Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экознайка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя школа
(МБОУ Первомайская СШ)
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № ____ от « » _____ 2022 г. Руководитель ШМО _____ Г. Н. Ларионова
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе _______ Г.Н.Ларионова
« ____ » _______ 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Первомайская СШ ________М.Ю.Миронов
приказом от « » _____ 2022 г. № ____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
социального направления
«Экознайка»
на 2022-2023 учебный год
Возраст обучающихся: 9-10лет
Срок реализации: 1 год
| Составитель: Ларионова Галина Николаевна, учитель начальных классов, |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экознайка» социального направления составлена на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ 29.12.2014года № 1644, от 31.12.2015 года.
3. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
4. Основная образовательная программа начального (свой уровень) общего образования МБОУ Первомайской СШ
5. План внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ Первомайской СШ
6. Рабочая программа воспитания МБОУ Первомайской СШ
Программа внеурочной деятельности «Экознайка» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
называть характерные признаки времен года;
различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
умение организовывать свою работу;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
различение способа и результата действий;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
.
Познавательные:
формулировать познавательную цель;
формулировать проблему с помощью учителя;
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
использовать знаково-символические средства для решения задач;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить сообщения в устной и письменной форме;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные:
освоить разные формы учебной кооперации(работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли(ведущего и исполнителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
выразительно читать и пересказывать текст;
задавать и уточнять вопросы;
понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Содержание курса
«ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ» (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
«СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
.Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Проблема защиты животных
«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга ульяновской области. Разгадывание загадок.
«РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
«ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)
Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. Всемирный день Земли
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма реализации воспитательного потенциала темы |
| Жизнь на земле | 1 | |
Жизнь на Земле | 1 | Использование воспитательных возможностей содержания курса через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения; включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе | |
| Среда обитания | 6 | |
Времена года на Земле | 1 | Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах | |
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | ||
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | ||
Разнообразие животных, условия их жизни Акция «Защитите животных» | 1 | ||
Условия жизни растений | 1 | ||
Изменения окружающей среды. | 1 | ||
| Жизнь животных | 4 | |
Динозавры – вымерший вид животных | 1 | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; Поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления | |
Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | ||
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | ||
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | ||
| Реки и озера | 8 | |
Реки и озера | | Ввключение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; Применение интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми | |
Получение кислорода под водой | | ||
Пресноводные животные и растения | | ||
Жизнь у рек и озер | | ||
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | | ||
Околоводные птицы | | ||
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | | ||
Акция « Сохраним первоцвет!» | | ||
| Человек и животные | 8 | |
Жизнь среди людей | 1 | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; Применение интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми | |
Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | ||
Домашние животные | 1 | ||
Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | ||
Уход за домашними животными | 1 | ||
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | ||
Люди и паразиты | 1 | ||
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | ||
| Сельскохозяйственный труд | 7 | |
Почва | 1 | Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; Создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения | |
Семена овощных и декоративных культур. | 1 | ||
Викторина «Всемирный день Земли» | 1 | ||
Заботы хлебороба весной. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 1 | ||
Декоративные растения Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 | ||
Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 | ||
Подведение итогов | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2015.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2016.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2019.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2020.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2020.
Информационное обеспечение
Электронные ресурсы:
http://минобрнауки.рф
http://www.planetaznaniy.astrel.ru
http://school-collektion.edu/ru
10