Рабочая программа курса по выбору «Практическое речеведение» для 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08. 2018 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 58 от 24.08. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Практическое речеведение»
для 11 класса
Автор - составитель:
учитель Никитина Екатерина Александровна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности выпускников, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Данный курс по выбору «Практическое речеведение» является продолжением курса, проведённого в 10 классе, предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста и составлен в соответствии с концепцией профильной подготовки и способствует углублению знаний в структуре творческого текста.
Программа курса составлена на основании следующих нормативных документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказа Минобразования РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».
3.Приказа Минобразования и науки России №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования» (в редакции от 23.06.2015 № 609).
3.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, в ред. изменения от 24.11.2015).
4.Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень)1.
5.Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторской программы по русскому языку 10-11 кл. Н.Г. Гольцовой2.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык». Курс по выбору ориентирован на программу общеобразовательных учреждений: русский язык: для гуманитарного профиля: культура речи и стилистика; общие сведения о языке; основы словесности; основы риторики; основы редактирования. – М.: Просвещение, 2015.
Место курса по выбору в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа курса по выбору для 11 класса предусматривает обучение в объёме 34 часов в год.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Целеполагание
Цель данного курса по выбору - обеспечение качественной подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на базе расширенного аспекта знаний в области стилистики.
Задачи курса по выбору:
1)освоение обучающимися современной стилистики как системы;
2)формирование прочных стилистических знаний и умений;
3)развитие коммуникативной компетентности обучающихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
4)формирование навыков исследовательской работы;
5)совершенствование умений:
-понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
-определять тему текста, проблему, позицию автора;
-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
-комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
-развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
-выбирать необходимый стиль и тип речи;
-отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.
Планируемые результаты курса по выбору
В результате обучения по программе предмета по выбору «Практическое речеведение» выпускник должен иметь представление:
-о коммуникативной функции языка,
-о литературном языке как основе художественной литературы,
-о языковых нормах и признаках.
Выпускник должен знать:
-основные сведения о стилистике как науке;
-типы и стили речи;
-алгоритм написания рецензии и эссе;
-типы проблем и способы их выявления и формулирования;
-типы комментария;
-средства выражения позиции автора;
-виды аргументов;
-композицию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста;
-типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические;
-критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Выпускник должен уметь:
-производить стилистический анализ текста;
-понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
-определять тему текста, проблему, позицию автора;
-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
-комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
-развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
-выбирать необходимый стиль и тип речи;
-отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
-свободно, правильно, логично, образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
-извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе.
Содержание
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста» (16 ч)
В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, выпускники будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили речи. Понятие о стилистике русского языка, Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в речевой культуре. Понятие о функциональном стиле речи. Стилистическая норма.
Особенности научного стиля. Языковые средства научного стиля.Научная сфера общения. Научное информационное сообщение как основная функция стиля речи. Современные жанры научных текстов. Требования к структуре разных жанров научных текстов. Использование терминов, заимствованных слов. Употребление слов в прямом значении. Использование слов с отвлеченным значением. Особенности научного стиля.
Официально-деловая сфера общения. Жанры официально-делового стиля. Особенности официально-делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи. Законодательные, дипломатические документы и административно-канцелярские бумаги как разновидность официально-делового стиля.Содержательная полнота, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы. Употребление сложных синтаксических конструкций, простых предложений с однородными членами, вводными, вставными конструкциями.Особенности публицистики. Жанры публицистического стиля речи. Языковые средства публицистического стиля речи.Сообщение информации, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного выступления. Публичные лекции; газетные жанры; репортажи. Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики. Использование стилистических фигур (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация).
Особенности стиля художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства речи.Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Типологический анализ текста. Стилистический анализ текста. Зависимость средств от темы, основной мысли, жанра, текста, индивидуального стиля автора. Эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворения, параллелизм, антитеза, градация, риторические обращения.Лексические средства выразительности. Тропы в тексте. Стилистические фигуры.Фонетические средства выразительности в текстах. Лингвистический анализ текста.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение» (18 ч).
Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.Рассуждение как основное функционально-смысловой тип речи. Проблема текста. Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. Особенности построения рецензии. Особенности построения эссе.Комментарий к проблеме. Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.Авторская позиция. Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения. Аргументация собственной позиции. Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, вывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранении. Композиция сочинения-рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.
Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Контроль (по необходимости) |
1 | Понятие о тексте. Структура текста | 5 ч | - |
2 | Стилистика русского языка | 7 ч | 1 ч |
3 | Лингвистический анализ текста | 4 ч | 1 ч |
4 | Построение сочинения-рассуждения Промежуточная аттестация. | 17 ч 1 ч | - 1 ч |
| Всего | 34 ч | 3 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | | Количество часов | Дата | Дата коррек тировки (по необходи мости) |
Понятие о тексте. Структура текста (5 ч) | ||||
1. | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 ч | | |
2. | Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем в тексте. | 1 ч | | |
3. | Лексические средства организации текста. | 1 ч | | |
4. | Морфологические средства организации текста. | 1 ч | | |
5. | Синтаксические средства организации текста | 1 ч | | |
Стилистика русского языка (7 ч) | ||||
6. | Стили речи. Основные стилистические признаки текста. Жанровое многообразие. | 1 ч | | |
7. | Особенности научного стиля. Языковые средства научного стиля. | 1 ч | | |
8. | Официально-деловая сфера общения. Языковые средства официально - делового стиля. | 1 ч | | |
9. | Особенности публицистики. Языковые особенности публицистического стиля. | 1 ч | | |
10. | Особенности стиля художественной литературы. Изобразительно- выразительные средства речи. | 1 ч | | |
11. | Типы текста. Основные признаки типологического анализа текста. | | | |
12. | Контрольно-практическая работа «Стилистический и типологический анализ текста». | 1 ч | | |
Лингвистический анализ текста (4 ч) | ||||
13. | Лексические средства выразительности. Тропы в тексте. | 1 ч | | |
14. | Лексические средства выразительности. Стилистические фигуры. | 1 ч | | |
15. | Фонетические средства выразительности в текстах. | 1 ч | | |
16. | Контрольно-практическая работа «Лингвистический анализ текста». | 1 ч | | |
Построение сочинения-рассуждения (18 ч) | ||||
17. | Содержание исходного текста. Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем. | 1 ч | | |
18. | Особенности построения рецензии. | 1 ч | | |
19. | Особенности построения эссе. | 1 ч | | |
20. | Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. | 1 ч | | |
21. | Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типовые конструкции для комментирования проблемы. | 1 ч | | |
22. | Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. | 1 ч | | |
23. | Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в публицистическом тексте. | 1 ч | | |
24. | Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции. | 1 ч | | |
25. | Аргументация. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. | 1 ч | | |
26. | Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему на основе прочитанного текста. | 1 ч | | |
27. | Виды и формы вступления и заключения сочинения-рассуждения. | 1 ч | | |
28. | Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. | 1 ч | | |
29. | Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | 1 ч | | |
30. | Грамматические и лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. | 1 ч | | |
31. | Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. | 1 ч | | |
32 | Промежуточная аттестация. Комплексный анализ текста. | 1 ч | | |
33. | Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок. | 1 ч | | |
34. | Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. | 1 ч | | |
1 Примерная программа по предмету «Литература» (базовый и профильный уровни) – серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 10-11 классы - М.: Просвещение, 2017.
2 Программа к учебнику «Русский язык». 10-11 классы»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.