сосуды с жидкостью;пластилин, тесто.

19.09


4

Размазывание материала руками по кругу.

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) одной, двумя руками.

Тесто, пластилин, глина, пластичная масса; стаканчик, ложка и др.

26.09

5


Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках).

Притягивание предмета к себе ящик.

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)).

Игрушки; ящик.

03.10

6


Притягивание предмета к себе дверь

Пересыпание материала из одной емкости в другую (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками.

Дверь;крупа, песок, земля;

мелкие предметы.

10.10


7

Пересыпание материала из одной емкости в другую (крупа, песок, земля, мелкие предметы) при помощи инструментов.

Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.).

Крупа, песок, земля, мелкие предметы;завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками.

17.10


8

Подбор крышечек к баночкам и бутылочкам разного размера.

Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка) всей кистью.

Завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками;юла, рычаг, кнопка.

24.10


9

Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур) пальцами.

Сжимание предмета(звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками.

Бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур;

звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.

07.11


10

Сжимание предмета(звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.) одной рукой.

Сжимание предмета(звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.) пальцами.

Звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.;звучащие предметы из разных материалов, прищепки, губки и др.

14.11


11

Вынимание крупных предметов из емкости.

Использование предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте.

Различные крупные предметы, природный материал;палка, швабра и др.

21.11


12

Сталкивание палкой предмета со стола.

Использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко.Формирование умения закрывать предмет.

Палка, швабра и др.; стул, диванчик и др.; шкатулка.

28.11

13


Вынимание мелких предметов из емкости.

Складывание мелких предметов в емкость.

Мелкие предметы, природный материал, коробка, банка, чашка.

05.12

14


Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую.

Вставление предметов в отверстия одинаковых по форме.

Мелкие предметы, природный материал, коробка, банка, чашка; доски с отверстиями, дидактические игры.

12.12

15


Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень.

Плетение косичек из толстых шнуров.

Шары, кольца, крупные и мелкие бусины; шнурки разноцветные.

18.12

16

Завязывание узелков на концах. Завязывание бантом. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

Ленты, тесемки,

шнурки;ящик на колесиках, дверь

26.12

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной  фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей(до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:

- прищепки, основы для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д)

Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

- игра рыбалка;

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам, развивающие видео занятия;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности:

интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.