Программа занятий кружка «Развиваемся, общаемся, играем»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» ____________/ Князева А. В./ «____»_____________ 2016г. |
ПРИНЯТО: Педагогический совет МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» «____»____________ 2016 г. |
Программа занятий
кружка
«Развиваемся, общаемся, играем»
Руководитель:
Мельникова
Ольга Васильевна
Воспитатель I кв. категории
старшей логопедической группы для детей с ТНР МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г.Перми
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Умение создавать новое, нестандартное… Многие профессии и жизненные ситуации требуют от нас именно этого качества. А в образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, развитию памяти, внимания. Как быть?
Восполнить этот пробел поможет кружок «Развивающие игры», который создан на базе нашего детского сада.
Концептуальные основы программы
и её практическая ценность.
Отличие настоящей программы от уже существующих программ по развитию психических процессов детей дошкольного возраста заключается в том, что основным видом деятельности курса является развитие нестандартного логического мышления. Именно умение логически мыслить позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества в различные виды деятельности, развивать в себе выявленные таланты. Авторизированная разработка раздела «Развиваемся, общаемся, играем» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых занижена самооценка, недостаточно развиты психические процессы, т.е. для детей с ОНР. Вместе с тем, как показала практика, этот раздел доступен и интересен детям всех возрастов и с разными диагнозами. Он важен также и для детей с высоким уровнем развития, поскольку развивает все психические процессы и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.
Нововведением программы является включение заданий по развитию креативного мышления, развития пространственного мышления (задания повышенной сложности с использованием компьютера), специальные упражнения с элементами тренинга по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников, развития способностей и одаренности дошкольников.
Данная образовательная программа рассчитана на детей от 4-х до 7-ми лет и предполагает трёхлетний срок реализации. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка (ОНР).
Для детей 4 - 5 лет продолжительность занятий составляет 20 – 25 минут, для детей 5 – 7 лет - 30 – 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные задачи кружка:
Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Обучение детей правилам хорошего тона.
Методика направлена на развитие:
творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);
памяти и внимания (через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок);
речи (через пальчиковые игры, игры со словом и звуком, методы сочинения сказок);
логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе, и развивающие игры с использованием компьютера);
коммуникативных качеств (через психотехнические игры и театрализацию, тренинги на развитие социальной одаренности);
координации и мелкой моторики.
Характерная особенность занятий по данной методике:
комплексность (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы);
игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания);
доброжелательная творческая атмосфера (ребёнок может высказывать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. На занятиях соблюдаем правило «Не критикуй!» Учимся видеть в высказывании, рисунке, поделке крупицу оригинального, чтобы ребёнок постоянно чувствовал удовлетворение от сделанного).
Задачи по разделам.
Психогимнастика.
Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств.
Развитие умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми на основе познавательного материала: коротких сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и т.д.
Формирование умения свободно держаться пред аудиторией (инсценирование стихов, басен и т.д.)
Психотехнические игры.
Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения.
2. Развитие творческого воображения (РТВ).
Развитие образного мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях и т.д.
Изображение, моделирование образа нестандартными средствами (листьями, снежинками, цветами).
Оживление предмета (наделение его определенными средствами характера; нахождение образа, соответствующего определенному характеру).
Музыкальные образы: их воплощение через пластику, графику, конструирование и т.д.
Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями и т.д.).
Нахождение ресурсов системы (как по–новому можно использовать определенный объект).
Игры (РТВ): «Найди родню», «Бег ассоциаций», «Волшебная шкатулка», «Что на что похоже», «Завиральные истории».
3. Методы фантазирования.
Использование приема фантастических гипотез (что было бы, если…).
Сочинение сказок с использованием приемов: «оживление», «увеличение – уменьшение», «динамизация – статика», «дробление – объединение», «ускорение - замедление» и т.д.
Придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, механизмов и пр., установление связей фантастических объектов с реальным миром.
Знакомство с методом «стеклянные человечки», сочинение историй, сказок с использованием данного метода.
4. Развитие речи.
Пальчиковые разминки с использованием скороговорок.
Методы моделирования сказок с целью формирования умения выделять главных героев, понимать отношение между ними, видеть последовательность событий. Модель сказки – опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок.
Заучивание и рассказывание стихов, чтение их по ролям.
Использование таких театральных приёмов, как «вживание» в определенную роль (сказочного героя, растения и т.п.) и рассказ о своем состоянии, своих друзьях, привычках, позволяет снять скованность, учит умению держаться перед аудиторией.
Игры: «Заблудилась буква», «Прошагай слово», «Скажи наоборот», «Почемучка», «Сюжетная картинка», «Кто ты здесь?», «Заблудившийся рассказчик» и т.д.
5. Развитие памяти и внимания.
Развитие зрительной памяти: умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное (схемы, чертежи, картины, ситуации и т.д.), создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной информации.
Развитие образной памяти.
Развитие тактильной памяти: умения узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты, через тактильные ощущения воссоздать образ объекта.
Развитие обонятельной памяти: умения различать запахи, определять принадлежность запаха тому или иному объекту, находить ассоциативные связи с определенным запахом.
Развитие непроизвольного и произвольного внимания.
Игры: «Дорожки», «Пожалуйста», «РТВ», «Запрещенное движение», «руки соседа», «Зверь, птица, небылица», «Огоньки», «Внимание! Угадай–ка» и т.д.
6. Развитие логического и пространственного мышления.
Систематизация объектов по функциям и свойствам: умение продолжить логический ряд, нахождение в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и т.д.
Развитие конструкторских способностей: умения воплощать чертеж на плоскости в пространственную модель, используя «Никитинские игры» («Кирпичики», «Уникуб», «Кубики для всех»).
Умение находить и использовать ресурсы системы.
Игры: «Волшебный круг», «Никитинские игры», «ДА – НЕТ – ки», «Что из чего», «Что лишнее», «Муха», «Мысленный рисунок», «Близнецы».
7. Развитие социальной одаренности и формирование коммуникативных способностей.
Укрепление и поддержание психологического здоровья детей как целостного состояния личности, создание безопасной атмосферы, которая содействовала бы эмоциональному комфорту для каждого воспитанника.
Развитие мотивации дошкольников – углубление интереса к человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической направленности поведения, формирование основ духовности, поддержка ростков « нравственной одаренности».
Повышение уровня самовосприятия дошкольников, формирование у них позитивной Я – концепции.
Развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей, невербальных средств общения.
Развитие творчества и креативности в общении.
Формирование эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности в общении.
Развитие организаторских способностей и одаренности.
Приобщение к психологической культуре.
По итогам года проводится тестирование для определения уровня развития детей, а также итоговое творческое занятие на природе с конкурсами, играми, розыгрышами с участием детей и родителей с вручением на память призов.
Занятия включают следующие
методы обучения:
этюды;
упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера);
игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, компьютерные;
творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драмматизации, компьютерные игры;
дидактические, развивающие игры;
чтение и обсуждение художественных произведений;
беседы, беседы – диспуты;
мини-конкурсы;
импровизации;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй;
дискуссии;
свободное и тематическое рисование;
аутотренинги (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения занятия,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
игрового преподнесения заданий;
создания положительного образа дошкольника;
при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники (для детей подготовительной группы);
подкрепление положительного отношения к занятиям;
закрепления знаний о школьных принадлежностях;
закрепления образцов ролевого поведения;
формирования чувства уверенности.
Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу, или за круглым столом для письменных заданий.
Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.
Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия:
Ритуал приветствия.
Разминка.
Рефлексия прошлого занятия.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).
Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:
эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к обучению. Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание отвечать на занятии, выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.
Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников на занятиях, школьному обучению, возникновение эмоционально - положительного отношения к занятиям, расширение знаний детей об окружающем мире, интерес к новым видам учебной деятельности, новый уровень самосознания.
Результаты диагностического обследования на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками является эффективной.
Ожидаемые результаты.
Старшая группа.
Знать:
различия между мальчиками и девочками;
о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки мешают общению друг с другом.
Уметь:
понимать и описывать свои желания и чувства;
различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
сравнивать эмоции и контролировать свои эмоциональные реакции;
вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
устанавливать ассоциативные цепочки между разнообразными объектами, предметами, явлениями;
сочинять различные сказки, фантастические объекты, устанавливать связи фантастических объектов с реальным миром;
уметь сравнивать, анализировать, обобщать, исключать предметы по различным темам;
уметь продолжать логический ряд, решать аналогические задачи;
концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Подготовительная группа:
Знать:
об относительности в оценке чувств;
понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;
какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки мешают общению друг с другом.
Уметь:
понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;
рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
общаться несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
изображать на рисунке свое внутреннее состояние;
уметь понять другого, встать на его точку зрения:
переносить новый способ деятельности на аналогичный материал;
систематизировать объекты по функциям и свойствам;
воплощать чертеж на плоскости и в пространственную модель;
находить и использовать ресурсы системы
концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Результативность, эффективность программы выявляется ежегодно в мае путем обследования. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения («Рисунок семьи», «Мой лучший друг», «Мои увлечения», «Дом, дерево, человек», методика «Полярный профиль»);
оценку детей воспитателями, родителями (путем анкетирования);
обследование детей психологом (изучение познавательной сферы психики – пакет методик (логическое мышление, воображение, речь, память, внимание), коммуникативные способности, изучение эмоционально-личностной сферы - методика «Полярный профиль», «Цветовой тест» по Дорофеевой, методика «Социометрия».
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Организация занятий по развивающим играм:
Занятия проводятся согласно списочному составу.
Старшая группа:
- количество детей – 6ч.
количество занятий в неделю – 1з.
среда – 15.00 – 15.25.
Подготовительная группа:
- количество детей - 5ч.
количество занятий в неделю – 1з. (среда – 16.00 – 16.30)
Для организации занятий используется литература:
I. Нормативная база:
Письмо департамента образования Пермской области «О рекомендациях по организации психологической работы в ДОУ»
II. Федеральные программы из серии «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»:
Ю.Ф. Филиппова. Общение. Дети до 5-ти лет. /Академия развития, Ярославль, 2001.
Н.Л. Кряжева. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет./Академия развития, Ярославль, 2000.
Л.В.Тихомирова. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. /Академия развития. Ярославль, 2000.
Н.В.Клюева, Ю.В.Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. /Академия развития, Ярославль, 2001.
Л.Ф.Тихомирова. Логика. Дети 5-7 лет.
Л.Ф.Симонова. Память. Дети 5-7 лет.
О.Н. Земцова. Тесты для детей 4 – 5 лет. /Учебное пособие. - М.: Махаон, 2008. (Умные книжки).
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Психология социальной одаренности. /М.: Линка - Пресс 2009.
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9.
Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова. - Томск: "Пеленг", 1992. - С.46-48.
Тематический план на первое полугодие (старшая группа)
№п/п |
Тема занятия. |
Цели. |
Учебная программа. |
Обеспечение. |
1. |
Путешествие в сказку «Маша и медведь» |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Орг. момент. Упр. «Разложи по порядку». Ориентация в пространстве. Упр. «Найди, зачеркни, сосчитай». Упр. «Построй домик». Динамическая пауза. Упр. «Выбери дорожку». Рефлексия. |
Мягкая игрушка (медвежонок); иллюстрации к р.н.с. «Маша и медведь», карточки к упражнениям, простые карандаши (по количеству детей). |
2. |
Продолжение сказки «Теремок» |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности. Развитие мышления и речи. Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Орг. момент. Упр. «Расскажи и измени». Упр. «Теремки». Упр. «Посели животных в свои домики». Упр. «Соедини точки по порядку». Динамическая пауза «Зайцы и волк» Упр. «Кто лишний?» Игра – соревнование «Кто быстрее соберет шишки (грибы). рефлексия. |
Мягкая игрушка (мышонок); по 6 картинок желудей и орехов, фланелеграф; предметные картинки (лось, еж, кабан, коза, сорока, курица, дятел, воробей); карточки к упражнениям, шишки, грибы (муляжи). |
3. |
«В осеннем саду» |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления и речи. Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Орг. Момент. Упр. «Запомни фигуры и знаки» Упр. «Дом и сад». Динамическая пауза «Займи стульчик». Упр. «Сложи картинку». рефлексия. |
Мягкая игрушка; карточки к упражнениям, открытки, ножницы, листы бумаги, карандаши (по количеству детей). |
4. |
«В осеннем лесу» |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления и речи. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие воображения. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Орг. момент. Упр. «Будь внимателен». Упр. «Волшебные превращения». Упр. «Расставь по порядку». Динамическая пауза «Птицы улетают на юг». Игра «Любимое животное». Рефлексия. |
Мягкая игрушка; серия сюжетных картин «Осень». Предметные картинки (скворец, соловей, ласточка, кукушка). Карточки к упражнению, простые карандаши, аудиозапись мажорной музыки. |
5. |
Перелетные и зимующие птицы |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления и речи. Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков. 5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим |
Орг. момент. Упр. «Скажи наоборот» Упр. «Четвертый лишний». Динамическая пауза. Упр. «Найди ворон». Упр. «Продолжи ряд». Рефлексия. |
Мягкая игрушка, картинки с птицами, карточки к упражнениям, простые карандаши. |
6. |
Развитие временных представлений. |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления и речи. Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков. 5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим |
Орг. момент. Временные представления. Признаки осени. Упр. «Раскрась зонтик». Упр. «Назови одним словом». Упр. «Найди фигуру, поставь знак». Динамическая пауза. Упр. «Букет для мам». Рефлексия. |
Мягкая игрушка, картинка – зонт, карточки к упражнениям, искусственные цветы, простые и цветные карандаши. |
7. |
Развитие восприятия, памяти, внимания и наблюдательности. |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Орг. момент. Упр. «Запомни и нарисуй». Упр. «Догадайся по описанию». Упр. «Расскажи о предмете». Упр. «Раскрась предметы». Игра «Сказочные герои». Рефлексия. |
Мягкая игрушка, предметные картинки (пчела, клест, одуванчик), карточки к упражнению, простые и цветные карандаши. |
8. |
Развитие восприятия, памяти, внимания и наблюдательности. |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, слуховой и зрительной памяти. Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
Орг. момент. Конкурс эрудитов. Серия упр. «Рассмотри, запомни, назови»: запомни и назови; найди отличие; ориентация на листе бумаги; раскрась правильно; Серия картин «Подсолнух» (Что сначала, а что потом?) Игра «Пятнашки по кругу». Рефлексия. |
Мягкая игрушка, плакат к серии упр. «Рассмотри, запомни, назови», серия сюжетных картин «Подсолнух», простые и цветные карандаши, аудиозапись мажорной музыки. |
9 |
Развитие памяти, мышления, умственной деятельности. |
Развивать у учащихся мелкую моторику координацию движений рук. Развивать зрительную и слуховую память. Развивать умственную деятельность ребенка. Развивать мышление. |
Орг. момент. Игра «Расскажи о себе» (я – хороший). пальчиковая гимнастика. Упр. «Слушай, запоминай, на вопросы отвечай». Игра «Вспомни узор». Упр. «Найди один ход гусеницы». Рефлексия. |
Изображения узоров, ломаных линий, кубики. Бланк задания к игре «Найти один ход гусеницы» Рисунки животных, выполненные способом наложения одного на другой. |
10 |
Развитие произвольного внимания, ориентации в пространстве, мелкой и общей моторики. |
Развивать умение называть положение предметов в пространстве (вперед, сзади, справа, слева, вверху, внизу). Различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Развивать произвольное внимание, увеличивать объем внимания. Развивать тонкую моторику и координацию движений рук. |
Орг. момент. Игра «Расскажи о себе» (я умею …) Игры на развитие ощущения и восприятия: - «Угадай цифру», - «Геометрическое лото». Пальчиковая гимнастика. Игра «Руки в стороны» Упр. «Вспомни узор» Рефлексия. |
Игра «Геометрическое лото. Изображения узоров, ломаных линий, кубики. |
11 |
Развитие произвольного внимания, умения анализировать несложные формы объектов. |
Развивать произвольное внимание, увеличивать объем внимания. Развивать тонкую моторику и координацию движений рук. Формировать умение анализировать несложные формы объектов. Способствовать установлению несложных типов связей между отдельными формами. |
|
Геометрическое лото. Слоги «ВАН», «МАР», «КО», «МА», «ДИ», «РА» на бумаге. Сюжетные картинки (4 шт. по любой тематике). Бланк задания к игре «Найти один ход гусеницы» |
12 |
Развитие памяти, наблюдательности, логического мышления. |
Развивать мелкую и общую моторику. Развивать память Развивать наблюдательность. Развивать умение конструировать по предложенным образцам. Развивать логическое мышление. |
|
Мелкие игрушки и предметы. Веревка, скакалка, палочки, камушки. Карточки с изображением различных предметов. Листы бумаги для оригами. Бланк задания к игре «Придумать второй ход гусеницы». |
Тематическое планирование на второе полугодие
№п/п |
Тема занятия. |
Цели занятия. |
Учебная программа. |
Обеспечение. |
1. |
Развитие произвольного внимания. |
способствовать развитию произвольного внимания, зрительных ощущений; улучшать ясное восприятие и речь; закрепление умений определять цвет; создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». Цель: создание хорошего настроения. «Азбука хороших слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву А. Упр. мозговой гимнастики «Шапка для размышлений». «Выполни команду» Цель: развитие внимания. «Какого цвета?»; «Цветные полоски». Цель: умение определять цвет. |
цветные полоски (10 прямоугольников); цветная бумага. |
2. |
Развитие пространственных представлений. |
Способствовать развитию пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «снизу», «сверху», «между»); развитие артикуляции. |
Игры и упражнения. «Улыбнись». Цель: создание хорошего
настроения. «Азбука хороших слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Б. Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой». Цель: улучшение мыслительной деятельности, расслабление мышц шеи и плеч. Речевое упражнение «Произнеси правильно». Цель: развитие артикуляции. Задания: а) двустишия, содержащие наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (типа: «Щеткой чищу я щенка…»); б) фрызы со сложной слоговой стрктурой (типа: «Сыворотка из-под простокваши»). Упр. «Раскрась правильно». |
цветные карандаши; листы белой бумаги с контурами домиков и полосками из квадратов. |
3. |
Развитие зрительной памяти и произвольного внимания. |
способствовать развитию зрительных ощущений и образного мышления, зрительно – двигательных координаций, зрительной памяти и произвольного внимания; развитие зрительно – моторной координации. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись» Цель: создание хорошего настроения. «Азбука хороших слов» Цель: вспомнить добрые слова на букву В. Упр. мозговой гимнастики «Качание икр». Цель: улучшение мыслительной деятельности, внимания. «Цветная сказка» Цель: составить «цветную» сказку по сказке «Репка». Упр. «Штриховка». Цель: выполнить штриховку, не выходя за границы контура. Игра «Запомни точно». Цель: запомнить расположение кружков, воспроизвести их по памяти. |
набор цветных полосок (10х3); лист белой бумаги, карандаши по количеству детей; трафареты (геометрические фигуры); 5 квадратов с белыми и серыми кружками для запоминания, чистый лист бумаги по количеству детей, разделенный на 5 больших квадратов, карандаши. |
4. |
Ориентировка в пространстве. Развитие зрительных ощущений. |
способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве листа; развивать умение воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность; развитие зрительных ощущений. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука хороших слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Г. «Перекрестные движения». Цель: активизация работы обеих полушарий, подготовка к усвоению знаний. «Где этот домик?» «Чей узор лучше?» Цель упр-й: ориентировка в пространстве листа. «Найди предметы одного цвета». Цель: найти предметы одного цвета, посмотрев вокруг себя. «Цветовая угадайка». Цель: смешивание красок.
|
плакат с домиками на каждого ребенка; листы бумаги в клеточку и карандаши; гуашевые краски, альбом, бумага. |
5. |
Развитие слуховых ощущений. |
способствовать развитию умения воспроизводить образец; развитие слуховых ощущений. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Д. «Раскрась правильно». Цель: раскрась правильно бусинки, не нарушая цветовой гаммы. «Шумящие коробочки» Цель: найти пары коробочек. |
на каждого ребенка листы бумаги с нарисованным на них образцом и фигурами для раскрашивания; цветные карандаши; 2 ящика по 6 коробочек в каждом, наполненные различным материалом. |
6. |
Развитие зрительного анализа. |
способствовать развитию зрительного анализа, словесного синтеза, понятийного мышления; создание хорошего настроения.
|
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнитесь». «Азбука вежливых слов» Цель: вспомнить добрые слова на букву Е. «Ленивые восьмерки». Цель: «Кто наблюдательнее?». Цель: сделать с натуры рисунок; определить недостающие детали и дорисовать их. «Магнитофон». «Назови одним словом». «Конкретизация понятий». «Вердбол» |
предметы для рисования с натуры; индивидуальные листы бумаги с изображением различных объектов; цветные карандаши; мяч. |
7. |
Развитие зрительного восприятия. |
способствовать развитию зрительного восприятия (выделение формы); способствовать развитию умения копировать образец; развивать осязательные ощущения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнитесь». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву З. Упр. мозговой гимнастики «Слон». Цель: улучшение восприятия. «Срисуй фигуры точно». Цель: как можно точнее срисовать фигуру с образца. «Путаница». «Найди одинаковые». «Назови фигуры». Цель: назвать, из каких геометрических фигур состоят рисунки. |
Фигуры для копирования на листе бумаги; листы нелинованной белой бумаги; листы в клеточку и карандаши по количеству детей; рис. к упр. «Путаница; 2 листа с контурами различных фигур, цветные карандаши; лист бумаги с рис. из геометрических фигур. |
8. |
Развитие процессов анализа, зрительно – двигательных координаций. |
способствовать развитию процессов анализа. Развитию умения воспроизводить образец; развитие зрительно – двигательных координаций. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву К. «Симметричные рисунки». Цель: улучшение зрительно – двигательной координации. «Дорисуй недостающие детали». « Найди отличия». Цель: найти отличия. «Нарисуй точно также». Цель: в точности перерисовать. «Проведи не касаясь». Цель: как можно быстрее, не отрывая карандаша, провести линию по «дорожке», не касаясь «стенок» и не пересекая их. «Спящий дракон». Задача: «взять» карандашом сокровище у дракона и вернуться в И.п. другим путем.
|
комплект рис. С недостающими деталями для каждого ребенка; плакат с образцами для копирования, листы нелинованной бумаги; «дорожки»; листы с изображением спящего дракона; карандаши по количеству детей. |
9. |
Развитие мышления, произвольного внимания. |
способствовать развитию гибкости мышления, произвольного внимания (распределение); формирование умения сравнивать. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Л. Упр. мозговой атаки «Заземлитель». Цель: улучшение внимания, мыслительной деятельности. «Способы применения предмета». Цель: назвать как можно больше различных способов его применения. «Соблюдай правило». «Сравнение слов». Задача: формирование умения отделять значение слова, обозначающего им предмета. «Учимся сравнивать». |
лист с геометрическими фигурами; 4 плаката с различными изображениями для сравнения; карандаши по количеству детей. |
10. |
Развитие мышления. |
способствовать развитию мышления (процессы синтеза); развивать умение устанавливать закономерности; развитие наблюдательности. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву М. «Составление предложений». Цель: составить как можно больше предложений с предложенными словами «Найди девятый» Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать предметы. «Все ли ты увидел?». Цель: развитие наблюдательности, умения ставить вопросы о малопримечательных деталях. |
карточки с 3 словами, не связанными между собой; плакат с изображением машин, индивидуальные бланки с изображением скамеек и грибов; цветные картинки с достаточным количеством мелких деталей (по 1 картинке на двоих); карандаши по количеству детей. |
11. |
Развитие мышления (процессы синтеза). |
способствовать развитию умения сравнивать , развитию мышления (процессы синтез); развитие зрительно – двигательных координаций. создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Н. «Точки равновесия». «Найди одинаковые». Цель: отыскать по 2 одинаковые фигуры на каждом бланке. «Назови предмет». Цель: мысленно объединить признаки предмета и назвать загаданный предмет. «Молния» и «Речка». Цель: развитие зрительно – двигательной координации. |
2 индивидуальных бланка с фигурами для сравнения; набор бланков с рис. для 6 задания; карандаши по количеству детей. |
12. |
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, мышления. |
способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти; развитие наглядно – образного мышления. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву О. «Ленивые восьмерки». «Повтори цифры». Цель: назвать цифры в прямом и обратном порядке вслед за психологом. «Найди путь». |
таблицы с фигурками; индивидуальные бланки с лабиринтами; карандаша по количеству детей. |
13. |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. |
способствовать развитию умения ориентироваться на листе бумаги; развитие наглядно – образного мышления. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить слова на букву П. Упр. мозговой атаки «Точки пространства». Цель: улучшение мыслительной деятельности. «Куда ускакал зайчик?». Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве. «Полянки». Цель: провести дорожки к домикам по «письму». |
магнитная доска, листы бумаги, карандаши; индивидуальный комплект листов с изображением4-х полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах. |
14. |
Развитие умения анализировать и сравнивать. |
способствовать развитию умения анализировать и сравнивать образец; развитие произвольного внимания. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Р. Мозговая гимнастика «Заземлитель». Цель: см. занятие № 9. «Найди одинаковые». Цель: найти одинаковые изображения. «Где ошибся Буратино?». Цель: найти и исправить ошибку. «Одинаковые ли бусы?». Цель: найти отличия. «Найди образец». Цель: рассмотреть фигуру - образец слева на рисунке и найти точно такую же в правой части. «Найди картинку» Цель: отыскать загаданную картинку. «Перепутанные линии». |
рис. с изображением листьев, грибов, цветов; лист бумаги с попарно изображенными бусами; лист бумаги с изображением фигуры – образца и несколькими, но отличающимися малозаметными компонентами, фигурами; набор из 10 – 12 картинок; карточка к заданию «Перепутанные линии». |
15. |
Развитие пространственного восприятия, мышления. |
способствовать развитию пространственного восприятия; развитию наглядно – образного мышления; развитие гибкости мыслительной деятельности. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву С. Упр. мозговой атаки «Качание головой». Цель: см. занятие №2. «Найди пирамидку». Цель: найти среди рис. справа пирамидку, изображенную слева. «Найди кресло». Цель: найти и показать то кресло, боковой вид которого начерчен справа. «Засели дом». Цель: развитие гибкости мыслительной деятельности.
|
лист бумаги с изображением д. пирамидки и проекцией (вид сверху) неск. Пирамид; лист бумаги с изобр – ми кресел; лист белой бумаги с нарисованным 6 –этажным домом по количеству детей. |
16. |
Развитие вербального мышления, слухового восприятия. |
способствовать развитию вербального мышления (обобщение); развитие слухового восприятия. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнитесь». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Т. «Пятый лишний» Цель: развитие вербального мышления (обобщение). «Объясни значение». Цель: объяснить значение выделенных слов, подобрать к ним близкие по смыслу слова. «Назови и проверь постукиванием». Цель: развитие слухового восприятия. |
несколько наборов из 5 слов: (Семен, Федор, Василий, Иванов, Игорь; и т.д.); слова для предъявления. Например: разбить сад, разбить чашку… |
17. |
Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти. |
совершенствование развитию мышления (абстрагирование); совершенствование непосредственной зрительной памяти. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву У. Упр. мозговой атаки «Сова». Цель: см. занятие № 3. Диагностические задания: «Найди одинаковые». Цель: развитие непосредственной зрительной памяти «Запомни и найди». «Запомни и нарисуй». |
демонстрационные таблицы с изображением предметов, геометрических фигур; образцы для запоминания, выполненные на отдельных листах белой бумаги; листы бумаги для воспроизведения, карандаши по количеству детей. |
Тематическое планирование в подготовительной группе.
№п/п |
Тема занятия. |
Цели занятия. |
Учебная программа. |
Обеспечение. |
1. |
Развитие произвольного внимания. |
способствовать развитию произвольного внимания, зрительных ощущений; улучшать ясное восприятие и речь; закрепление умений определять цвет; создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». Цель: создание хорошего настроения. «Азбука хороших слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву А. Упр. мозговой гимнастики «Шапка для размышлений». «Выполни команду» Цель: развитие внимания. «Какого цвета?»; «Цветные полоски». Цель: умение определять цвет. |
цветные полоски (10 прямоугольников); цветная бумага. |
2. |
Развитие пространственных представлений. |
Способствовать развитию пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «снизу», «сверху», «между»); развитие артикуляции. |
Игры и упражнения. «Улыбнись». Цель: создание хорошего настроения. «Азбука хороших слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Б. Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой». Цель: улучшение мыслительной деятельности, расслабление мышц шеи и плеч. Речевое упражнение «Произнеси правильно». Цель: развитие артикуляции. Задания: а) двустишия, содержащие наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (типа: «Щеткой чищу я щенка…»); б) фрызы со сложной слоговой стрктурой (типа: «Сыворотка из-под простокваши»). Упр. «Раскрась правильно». |
цветные карандаши; листы белой бумаги с контурами домиков и полосками из квадратов. |
3. |
Развитие зрительной памяти. |
способствовать развитию зрительной памяти; развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»); развитие понятийного мышления. . |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись» Цель: создание хорошего настроения. «Азбука хороших слов» Цель: вспомнить добрые слова на букву В. Упр. мозговой гимнастики «Сова». Цель: улучшение зрительной памяти, внимания, снятие напряжения. «Воспроизведи по образцу». Цель: зарисовать показанные фигуры по образцу. «Выполни правильно». Цель: развитие пространственных представлений. «Вердбол». Цель: формировать умение классифицировать и обобщать предметы (понятийное мышление).
|
набор цветных полосок (10х3); плакат с изображением 6 геометрических фигур; индивидуальные бланки; цветные карандаши. |
4. |
Ориентировка в пространстве. Развитие зрительных ощущений. |
способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве листа; развивать умение воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность; развитие зрительных ощущений. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». Упр. «Азбука хороших слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Г. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения». Цель: активизация работы обеих полушарий, подготовка к усвоению знаний. «Где этот домик?» «Чей узор лучше?» Цель упр-й: ориентировка в пространстве листа. «Найди предметы одного цвета». Цель: найти предметы одного цвета, посмотрев вокруг себя. «Цветовая угадайка». Цель: смешивание красок.
|
плакат с домиками на каждого ребенка; листы бумаги в клеточку и карандаши; гуашевые краски, альбом, бумага. |
5. |
Развитие слуховых ощущений. |
способствовать развитию умения воспроизводить образец; развитие слуховых ощущений. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов» Цель: вспомнить добрые слова на букву Д. «Раскрась правильно». Цель: раскрась правильно бусинки, не нарушая цветовой гаммы. «Шумящие коробочки» Цель: найти пары коробочек. |
на каждого ребенка листы бумаги с нарисованным на них образцом и фигурами для раскрашивания; цветные карандаши; 2 ящика по 6 коробочек в каждом, наполненные различным материалом. |
6. |
Развитие произвольного внимания. |
способствовать развитию произвольного внимания; развитие осязательных ощущений; развитие точности движений (макродвижений); создание хорошего настроения.
|
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнитесь». «Азбука вежливых слов» Цель: вспомнить добрые слова на букву Е. Мозговая гимнастика «Точки равновесия». Цель: «Расставь слова». Цель: быстрее всех расставить слова. «Зашифруй цифры», «Зашифруй слова». Цель: быстро и без ошибок зашифровать ряды.
|
листы бумаги с напечатанными словами, рядами цифр и «ключом» для каждого ребенка; 8 -10 предметов средней величины; 5 -6 небольших ложек, 10 металлических крышек. |
7. |
Развитие наглядно - образного мышления. |
способствовать развитию наглядно – образного мышления; способствовать развитию произвольного внимания (устойчивость); создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнитесь». «Азбука вежливых слов» Цель: вспомнить добрые слова на букву З. Упр. мозговой гимнастики «Точки равновесия». Цель: «Полянки». Цель: нарисовать дорожки к домикам по «письму». «Назови по порядку». Задачи: а) отыскать все числа по порядку, начиная с 1, и показывая их; б) в убывающем порядке (на время). «Что здесь изображено?». |
индивидуальные листы с рис. полянок с разветвленными дорожками; 2 – 3 таблицы с числами от 1 до 10; Сюжетная картинка, тетрадный лист с вырезанным кругом (15 х15 см.). |
8. |
Развитие процессов анализа, зрительно – двигательных координаций. |
способствовать развитию процессов анализа. Развитию умения воспроизводить образец; развитие зрительно – двигательных координаций. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву К. «Симметричные рисунки». Цель: улучшение зрительно – двигательной координации. «Дорисуй недостающие детали». « Найди отличия». Цель: найти отличия. «Нарисуй точно также». Цель: в точности перерисовать. «Проведи не касаясь». Цель: как можно быстрее, не отрывая карандаша, провести линию по «дорожке», не касаясь «стенок» и не пересекая их. «Спящий дракон». Задача: «взять» карандашом сокровище у дракона и вернуться в И.п. другим путем.
|
комплект рис. С недостающими деталями для каждого ребенка; плакат с образцами для копирования, листы нелинованной бумаги; «дорожки»; листы с изображением спящего дракона; карандаши по количеству детей. |
9. |
Развитие умения сравнивать, анализировать. |
способствовать развитию умения сравнивать, анализировать форму предметов; способствовать развитию непосредственной зрительной памяти. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Л. Упр. мозговой атаки «Сова». Цель: см. занятие № 3. «Найди одинаковые и различающиеся». «Составь фигуру». Цель: из геометрических фигур сложить заданный образец. «Запомни картинки». (на время) «Запомни порядок». (на время) |
индивидуальные бланки с рис.; контурное изображение образца и набор геометрических фигур; 7 -10 картинок; простые и цветные карандаши. |
10. |
Развитие зрительной памяти. |
способствовать развитию зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности действий; развитие пространственных представлений, логического мышления; создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву М. Мозговая гимнастика «Сова». Цель: см. занятие №3. «Запомни и нарисуй». Цель: зарисовать по памяти как можно точнее фигуры. «Выполни правильно». Цель: развитие пространственных представлений, логического мышления.
|
плакаты с объектами для запоминания; листы бумаги, карандаши по количеству детей; игровое поле – квадрат, разделенный на клеточки (10х10см.), фишки. |
11. |
Развитие мышления, вербальной памяти. |
способствовать развитию мышления (установление закономерностей на абстрактном материале); развитие вербальной памяти; создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Н. Мозговая гимнастика «Качание головой». Цель: улучшение мыслительной деятельности, расслабление мышц шеи и плеч. «Найди фигуры». Цель: решение 9 задач, связанных с анализом отношений изображений. «Слушай, начинай с первой буквы». Цель: запомнить 6 – 7 слов на заданную букву из прослушанного текста в том порядке, в каком они их услышали. |
плакат с изобр. геом. фигурами, картонный кружок; текст задания «Слушай…» |
12. |
Развитие мышления. |
способствовать развитию умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие мышления (нахождение общих признаков в не связанном материале); развитие двигательной сферы. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву О. Мозговая гимнастика «Заземлитель». Цель: улучшение внимания, мыслительной деятельнотси. «Поиск общего». Цель: назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. «Попади в свой кружок». Цель: с завязанными глазами в центре задуманного круга поставить значок. |
индивидуальный набор бланков (4 шт. 10х15) с изобр. 3-х рядов мелких геом. Фигур; карточки со словами: тарелка – лодка, дом – дерево, солнце – рубашка, самолет – ложка; нарисов. на доске 3 -4 кружка (12х15)в разных местах; платочки для завязывания глаз; карандаша по количеству детей. |
13. |
Развитие зрительной опосредствованной памяти. |
способствовать развитию зрительной опосредствованной памяти; развитие логического мышления; развитие произвольности движений. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить слова на букву П. Упр. мозговой атаки «Сова». Цель: см. занятие №3. «Запомни фигуры». Цель: выполнить и нарисовать в пустых клетках напротив соответствующие фигуры и знак. «Логический квадрат». Цель: развитие логического мышления. «Обведи точно». Цель: развитие произвольности движений. |
индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения; табл., разделенная на 36 клеток (6р. по 6 клеток) с крупными и мелкими фигурами; индивид. листы бумаги, на которых карандашом нарис. квадрат, прямоугольник, круг, треугольник; цветные карандаши по количеству детей. |
14. |
Развитие умения анализировать и сравнивать. |
способствовать развитию умения анализировать и сравнивать образец; развитие произвольного внимания. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Р. «Заземлитель». Цель: см. занятие № 9. «Найди одинаковые». Цель: найти одинаковые изображения. «Где ошибся Буратино?». Цель: найти и исправить ошибку. «Одинаковые ли бусы?». Цель: найти отличия. «Найди образец». Цель: рассмотреть фигуру - образец слева на рисунке и найти точно такую же в правой части. «Найди картинку» Цель: отыскать загаданную картинку. «Перепутанные линии». Цель: развитие произвольного внимания |
рис. с изображением листьев, грибов, цветов; лист бумаги с попарно изображенными бусами; лист бумаги с изображением фигуры – образца и несколькими, но отличающимися малозаметными компонентами, фигурами; набор из 10 – 12 картинок; карточка к заданию «Перепутанные линии». |
15. |
Развитие пространственного восприятия, мышления. |
способствовать развитию пространственного восприятия; развитию наглядно – образного мышления; развитие гибкости мыслительной деятельности. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву С. Упр. мозговой атаки «Качание головой». Цель: см. занятие №2. «Найди пирамидку». Цель: найти среди рис. справа пирамидку, изображенную слева. «Найди кресло». Цель: найти и показать то кресло, боковой вид которого начерчен справа. «Засели дом». Цель: развитие гибкости мыслительной деятельности.
|
лист бумаги с изображением д. пирамидки и проекцией (вид сверху) неск. Пирамид; лист бумаги с изобр – ми кресел; лист белой бумаги с нарисованным 6 –этажным домом по количеству детей. |
16. |
Развитие вербального мышления, зрительной памяти, пространственных представленй. |
способствовать развитию вербального мышления (обобщение); развитие зрительной памяти, пространственных представлений. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнитесь». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву Т. Мозговая гимнастика «Точки Кука». Цель: трансформирование отрицательных эмоций в положительные, улучшение внимания, ясное восприятие речи. «Запомни сочетания фигур». Цель: развитие зрительной памяти. «Раздели на группы». Цель: развитие вербального мышления. «Фигуры и значки». Цель: развитие пространственных представлений. |
таблицы с различными сочетаниями геом. фигур и соотв. набор геом. фигур для каждого ребенка; таблицы с 3 пересекающимися фигурами; треугольник, квадрат, прямоугольник, круг; фломастеры или маркеры. |
17. |
Развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления. |
совершенствование произвольности внимания (переключение), наглядно – образного мышления, произвольности движения (умение затормозить движения); создание хорошего настроения. |
Игры и упражнения. Этюд «Улыбнись». «Азбука вежливых слов». Цель: вспомнить добрые слова на букву У. Упр. мозговой атаки «Качание икр». Цель: улучшение мыслительной деятельности, внимания. «Отыщи числа». Цель: совершенствование произвольности внимания (переключение). «Преврати в квадрат». Цель: превратить каждую из данных фигур в квадрат. «Запретное движение». Цель: развитие произвольности движений (умение затормаживать движение). |
табл. с числами кр. цв. от 1 до 20; индивидуальные бланки с фигурами. |
18. |
Развитие произвольной сферы, вербального и наглядно – образного мышления. |
снятие напряженности, тревожности; совершенствование произвольности внимания (переключение), наглядно – образного и логического мышления; стимулировать групповое общение. |
Игры и упражнения. «Узнай по голосу» Цель: развивать внимание, слуховую память. «Угадай-ка» Цель: развитие логического мышления. «Кто чему хочет научиться в школе» Цель: повышать мотивационную готовность к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление. «Закончи слово» Цель: развивать фонематический слух. «Конспиратор» Цель: развивать внимание, тактильную память, стимулировать групповое общение. «4 –й лишний». Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления. |
тексты загадок, предметные картинки к загадкам; мячик; платок; рабочие листочки к заданию «4-й лишний», карандаши по количеству детей. |
19. |
Развитие произвольной сферы, вербального и наглядно – образного мышления. |
развитие мелкой моторики; совершенствование наглядно-образного мышления, произвольного внимания; снятие возбуждения и импульсивности. |
Игры и упражнения. «Дорисуй рисунок» Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, мотивационной готовности к школе. «Шифровка» («Корректурная проба») Цель: развитие внимания, зрительной памяти. «Лабиринт» Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления. «Хлопки» Цель: снятие возбуждения и импульсивности, стимулировать групповое общение. Релаксация. Цель: развитие навыков рклаксационно-диафрагмального дыхания, снятие напряженности. |
альбомы для рисования, цветные карандаши; корректурная проба; лабиринты; релаксационная музыка, музыкальный центр. |
20. |
развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; развитие умения правильно выражать свои мысли и чувства; развитие фантазии; снятие психомышечного напряжения |
Игры и упражнения. «Назови свое имя» («Снежный ком» с мячом.) Цель: развитие слуховой памяти. «Зашумованные картинки» Цель: развитие восприятия, умения видеть целый предмет. «Эталоны» Цель: развитие умения соотносить предметы с геометрическими фигурами. «Тропинка» Цель: развитие групповой сплоченности и совместной деятельности. «Окна» Релаксация. Этюд «Факиры». Цель: снятие психомышечного напряжения |
мяч; рабочие листочки к упражнениям (по количеству детей); релаксационная музыка, муз. центр. |
|
21. |
Волшебная сказка чувств. |
выявление способности ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности; определение наиболее эмоционально значимых для ребенка сфер деятельности и переживаний |
Игры и упражнения. Пальчиковый массаж с мячом. Цель: развитие мелкой мотрики. Введение в сказку (три дорожки). «Угадай чувства героев» (пиктограммы) Цель: учить различать разные эмоциональные состояния героев сказки. «Определи настроение по описанию». «Раскрась домики» Цель: учить выражать эмоциональные чувства в цвете. «Настроение по цвету». Цель: раскрасить человечков согласно их эмоциональному настроению. Выход из сказки. Рефлексия. |
массажные мячики цветные карандаши, краски, листы белой бумаги (по количеству детей); совершенствование произвольности внимания (переключение), наглядно – образного мышления, произвольности движения (умение затормозить движения); создание хорошего настроения |
22 |
Формирование коммуникативных навыков. |
развивать пространственные представления, речь, образное мышление, зрительную произвольную память, внимание (объем и концентрацию), мелкую моторику: воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность. |
Игры и упражнения. «Цепочка дружбы» Психологический настрой «Выбери карточку по настроению» Цель: мониторинг эмоционального состояния. Придумывание «цветной» сказки. Цель: развитие зрительной, произвольной памяти, мышления, пространственных представлений, речи. «Купол», «Пианисты» Цель: развитие мелкой моторики. Рисование «цветной» сказки с проговариванием. Цель: развитие произвольной памяти, речи. Упр. «Группа» Цель: развитие произвольности поведения «Корректурная проба» Цель: развитие объема и концентрации внимания. Рефлексия. «Цепочка дружбы» |
цветные карточки, жетоны, магниты; цветные и простые карандаши, альбомные листы (по количеству детей) |
23 |
Занятие – тренинг. Волшебный мир сказок. |
совершенствовать навыки произвольного внимания; формировать мотивационную сферу развития внимания, коммуникативную сферу; воспитывать желание заниматься саморазвитием. |
Игры и упражнения. Релаксация «Волшебная страна» Цель: создание положительного фона. Проблемная ситуация. Цель: умение находить выход из сложившейся ситуации. «4 стихии» Цель: развитие произвольного внимания. «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, памяти. «Что ты обо мне знаешь? Цель: развитие зрительной памяти. «Найди десять слов» Цель: развивать умения находить слова среди ряда букв. «Капитаны, делай так» Цель: развитие слухового внимания. «Ладошки» Рефлексия. |
релаксационная музыка, муз. центр; рабочие листы к заданию «Найди десять слов» (по количеству детей);
|
24. |
Сказка «Про улыбку» |
обучение приемам саморегуляции; укрепление представлений детей о значении доброжелательных отношений между людьми; тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться. |
Игры и упражнения. «Улыбка» Цель: создание хорошего настроения. Упр. «Закончи сказку» (Про улыбку» Цель: развитие воображения, речи. Мини-спектакль «Крошка Енот». Цель: развитие коммуникативных навыков. Упражнения–тренинги в парах. Цель: тренировка доброжелательного поведения. Сценка «Три подруги» Цель: учить давать правильную оценку поступкам людей. Рефлексия. Песня «Улыбка». |
зеркальце в безопасной рамке по количеству детей; картинки из серии «Кто улыбается»; фонограмма к песне «Улыбка»; магнитофонная запись сказки («Про улыбку»); эмблемы; декорация к мини-спектаклю «Крошка Енот». |
25. |
Диагностическое занятие. |
принятие норм и правил работы в группе; исследование психоэмоционального состояния; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности. |
«Волшебный круг» Цель: развитие навыков группового взаимодействия. Правила и нормы сказочной страны. «Раскрась домик» Психодинамическая медитация «Сказочный лес» Цель: снятие психомышечного напряжения и тревожности.. Выставка «Грустный вернисаж» Цель: учить описывать эмоциональные состояния. Приход Меры. Обсуждение вопросов. Цель: накопление положительного эмоционального опыта. Рефлексия. |
круг из корсажной ленты; цветные карандаши (по восемь на каждого), бланки методики «Карта чувств»; картинки к вернисажу на разные эмоции; магнитофон, запись подвижной музыки. |
26 - 28 |
Диагностические занятия. (индивидуально и по подгруппам) |
исследовать степень обобщенности сенсорных эталонов, уровень интериоризации действий восприятия, целостность восприятия; выявить скорость распределения и переключения внимания, его объем и устойчивость; оценить объем кратковременной зрительной памяти, механической памяти; оценить быстроту воображения, необычность, оригинальность образов воображения, эмоциональную глубину и деталилизированность образов; оценить наглядно- действенное мышление, уровень развития мышления, ориентировки в пространстве и речи; выявление уровня развития логического мышления на материале, сочетающем систематизацию объектов по величине, и классификацию этих объектов по форме. исследование особенностей анализа и синтеза; выяснение, как дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, особенности их суждений и умозаключений, определить уровень развития мыслительной деятельности. |
Диагностика восприятия. Тест «Эталоны». Тест «Узнай кто это» Диагностика внимания. Тест «Корректурная проба» Тест «Кольца» (Э. Ландольт). Диагностика памяти. Тест «Запомни рисунки» Методика «Семена» Тест «Запомни слова» Цель: оценить развитие механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Диагностика воображения. Тест «Вербальная (словесная) фантазия». Методика «Придумай рассказ» Методика «Нарисуй что-нибудь» Диагностика мышления. Тест «Обведи контур» Методика «Как ты это понимаешь» Методика «Схематизация» Методика «Систематизация» Методика «Сравнение понятий» «Последовательность событий» Методика «Выявление причинно-следственных связей» Диагностика саморегуляции. Методика «Изучение уровня саморегуляции» Цель: выявить уровень сформированности саморегуляции. |
Рефлексия. |