12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Наталья Александровна2453
Люблю свою работу)
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

​​​​​​​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация внеурочной деятельности в 2019 – 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Рабочая программа по курсу «Радуга вдохновения» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второго поколения, программы В.А. Левина «Приобщение к искусству», требований к уровню подготовки учащихся с учётом регионального компонента и особенностей школы.

Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». При составлении программы учитывался факт того, что творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Но для нормального развития творческих способностей ребенка одного только игрового отношения к слову недостаточно, потому что наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает в сторону безвкусицы и безобразия. Для преодоления этого недостатка в программе были «уравновешены» вдохновенное фантазирование с изучением литературной классики, что даст возможность детям более мастерски реализовать свои творческие замыслы.

Таким образом, данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Содержание программы курса «Радуга вдохновения» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания) в освоении различных видов и техник искусства слова.

Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Радуга вдохновения» выделяет приоритетные направления, среди которых:

развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Программа внеурочной деятельности школьников основывается на следующих принципах:

принцип культуросообразности

принципа коллективности

принцип диалогичности

принцип патриотической направленности

принцип проектности

принцип поддержки самоопределения воспитанника

Цель программы внеурочной деятельности — через знакомство с аспектами поэтического мастерства способствовать развитию умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

сформировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

сформировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

сформировать способность и готовность обучающихся к литературному творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;

сформировать способность к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

сформировать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.

Данная программа ориентирована на обучающихся основной ступени образования в возрасте 11-13 лет (6 класс), рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность, публикации в районной газете «Ударник труда».

































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


Обучающийся научится:


- принимать и сохранять

учебно-творческую задачу;

- планировать свои

действия;

- анализировать условия и

пути достижения цели;

– работать по плану,

сверяя свои действия с

целью, прогнозировать,

корректировать свою

деятельность;

– в диалоге с учителем

вырабатывать критерии

оценки и определять

степень успешности своей

работы и работы других в

соответствии с этими

критериями;

- выполнять учебные

действия в материале,

речи, в уме.


учитывать разные мнения и

стремиться к координации

различных позиций в

сотрудничестве;

уметь формулировать

собственное мнение и

позицию, аргументировать её и координировать её с

позициями партнёров в

сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной

деятельности;

уметь задавать вопросы,

необходимые для организации

собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

осознавать важность

коммуникативных умений в

жизни человека;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

адекватно использовать

речевые средства для решения

различных коммуникативных

задач; владеть монологической

и диалогической формами

речи, различными видами

монолога и диалога;

высказывать и

обосновывать свою точку

зрения;

слушать и слышать других,

пытаться принимать иную

точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку

зрения;

договариваться и приходить

к общему решению в совместной деятельности.

пользоваться разными

видами чтения: изучающим,

просмотровым,

ознакомительным;

извлекать информацию,

представленную в разных

формах (сплошной текст;

несплошной текст –

иллюстрация, таблица,

схема);

пользоваться различными

видами аудирования

(выборочным,

ознакомительным,

детальным);

излагать содержание

прочитанного

(прослушанного) текста

подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями,

справочниками;

устанавливать причинно-

следственные связи;

строить рассуждения.





Обучающийся получит возможность научиться:


– составлять план решения

учебной проблемы;

- проявлять

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- учитывать разные мнения

– самостоятельно

вычитывать все виды

текстовой информации:

фактуальную, подтекстовую,

концептуальную;

- самостоятельно

учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в незнакомом

материале;

- самостоятельно находить

варианты решения

творческой задачи.

- обосновывать свою позицию;

- с учетом целей

коммуникации достаточно

полно и точно передавать

партнеру необходимую

информацию как ориентир для

построения действия;

- владеть монологической и

диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный

контроль и оказывать

партнерам в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

оформлять свои мысли в

устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

- адекватно понимать

основную и дополнительную

информацию текста,

воспринятого на слух;

- осуществлять расширенный

поиск информации в

соответствии с

исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осуществлять анализ и

синтез;

- использованию методов и приёмов художественно-

творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Воспитательные

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником

социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

формирование позитивных

отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником опыта

самостоятельного социального

действия

приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.

перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.

получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям.

Методы оценки достижений учащихся: публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в различных конкурсах, публикации в районной газете «Ударник Труда».

СТРУКТУРА КУРСА

Направление программы

Содержание

Количество часов

1

Включение в игровое творчество.

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.

2

2

Освоение элементов художественной формы

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс.

Аллитерация.

12

3

Открытие в себе

автора

Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, зож, любовь к Родине и др.)

12

4

Формирование коммуникативнооценочного

отношения к

искусству

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения.

Работа над публикацией сборника «Радуга вдохновения».

9

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Радуга вдохновения»

п/п

Тема занятия

Дата

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Результат

1

Вводное занятие.

1 нед.

Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и

художественного вкуса детей. Игра «Закончи стихотворение»

Коллективная

Мини-газета «Слово о нас»

2

Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

2 нед.

Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова «Как научиться писать стихи?». Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами

Коллективная

«Памятка рифмоплёта»

3-4

Труд поэта – «добычи радия».

3-4 нед.

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Беседа о назначении поэта и поэзии.

Знакомство с литературной критикой Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»

Коллективная, групповая, индивидуальная

Мини-газета

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть

обязан»

5

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

5 нед.

Троп. Эпитеты. Сравнение. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Коллективная, индивидуальная

Коллективное стихотворение с исп-м эпитетов и сравнений

6

Метафора и её разновидности

6 нед.

Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Коллективная, индивидуальная

Коллективное стихотворение с исп-м метафор

7

Олицетворение и гипербола

7 нед.

Олицетворение и гипербола. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно- выразительных поэтических средств

Коллективная, индивидуальная

Коллективное стихотворение с исп-м гипербол, олицетворений


8

Я рисую словами

8 нед.

Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе.

Коллективная, индивидуальная

Поэтический вечер «Я рисую словами»

9-10

Виды систем стихосложения

9-10 нед.

Античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них вида с-мы стих-я. Игра «Угадай»

Индивидуальная, групповая

«Памятка рифмоплёта»

11

Роль ритма.

11 нед.

Анализ ритмического построения классических произведений. Написание собственных стихотворений.

Коллективная, индивидуальная

Четверостишия о зож.

12-13

Поход за вдохновением

12-13 нед.

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая).

Точная и неточная рифмы.

Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший на заданную тему. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему

Групповая, индивидуальная

Четверостишия на выбранную тему

14

Метрика. Двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб.

14 нед.

Метрика. Двухсложные разделы стиха. Чтение стихотворений классиков. Игра «Угадай размер»

Коллективная

«Памятка рифмоплёта»

15

Трехсложные размеры стиха.

15 нед.

Дактиль. Амфибрахий. Анапест.

Чтение стихотворений классиков.

Игра «Угадай размер».

Коллективная

«Памятка рифмоплёта»

16

Сказки матушки-зимы

16 нед.

Конкурс стихотворений о зиме (выразительное чтение собственных стихотворений о зиме)

Индивидуальная, групповая

Поэтический вечер «Сказки матушки зимы»


17-18

Поэзия и штампы.

17-18 нед.

Понятие «штамп» в литературе. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Групповая

Коллаж «Поэтический хлам»

19-20

Связная речь.

19-20 нед.

Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления. Игра «Составь рассказ».

Коллективная

Рассказы на выбранную тему

21-22

Роль живописи в поэтическом творчестве.

21-22 нед.

Вдохновение, навеянное созерцанием. Рассматривание и обсуждение различных репродукций, заполнение ассоциативных таблиц. Переложение на стихотворный текст.

Коллективная

Стихотворения, очерки.

23-24

Музыка в поэзии.

23-54 нед.

Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение поэзии

(прослушивание песен на стихи

Есенина, Пушкина, Цветаевой,

Ахматовой). Прослушивание музыки.

Наложение стихов на музыку.

Индивидуальная, групповая

Стихотворения, очерки.

25-26

Музыка слов

25-26 нед.

Звуковая организация стиха.

Ассонанс. Аллитерация. Подготовка к музыкально-поэтическому вечеру.

Коллективная, индивидуальная

Музыкальнолитературный вечер

«Музыка слов»

27

Экскурсия – способ получения красочных образов

27 нед.

Выход на экскурсию по весеннему парку, создание стихотворений, зарисовок.

Коллективная, индивидуальная

Стихи, литературные зарисовки.

28

Подготовка ко Всемирному дню поэзии

28 нед.

Написание сценария, создание рисунков и стихотворений ко Всемирному дню поэзии

Индивидуальная, групповая

Поэтический вечер «Мысль вооружённая рифмой»

29

«Я знаю слов набат»

29 нед.

Ораторские приёмы (риторические восклицания, обращения, вопросы). Техника речи, игры со словами, развивающие связную, образную речь («назывной рассказ или стихотворение»).

Индивидуальная, групповая

Выпуск листовок

30

Книги — это собрание житейской мудрости

30 нед.

Обсуждение любимых книг и авторов, подготовка листовок в помощь в библиотеке.

Коллективная

Выпуск листовок

31

«Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд». Подготовка к изданию сборника.

31 нед.

Подготовка к изданию сборника стихотворений. Отбор самых лучших стихотворений.

Коллективная

Выставка стихотворений

32-33

Наш сборник «Радуга вдохновения»

32-33 нед.

Набор текста стихотворений, дизайн обложки сборника. Подготовка к презентации сборника стихотворений «Радуга вдохновения».

Групповая

Сборник стихотворений «Радуга вдохновения»

34-35

Презентация сборника

34-35 нед.

Презентация сборника стихотворений «Радуга вдохновения»

Коллективная

Проект «Радуга вдохновения»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое: компьютер, проектор, принтер.

Учебно-методическое:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Г.И.Беленький

Приобщение к искусству слова.

1990

Москва: Просвещение

2

В.А. Горский

Примерные программы внеурочной деятельности

2010

Москва: Просвещение

3

Д.В. Григорьев П.В. Степанов

Внеурочная деятельность школьников

(Методический конструктор)

2010

Москва: Просвещение

4

М. П.Волина

Игры в рифмы.

2009

Москва: Просвещение

5

Л.В. Тодоров.

Русское стихосложение в школьном изучении

2009

Москва: Просвещение

Информационное:

Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении http://rifma.com.ru/ "Стихи.ги" - коллекция современной русской поэзии http://www.stihi.ru/

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.