Рабочая программа и КТП по русскому языку для 5 класса по УМК Т.А. Ладыженской
«Согласовано» Руководитель МО ______________ Свиридова А.А. Протокол № 1 от 22.08.2021 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Крыловецкая Л.В. 22.08.2021 | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 3им.А.Невского ___________ Евгущенко А.М. Приказ № 184 от 23.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5-а класса
на 2021-2022 учебный год
Шулиной О,В., учителя русского языка и литературы
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени
Александра Невского»
2021
Пояснительная записка к программе
Рабочая программа предназначена для 5-А класса ГБОУ СОШ № 3 и составлена на основания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273-ФЗ, в соответствии с Образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №3 и учебным планом школы, с учетом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по русскому языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.), а также авторской программы основного общего образования по русскому языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015); учебника «Русский язык. 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2019.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 136 часов за учебный год.
Содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей про-граммы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельно-сти в соответствии с традиционными российскими социокуль-турными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей про-граммы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации ос-новных направлений воспитательной деятельности, в том числе
части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали-зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образователь-ной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понима-ние роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обще-стве, формируемое в том числе на основе примеров из литератур-ных произведений, написанных на русском языке; готовность
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаи-мопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятель-ности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли-культурном и многоконфессиональном обществе, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос-сии; проявление интереса к познанию русского языка, к исто-рии и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоциональ-ного воздействия искусства; осознание важности художествен-ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуника-ции и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизнен-ный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое пита-ние, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил без-опасности, в том числе навыки безопасного поведения в интер-нет-среде в процессе школьного языкового образования; способ-ность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоцио-нальное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опира-ясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, при-знание своего права на ошибку и такого же права другого че-ловека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, плани-ровать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филоло-гов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение ин-дивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по-следствий для окружающей среды; умение точно, логично вы-ражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание гло-бального характера экологических проблем и путей их реше-ния; активное неприятие действий, приносящих вред окру-жающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
литературными произведениями, поднимающими экологи-ческие проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи-ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природ-ной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными на-выками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо получия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся услови-ям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных соци-альных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
также в рамках социального взаимодействия с людьми из дру-гой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределён-ности, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уров-ня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в со-вместной деятельности новые знания, навыки и компетен-ции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, по-нятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и ком-петенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в обла-сти концепции устойчивого развития, анализировать и выяв-лять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, дости-жения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрес-совую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившей-ся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языко-вых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языко-вых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматривае-мых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для ре-шения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языко-вых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент по-знания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие меж-ду реальным и желательным состоянием ситуации, и самосто-ятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для реше-
ния учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану неболь-шое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависи-мостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, по-лученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре-зультатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуаци-ях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и си-стематизировать информацию, представленную в текстах, таб лицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой ин-формации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения
систематизации информации из одного или нескольких ис-точников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровер-гающие одну и ту же идею, версию) в различных информаци-онных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представле-ния информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллю-стрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграм-мами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, пред ложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной моно-логической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать зна-чение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отно-шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу об-суждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участни-ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, иссле-дования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием ил-люстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и ин дивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно стро-
ить действия по её достижению: распределять роли, догова-риваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готов-ность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участ-ников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсужде-ния, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный ре-зультат по своему направлению и координировать свои дей-ствия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по крите-риям, самостоятельно сформулированным участниками взаи-модействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие реше-ния группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументи-ровать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходи-мые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе рече-вого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при реше-нии учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому рече-вому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мо-тивы и намерения другого человека, анализируя речевую си-туацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Язык и общение (2ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем и слушаем на уроке.
Речь (17 ч)
Углубление знаний: текст, тема текста, основная мысль текста. Стили речи. Типы речи. Письмо. Повествование. Описание предмета. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Доказательства в рассуждении. Описание животного. Рассказ. Невыдуманный рассказ о себе.
Повторение изученного в 1 - 4 классах (17 ч)
Звуки и буквы. Произношение и написание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов со словами.
Самостоятельные и служебные части речи. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и
-ться; раздельное написание не с глаголами.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (22 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (11 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и
безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Лексика. Культура речи (10 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Толковые словари.
Морфемика. Орфография. Культура речи (16 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях
-лож- – -лаг-, -рос- – -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Морфология. Орфография. Культура речи (35 ч) Имя существительное (14 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (7 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (14 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголами.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов. Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. Употребление времен. Морфологический разбор глагола.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Язык и общение | 2 |
2 | Речь | 17(материал усваивается в течение учебного года) |
3 | Повторение изученного в 1-4 классах | 17 |
4 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 22 |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 11 |
6 | Лексика. Культура речи | 10 |
7 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 16 |
8 | Морфология. Орфография. Культура речи | 35 |
| Имя существительное | 14 |
| Имя прилагательное | 7 |
| Глагол | 14 |
9 | Повторение изученного в 5 классе | 6 |
Формы и виды контроля
Формы контроля знаний: входной контроль в начале года, контрольные диктанты, словарные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение и художественного текста и ответ на вопрос о его содержании, сочинение по заданной теме.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Кол- во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Язык и общение Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | 02.09.21 | |
2. | Читаем и слушаем на уроке. | | 02.09.21. | |
3. | РР. Стили речи | | 03.09.21 | |
4. | Повторение изученного в 1 - 4 классах Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 17 | 07.09.21 | |
5. | Орфограмма. Место орфограмм в словах. | | 09.09.21 | |
6. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | | 09.09.21 | |
7. | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | | 10.09.21 | |
8. | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | | 14.09.21 | |
9. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | | 16.09.21 | |
10. | Буквы И, У, А после шипящих. | | 16.09.21 | |
11. | Разделительные Ъ и Ь. | | 17.09.21 | |
12. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | | 21.09.21 | |
13. | РР. Что мы знаем о тексте | 1 | 23.09.21 | |
14. | РР. Обучающее изложение по тексту Г.А. Скребицкого (упр.69) | 1 | 23.09.21 | |
15. | Части речи. | | 24.09.21 | |
16. | Глагол как часть речи. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | | 05.10.21 | |
17. | РР. Тема текста | 1 | 07.10.21 | |
18. | Личные окончания глаголов | | 07.10.21 | |
19. | Имя существительное как часть речи. Падежные окончания существительных | | 08.10.21 | |
20. | Имя прилагательное как часть речи | | 12.10.21 | |
21. | Местоимение как часть речи | | 14.10.21 | |
22. | РР. Основная мысль текста. Обучающее устное сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом» (упр. 110) | 1 | 14.10.21 | |
23. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | 15.10.21 | |
24. | Анализ контрольного диктанта | | 19.10.21 | |
25. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 22 | 21.10.21 | |
| Синтаксис и пунктуация | | 21.10.21 | |
26. | Словосочетание. Способы выражения грамматической связи в словосочетании | | 22.10.21 | |
27. | Разбор словосочетания | | 26.10.21 | |
28. | Предложение | | 28.10.21 | |
29. | РР. Сжатое изложение «Старый пень» по тексту В.П. Катаева (упр. 149) | 1 | 28.10.21 | |
30. | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | | 29.10.21 | |
31. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | | 09.11.21 | |
32. | Сказуемое. Виды сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым | | 11.11.21 | |
33. | Нераспространённые и распространённые предложения | | 11.11.21 | |
34. | Второстепенные члены предложения. Дополнение | | 12.11.21 | |
35. | Определение | | 16.11.21 | |
36. | Обстоятельство | | 18.11.21 | |
37. | Предложения с однородными членами | | 18.11.21 | |
38. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | | 19.11.21 | |
39. | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами | | 23.11.21 | |
40. | РР. Письмо. Предложения с обращениями | 1 | 25.11.21 | |
41. | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | | 25.11.21 | |
42. | Простые и сложные предложения | | 26.11.21 | |
43. | Синтаксический разбор сложного предложения | | 07.12.21 | |
44. | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | | 09.12.21 | |
45. | Диалог | | 09.12.21 | |
46. | Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | | 10.12.21 | |
47. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | 14.12.21 | |
48. | Анализ контрольного диктанта | | 16.12.21 | |
49. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи Фонетика. Гласные звуки | 11 | 16.12.21 | |
50. | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи | | 17.12.21 | |
51. | Согласные твёрдые и мягкие | | 21.12.21 | |
52. | РР. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания по тексту К. Г. Паустовского (упр.292) | 1 | 23.12.21 | |
53. | Согласные звонкие и глухие | | 23.12.21 | |
54. | Графика. Алфавит.Контрольный словарный диктант. | | 24.12.21 | |
55. | РР. Описание предмета | 1 | 28.12.21 | |
56. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | | 11.01.22 | |
57. | Двойная роль букв е, е, ю, я | | 13.01.22 | |
58. | Слог. Ударение. Орфоэпия. Фонетический разбор слова | | 13.01.22 | |
59. | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | | 14.01.22 | |
60. | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | | 18.01.22 | |
61. | Анализ контрольной работы | | 20.01.22 | |
62. | Лексика. Культура речи Слово и его лексическое значение | 10 | 20.01.22 | |
63. | Однозначные и многозначные слова | | 21.01.22 | |
64. | Прямое и переносное значение слов | | 25.01.22 | |
65. | Омонимы | | 27.01.22 | |
66. | Синонимы | | 27.01.22 | |
67. | Антонимы | | 28.01.22 | |
68. | Паронимы. Толковые словари | | 01.02.22 | |
69. | Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | | 03.02.22 | |
70. | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» | | 03.02.22 | |
71. | Анализ контрольной работы | | 04.02.22 | |
72. | Морфемика. Орфография. Культура речи Морфема. Изменение и образование слов | 16 | 08.02.22 | |
73. | Окончание | | 10.02.22 | |
74. | Основа слова. Корень слова | | 10.02.22 | |
75. | РР. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 1 | 11.02.22 | |
76. | Суффикс | | 15.02.22 | |
77. | Приставка | | 17.02.22 | |
78. | РР. Выборочное изложение с изменением лица (упр.456) | 1 | 17.02.22 | |
79. | Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные | | 18.02.22 | |
80. | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | | 22.02.22 | |
81. | Правописание гласных и согласных в приставках | | 24.02.22 | |
82. | Буквы З и С на конце приставок | | 24.02.22 | |
83. | Буквы а-о в корне лаг-лож | | 25.02.22 | |
84. | Буквы а-о в корне раст-рос | | 01.03.22 | |
85. | Буквы ё-о после шипящих в корне слова | | 03.03.22 | |
86. | Буквы ы-и после ц | | 03.03.22 | |
87. | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» | | 04.03.22 | |
88. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | 10.03.22 | |
89. | Анализ контрольного диктанта | | 10.03.22 | | |||
90. | РР. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр.508) | 1 | 11.03.22 | | |||
Морфология. Орфография. Культура речи | 35 | | | ||||
91. | Имя существительное Имя существительное как часть речи | 14 | 15.03.22 | | |||
92. | РР. Доказательства в рассуждении. Обучение сочинению-рассуждению | 1 | 17.03.22 | | |||
93. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | | 17.03.22 | | |||
94. | Имена существительные собственные и нарицательные | | 18.03.22 | | |||
95. | Род имен существительных | | 22.03.22 | | |||
96. | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | | 24.03.22 | | |||
97. | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | | 24.03.22 | | |||
98. | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных | | 25.03.22 | | |||
99. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе | | 05.04.22 | | |||
100. | Множественное число имен существительных | | 07.04.22 | | |||
101. | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных | | 07.04.22 | | |||
102. | Морфологический разбор имени существительного | | 08.04.22 | | |||
103. | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | | 12.04.22 | | |||
104. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | 14.04.22 | | |||
105. | Анализ контрольного диктанта | | 14.04.22 | | |||
106. | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи | 7 | 15.04.22 | | |||
107. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | | 19.04.22 | | |||
108. | РР. Описание животного | 1 | 21.04.22 | | |||
109. | РР. Подробное изложение по тексту А.И. Куприна «Ю-ю» (упр. 629) | 1 | 21.04.22 | | |||
110. | Прилагательные полные и краткие | | 22.04.22 | | |||
111. | Морфологический разбор имени прилагательного | | 26.04.22 | | |||
112. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | | 28.04.22 | | |||
113. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | | 28.04.22 | | |||
114. | Анализ контрольного диктанта | | 29.04.22 | | |||
115. | Глагол Глагол как часть речи. Не с глаголами | 14 | 03.05.22 | | |||
116. | РР. Рассказ. Невыдуманный рассказ о себе. | 1 | 05.05.22 | |
117. | Неопределенная форма глагола. Правописание -тся и -ться | | 05.05.22 | |
118. | Виды глаголов | | 06.05.22 | |
119. | Буквы е-и в корнях с чередованием | | 10.05.22 | |
120. | Время глагола. Прошедшее время глагола | | 12.05.22 | |
121. | Настоящее время глагола | | 12.05.22 | |
122. | Будущее время глагола | | 13.05.22 | |
123. | Спряжение глагола. | | 17.05.22 | |
124. | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | | 19.05.22 | |
125. | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа | | 19.05.22 | |
126. | РР. Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф. Савчук «Шоколадный торт» | 1 | 20.05.22 | |
127. | Употребление времен. Морфологический разбор глагола | | 21.05.22 | |
128. | Повторение изученного по теме «Глагол» | | 23.05.22 | |
129. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | 23.05.22 | |
130. | Анализ контрольного диктанта | | 24.05.22 | |
131. | Повторение изученного в 5 классе Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов | 6 | | |
132. | Орфограммы в окончаниях | | 25.05.22 | |
133. | Употребление букв ъ и ь | | 25.05.22 | |
134. | Итоговый контрольный диктант | | Резерв | |
135. | Анализ контрольного диктанта | | Резерв | |
136. | Анализ итогового контрольного диктанта | | Резерв | |
Использованная литература
Программа основного общего образования по русскому языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2019.
Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /– М. : Просвещение, 2016.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русск. 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.
Интерактивное учебное пособие «Наглядный русский язык 5 класс».
4