Программа внеурочной деятельности «Сделай Сам»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО и принято на заседании МО классных руководителей Протокол №__ от ___.___.___г, Руководитель МО__________ _______________/ИОФ/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Е.А.Бут/ ____.____.____г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Николаевская школа» _________Ю.В.Кузьмина Приказ по школе от ___.___.___г. №_____-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности.
Кружок «Сделай Сам»
Класс: 1
Уровень образования: начальное образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по учебному плану:
- в год___34____
- в неделю__1__
Рабочую программу составил:
педагог-организатор Гришин В.В.
пгт Николаевка,2017
Рабочая программа кружка «Сделай сам» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МБОУ « Николаевская школа» на 2017-2018 учебный год.
Разработана на основе следующего учебно-методического обеспечения:
1.Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками». И. П. Журавлёва «Начальное техническое моделирование» -М. Просвещение, 1995г.
2.Г.И.Перевертень «Техническое творчество в начальных классах». Книга для учителя по внеклассной работе. – М. Просвещение, 1988г.
3.Ж.Шквыря «Поделки из бумаги» - Харьков-Белгород. Издательство «Клуб семейного досуга», 2011г.
4.Н.М.Конышева «Чудесная мастерская». Смоленск. Издательство «Ассоциация 21 век», 2002г.
5. "Твори, выдумывай, пробуй!" Сборник бумажных моделей. Москва. Просвещение. 1986.
6. А. М. Ермаков "Простейшие авиамодели".— Москва. Просвещение. 1989.
7. Пантюхин С. П. Воздушные змеи.— М.: ДОСААФ, 1984.
8. Э. К. Гульянц "Учите детей мастерить". Москва. Просвещение. 1984
9.Тарадеев Б. В. Модели - копии самолетов. - М.: Патриот, 1991.
10.Тарадеев Б. В. Летающие модели-копии.— М.: ДОСААФ, 1983.
11. Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному авиамоделисту.— М.: Просвещение, 1979.
12. "Мастерок" Москва. Молодая гвардия. 1989.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мы живём в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с настоящими и игрушечными машинками, слышат слова, относящиеся к технике. Младшие школьники знают названия многих автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Пользуются автобусом, трамваем, лифтом.
Мир техники велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволят лучше узнать её, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности.
Моделирование и конструирование имеют большие возможности для развития и воспитания учащихся. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Школьники вначале выполняют модели по чертежам, схемам, приобретают определённую сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность должна способствовать развитию творческих способностей детей. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее приобретённые знания и активизирует познавательные интересы учащихся и их дальнейшее совершенствование.
Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. Практически все изделия, выполненные учащимися, могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и дети, видя это, стараются выполнить поделку как можно лучше. Работа с конструктором поточным или групповым способом вырабатывает у ребят чувство товарищества, ответственности за порученное дело, возникает чувство уважения к труду и людям труда.
Основная цель: постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек.
Задачи:
Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, математики, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации.
Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание младших школьников
Совершенствовать умение формировать навыки работы наиболее распространённым ручным инструментом и с использованием приспособлений.
Расширять и развивать политехнический кругозор учащихся.
Продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, наброска, простейшего чертежа).
Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и качественно изготовить их модели и макеты.
Формировать потребность в чтении графического изображения в процессе изображения макетов и моделей.
Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Развивать смекалку, изобретательность и интерес к творчеству.
Знакомить детей с элементами художественного конструирования и оформления изделий, развивать художественный вкус.
Воспитывать умение работать в команде
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программы кружка «Сделай Сам» у первоклассников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия»
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-контролировать действия партнера. К концу 1 года обучения дети кружка начальное техническое моделирование
будут знать:
- в процессе работы учащиеся должны научиться распределять труд по операциям;
- основные понятия об инструментах и материалах, используемых в работе,
- правила по ТБ,
- понятия о геометрических фигурах,
- виды бумаги,
- владеть сведениями о различных видах самолетов, судов, автомобилей.
уметь:
- пользоваться инструментами,
- выполнять операции разметки;
- выбирать способ соединения деталей;
- производить сборку при помощи ниток, клея, проволоки и т.д.;
- выполнять сборочно-монтажные операции;
- вносить изменения в конструкцию изделия с целью усовершенствования;
- переносить полученные знания и опыт в новую ситуацию;
- выполнять обработочные операции с использованием необходимых по ходу инструментов
- изготавливать из геометрических фигур силуэт технического объекта,
- составлять простые чертежи, выполнять по шаблонам простейшие модели самолетов, пароходов, ракет, автомобилей;
- создавать модели и игрушки своей конструкции.
Содержание курса
Вводное занятие (2ч.)
1. С чего начинать работу над моделями. Режим работы кружка. Показ готовых поделок, выполненных ранее.
2. Несколько слов о бумаге. Знакомство с чертежом. Изготовление простейшей объемной поделки (куб).
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. (4ч.)
3. Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, шило, кисти для красок и клея и др.) Организация рабочего места. ТБ при работе с инструментами. Практические советы. Изготовление модели дома.
4. Изготовление простейшей модели ракеты по шаблону.
5. Изготовление домика из геометрических фигур, вырезанных из плотной бумаги.
6. Изготовление животных из геометрических фигур (кошка, собака)
Графическая подготовка. (4ч.)
7. Линейка, угольник, циркуль, карандаш – их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа. Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц (расписание уроков)
8. Упражнения в умении делить окружность на 3, 4, 6, 8, 12 частей на примере часового циферблата.
9. Увеличение или уменьшение изображений плоских деталей по клеткам
10. Изготовление шаблонов и для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения.
Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. (6ч.)
11. Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления.
12. Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления.
14. Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений.
15. Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений.
16. Изготовление праздничных открыток и сувениров с применением декоративно-художественного оформления.
17. Изготовление праздничных открыток и сувениров с применением декоративно-художественного оформления.
Изготовление макетов, моделей, игрушек из бумаги и картона. (17ч.)
18. Понятие о контуре, силуэте технического объекта.
19. Изготовление «Геометрического конструктора из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различных по форме, размерам, цвету)
20. Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, самолёт, автомобиль, светофор и т.д.)
21. Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, самолёт, автомобиль, светофор и т.д.)
22-25. Изготовление из картона игрушек с подвижными частями: динамическая игрушка.
26. Изготовление макетов мебели: стол и табурет.
27. Изготовление макетов мебели: стол и табурет.
28-29. Изготовление модели планера.
30-33. Изготовление моделей на свободную тему.
34. Заключительное занятие.
Модель и моделирование.
Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.
Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности.
Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование на уроках технологии и внеклассных занятиях в школе, где учащиеся получают первоначальные сведения о моделях, машинах знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.
Модель – слово многозначное, используется в различных отраслях знаний, производстве, технике. Под моделью в широком смысле подразумевают устройство, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшенном виде) в научных, практических или спортивных целях.
В проектировании моделью называют изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе. Модель является составной частью макета.
Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.
Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели.
Модели могут быть подвижными и неподвижными.
Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.
Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.
Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии. Таким образом, процесс моделирования можно расчленить на несколько этапов в зависимости от уровня подготовки учащихся. Если дети имеют опыт работы, моделирование может иметь такие этапы: 1) определение объекта моделирования; 2) подготовка рабочих чертежей; 3) составление плана работы, подбор материала; 4) исполнение намеченного плана.
Техническое моделирование — это начальная школа мастерства.
Именно здесь происходит первое знакомство с инструментом, чертежом, линейкой. Именно здесь клей начинает наноситься там, где нужно, а не на все вокруг. И лобзик послушно следует за рукой, а не сам по себе.
Корабли, самолеты, автомашины, ракеты — прикоснувшись ко всему этому, можно выбрать свой путь в техническом творчестве.
Тематический план
№ раздела |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
Вводное занятие. |
2 |
|
2. |
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. |
4 |
3. |
Графическая подготовка. |
4 |
4. |
Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. |
6 |
5. |
Изготовление макетов, моделей, игрушек из бумаги и картона. |
17 |
6. |
Заключительное занятие. |
1 |
Итого: |
34 |