Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный биолог»
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена на методическом объединении _____________ 2021 г. Протокол № Руководитель методического объединения ____________________________________ (подпись, ФИО руководителя) | Рекомендована методическим советом МКОУ ГСОШ ____________ 2021 г. Протокол № __ Руководитель методического совета ________________________________ (подпись, ФИО руководителя) |
УТВЕРЖДЕНА
Приказ от ___ августа 2021 № _______
Директор учреждения ___________А.П.Кайль
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный биолог»
6 класс
Срок реализации программы 1 год
Разработал: Пальянов Евгений Леонидович
учитель биологии,
I квалификационной категории
Содержание
Пояснительная записка
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Календарно – тематическое планирование
Ожидаемые результаты изучения курсов внеурочной деятельности
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Программа курсов внеурочной деятельности «Юный биолог» разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
Образовательной программой «Основы исследовательской деятельности» Л.Д. Корякиной.
Новизна программы курса внеурочной деятельности в научно – исследовательской деятельности, овладение обучающимися практическими умениями и навыками.
Цели программы:
формирование интеллектуального потенциала, творческого мышления, целевых мотивационных установок к саморазвитию и самосовершенствованию;
организация работы с обучающимися по научно – исследовательской деятельности.
Задачи:
создавать условия для научно – исследовательской деятельности обучающихся;
развивать интеллектуальные способности обучающихся;
обеспечивать возможность самостоятельно осуществлять научно – исследовательскую деятельность, ставит научные цели, искать и использовать научную информацию.
Принципы:
Природоспособности – предполагается, что процесс исследовательской деятельности должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с законами природы человека.
Коллективности – предполагает, что воспитание и образование дают юному человеку опыт жизни в обществе поддержки самоопределение воспитанника;
Предполагает формирование личностью осмысленного и ответственного отношения к действительности в ходе научно – исследовательской деятельности.
Научности - предусматривает обеспечение научного познания мира обучающимися.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
Сформированность познавательных процессов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;
Метапредметные результаты:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию из одной формы в другую;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметные результаты:
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и питание, рост, развитие, размножение);
Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
Различение на таблицах частей клетки, органов цветкового растения, наиболее распространенных растений, грибов;
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа кружка «Юный биолог» рассчитана на обучающихся 1-4 классов, которые проявляют интерес к научно – исследовательской деятельность, экспериментированию. Приобщение детей к научно – исследовательской и проектной деятельности на уровне начального образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и исследовательские способности обучающихся. Основное содержание деятельности кружка способствует развитию у обучающихся потребности к научно – исследовательской деятельности и умения определять проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, проводить эксперимент, делать выводы.
Отличительные особенности программы – развитие исследовательской деятельности у обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-14 лет.
Методы обучения
1. Исследовательский.
2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках.
3. Коллективный подход.
Формы и приёмы работы
1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии.
2. Изучение научной литературы.
3. Наблюдение за природными объектами.
4. Изучение флоры и фауны родного края.
4.Календарно – тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | | 1 |
2. | Виды микроскопов, из чего они состоят. | 1 | 1 | |
4 | Отпечаток пальца. | 1 | | 1 |
5 | Почему одни листочки гладкие, а другие пушистые | 1 | 1 | |
6 | Внутреннее строение листьев разных пород деревьев. | 1 | | 1 |
7 | Одуванчик, с чем можно сравнить семена | 1 | | 1 |
8 | В мире цветковых комнатных растений. | 1 | 1 | |
9-10 | Лекарственные растения. Шиповник, ромашка. | 2 | 1 | 1 |
11 | Вода. | 1 | 1 | |
12-13 | Три состояния воды. | 2 | | 2 |
14 | Сладкая, солёная вода. Сравнение. | 1 | | 1 |
15-16 | Клетка. Деятельность клетки. Дрожжи. | 2 | | 2 |
17-18 | Инфузория туфелька | 2 | 1 | 1 |
19-21 | Клетка – бутылка. | 3 | | 3 |
22-23 | Тайна пробки. | 2 | 1 | 1 |
24-25 | Сам себе исследователь. Волос. | 2 | 1 | 1 |
26-27 | Ногти. | 2 | 1 | 1 |
28-29 | Кожа. | 2 | 1 | 1 |
30-31 | Слюна. | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Нити: лён, шерсть, хлопок. | 2 | 1 | 1 |
34-35 | Мир, в котором я живу. Разнообразие животных. | 2 | 1 | 1 |
5.Ожидаемые результаты реализации программы курсов внеурочной деятельности.
I уровень результатов: II уровень результатов: получение обучающимися практического опыта исследовательской, проектной, научной деятельности.
III уровень результатов: получение опыта самостоятельной исследовательской деятельности обучающимися. Повышение интереса обучающихся к научной работе.
Ожидаемый результат
1. Прогнозируемые результаты:
умение работать с микроскопом, с временным препаратом, с постоянным препаратом, знание основного оборудования.
2.Обучающиеся должны знать:
строение микроскопа;
многообразие растений окрестностей школы;
правило поведения в природе и меры по её охране;
способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
элементы погоды и климата: температура воздуха, направление ветра,
условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;
приспособленность к жизни в природном сообществе;
об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;
значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека.
3. Обучающиеся должны уметь:
- ухаживать за комнатными растениями;
- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с научной литературой;
анализировать и обобщать изученный материал;
- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
- фиксировать результаты наблюдений; пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром).
6. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Образовательной программой «Основы исследовательской деятельности» Л.Д. Корякиной. Магнитогорск, 2002.
Исследовательская и проектная деятельность школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
Методика исследовательского обучения школьников. Пособие для учителя. – Самара: Издательство «Учебная литература».
Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.: Астрель, 2010.
«Мир Левенгука» 77 опытов с микроскопическими объектами. – изд. «Ювента», М:2012.
Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин. «Экология человека. Избранные лекции». Москва 1994г.
Журнал «Биология в школе» 2000-2004г.
Л.И. Губарева. «Экология человека. Практикум человека» Москва 2002г.
А.В.Яблокова «Биология и современность» Москва «Просвещение» 1990г.
№ п\п | Название |
Педсовет_su - сайт | |
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ | |
Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru | |
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru | |
Я иду на урок (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru | |
Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru | |
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru | |
Дмитрий Тарасов <proekt@videouroki.net> | |
Современный учительский портал:http://easyen.ru |