Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.С.ИВАНЧЕНКО»
ГАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета Протокол №___ от «___»___________2024 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по ВР ____________ /Скирта Е.Т. / «_____»_____________2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко» _____________/ Е.В.Каракоцкая/ «___»___________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье»
Срок реализации программы - 2024-2025 гг.
Количества часов по учебному плану:
1 класс - 33 ч/1 ч в неделю (33 учебные недели)
Составитель:
учитель начальных классов
Маключенко Т А.
2024
Планируемые результаты изучения курса «Мое Оренбуржье»
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
-ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
-приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
-приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Гайского городского округа и Оренбургской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
-мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
-эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Гайского городского округа и Оренбургской области;
-чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
-научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;
-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику Оренбургского края;
-описывать достопримечательности родного края;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-работать с атласом, глобусом и картой;
-находить на карте свой регион и его главный город;
-устанавливать причинно‐следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность:
-самостоятельно подбирать литературу по теме;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении;
-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
-готовить и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» является формирование следующих знаний и умений:
Обучающиеся должны знать:
-родословную своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
-историю своей школы, своего города, области, различных культурных учреждений города, края;
-историю народов, проживающих в области и их традиции;
-основные краеведческие термины и понятия;
-значения официальных символов города и края;
-основные этапы и ключевые события из истории города и области;
-специфику географического положения и административно-территориального устройства города и области;
-особенности климатических условий, природных ресурсов, растительный и животный мир, охраняемые виды;
-изменения природной среды в результате деятельности человека; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей города;
Обучающиеся должны уметь:
-рассказывать об истории своей семьи, происхождении своего имени и фамилии, семейных традиций;
-рассказывать о важнейших событиях истории города;
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;
-работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;
-правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
-описывать традиции народов своего края;
-показывать на карте границы города и области;
-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов города;
-составлять краткую характеристику родного города и края, описывать флору и фауну, водные объекты;
-понимать свою личную сопричастность к жизни школы, города, края;
-экологически грамотно вести себя в природе;
-выполнять творческие и исследовательские проекты.
Обучающиеся способны решать следующие жизненно-практические задачи: ориентироваться в окружающем мире (окружающих предметах), общаться со сверстниками и взрослыми, вести себя в различных ситуациях; сравнивать, классифицировать изучаемые объекты; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи при изучении исторических событий, природных явлений, при выявлении экологических проблем.
Содержание программы
33 часа ( 33 недели по 1 часу)
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. ( 5 ч)
Введение. С чего начинается Родина? Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Оренбург — центр Оренбуржья.
Герб, флаг, гимн - символы Оренбургской области, Гайского городского округа. Правила поведения при прослушивании гимна. Оренбургская область – часть России. Гайский городской округ – мой родной край. Виды карт. Условные обозначения на карте. Карта Оренбургской области. Территория Оренбуржья на карте страны.
Мой родной город (поселок). Достопримечательности моего родного города (поселка). Экскурсия – «Мой родной город (поселок)».
История моего района. История возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.
Памятники. Рассказ о памятниках в городе Гае. Беседа о правилах поведения на экскурсии.
Экскурсии: «Родной город», «Родной район», к Памятнику.
Раздел 2. Моя семья. Родословная. ( 7 ч.)
Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - часть истории страны. Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа. Профессии моих родителей.
Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?
Как возникло отчество и зачем оно нужно?
Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.
Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).
Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.
Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».
Раздел 3. История нашей школы. ( 3 ч.)
Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.
Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Заслуженные учителя школы. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.
«Мои родители – выпускники моей школы». «В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.
Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы)
Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о школе, экскурсия в школьный музей – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», «В какой школе учились мои родители».
Раздел 4. История Оренбуржья. ( 6 ч.)
Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.
Далёкое прошлое нашего края.
Родной край в годы Великой Отечественной войны.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны и Оренбургской области. Ответственность человека за общее благополучие.
Экскурсии: в музей, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.
Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.
Раздел 5. Флора и фауна Оренбургского края. ( 6 ч.)
Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений. Разнообразие животного мира.
Природа для отдыха и туризма.
Раздел 6. Дела нашего района. Что дает наш Гайский городской округ стране?
( 6 ч.)
Предприятия нашего Гайского городского округа. Главные праздники народов разных религий. Исследовательские, проектные и практические работы: конкурс плакатов, сообщения о профессиях родителей.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. | 5 ч. |
2 | Моя семья. Родословная. | 7 ч. |
3 | История нашей школы. | 3 ч. |
4 | История Оренбуржья. | 6 ч. |
5 | Флора и фауна Оренбургского края. | 6 ч. |
6 | Дела нашего района. Что дает наш Гайский городской округ стране? | 6 ч. |
| Итого: | 33 ч. |
Календарно-тематическое планирование курса
«Мое Оренбуржье»
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
| Раздел 1. Моя Родина - Россия. Родной Оренбургский край. (5 часов) | |||
1 | Что мы будем изучать? Моя Родина – Россия. | 1 | 03.09. | |
2 | Гимн, герб, флаг – символы страны. | 1 | 10.09 | |
3 | Оренбургская область – мой край родной. | 1 | 17.09 | |
4 | Город Оренбург-центр Оренбуржья. Заочное путешествие. | 1 | 24.09 | |
5 | Эколого-краеведческий маршрут (экскурсия) | 1 | 01.10 | |
| Раздел 2. Моя семья. Родословная. (7 ч.) | |||
6 | Моя семья - моё богатство. | 1 | 08.10 | |
7 | Семья глазами ребёнка. | 1 | 15.10 | |
8 | Я и мое имя. | 1 | 22.10 | |
9 | Моя мама, мой папа (мои дедушка и бабушка) | 1 | 05.11 | |
10 | Я – сын, я – дочь. Каков я? (я – внук, я – внучка) | 1 | 12.11 | |
11 | Хобби членов моей семьи. | 1 | 19.11 | |
12 | Родословная моей семьи. Презентация. | 1 | 26.11 | |
| Раздел 3. История нашей школы. ( 3ч.) | |||
13 | Я – ученик моей школы (экскурсия по школе) | 1 | 03.12 | |
14 | Из истории моей школы. | 1 | 10.12 | |
15 | Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей | 1 | 17.12 | |
| Раздел 4. История Оренбуржья ( 6ч.) | |||
16 | Моя малая Родина -мое родное село. | 1 | 24.12 | |
17 | Экскурсия по улицам города (поселка). | 1 | 14.01 | |
18 | Защитники Отечества – жители нашей малой Родины. | 1 | 21.01 | |
19 | История памятника.Экскурсия к обелиску. | 1 | 28.01 | |
20 | Памятники города Оренбурга. | 1 | 04.02 | |
21 | Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 18.02 | |
| Раздел 5. Флора и фауна Оренбургского края ( 6ч.) | |||
22 | Природа нашего края. Экскурсия в природу. | 1 | 25.02 | |
23 | Лекарственные и ядовитые растения, произрастающие в нашей местности. | 1 | 04.03 | |
24 | Охрана окружающей среды. «Красная книга». | 1 | 11.03 | |
25 | Что даёт наш край стране. Природные богатства. | 1 | 18.03 | |
26 | Нефть и газ - богатство Оренбургской области. | 1 | 25.03 | |
27 | Климатические условия Оренбургской области. | 1 | 08.04 | |
| Раздел 6. Дела нашего района. Что дает наш Гайский городской округ стране? ( 6 ч.) | |||
28 | «Оренбуржье многонациональное» | 1 | 15.04 | |
29 | Экскурсия в школьный Музей истории. | 1 | 22.04 | |
30 | Оренбургский пуховый платок | 1 | 29.04 | |
31 | Предприятия и достопримечательности нашего района. | 1 | 06.05 | |
32 | Экскурсия на предприятия нашего города( села). | 1 | 13.05 | |
33 | Проект «Мой родной край» | 1 | 20.05 | |