Программа курса внеурочной деятельности «Я — гражданин» (5–9 классы)

4
0
Материал опубликован 12 May 2021 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 180»










Программа курса внеурочной деятельности

«Я - гражданин»






Авторы: Шестопалова Юлия Геннадьевна,

учитель истории и обществознания 1 КК,

заместитель директора по ВР

Козина Ольга Владимировна

учитель истории и обществознания ВКК


























Новосибирск

2021




Паспорт программы


Название программы


Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин»

Сроки реализации программы

2017-2022 год


Основная идея программы

Программа “Я – гражданин» составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я – гражданин» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

     Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Курс внеурочной деятельности «Я - гражданин» реализуется по следующим направлениям: социальное, политическое, экономическое, нравственное

Целевая аудитория

Программы


Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин » разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.

Социальные партнеры

ОО «Дети войны», Российский Союз ветеранов Афганистана,

ТОС «Ботанический», НРОО "ЭКОЛОГИ" Новосибирская региональная общественная организация по защите и охране окружающей среды «Экологи»

Цель, задачи

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.


Ожидаемые результаты

реализации программы


В результате реализации программы ожидается:

- развитие творческих способностей;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.














Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин» реализуется в 5 – 9 классах.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Общая характеристика курса

Программа “Я – гражданин” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я – гражданин» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

       Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

     Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

     Программа «Я – гражданин»  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Направления патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 180 сформированы на основе базовых направлений развития личности, выделенных в государственной программе:

• формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
• повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:

духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);

историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Основное содержание деятельности, осуществляемой по указанным направлениям, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Патриотическое воспитание в МБОУ СОШ № 180 осуществляется на основе использования самых различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее перспективным в плане результативности является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании.

Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно-обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач патриотического воспитания. Содержание основных направлений системы патриотического воспитания основывается на соответствующих формах и методах воспитательной работы: работа с педагогическим коллективом (педагогический совет, совещание при заместителях руководителя по ВР, заседание методического объединения классных руководителей, анкетирование), работа с родителями обучающихся (родительское собрание в классе; педагогический лекторий; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте;публикация статей в СМИ и т. д.), работа с детьми и подростками (тематический воспитательный классный час, организация волонтерского движения, информационный час, единый день информирования, видеолекторий, кинолекторий, тематические линейки и концерты, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Независимости, работа в школьном музеи, посещение музеев; кружковая работа; выпуск газет; выставка рисунков и поделок; изучение истории своей семьи, семейных традиций; изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей школы, выпускников, ветеранов войны; военно-спортивные игры, сборы; спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, посещение обучающимися спортивных секций, День здоровья, туристские слеты, использование государственной символики при проведении торжественных школьных встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках; трудовые, экологические и благотворительные акции; спортивные соревнования и праздники; урок Мужества, «Вахта памяти»;уроки (урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование);социологическое исследование.

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Курс внеурочной деятельности «Я - гражданин» реализуется по следующим направлениям: социальное, политическое, экономическое, нравственное.

1. Социальное направление «Я и моя гражданская позиция»

Целью данного направления является:

воспитание сознательного отношения к учебе;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

формирование общности интересов детей и родителей через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи.

Данное направление реализуется через: организацию и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, интеллектуальных, игр; проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями; организация совместных коллективных творческих дел; организация и проведение благотворительных акций (посадка деревьев, помощь приюту животных «Доброе сердце», благотворительная рождественская акция «Добро на Рождество»); организация работы с родителями, деятельность волонтёрского отряда «Инициатива»

2. Политическое направление « Я и моё Отечество»

Целью данного направления является: воспитание правовой культуры; знакомство с правовыми нормами и процедурами; выработка правовой культуры; развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Направление реализуется через: изучение символики России, города, школы; проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, городского значения (День народного единства, День Героя Отечества, День Конституции); организацию, экскурсий (музеи города и школьный музей Боевой славы), сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея; совершенствование системы классного и школьного самоуправления; организация встреч с выпускниками школы, ветеранами войн, передовиками производства.

3. Экономическое направление «Я и моя школа»

Целью данного направления является воспитание экономической культуры обучающихся ;формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Данное направление реализуется через изучение предмета «Экономика»; организацию и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных игр; оформление выставок; участие детей в общественно полезном труде (субботники, генеральные уборки);организация профориентационной работы с обучающимися.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставит определённые задачи в реализации трудового воспитания и самоопределения. Работа направлена на развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

4. Нравственное воспитание « Моя малая Родина»

Данное направление реализуется через соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса; ознакомление обучающихся с общечеловеческими ценностями, социальными нормами поведения; знакомство с различными видами искусств; изучение истории России, символики, геральдики; проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т. д.);проведение культурно-массовых спортивных мероприятий (спортивно – туристический слёт «Тропа испытаний», военно – спортивный фестиваль «От значка ГТО к олимпийским медалям»)

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных за смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В результате реализации программы ожидается:

развитие творческих способностей;

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за

сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

способность к самореализации в пространстве российского государства,

формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность

руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина.

Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин » разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.

Объем программы 178 часов, из них:

в 5 классе - 35 часа в год,

в 6 классе - 36 часа в год,

в 7 классе - 36 часа в год,

в 8 классе - 37 часа в год,

в 9 классе - 34 часа в год.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации