Рабочая программа кружка «Тимуровцы» (5 класс)
Программа кружка
«ТИМУРОВЦЫ»
Возраст детей – 5 класс
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Халдина Светлана Викторовна –
воспитатель 1 квалификационной категории
I. Пояснительная записка.
Детство - время активного социального развития растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия "Общество-государство" предусматривает, в основном, пассивное участие детей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.
В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Программа развития детского тимуровского движения преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь. Понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Программа тимуровского движения создана для учащихся 5 класса. Рассчитана на 32 часа в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия.
Цели и задачи.
Воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели ставим перед собой следующие задачи:
способствовать нравственному и духовному становлению детей ;
формировать социальный опыт детей;
осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
осуществлять тимуровскую деятельность.
Ожидаемый результат
воспитание высоконравственной личности, приближенной к модели выпускника;
развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей, через возможность широкого выбора внеурочной занятости;
решение проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирование индивидуализированного, здоровьесберегающего, обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному образу жизни;
вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором духовно-нравственные нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой;
приобретение учащимися в результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения таких духовно-нравственных качеств как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность.
пополнение интересов, учащихся социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений;
приобщение к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.
Принципы
комплексность
дифференцированность
многоаспектность
последовательность
Формы работы, используемые при реализации программы
организация акций, посвященных памятным датам отечественной истории
выявление людей , нуждающихся в помощи
внеклассные профилактические и спортивно-оздоровительные мероприятия
кружковая работа
встречи с интересными людьми
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Темы - разделы | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
Школа тимуровцев, разведка тимуровских дел | 1 | 6.09 | | |
Конкурс сочинений «Милосердие спасёт мир» | 2 | 13.09 | 20.09 | |
| Классный час «Меценатство и благотворительность» | 1 | 27.09 | |
| «Букет для педагога - ветерана» | 2 | | 04.10 11.10 |
Акция «Пусть будет тёплой осень жизни» | 2 | | 18.10 25.10 | |
| «Мы - твои старшие друзья!» Акция « Внимание дорога!» Выпуск листовок. | 2 | | 08.11 15.11 |
| Операция «Кормушка». | 2 | | 22.11 29.11 |
| "Согреем ладони, разгладим морщинки" Рассказы о бабушках и дедушках | 2 | 06.12 | 13.12 |
| «В кругу друзей» Дискуссия « Вся правда о табаке» Выставка рисунков | 2 | 20.12 | 27.12 |
| Проект «Герои среди нас» | 1 | 17.01 | |
| Работа с интернет ресурсами. Герои наших дней | 2 | 24.01 31.01 | |
| Россия - Родина моя! (экскурсии) Акция « Славные страницы нашего отечества» | 4 | | 07.02 14.02 21.02 28.02 |
| Выпуск газеты о проделанной работе | 3 | 07.03 | 14.03 21.03 |
| По страницам истории. « Орден Отечественной войны» | 2 | 04.04 11.04 | |
| «Я помню, я горжусь…», «Салют, Победа!» | 2 | 18.04 | 25.04 |
| Акция «Памяти павших будьте достойны». | 2 | 16.05 | 23.05 |
| Акция « Помоги младшему» (помощь в учебе) | В течение года | | + |
| Тимуровские десанты. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. | В течение года | | + |
всего | | 32 | 13 | 19 |
II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы разделов. | Кол-во часов | Из них: |
Практические занятия | |||
1. | Военно-историческая подготовка. Знакомство с героическим прошлым Знакомство с историей Малой Родины Раскрытие сущности понятий: орден | 4 2 2 | 1 |
2. | Тимуровская работа проведение операций по уборке и благоустройству мемориала | 4 | 4 |
3. | Поисковая работа. Проект | 10 | 6 |
4. | Военно-историческая подготовка Знакомство с жизнью и подвигами военачальников, полководцев, защитников родины | 4 | 2 |
5. | Работа по преемственности: Проведение мероприятий для связи поколений Проведение операций (помощь ветеранам и пожилым социально незащищенным, одиноким людям) | 4 2 | 4 2 |
| ВСЕГО | 32 | 19 |
III. Содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Содержание программы | Кол-во часов |
Школа тимуровцев, разведка тимуровских дел | Обсуждение плана работы кружка на год, выборы актива | 1 | |
Конкурс сочинений «Милосердие спасёт мир» | Вводная беседа, погружение в тему, творческая работа (рисунок) | 2 | |
Классный час «Меценатство и благотворительность» | Презентация, беседа, рефлексия | 1 | |
«Букет для педагога - ветерана» | Подготовка к общешкольному мероприятию День Учителя, подготовка сценических номеров и подарков для педагогов. | 2 | |
Акция «Пусть будет тёплой осень жизни» | Адресная помощь пожилым людям. | 2 | |
Акция « Внимание дорога!» Выпуск листовок. | Экскурсия в УМВД, встреча с сотрудниками полиции, выпуск листовок. | 2 | |
Операция «Кормушка». | Вводная беседа, проектирование экокормушек, творческая мастеркая. | 2 | |
Рассказы о бабушках и дедушках | Презентация, беседа, работа тетради (сочинения) | 2 | |
Дискуссия « Вся правда о табаке» Выставка рисунков | Вступительная беседа, просмотр мф «Вредные привычки», обсуждение, игра-практикум, творческая работа | 2 | |
Проект «Герои среди нас» | Презентация, фронтальная беседа по вопросам | 1 | |
Работа с интернет ресурсами. Герои наших дней | Сбор и поиск информации, знакомство с жизнью и подвигами героев наших дней. | 2 | |
Россия - Родина моя! (экскурсии) Акция « Славные страницы нашего отечества» | Видеоэкскурсия , просмотр фильмов о ВОВ, посещение мемориала, наведение порядка и чистоты. | 4 | |
Выпуск газеты о проделанной работе | Практическая творческая часть, итоги | 3 | |
По страницам истории. « Орден Отечественной войны» | Вводная беседа, презентация, знакомство с наследием. Практическая работа-изготовление макета ордена. | 2 | |
«Я помню, я горжусь…», «Салют, Победа!» | Подготовка к общешкольному мероприятию, разучивание стихов, песен, изготовление подарков ветеранам. | 2 | |
Акция «Памяти павших будьте достойны». | Трудовой десант, выпуск стенгазеты. | 2 |
V. Список литературы.
Военно-патриотическое воспитание в школе. М.В.Видякин, Н.А.Касаткина, И.О.Усатова и др. Издательство «Учитель» Волгоград, 2010 г.стр. 11-25
Воспитание гражданина./Р. Салихова, Г. Ахметжанова //Воспитание школьников: Теоретический журнал. – 2004. - №1 – с.2-8.
Воспитание патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С.Рожков // Пед. вестн. – 2003. - №12. – С.7.
Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград, 204.
Гражданско–патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Книга вожатого, Москва., 1986 г. стр 176-178
Методические рекомендации по организации деятельности детских, подростковых организаций ФДПЮО, 2006 г
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №1 М., 2003 г. стр. 52-61
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №3 М., 2004 г. стр. 2-9
Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8 М., 2004 г. стр 103-136
Положения Концепции (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям
Организация внеурочной деятельности в школе: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО,2013
Сборник программ. Социальная деятельность. Основная школа/авт.-сост. С.В. Третьякова.- М.: Просвещение,2013
Программы внеурочной деятельности. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение,2011