Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный биолог»

2
0
Материал опубликован 4 November 2021

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрена

на методическом объединении

_____________ 2021 г. Протокол №

Руководитель методического объединения

____________________________________

(подпись, ФИО руководителя)

Рекомендована

методическим советом МКОУ ГСОШ

____________ 2021 г. Протокол № __

Руководитель методического совета

________________________________

(подпись, ФИО руководителя)




УТВЕРЖДЕНА


Приказ от ___ августа 2021 № _______

Директор учреждения ___________А.П.Кайль




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный биолог»

6 класс



Срок реализации программы 1 год





Разработал: Пальянов Евгений Леонидович

учитель биологии,

I квалификационной категории














с. Газ-Сале 2021г.

Содержание

Пояснительная записка

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Календарно – тематическое планирование

Ожидаемые результаты изучения курсов внеурочной деятельности

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности





































Пояснительная записка


Программа курсов внеурочной деятельности «Юный биолог» разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»

Образовательной программой «Основы исследовательской деятельности» Л.Д. Корякиной.

Новизна программы курса внеурочной деятельности в научно – исследовательской деятельности, овладение обучающимися практическими умениями и навыками.

Цели программы:

формирование интеллектуального потенциала, творческого мышления, целевых мотивационных установок к саморазвитию и самосовершенствованию;

организация работы с обучающимися по научно – исследовательской деятельности.

Задачи:

создавать условия для научно – исследовательской деятельности обучающихся;

развивать интеллектуальные способности обучающихся;

обеспечивать возможность самостоятельно осуществлять научно – исследовательскую деятельность, ставит научные цели, искать и использовать научную информацию.

Принципы:

Природоспособности – предполагается, что процесс исследовательской деятельности должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с законами природы человека.

Коллективности – предполагает, что воспитание и образование дают юному человеку опыт жизни в обществе поддержки самоопределение воспитанника;

Предполагает формирование личностью осмысленного и ответственного отношения к действительности в ходе научно – исследовательской деятельности.

Научности - предусматривает обеспечение научного познания мира обучающимися.




Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

Сформированность познавательных процессов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;

Метапредметные результаты:

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию из одной формы в другую;

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметные результаты:

Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и питание, рост, развитие, размножение);

Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

Различение на таблицах частей клетки, органов цветкового растения, наиболее распространенных растений, грибов;

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.




Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа кружка «Юный биолог» рассчитана на обучающихся 1-4 классов, которые проявляют интерес к научно – исследовательской деятельность, экспериментированию. Приобщение детей к научно – исследовательской и проектной деятельности на уровне начального образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и исследовательские способности обучающихся. Основное содержание деятельности кружка способствует развитию у обучающихся потребности к научно – исследовательской деятельности и умения определять проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, проводить эксперимент, делать выводы.



Отличительные особенности программы – развитие исследовательской деятельности у обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-14 лет.

Методы обучения

1. Исследовательский.

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках.

3. Коллективный подход.

Формы и приёмы работы

1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии.

2. Изучение научной литературы.

3. Наблюдение за природными объектами.

4. Изучение флоры и фауны родного края.



4.Календарно – тематическое планирование

6 класс



п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1


1

2.

Виды микроскопов, из чего они состоят.

1

1


4

Отпечаток пальца.

1


1

5

Почему одни листочки гладкие, а другие пушистые

1

1


6

Внутреннее строение листьев разных пород деревьев.

1


1

7

Одуванчик, с чем можно сравнить семена

1


1

8

В мире цветковых комнатных растений.

1

1


9-10

Лекарственные растения. Шиповник, ромашка.

2

1

1

11

Вода.

1

1


12-13

Три состояния воды.

2


2

14

Сладкая, солёная вода. Сравнение.

1


1

15-16

Клетка. Деятельность клетки. Дрожжи.

2


2

17-18

Инфузория туфелька

2

1

1

19-21

Клетка – бутылка.

3


3

22-23

Тайна пробки.

2

1

1

24-25

Сам себе исследователь. Волос.

2

1

1

26-27

Ногти.

2

1

1

28-29

Кожа.

2

1

1

30-31

Слюна.

2

1

1

32-33

Нити: лён, шерсть, хлопок.

2

1

1

34-35

Мир, в котором я живу. Разнообразие животных.

2

1

1


5.Ожидаемые результаты реализации программы курсов внеурочной деятельности.

I уровень результатов: II уровень результатов: получение обучающимися практического опыта исследовательской, проектной, научной деятельности.

III уровень результатов: получение опыта самостоятельной исследовательской деятельности обучающимися. Повышение интереса обучающихся к научной работе.


Ожидаемый результат

1. Прогнозируемые результаты:

умение работать с микроскопом, с временным препаратом, с постоянным препаратом, знание основного оборудования.

2.Обучающиеся должны знать:

строение микроскопа;

многообразие растений окрестностей школы;

правило поведения в природе и меры по её охране;

способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);

элементы погоды и климата: температура воздуха, направление ветра,

условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;

приспособленность к жизни в природном сообществе;

об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;

значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека.

3. Обучающиеся должны уметь:

- ухаживать за комнатными растениями;

- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с научной литературой;

анализировать и обобщать изученный материал;

- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;

- фиксировать результаты наблюдений; пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром).

6. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности


Образовательной программой «Основы исследовательской деятельности» Л.Д. Корякиной. Магнитогорск, 2002.

Исследовательская и проектная деятельность школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.

Методика исследовательского обучения школьников. Пособие для учителя. – Самара: Издательство «Учебная литература».

Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.: Астрель, 2010.

«Мир Левенгука» 77 опытов с микроскопическими объектами. – изд. «Ювента», М:2012.

Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин. «Экология человека. Избранные лекции». Москва 1994г.

Журнал «Биология в школе» 2000-2004г.

Л.И. Губарева. «Экология человека. Практикум человека» Москва 2002г.

А.В.Яблокова «Биология и современность» Москва «Просвещение» 1990г.

п\п

Название

Педсовет_su - сайт

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/

Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Я иду на урок (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

Дмитрий Тарасов <proekt@videouroki.net>

Современный учительский портал:http://easyen.ru






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.