Рабочая программа коррекционной логопедической работы с обучающимися с ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения) для 1–2 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 45
|
Согласовано Зам. директора по УВР _________________ С.А.Фаткулина «___»_______2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения) ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ
|
Утверждено Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 45 Л.А.Байкалова «_____»________2023 г.
|
Программа, на основе которой составлена рабочая программа: |
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Методологической базой данной программы служат разработки Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой.
|
Учебник: |
|
Учитель: |
Урюпина Ирина Алексеевна. |
Количество часов в неделю: |
10 |
Пояснительная записка.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом.
Структура речевого дефекта представлена следующими компонентами:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, что проявляется в недостаточной сформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза.
II. Нарушение лексического компонента речевой системы: недостаточно сформирован лексический запас, активный словарь значительно беднее пассивного (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
III Нарушения грамматического компонента речевой системы: наблюдаются фрагментарность предложения, ошибки в употреблении предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в речи присутствуют аграмматизмы, нарушения простых синтаксических конструкций.
IV Нарушение связной речи.
V. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание, нарушение памяти, восприятия.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие наглядно-образное мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность.
Следует отметить, что наиболее распространёнными речевыми расстройствами у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среднем звене являются нарушения письменной речи.
Данная программа логопедической коррекции составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК согласно следующим нормативно-правовым документам:
Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);
Приказу Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Адаптированной образовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Инструктивно-методическому письму «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. Ястребовой А. В. И Бессоновой Т. Б., 1996 г.
Методологической базой данной программы служат разработки Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой.
Данная программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения) 1-2 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи на фоне интеллектуальных нарушений.
Целью программы является устранение недостатков устной речи, обусловленных недоразвитием речи в системе умственной отсталости и создание предпосылок письменной речи для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Коррекционно-развивающая логопедическая работа должна носить комплексный характер и предусматривать развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.
Основные задачи программы:
формирование правильного звукопроизношения;
коррекция и развития познавательной деятельности обучающегося (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
формирование начальных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
формирование грамматической стороны речи;
предупреждение и коррекция дисграфии;
развитие диалогической и монологической форм речи;
формирование коммуникативных навыков;
воспитание мотивации к учению, общению.
Организация обучения.
Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 20 минут.
Особенности логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.
2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.
4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.
7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.
8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)
9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.
11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы.
12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Количество часов, отведённых в планировании на изучение темы, примерное и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.
Содержание коррекционной работы.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,
5) совершенствование связной речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса
Учащиеся должны уметь:
- различать на слух и в произношении звуки,
- слушать небольшую сказку, загадку, рассказ,
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения,
- придумывать слова на заданный звук.
Учащиеся должны знать:
- своё имя, фамилию, имя и фамилию родителей, свой адрес;
- названия предметов из ближайшего окружения, узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму, размер предмета;
- названия дней, частей суток, времена года;
- наизусть 3-4 стихотворения, разученных с голоса учителя.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса.
К концу обучения дети должны знать:
-артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
-звуки гласные и согласные, их различение;
-термины: артикуляция, звук, буква;
-понятие «предложение». «текст».
К концу обучения дети должны уметь:
-слышать выразительность речи других;
-различать гласные и согласные звуки;
-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-различать артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки;
-производить элементарный звуковой анализ и синтез;
-различать предметы по вопросам;
-дифференцировать предлоги в речи;
-объяснять значение слов;
-писать слуховые и зрительные диктанты;
-отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
-располагать предложения в правильной последовательности;
-правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;
-составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.
-выделять предложения из текста;
-овладеть навыками построения связного высказывания.
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
1 |
Тестирование |
2 |
2 |
Развитие общей и мелкой моторики |
3 |
3 |
Уточнение артикуляции сохранных звуков (гласных, согласных губных, переднеязычных, губно-зубных) |
4 |
4 |
Коррекция произношения нарушенных звуков (свистящих, шипящих, заднеязычных, сонорных) |
24 |
|
Всего: |
33 |
Учебно-тематический план подгруппового логопедического занятия.
1 год обучения.
Календарно тематическое планирование логопедических подгрупповых занятий в 1 классе с СНР II степени 33ч. 20 м. 67 занятий по 20минут.
№ п/п |
Темы логопедического занятия |
Лексическая тема |
Цель, задачи |
Информационное сопровождение. оборудование |
Дата |
I четверть (8ч.) (16 занятий по 20 минут) |
|||||
1 |
Изучение медицинских карт, сведения речевом развитии. |
|
Первичная диагностика |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
2 |
Обследование импрессивной речи |
|
Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
3 |
Обследование звукопроизносительной стороны речи |
|
Выявить наличие нарушений звукопроизношения |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
4 |
Обследование слоговой структуры слова |
|
Выявить степень владения слоговой структурой |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
5 |
Мы знакомимся |
Хорошо и там и тут, где по имени зовут |
Формировать умение вежливо разговаривать, называть окружающих людей по именам, образовывать имена людей с уменьшительно- ласкательными суффиксами, формулировать фразы, содержащие комплименты. Корректировать слуховое и зрительное внимание, восприятие и память, словесно-логическое мышление. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, учить быть внимательными к окружающим. |
компьютер, воздушные шары, памятки с именами https://www.infouroki.net/logopedicheskoe- zanyatie-moe-imya-dlya-detey-6-let.html |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Органы артикуляционного аппарата |
«Лето» |
Формировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате. -закрепить название частей лица и артикуляционных органов Развивать фонематический слух. Формировать умение правильно вести себя на занятиях |
Дидактическое пособие «Язычок», презентация «Артикуляционная гимнастика» |
|
5 |
Уточнение |
«Фрукты, |
Учить прислушиваться к речевым |
«Покачай-передай».CD «Весѐлая |
|
произношения звука и |
овощи» |
звукам, соотносить их с предметами; |
логоритмика. Е.Железнова» «Вместе с |
||
буква А |
|
учить звукоподражанию; |
нами» CD «Аэробика. Е.Железнова» |
||
|
|
Учить выделять гласный звук (а) из |
О. А. Лиманская конспекты логопедических |
||
|
|
потока звуков |
занятий |
||
6 |
Уточнение |
«Сбор |
Учить прислушиваться к речевым |
«Ходим, ходим, стоп». CD Весѐлая |
|
произношения звука и |
урожая» |
звукам, соотносить их с предметами; |
логоритмика» Е.Железнова |
||
буква У |
|
учить звукоподражанию |
Картинки по теме «Урожай» Раскраски. |
||
7 |
Уточнение произношения звука и буква О |
«Осень» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Уметь выделять звук (о) в начале слова |
Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996г |
|
8 |
Уточнение |
«Дикие |
Развивать навыки звукового анализа |
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые |
|
произношения звука и |
животные» |
и синтеза, закреплять знания о |
схемы. Раздаточный наглядный материал. |
||
буква Ы |
|
гласных звуках; познакомить с |
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей |
||
|
|
артикуляцией звука [ы]; учить |
правильного произношения». – М:, |
||
|
|
соотносить звук с буквой; развивать |
«Просвещение» , 1981 г. |
||
|
|
фонематический слух; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев и тактильно- |
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996г |
||
|
|
кинестетические ощущения, |
|
||
|
|
формировать положительную |
|
||
|
|
мотивацию к занятиям, воспитывать |
|
||
|
|
умение слушать и слышать друг |
|
||
|
|
друга и учителя, воспитывать навык |
|
|
|
|
самоконтроля. |
|
|
9 |
Уточнение произношения звука и буква М |
«Домашние животные» |
Уметь выделять согласный звук (м) в начале и конце слова. Формировать умение ориентироваться в плоскости листа; развивать графические умения и навыки |
Разрезная азбука. Кассы букв. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996г Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. |
|
Осенние каникулы II четверть (7ч 20м. 14 занятий по 20минут ) |
|||||
10 |
Уточнение |
«Животные и |
Уметь выделять согласный звук (м) в |
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые |
|
произношения звука и |
их детёныши» |
начале и конце слова. Формировать |
схемы. Раздаточный наглядный материал. |
||
буква Н |
|
умение ориентироваться в плоскости |
Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей |
||
|
|
листа; развивать графические умения и |
правильного произношения». – М:, |
||
|
|
навыки. |
«Просвещение» , 1981 г. |
||
|
|
|
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 |
||
|
|
|
занимательных упражнений для развития |
||
|
|
|
речи». – М:«Аквариум», 1996г |
||
11 |
Дифференциация М-Н |
«Игрушки» |
Учить детей давать характеристику звуков М-Н; дифференцировать звуки М- Н в слогах, словах; развивать фонематический слух; развивать наблюдательность. |
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: «Владос», 2001 г. |
|
12 |
Постановка и |
«Форма и |
Учить четко произносить звук С; |
Раздаточный наглядный материал. |
|
автоматизация С |
размер |
научить определять позицию звука в |
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые |
||
|
предмета» |
слогах, словах. |
схемы. |
||
|
|
|
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 |
||
|
|
|
занимательных упражнений для развития |
||
|
|
|
речи». – М: «Аквариум», 1996г |
||
|
|
|
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: |
||
|
|
|
« АРДЛТД»,1998 г |
||
13 |
Постановка и |
«Одежда, |
Уточнить артикуляцию звука ш, |
Раздаточный наглядный материал. Схемы |
|
автоматизация Ш |
обувь» |
автоматизировать в слогах, словах. |
звукового анализа. |
||
|
|
развивать фонематический слух на |
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей |
||
|
|
основе определения места звука в слове, |
правильного произношения». – М:, |
||
|
|
количества и последовательности в слоге. |
«Просвещение» , 1981 г. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. |
|
|
|
закреплять умение образовывать множественное число существительных. коррекция речевой и слуховой памяти. |
Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. |
|
14 |
Дифференциация звуков С-Ш |
«Магазин» |
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. |
Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания» 2005 г. символы звуков с-ш, план-схема характеристики звуков, буквы с,ш, раздаточные, картинка «Магазин». |
|
15 |
Постановка и автоматизация Л |
«Посуда» |
Уточнить артикуляцию звука Л, автоматизировать в слогах, словах. обогащать словарь обобщающими словами. развивать фонематический слух. коррекция мелкой моторики, зрительно- пространственной ориентировки. |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М: «Аквариум», 1996г |
|
16 |
Постановка и автоматизация Р |
«Новый год» |
Учить произносить правильно звук Р ; Уточнить артикуляцию звука Р, автоматизировать произношение в слогах, словах, чистоговорках, развитие фонематического восприятия, учить выделять и находить место звука в слове, развитие мелкой моторики пальцев рук, коррекция мышления на основе обобщения и умозаключения. |
Предметные картинки, звуковые полоски, «Волшебная ниточка», символ звука р, слог –ра, зеркала, дидактическое пособие «Паровоз». |
|
Зимние каникулы III четверть (9ч. 18 занятий по 20 минут) |
|||||
17 |
Дифференциация |
«Насекомое- |
Закрепление правильного произношения |
Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. |
|
звуков Р-Л |
муравей» |
звуков р и л в слогах, словах. Развитие |
Раздаточный наглядный материал. |
||
|
|
слухового восприятия на основе |
Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». |
||
|
|
различения сходных звуков. Тренировать |
– М:, « 5 за знания» 2005 г. |
||
|
|
в нахождении места звука в слове. |
зеркала, буквы Р и Л демонстрационные, |
||
|
|
Коррекция восприятия цвета, формы. |
символы звуков, схемы слова, |
||
|
|
|
буквы Р и Л раздаточные, картинки |
|
|
|
|
предметные, цветные карандаши. |
|
18 |
Постановка и автоматизация К |
«Человек» |
Уточнить артикуляцию данного звука. Научить выделять звук из потока согласных и в словах. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой |
Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Филлипова «Говори правильно». – М:, Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007г |
|
19 |
Уточнение произношения звука П |
«Деревенский двор» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Уметь определять наличие или отсутствие в слове звука(п) |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М: «Аквариум», 1996 г. |
|
20 |
Уточнение произношения Т |
«Подарки» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Уметь выделять звук (т) в потоке звуков, определять позицию звука (т) |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Филлипова «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. |
|
Дополнительные каникулы |
|||||
21 |
Дифференциация П-Т |
«Зима» |
Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. |
Раздаточный наглядный материал Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г. |
|
22 |
Уточнение произношения звука И |
«Птицы» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:«Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:«Аквариум», 1996г |
|
23 |
Дифференциация Ы-И |
«Весна» |
Учить различать твердый и мягкий звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляторным признакам. |
Веера букв. Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г. |
|
24 |
Постановка и автоматизация звука З |
«Мамин праздник» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение», 1981 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996г |
|
25 |
Дифференциация |
«Прилет |
Развивать слуховую дифференциацию з- |
Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. |
|
звуков С-З |
птиц» |
с. Развивать фонематический слух. |
Раздаточный наглядный материал. |
||
|
|
|
Садовникова И.Н. «Нарушения |
||
|
|
|
письменной речи и их преодоление у |
||
|
|
|
младших школьников». – М: «Владос», |
||
|
|
|
1995 г. |
||
Весенние каникулы IV четверть (9ч. 18.занятий по 20 минут) |
|||||
26 |
Уточнение произношения звука В |
«Цветы» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996г |
|
27 |
Постановка и автоматизация звука Ж |
«Деревья» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». |
|
28 |
Дифференциация Ж-Ш |
«Времена года» |
Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш, соотносить их с буквами Ж- Ш. Развивать фонематический слух. |
Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал, Садовникова И.Н. «Нарушения письменной |
|
|
|
|
Расширять лексический запас. |
речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г. |
|
29 |
Уточнение произношения звука Б |
«Лес» |
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. |
Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г. |
|
30 |
Дифференциация Б-П |
«Сад-огород» |
Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. |
Веера букв, Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г. |
|
31 |
Дифференциация звуков К-Г |
«Школа» |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М: «Владос», 2004 г |
|
32 |
Обследование устной |
|
Выявить недостатки устной стороны |
Логопедическое обследование основано |
|
речи |
речи |
на методике Фотековой Т.А., Ахутиной |
|||
|
|
Т.В., Мазановой Е.В. |
|||
|
|
||||
33 |
Обследование письменной речи |
|
Выявить навыки чтения и письма. |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
Учитель-логопед:
I четверть 8 ч.
Тематическое планирование 2 класс групповые занятия 35ч.
№ п/п |
Темы логопедического занятия |
Лексическая тема |
Цель, задачи |
Информационное сопровождение. Оборудование |
Дата |
1 |
Обследование устной стороны речи |
|
Выявить недостатки устной стороны речи. |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
2 |
Обследование письменной стороны речи |
|
Выявить недостатки чтения и письма. |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
3 |
Звуки окружающего мира |
Овощи и фрукты |
Определение последовательности звуков в словах. Закрепить понятие «звук2 |
О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. Аудиозапись |
|
4 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А |
Овощи и фрукты |
Выделение звука (а) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (а) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
5 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У |
Сбор урожая |
Выделение звука (у) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (у) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
6 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О |
Золотая осень |
Выделение звука (о) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (о) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
7 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Э |
Золотая осень |
Выделение звука (э) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (э) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
8 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ы |
Птицы |
Выделение звука (ы) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (ы) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
Осенние каникулы II четверть 8 ч. |
|||||
9 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И |
Птицы |
Выделение звука (и) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (и) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
10 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Я |
Домашние животные |
Выделение звука (я) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (я) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
11 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ю |
Деревенский двор |
Выделение звука (ю) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (ю) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
12 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Е |
Дикие животные |
Выделение звука (е) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (е) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
13 |
Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ё |
Подготовка животных к зиме. |
Выделение звука (ё) в ряду гласных, слогах, словах. Формировать умение определять позиции звука (ё) в слове, образовывать относительные прилагательные и их согласование с существительными |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
14 |
Дифференциация Р-Л |
Продукты питания |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических |
|
|
|
|
|
занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
15 |
Дифференциация М –Н |
Зима |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
16 |
Дифференциация Б-П |
Новый год |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
Зимние каникулы III четверть 10ч. |
|||||
17 |
Дифференциация Г-К |
Одежда |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
18 |
Дифференциация В-Ф. |
Посуда |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
19 |
Дифференциация Д-Т. |
Зимние забавы |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
20 |
Дифференциация З-С |
Зимние забавы |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов |
|
|
|
|
|
логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
21 |
Дифференциация Ж-Ш. |
Животные жарких стран |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
22 |
Дифференциация глухих и звонких звуков |
Человек и семья |
Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
23 |
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов |
Мебель |
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза у учащегося. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. |
|
24 |
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов |
Мебель |
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза у учащегося. |
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. |
|
25 |
Слоги. Слоговой анализ слов. |
Весна. |
Закреплять у детей умение делить слова на слоги, дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласный из слов, составлять слова из слогов. |
Л.А. Метиева. Э.Я. Удалова Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и упражнения Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» |
|
26 |
Слоги. Слоговой анализ слов. |
Прилёт птиц |
Закреплять у детей умение делить слова на слоги, дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласный из слов, составлять слова из слогов. |
Л.А. Метиева. Э.Я. Удалова Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и упражнения Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» |
|
Весенние каникулы с 23.03.19. по 31.03.19. IV четверть 9 ч. |
|||||
27 |
Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. |
Цветы |
Закреплять у детей умение делить слова на слоги, дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласный из слов, составлять слова из слогов. |
Л.А. Метиева. Э.Я. Удалова Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и упражнения Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» |
|
28 |
Дифференциация одно -, двух -, трёхсложных слов. |
Деревья |
Закреплять у детей умение делить слова на слоги, дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласный из слов, составлять слова из слогов. |
Л.А. Метиева. Э.Я. Удалова Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и упражнения Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» |
|
29 |
Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. |
Времена года |
Развитие умения выделять в слове голосом одного из слогов (ударение) |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
30 |
Ударение |
Лес |
Развитие умения выделять в слове голосом одного из слогов (ударение) |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
31 |
Ударение |
Транспорт |
Развитие умения выделять в слове голосом одного из слогов (ударение) |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями. Л.Н. Ефименкова. С.Ю. Горбунова «Сборник конспектов логопедических занятий» О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий. В.Волина Праздник букваря |
|
32 |
Предложение |
Игрушки |
Учить составлять предложения из трех слов. |
Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся в начальной школе. |
|
33 |
Обследование |
|
|
|
|
|
устной стороны речи |
|
|
|
|
34 |
Обследование устной стороны речи. |
|
Выявление речевых недостатков |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
35 |
Обследование письменной стороны речи. |
|
Выявление умения владеть навыками чтения и письма. |
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В. |
|
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение»
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.
Садовников И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников. –
Светлова И.В. Домашний логопед.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР. Альбом1,2,3,4. М.: Издательство «Гном и Д»
Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – М.
Егорова О.В. Звуки В, ВЬ Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д»,
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дид. материал по автоматизации звуков Р, РЬ у детей. – М.: Изд-во «Гном и Д»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №2 для закрепления произношения свистящих звуков С, З. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №5 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №6 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №8 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС»
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно (в 2-х частях). – М. 22.Филичева Т.Г., Н.А. Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение» 23.Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение»
Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ,– 56 с.: илл.
Щербакова Е.К. Свистящие звуки. Альбом №1. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития.
Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом №2. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития.
Щербакова Е.К. Альбом №3. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития.
Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Альбом №4. Дид. материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития.
О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий первый год обучения.
Аудио и видео материалы
Е.Железнова. Логоритмические упражнения.