Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"

1
0
Материал опубликован 22 October

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ В.С.ИВАНЧЕНКО»

ГАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


РАССМОТРЕНО

Заседание

педагогического совета


Протокол №___ от «___»___________2024 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по ВР


____________ /Скирта Е.Т. /


«_____»_____________2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С.Иванченко»

_____________/

Е.В.Каракоцкая/

«___»___________2024 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье»

Срок реализации программы - 2024-2025 гг.






Количества часов по учебному плану:

1 класс - 33 ч/1 ч в неделю (33 учебные недели)











Составитель:

учитель начальных классов

Маключенко Т А.









2024

Планируемые результаты изучения курса «Мое Оренбуржье»



Личностные результаты:

Обучающийся научится:

-ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

-приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

-приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Гайского городского округа и Оренбургской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;

-мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

-эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Гайского городского округа и Оренбургской области;

-чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков.


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

-научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;

-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-узнавать символику Оренбургского края;

-описывать достопримечательности родного края;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

-работать с атласом, глобусом и картой;

-находить на карте свой регион и его главный город;

-устанавливать причинноследственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Обучающийся получит возможность:

-самостоятельно подбирать литературу по теме;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

-работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;

-ориентироваться на позицию партнера в общении;

-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

-готовить и выступать с сообщениями;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» является формирование следующих знаний и умений:


Обучающиеся должны знать:

-родословную своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

-историю своей школы, своего города, области, различных культурных учреждений города, края;

-историю народов, проживающих в области и их традиции;

-основные краеведческие термины и понятия;

-значения официальных символов города и края;

-основные этапы и ключевые события из истории города и области;

-специфику географического положения и административно-территориального устройства города и области;

-особенности климатических условий, природных ресурсов, растительный и животный мир, охраняемые виды;

-изменения природной среды в результате деятельности человека; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей города;

Обучающиеся должны уметь:

-рассказывать об истории своей семьи, происхождении своего имени и фамилии, семейных традиций;

-рассказывать о важнейших событиях истории города;

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;

-работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

-правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

-описывать традиции народов своего края;

-показывать на карте границы города и области;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов города;

-составлять краткую характеристику родного города и края, описывать флору и фауну, водные объекты;

-понимать свою личную сопричастность к жизни школы, города, края;

-экологически грамотно вести себя в природе;

-выполнять творческие и исследовательские проекты.

Обучающиеся способны решать следующие жизненно-практические задачи: ориентироваться в окружающем мире (окружающих предметах), общаться со сверстниками и взрослыми, вести себя в различных ситуациях; сравнивать, классифицировать изучаемые объекты; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи при изучении исторических событий, природных явлений, при выявлении экологических проблем.








































Содержание программы

33 часа ( 33 недели по 1 часу)


Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. ( 5 ч)


Введение. С чего начинается Родина? Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Оренбург — центр Оренбуржья.

Герб, флаг, гимн - символы Оренбургской области, Гайского городского округа. Правила поведения при прослушивании гимна. Оренбургская область – часть России. Гайский городской округ – мой родной край. Виды карт. Условные обозначения на карте. Карта Оренбургской области. Территория Оренбуржья на карте страны.

Мой родной город (поселок). Достопримечательности моего родного города (поселка). Экскурсия – «Мой родной город (поселок)».

История моего района. История возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.

Памятники. Рассказ о памятниках в городе Гае. Беседа о правилах поведения на экскурсии.

Экскурсии: «Родной город», «Родной район», к Памятнику.


Раздел 2. Моя семья. Родословная. ( 7 ч.)

Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - часть истории страны. Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа. Профессии моих родителей.

Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?

Как возникло отчество и зачем оно нужно?

Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.

Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.

Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».

Раздел 3. История нашей школы. ( 3 ч.)

Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.

Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Заслуженные учителя школы. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.

«Мои родители – выпускники моей школы». «В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.

Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы)

Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о школе, экскурсия в школьный музей – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», «В какой школе учились мои родители».


Раздел 4. История Оренбуржья. ( 6 ч.)

Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.

Далёкое прошлое нашего края.

Родной край в годы Великой Отечественной войны.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны и Оренбургской области. Ответственность человека за общее благополучие.

Экскурсии: в музей, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.

Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.


Раздел 5. Флора и фауна Оренбургского края. ( 6 ч.)

Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений. Разнообразие животного мира.

Природа для отдыха и туризма.


Раздел 6. Дела нашего района. Что дает наш Гайский городской округ стране?

( 6 ч.)


Предприятия нашего Гайского городского округа. Главные праздники народов разных религий. Исследовательские, проектные и практические работы: конкурс плакатов, сообщения о профессиях родителей.
























Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

5 ч.

2

Моя семья. Родословная.

7 ч.

3

История нашей школы.

3 ч.

4

История Оренбуржья.

6 ч.

5

Флора и фауна Оренбургского края.

6 ч.

6

Дела нашего района. Что дает наш Гайский городской округ стране?

6 ч.


Итого:

33 ч.





Календарно-тематическое планирование курса

«Мое Оренбуржье»

1 класс


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт


Раздел 1. Моя Родина - Россия. Родной Оренбургский край. (5 часов)

1

Что мы будем изучать? Моя Родина – Россия.

1

03.09.


2

Гимн, герб, флаг – символы страны.

1

10.09


3

Оренбургская область – мой край родной.

1

17.09


4

Город Оренбург-центр Оренбуржья. Заочное путешествие.

1

24.09


5

Эколого-краеведческий маршрут (экскурсия)

1

01.10



Раздел 2. Моя семья. Родословная. (7 ч.)

6

Моя семья - моё богатство.

1

08.10


7

Семья глазами ребёнка.

1

15.10


8

Я и мое имя.

1

22.10


9

Моя мама, мой папа (мои дедушка и бабушка)

1

05.11


10

Я – сын, я – дочь. Каков я? (я – внук, я – внучка)

1

12.11


11

Хобби членов моей семьи.

1

19.11


12

Родословная моей семьи. Презентация.

1

26.11



Раздел 3. История нашей школы. ( 3ч.)

13

Я – ученик моей школы (экскурсия по школе)

1

03.12


14

Из истории моей школы.

1

10.12


15

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

1

17.12



Раздел 4. История Оренбуржья ( 6ч.)

16

Моя малая Родина -мое родное село.

1

24.12


17

Экскурсия по улицам города (поселка).

1

14.01


18

Защитники Отечества – жители нашей малой Родины.

1

21.01


19

История памятника.Экскурсия к обелиску.

1

28.01


20

Памятники города Оренбурга.

1

04.02


21

Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны.

1

18.02



Раздел 5. Флора и фауна Оренбургского края ( 6ч.)

22

Природа нашего края. Экскурсия в природу.

1

25.02


23

Лекарственные и ядовитые растения, произрастающие в нашей местности.

1

04.03


24

Охрана окружающей среды. «Красная книга».

1

11.03


25

Что даёт наш край стране. Природные богатства.

1

18.03


26

Нефть и газ - богатство Оренбургской области.

1

25.03


27

Климатические условия Оренбургской области.

1

08.04



Раздел 6. Дела нашего района. Что дает наш Гайский городской округ стране? ( 6 ч.)

28

«Оренбуржье многонациональное»

1

15.04


29

Экскурсия в школьный Музей истории.

1

22.04


30

Оренбургский пуховый платок

1

29.04


31

Предприятия и достопримечательности нашего района.

1

06.05


32

Экскурсия на предприятия нашего города( села).

1

13.05


33

Проект «Мой родной край»

1

20.05



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.