Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса по УМК «Горизонты»
Содержание курса 9 класса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по немецкому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (1-5-й годы обучения)», автор М.М. Аверин, изд. Просвещение, Москва, 2013 г. и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, с образовательной программой гимназии и учебным планом гимназии.
Цели и задачи преподавания немецкого языка в 9 классе
Изучение немецкого языка в 9 классе в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5-7 классах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качества гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Немецкий язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Образовательная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе немецкому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Место немецкого языка в учебном плане гимназии
В 9 классе учебный план гимназии отводит 68 часов для обязательного изучения немецкого языка как второго иностранного из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «немецкий язык»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «немецкий язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно – нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей является многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения…, мировое сообщество».
Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, планета Земля, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество. Каждая из них формулируется как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся, и превращает в воспитательную задачу. В процессе воспитания происходит «духовно – нравственное развитие личности : формирование ценностно – смысловой сферы личности, способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания школьников.
Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур , национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям;
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем , кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этнических чувств – стыда, вины, совести _ как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю и оценке)
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её само актуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе ;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки.
Совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков; существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения немецкого языка ученик должен
Знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;.
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
использоватьпереспрос, просьбуповторить; чтение
ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, гак и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии их оценки
Назначение контроля заключается в том, чтобы обеспечить своевременную обратную связь между обучаемым и преподавателем.
Предполагается использование разнообразных форм текущего и итогового контроля:
контроль умений монологической и диалогической речи (после завершения работы над темой);
лексико-грамматические тесты по пройденному материалу;
тесты, направленные на проверку речевых умений:
аудирование: с общим пониманием. с извлечением информации из текста, с полным пониманием;
чтение: : с общим пониманием. с извлечением информации из текста, с полным пониманием;
письменная речь: личное письмо.
Основное содержание
Предметное содержание речи (68 часов)
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; международные школьные обмены; переписка; проблемы выбора профессии и роль иностранного языка - 8 часов
Страна и страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет) – 48 часов
Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни - 12 часов
Коммуникативные умения
Говорение Диалогическая форма Диалог – обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объем диалога: не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога -2-2,5 мин. |
Необходимо научить школьников: утверждать и обосновывать сказанное, т.е решать комплексные коммуникативные задачи типа: «Вырази свое мнение и обоснуй его» или «Сообщи собеседнику о… и вырази свое отношение к услышанному от него» на темы урока; вести групповое обсуждение (унисон, спор): А) включаться в беседу, Б) поддерживать ее, В) проявлять заинтересованность, удивление и т.п. (с опорой на образец или без него); вести ритуализированные диалоги в ситуациях общения в данном уроке, используя речевой этикет. |
Монологическая форма Основные коммуникативные типы речи (описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценночное суждение (характеристика с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию))). Объем монологического высказывания не менее 10-12 фраз, продолжительность монолога 1,5-2 минуты. |
Учащиеся должны уметь: Делать краткое сообщение в русле основных тем и сфер общения: семейно-бытовой, социокультурной применительно к своей стране, стране изучаемого языка; Выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише; Строить рассуждения по схеме: тезис + аргумент + резюме, т.е. уметь рассуждать и делать выводы. Сочетать разные коммуникативные типы речи, т.е. решать комплексные коммуникативные задачи: сообщать и описывать, рассказывать и давать характеристику кому-либо или чему-либо с опорой на текст. |
Аудирование Восприятие и понимание на слух аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание. Аудирование с полным пониманием несложных текстов построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – от 1 до 2мин. |
Необходимо выработать у учащихся умение: Воспринимать на слух и понимать монологические сообщения, относящиеся к разным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ), содержащие отдельные незнакомые слова, о значение которых можно догадаться из контекста или на основе сходства с родным языком; Воспринимать на слух аутентичный текст и выделять его основную мысль (прогноз погоды, объявление на вокзале, реклама и т.д.); Воспринимать на слух и понимать основное содержание диалогов (интервью, обмен мнениями и т.п.). |
Чтение Чтение с полным пониманием (изучающее чтение) несложных аутентичных текстов, построенных на изученным языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработке текста. (языковой догадке, выборочного перевода) и оценке полученной информации. Объем текста около 500 слов. |
Учащиеся должны уметь: Читать и понимать основное содержание легких аутентичных текстов, содержащих неизученные слова, о значении которых можно догадаться из контекста, а также на основе правил словообразования, сходства с родным языком, а также опуская те слова, которые не мешают пониманию основного содержания текста (ознакомительное чтение); Находить в процессе чтения основную мысль (идею) текста, разграничивать существенные и второстепенные факты в содержании текста, анализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое для полного понимания частично адаптированных и простых аутентичных текстов разных жанров, содержащих значительное количество незнакомых слов, используя при необходимости словарь (изучающее чтение); Пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческим комментариям к тексту и грамматическим справочникам; Просмотреть несложный текст (несколько небольших текстов) в поисках нужной (интересующей) информации, т.е. овладеть приемами просмотрового чтения (прогнозирование содержания по заголовку, выделение наиболее значимой для читающего информации). |
Письменная речь Дальнейшее развитие и совершенствование навыков и умений письменной речи дальше 5-8 классов |
Школьники должны уметь: Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст; Заполнять анкету, формуляр, писать письмо. |
Языковые средства и навыки пользования ими
Фонетическая сторона речи
Фонетическая зарядка.
Задания на повторение звуков, скороговорки, стихи.
Проверочные диктанты на правила немецкой орфографии.
Лексическая сторона речи
200 единиц продуктивного и рецептивного словаря.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Знакомиться с новыми грамматическими явлениями и опознавать их зрительно в тексте и на слух:
Образование страдательного и результативного залога в настоящем и прошедшем времени.
Придаточные предложения цели с союзом damit.
Придаточные противительные предложения с союзом wahrend.
Образование форм сослагательного наклонения Konjunktiv.
Придаточные предложения с уступительным значением с союзом obwohl
Придаточные вопросительные предложения, вводимые вопросительными словами (местоимениями или наречиями).
Образование причастия первого (Partizip I) и употребление его с герундием (das Gerundium).
Использовать в речи простые, сложносочиненные предложения с союзами:und, aber, oder, denn.
Соблюдать порядок слов в простыхпредложениях, используя, связующие слова: Deshalb, Darum, Ausserdem, Trotzdem.
Употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами wenn, als, dass.
Употреблять в речи косвенные вопросы, используя вопросительные местоимения и союзное слово ob.
Морфология
Систематизировать употреблениеc существительными определенного/неопределенного и нулевого артиклей. Использовать их в речи, с конкретной ситуацией общения.
Систематизировать склонение существительных и прилагательных.
Использовать существительные и прилагательные в соответствующих падежах в речи.
Обобщить употребление предлогов.
Употреблять в речи возвратные глаголы.
Социокультурная осведомлённость
Учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка и родной страны, столицами, особенности культуры, с системой школьного образования в странах изучаемого языка и в родной стране.
Специальные умения:
Уметь
пользоваться двуязычным словарём учебника;
пользоваться справочными материалами в виде таблиц, схем, правил;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Общеучебные умения
Совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания по заголовку, рисункам, списывание текса, выписка отдельных слов и предложений).
Формирование умений самоконтроля и самооценки.
Обучение самостоятельному выполнению заданий с использованием компьютера.
Работать с разными источниками на иностранном языке (справочными материалами, Интернет-ресурсами)
Совершенствование умений работы с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц.