Рабочая программа «Немецкий язык. Расширяем горизонты» (5–9 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением математики"
города Магнитогорска
Приложение № 2 к ООП ООО
от 23.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Немецкий язык. Расширяем горизонты»
(общеинтеллектуальное направление)
для 5-9 классов
Составитель рабочей программы:
учитель немецкого языка
Мурзабаева Е.О.
Магнитогорск, 2016 г.
Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Класс |
Личностные |
Метапредметные |
5-7 |
Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык». Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. Формирование уважительного отношения к традициям своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Формирование уважительного отношения к родному языку. Формирование уважительного отношения к своей стране, её достижениям и успехам. Формирование уважительного отношения к традиционным ценностям многонационального российского общества. Формирование уважительного отношения к родной культуре через контекст культуры стран изучаемого языка. Формирование чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры. Формирование уважительного отношения к правам и свободам личности. Формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения. Формирование культуры речи. Формирование толерантного отношения к окружающему миру. Формирование умения отстаивать свое мнение, принимать собственные решения, признавать свои ошибки. Формирование чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей. Формирование ценностного отношения к труду, учебной деятельности, коллективу. Формирование рационально использовать свое время, нести ответственность за выполнение задания, совместную работу. Формирование потребности в здоровом образе жизни, стремления к активному образу жизни. Формирование бережного, уважительного отношения к природе и всем формам жизни. |
Формирование умения самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения. Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Формирование способности овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач. Формирование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Формирование умения строить логическое рассуждение (по аналогии) и делать выводы. Формирование умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Формирование умения осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств. Формирование умения выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию. Формирование умения решать проблемы творческого и поискового характера. Формирование умения самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Формирование умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Формирование способности осуществлять межкультурное общение на ИЯ. Формирование умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. Формирование умения вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами ИЯ. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование умения спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Формирование умения с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
8-9 |
Развитие мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык». Осознание возможностей самореализации средствами ИЯ. Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом. Совершенствование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. Совершенствование уважительного отношения к традициям своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Совершенствование уважительного отношения к родному языку. Совершенствование уважительного отношения к своей стране, её достижениям и успехам. Совершенствование уважительного отношения к традиционным ценностям многонационального российского общества. Совершенствование уважительного отношения к родной культуре через контекст культуры немецкоговорящих стран. Совершенствование чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры. Совершенствование уважительного отношения к правам и свободам личности. Совершенствование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения. Совершенствование культуры речи. Формирование гуманистического мировоззрения. Совершенствование умения отстаивать свое мнение, принимать собственные решения, признавать свои ошибки. Совершенствование чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей. Формирование умения выражать себя через проектную деятельность, вести обсуждение, давать оценки. Совершенствование потребности в здоровом образе жизни, стремления к активному образу жизни. Совершенствование осознания экологических проблем, готовности к участию в экологических проектах. |
Совершенствование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Совершенствование корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Совершенствование способности овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Совершенствование умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Совершенствование умения строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное) и делать выводы. Совершенствование умения работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Формирование умения осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Совершенствование умения решать проблемы творческого и поискового характера. Совершенствование умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование умения обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции. Формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Совершенствование умения с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). Совершенствование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование умения иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты. |
Предметные |
||
класс |
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
5-9 |
Вести диалог – обмена мнениями, выражать чувства, эмоции, объем диалога-7 реплик со стороны каждого учащегося. Выполнять подведение краткого итога услышанных текстов. Использовать услышанное в качестве стимула к говорению. Выражать эмоциональную оценку обсуждаемого, сообщать информацию и подтверждать ее примером. Составлять сообщения по темам, предусмотренным программой объемом –до 14 фраз. Создавать письменные тексты различного характера (рассказ, письмо) объемом 80-90 слов. Резюмировать тексты различного характера. Использовать услышанное/прочитанное для создания собственных текстов Прослушивать текст в целях поиска определенной информации. Реагировать на различные типы звучащих текстов, использовать переспрос, просьбу. Уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные. Использовать различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, выборочный перевод). Работать с текстами различного объема и жанра. Озаглавливать текст. Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка; Употреблять фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка, при изучении учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности посещения гостей, сферы обслуживания); некоторые распространенные образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); Применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; Распознавать особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); Различать сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка; |
Вести групповое обсуждение, включаться в беседу, поддерживать ее, проявлять заинтересованность, удивление. Уметь задавать вопросы разных типов и отвечать на них в связи с задаваемой ситуацией. Осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами общения. Вариативно использовать структурно-функциональные типы диалога, комбинировать их. Писать сочинения повествовательного и описательного характера. Фиксировать и обобщать необходимую информацию, полученную из разных источников. Относительно полно понимать носителей языка. Игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты. Овладеть приемами просмотрового чтения (прогнозировать по заголовку), выделения наиболее значимой для читающего информации. Понимать основное содержание аутентичных текстов различного характера, включающих неизученные слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования и их сходства с родным языком. |
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Раздел 1. Знакомство/Kennenlernen
Знакомство с предметом, учебником. Приветствие, прощание. Ситуация «Знакомство». Рассказ о себе. Знакомство с немецким алфавитом. Беседа о любимых занятиях. Обучение селективному чтению. Рассказ о себе и о своём друге. Систематизация приобретённых умений и навыков.
Раздел 2. Мой класс/Meine Klasse
Введение лексики по теме. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе. Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе в диалогической речи. Знакомство с числительными до 20. Беседа по телефону. Знакомство с числительными до 100. Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности». Развитие навыков селективного чтения. Повторение по теме.
Раздел 3. Животные/Tiere
Знакомство с лексикой по теме «Животные». Беседа о домашних животных. Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. Множественное число имён существительных. Интервью. Рассказ о любимом животном. Повторение.
Раздел 4. Мой день в школе/Mein Schultag
Введение лексики по теме «Мой день в школе». Обучение трём видам чтения. Рассказ о своём распорядке дня. Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному. Беседа о расписании уроков на неделю. Рассказ о любимых учебных предметах. Повторение.
Раздел 5. Хобби/Hobbys
Знакомство с лексикой по теме «Хобби», развитие навыков монологической и диалогический речи, обучение умению просмотрового чтения, развитие навыков чтения с пониманием основного содержания.
Раздел 6. Моя семья/Meine Familie
Знакомство с ЛЕ по темам «Моя семья», «Профессии», использование в речи притяжательных местоимений, выполнение лексико-грамматических упражнений, развитие навыков восприятия речи на слух, чтение текстов по теме «Семьи в России и Германии».
Раздел 7. Сколько это стоит?/Was kostet das?
Знакомство с ЛЕ по теме «Покупки», «Деньги», развитие навыков монологической и диалогический речи, обучение умению просмотрового чтения, выполнение лексико-грамматических упражнений, развитие навыков чтения с пониманием основного содержания.
6 класс
Раздел 1. Повторение
Повторение лексического и грамматического материала за курс 5 класса
Раздел 2. Мой дом
Введение в лексику. Местоположение предметов в комнате. Контраст звучания высказываний с различными смысловыми акцентами. Подготовка к проекту «Дом моей мечты». Проект «Дом моей мечты». Повелительное наклонение.
Раздел 3. Это вкусно
Введение в тему. Работа с диалогами. Спряжение слабых глаголов в наст. вр. в ед. числе. Моё любимое меню. Речевой образец es gibt. Национальная кухня Германии, Австрии, Швейцарии. Традиционные блюда нашей семьи. Знакомство с примерами австрийского варианта немецкого языка. В школьном кафе.
Раздел 4. Моё свободное время
Введение лексики. Знакомство со структурой электронного письма. Глагол wollen. Интервью «Наше свободное время». Пишем электронное письмо. Школьные традиции в Германии, Австрии, Швейцарии.
Раздел 5. Смотрится отлично
Части тела. Одежда и мода. Работа с карточками по темам «Части тела», «Одежда». Личные местоимения в винительном падеже. Систематизация образования множественного числа имен существительных. Описание человека по фотографии.
Раздел 6. Вечеринки
Введение лексики. Приглашение к празднованию дня рождения. Мы приглашаем и поздравляем. Предложения с союзом deshalb. Подготовка к проекту «Мы планируем вечеринку». Проект «Мы планируем вечеринку». Простое прошедшее время глаголов haben и sein. Говорим, поём, повторяем.
Раздел 7. Мой город
Введение лексики. Мой путь в школу. Предлоги, требующие дательного падежа. Фразовое ударение. Подготовка к проект «Наш город». Проект «Наш город». Сложное разговорное прошедшее время Perfekt. Выходные во Франкфурте. Сравнение Präteritum и Perfekt.
Раздел 8. Каникулы
Введение лексики. Мы собираем чемодан в дорогу. Подготовка к проекту «Пять дней в …». Проект «Пять дней в …». Распорядок дня на отдыхе. Учиться во время каникул: за или против. Вспомогательные глаголы haben и sein в Perfekt. Открытки с места отдыха. Моя самая интересная поездка.
7 класс
Раздел 1. Как прошло лето
Обучение диалогу в ситуации бытового общения (рассказ о проведённых каникулах и впечатлениях, погода на каникулах, описание летних фотографий).
Раздел 2. Планы на будущее
Диалог-расспрос (о разных профессиях). Интервью о своих планах на будущее, сообщения на основе результатов опроса в классе. Выражение своих желаний и мнений на немецком языке. Рассказ о своих мечтах, диалог о проблемах в учёбе.
Раздел 3. Дружба
Комплименты на немецком языке. Описание внешности людей. Диалоги о планировании свободного времени.
Маленькая перемена
Повторение изученного.
Раздел 4. Изображение и звук
Диалоги об использовании средств массовой информации. Чтение и понимание текста страноведческого характера и беседа по его содержанию. Инсценировка мини-диалогов.
Раздел 5. Взаимоотношения
Высказывания о чувствах и ощущениях, эмоциях людей. Рассказ о себе с употреблением возвратных и модальных глаголов.
Беседа по содержанию текста о слепых и слабовидящих детях.
Раздел 6. Это мне нравится
Высказывания о том, что нравится или не нравится. Описание устно и письменно иллюстраций, людей, животных, предметов.
Раздел 7. Подробнее о себе
Беседа о времени, которое обучающиеся проводят в школе. Понимание на слух речи учителя, одноклассников и текстов аудиозаписей, построенных на изученном языковом материале. Чтение и понимание отрывка художественного текста большого объёма.
Большая перемена. Повторение изученного.
8 класс
Раздел 1. Фитнес и спорт
Беседа о спорте. Чтение, понимание и придумывание собственных отговорок и извинений. Восприятие на слух, понимание диалога о несчастном случае. Рассказ о несчастных случаях, произошедших с обучающимися.
Раздел 2. Международный школьный обмен
Сравнение традиций школьного обмена в Германии и России. Порядок слов в придаточном предложении. Составлять диалоги, используя подходящие речевые образцы (успокоение, ободрение, утешение). Говорить о проблемах и находить пути их решения. Высказывать свои опасения и заботы, используя известные речевые образцы. Читать и понимать анкеты/личную информацию (записи в дневнике).
Раздел 3. Наши праздники
Диалог и текст о праздниках в немецкоязычных странах. Сообщения о праздниках в России. Творческая работа о праздниках в Германии, Австрии, Швейцарии или России (проект).
Раздел 4. Берлинский воздух
Страноведческий текст о Берлине. Восприятие на слух и понимание диалога о посещении музея. Сообщения о Берлинской стене.
Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. Описание маршрута, просьба о помощи. Планирование свободного времени.
Раздел 5. Мир и окружающая среда
Говорить о том, где бы обучающиеся хотели жить. Чтение, восприятие на слух информации о погоде. Восприятие на слух и понимание сообщения по радио о погоде. Беседа об охране окружающей среды.
Раздел 6. Путешествие по Рейну
Страноведческий текст о междугородних поездах в Германии. Устное описание города. Планы путешествий, планирование поездки. Диалоги о покупке билетов с использованием вежливого переспроса.
Раздел 7. Прощальная вечеринка
Разговор о подарках. Употребление в речи кратких разговорных форм слов. Составление плана вечеринки. Планирование вечеринки, обсуждение меню. Употребление речевых образцов в ситуации «Прощание».
9 класс
Раздел 1. Будущая профессия
Высказывания подростков о будущей профессии, описание профессий. Формулировка желаний и планов на будущее. Работа с анкетой. Сильные и слабые стороны характера.
Раздел 2. Где мы живём
Описание любимых мест в доме. Объявления о съёме жилья, газетные объявления о продаже, аренде жилья. Рассказы о доме или квартире своей мечты с использованием подходящих речевых образцов.
Раздел 3. Будущее
Предсказания и предположения. Работа над проектом о будущем своего города. Прогноз погоды.
Раздел 4. Еда
Описание натюрморта. Заказ еды в кафе, разговор о качестве еды; выражение жалобы в отношении некачественной еды или обслуживания. Диалоги о посещении кафе, ресторана, столовой. Здоровое питание.
Раздел 5. Выздоравливай
Запись к врачу, описание симптомов болезни, формулировка советов.
Инструкции по применению медикаментов. Употребление речевых клише в ситуациях «Запись к врачу», «на приеме у врача».
Раздел 6. Моё место в политической жизни
Высказывания о праве на выборы. Доклад об избирательных правах молодежи, проект о политической жизни Германии, Австрии и Швейцарии. Сравнение политической системы России и Германии.
Раздел 7. Планета Земля
Сортировка мусора. Охрана окружающей среды. Проблемы экологии. Новейшие экологические технологии.
Раздел 8. Что такое красота?
Рассуждение о красоте, описание внешности человека. Советы по выбору одежды при покупке. Речевые клише в ситуации «Покупка в магазине».
Раздел 9. Получай удовольствие
Различные виды спорта, экстремальные виды спорта. Моё свободное время.
Раздел 10. Техника
Проект о современной технике и изобретателях. Роботы: история, возможности. Использование электронных устройств в нашей жизни.
Раздел 11. Стена – граница - зеленый пояс
Описание исторических событий в Германии после Второй мировой войны. Высказывания молодежи об истории Германии, связи Германии и России. Проекты страноведческого характера.
Тематическое планирование
Количество часов в неделю: 2
5 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся |
1. |
Знакомство |
11 |
деловая игра, беседы, проектная деятельность, соревнования, ролевая игра, конкурс, творческая мастерская, |
2. |
Мой класс |
10 |
|
3. |
Животные |
10 |
|
4. |
Мой день в школе |
9 |
|
5. |
Хобби |
9 |
|
6. |
Моя семья |
9 |
|
7. |
Сколько это стоит? |
10 |
|
ИТОГО: |
68 |
6 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся |
1. |
Повторение |
2 |
диспут, деловая игра, беседы, проектная деятельность, соревнования, ролевая игра, фестиваль, конкурс. |
2. |
Мой дом |
8 |
|
3. |
Это вкусно |
8 |
|
4 |
Моё свободное время |
8 |
|
5 |
Смотрится отлично |
8 |
|
6 |
Вечеринки |
9 |
|
7 |
Мой город |
9 |
|
8 |
Каникулы |
16 |
|
ИТОГО: |
68 |
7 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся |
1. |
Как прошло лето |
9 |
диспут, деловая игра, беседы, проектная деятельность, соревнования, ролевая игра, фестиваль, конкурс. |
2. |
Планы на будущее |
10 |
|
3. |
Дружба |
11 |
|
4 |
Изображение и звук |
9 |
|
5 |
Взаимоотношения |
9 |
|
6 |
Это мне нравится |
9 |
|
7 |
Подробнее о себе |
11 |
|
ИТОГО: |
68 |
8 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся |
1. |
Фитнес и спорт |
10 |
диспут, деловая игра, беседы, проектная деятельность, соревнования, ролевая игра, фестиваль, конкурс. |
2. |
Международный школьный обмен |
9 |
|
3. |
Наши праздники |
9 |
|
4 |
Берлинский воздух |
10 |
|
5 |
Мир и окружающая среда |
10 |
|
6 |
Путешествие по Рейну |
10 |
|
7 |
Прощальная вечеринка |
10 |
|
ИТОГО: |
68 |
9 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся |
1. |
Будущая профессия |
6 |
диспут, деловая игра, беседы, проектная деятельность, соревнования, ролевая игра, фестиваль, конкурс. |
2. |
Где мы живем? |
6 |
|
3. |
Будущее |
6 |
|
4 |
Еда |
6 |
|
5 |
Выздоравливай |
6 |
|
6 |
Мое место в политической жизни |
6 |
|
7 |
Планета Земля |
6 |
|
8 |
Что такое красота? |
6 |
|
9 |
Получай удовольствие! |
6 |
|
10 |
Техника |
6 |
|
11 |
Стена-граница-зеленый пояс |
6 |
|
ИТОГО: |
66 |