Программа внеурочной деятельности «Заниматика»
«Заниматика»
Учитель математики: Вершинина Татьяна Владимировна,
МОУ СШ № 1 г. Новоульяновск
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность. «Заниматика» предназначена для учащихся6-х классов разного уровня подготовки. Занятия дают возможность для эмоционального, эстетического развития, привитие учащимся интереса к математике; углубление и расширение знаний по математике; помогают увидеть связь теории с практикой.
Программа составлена на основе:
1. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по математике/ Авт.-сост. Ф.С.Мухаметзянова; под ред. Т.Ф.Есенковой,
В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88 с.
2. Мухаметзянова Ф.С. Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития
школы [Текст]: методические рекомендации/ Ф.С.Мухаметзянова; под ред. В.В.зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 16.
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Н.А. Козловская «Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления», М: Издательство ЭНАС, 2007 год
3. Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: книга для учителей/ Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999.
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
1. Математический энциклопедический словарь.
2. Большая советская энциклопедия.
3. Андрущенко А.В. Развитие пространственного вооьражения на уроках математики: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд ВЛАДОС, 2003.
4. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Прсвещение, 2000.
5. Элективный курс «Пифагорейская школа в истории культуры»; под.ред. Мухаметзяновой Ф.С. – Ульяновск: УИПКПРО.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю в 6 классах.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
В программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика курса.
Содержание линии «Заниматики» способствует развитию у учащихся представлений о геометрических абстракциях реального мира, логического мышления,закладывает основы формирования правильной математической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Особенности курса:
• Содержание курса и способы их изложения опираются на жизненный опыт учащихся;
• Логика курса максимально приближена к логике систематического курса;
• Теоретический и заданный материал курса основан на конструировании фигур;
• Система упражнений направлена как на развитие пространственных представлений, так и на знакомство учащихся с простейшими логическими операциями и формированию базы для проведения этих операций;
• Наглядность является основным источником информации;
При изучении курса формируются универсальные учебные действия: личностные, метапредметные.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные: у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений
7) умение контролировать процесс и результат своей деятельности;
Предметные: у учащихся будут сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные: у учащихся будут сформированы:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание:
Будем знакомы. (1 час)
Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.
История математики, некоторые приемы устного счета.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Немного о Риме. Римская нумерация. (1 час)
Возникновение римской нумерации.
Правило записи римской нумерации.
«Не собьюсь». (1 час)
Математическая игра «Не собьюсь».
Игра на развитие внимания.
Задачи-шутки. (2 часа)
Шуточный текст задач на развитие мышления, логики и осознание того что и математика может быть не скучной.
Задачи на переливание. (1 час)
Задачи на переливание жидкостей.
Использование практических знаний и умений в повседневной жизни.
Некоторые особые случаи счета. (2 часа)
Некоторые приемы устного счета. История возникновения устного счета. Практическое применение.
Логические мозаика. (4 часа)
Разнообразные задачи на логику.
Проводитьлогические рассуждения по сюжетам текстовых задач.
Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.
Все об играх. (1 час)
Математическая игра.
Задачи на комбинаторику. (3 часа)
Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения дерева возможных вариантов. Строить теоретико-множественные модели некоторых видов комбинаторных задач.
Вероятность вокруг нас. (3 часа)
Определение вероятности. Решение задач на вероятность событий
Все о геометрии. (2 часа)
Распознавать, вырезать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе компьютерных технологий. Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно плоскости используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Находить в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных технологий.
Геометрические головоломки «Танграм». (1 час)
Головоломка «Танграмм»
Научить изготавливать таны и складывать в разнообразные фигуры. Находить в предметах обихода фигуры-таны.
Геометрические головоломки «Волшебный круг». (1 час)
Научить работать самостоятельно с головоломками.
Геометрическая головоломка «Пентамино». (1 час)
Изготовить фигуры для головоломки и научиться складывать по шаблонам без дополнительных линий.
Игры с палочками. (2 часа)
Развитие логического мышления и пространственного воображения.
Оригами. (2 часа)
Ознакомление ребят с историей оригами и научить некоторым приемам складывания фигур по схемам.
Ребусы. (2 часа)
Ознакомление учащихся с историей возникновения ребусов.
Научится составлять простейшие ребусы.
Лабиринт. (2 часа)
Развитие логического мышления и привитие устойчивого интереса к математике.
Математическое ассорти. (2 час)
Развитие творческого и математического мышления учащихся, стремление заниматься математикой и, тяги к «открытию» математических фактов.
Всего - 34 часа.
Распределение тем по часам.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Будем знакомы. Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. |
1 |
Приложение 1 |
2 |
Немного о Риме. Римская нумерация. |
1 |
|
3 |
«Не собьюсь». Математическая игра «Не собьюсь». |
1 |
|
4 |
Задачи-шутки. |
1 |
|
5 |
Задачи-шутки. |
1 |
|
6 |
Задачи на переливание. |
1 |
|
7 |
Некоторые особые случаи счета. |
1 |
|
8 |
Некоторые особые случаи счета. |
1 |
|
9 |
Логическая мозаика. |
1 |
|
10 |
Логическая мозаика. |
1 |
|
11 |
Логическая мозаика. |
1 |
|
12 |
Логическая мозаика. |
1 |
|
13 |
Все об играх. |
1 |
|
14 |
Задачи на комбинаторику. |
1 |
|
15 |
Задачи на комбинаторику. |
1 |
|
16 |
Задачи на комбинаторику. |
1 |
|
17 |
Вероятность вокруг нас. |
1 |
|
18 |
Вероятность вокруг нас. |
1 |
|
19 |
Вероятность вокруг нас. |
1 |
|
20 |
Все о геометрии |
1 |
|
21 |
Все о геометрии. |
1 |
|
22 |
Геометрические головоломки «Танграм». |
1 |
|
23 |
Геометрические головоломки «Волшебный круг». |
1 |
|
24 |
Геометрическая головоломка «Пентамино». |
1 |
|
25 |
Игры с палочками |
1 |
|
26 |
Игры с палочками. |
1 |
|
27 |
Оригами. |
1 |
|
28 |
Оригами. |
1 |
|
29 |
Ребусы. |
1 |
|
30 |
Ребусы. Рисуем свои ребусы. |
1 |
|
31 |
Лабиринт. |
1 |
|
32 |
Лабиринт. |
1 |
|
33 |
Математическое ассорти. |
1 |
|
34 |
Математическое ассорти. |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Тип урока |
Виды деятельности и контроль |
Планируемые результаты |
Корректировка |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1 |
Будем знакомы. Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. |
1 |
10.09.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать историю возникновения математики. Знать приемы устного счета. Уметь применять правила устного счета. Уметь приводить примеры. Знать римскую нумерацию. Знать определение кратности чисел. Уметь выполнять вычислительные операции. |
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения зада |
Формирование нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания |
||
2 |
Немного о Риме. Римская нумерация. |
1 |
17.09.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
3 |
«Не собьюсь». Математическая игра «Не собьюсь». |
1 |
24.09.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
|||||
4 |
Задачи-шутки. |
1 |
01.10.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: яс-но, логично и точно излагать ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Формирование нравственно-этическогооценивания усваиваемого содержания Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
5 |
Задачи-шутки. |
1 |
08.10.15 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
|||||
6 |
Задачи на переливание. |
1 |
15.10.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
7 |
Некоторые особые случаи счета. |
1 |
22.10.15 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: яс-но, логично и точно излагать ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Формирование нравственно-этическогооценивания усваиваемого содержания Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
8 |
Некоторые особые случаи счета. |
1 |
29.10.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
9 |
Логическая мозаика. |
1 |
12.11.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения зада |
Формирование нравственно-этическогооценивания усваиваемого содержания Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
10 |
Логическая мозаика. |
1 |
19.11.15 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
11 |
Логическая мозаика. |
1 |
26.11.15 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
12 |
Логическая мозаика. |
1 |
3.12.15 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
|||||
13 |
Все об играх. |
1 |
10.12.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач |
Коммуникативные: яс-но, логично и точно излагать ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
14 |
Задачи на комбинаторику. |
1 |
17.12.15 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения зада |
Формирование нравственно-этическогооценивания усваиваемого содержания |
||
15 |
Задачи на комбинаторику. |
1 |
24.12.15 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
|||||
16 |
Задачи на комбинаторику. |
1 |
14.01.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Формирование нравственно-этическогооценивания усваиваемого содержания |
||||
17 |
Вероятность вокруг нас. |
1 |
21.01.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения зада |
Формирование нравственно-этическогооценивания усваиваемого содержания |
||
18 |
Вероятность вокруг нас. |
1 |
28.01.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
|||||
19 |
Вероятность вокруг нас. |
1 |
04.02.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
20 |
Все о геометрии |
1 |
11.02.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения зада |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
21 |
Все о геометрии. |
1 |
18.02.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
22 |
Геометрические головоломки «Танграм». |
1 |
25.02.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
23 |
Геометрические головоломки «Волшебный круг». |
1 |
3.03.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
24 |
Геометрическая головоломка «Пентамино». |
1 |
10.03.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
25 |
Игры с палочками |
1 |
17.03.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: яс-но, логично и точно излагать ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
26 |
Игры с палочками. |
1 |
24.03.16 |
ИНМ |
Объяснительноиллюстра тивный Частичнопоисков. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
27 |
Оригами. |
1 |
07.04.16 |
ИНМ |
Объяснительноиллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения зада |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
28 |
Оригами. |
1 |
14.04.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
29 |
Ребусы. |
1 |
21.04.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
30 |
Ребусы. Рисуем свои ребусы. |
1 |
28.04.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
31 |
Лабиринт. |
1 |
5.05.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||||
32 |
Лабиринт. |
1 |
12.05.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный Частичнопоисков. |
|||||
33 |
Математическое ассорти. |
1 |
19.05.16 |
ИНМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Знать и понимать формулировку задач. Уметь рассуждать и делать определенные выводы Уметь выстраивать логические цепочки событий |
Коммуникативные: яс-но, логично и точно излагать ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
||
34 |
Математическое ассорти. |
1 |
26.05.16 |
ЗМ |
Объяснительно-иллюстра тивный |
Литература для учителя
1. Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений [Текст] / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с
2. Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / Н.Н.Винокурова – М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.
3. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. [Текст] / О.В.Зайцева, Е.В.Карпова – Ярославль: Академия развития, 2010
4. Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская – М.: ЭНАС, 2007.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова – М.: Просвещение, 2007.
6. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст] / А.Э.Симановский – Я.: Академия развития, 2007.
7. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль.: Академия развития, 1997.
8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль, Академия развития, 2009.
9. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
10. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку [Текст] / И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика.- 1994. - №19,20
11. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] / Л.В. Черемошкина – Ярославль: Академия развития, 2010.
12. Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике [Текст] / Л.Н.Чилингирова и др. – М.: Просвещение, 1999
13. Я иду на урок математики. 6класс: Книга для учителя. [Текст] / – М.: Издательство «первое сентября», 2011
Литература для учащихся:
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
2. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011.
3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.
5. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
6. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009
Дополнительные материалы
Интернет-ресурсы
1.http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве. Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.
2.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/104711/?
Программа "Графические диктанты и Танграм" Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.
Программа «Геометрия и моделирование"Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.
Программа «Орнаменты» Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.
3.http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm.
Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998
Приложение 1.