12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитенко Оксана Борисовна253
Россия, Саратовская обл., Саратов

«Рассмотрено»

Руководитель МО


________/__________ /

подпись ФИО

Протокол № ________от

«___»________ 202__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУ «СОШ № ___»

_________/____________ /

подпись ФИО

Протокол № ________от

«___»________________г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ № 100»

__________/____________./

подпись ФИО

Приказ №___-О от

«___»________________г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Я - исследователь»

4 класс





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«____» __________202___ г.






















г. Саратов, 2022 год



Содержание


Результаты освоения курса внеурочной деятельности;


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;



Тематическое планирование;


Литература.










































Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности кружка «Я - исследователь. 4 класс» разработана для внеурочной деятельности для учащихся 4 класса. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.


Основная цель программы «Я - исследователь. 4 класс» - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


Личностными результатами (предпосылками к их достижению) является формирование следующих умений:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

интереса к познанию русского языка;

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях;

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД:

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать и учитывать другое мнение и позицию;

формировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

строить монологическое высказывание;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

осуществлять действие взаимоконтроля.

открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

развитие интереса и любви к великому русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся;

овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений, предметов;

воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.



Cодержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Программа рассчитана на 34 недели. Занятия в «Я - исследователь. 4 класс» проводятся 1 раз в неделю в период с сентября по май текущего учебного года. В один день – 1 ученический час. Общее количество часов – 34 часов.

Одно учебное занятие длится 40 минут. Наполняемость группы – 15 человек.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


Содержание курса

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». – 1 ч.

Тема 2-3. Культура мышления. – 2ч.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». – 2 ч.

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. – 2 ч.

Тема 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. – 2 ч.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. – 2 ч.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. – 2 ч.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. -2ч.

Тема 15-16. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. -2ч.

Тема 17-18. Техника экспериментирования. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». -2ч.

Тема 19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. – 2ч.

Тема 21-22. Правильное мышление и логика. Задания на развитие мышления и логики. – 2ч.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. – 2ч.

Тема 25-27. Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. – 3ч.

Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. – 3ч.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Составление плана выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление с проектами перед одноклассниками. – 1ч.

Тема 33. Выступление на школьной НПК. Презентация проекта на школьной НПК. – 1ч.

Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.


Тематическое планирование



п/п


Тема занятий

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами»

1

06.09


2

Культура мышления.

1

13.09


3

Культура мышления.

1

20.09


4

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

1

27.09


5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

1

04.10


6

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.

1

11.10


7

Работа над актуальностью выбранной проблемы.

1

18.10


8

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.


1

25.10


9

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

1

08.11


10

Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

1

15.11


11

Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

1

22.11


12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

29.11


13

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

1

06.12


14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

1

13.12


15

Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

1

20.12


16

Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

1

27.12


17

Техника экспериментирования. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

1

10.01


18

Техника экспериментирования. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

1

17.01


19

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

1

24.01


20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

1

31.01


21

Правильное мышление и логика. Задания на развитие мышления и логики.

1

07.02


22

Правильное мышление и логика. Задания на развитие мышления и логики.

1

14.02


23

Обработка и анализ всех полученных данных. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

1

21.02


24

Обработка и анализ всех полученных данных. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

1

28.02


25

Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

1

07.03


26

Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

1

14.03


27

Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

1

21.03


28

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций.

1

04.04


29

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций.

1

11.04


30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций.

1

18.04


31

Подготовка публичного выступления. Составление плана выступления. Как подготовиться к защите

1

25.04


32

Защита исследования перед одноклассниками. Выступление с проектами перед одноклассниками.

1

02.05


33

Выступление на школьной НПК. Презентация проекта на школьной НПК.

1

16.05


34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности

1

23.05

























IV. Литература.

1. Оконь В. «Основы проблемного обучения». – М.: «Академия», 2004.

1. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников:

программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок. – Волгоград:

Изд-во Учитель, 2011. – 138 с.

2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших. / А. И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007.

3.Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. / А. И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007.


Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007. - 173 с.

7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.