Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В рядах Бессмертного полка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кувинская средняя общеобразовательная школа» Кудымкарского муниципального района Пермского края
Утверждаю Директор МБОУ «Кувинская СОШ» ………………………….. Е.А.Чакилева «……»…………….2019 г. | Согласовано Заместитель директора по ВР ………………….. Чудинова В.В. «……»………….…. 2019 г. | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ……………… ………………………. «……»……………. 2019 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«В рядах Бессмертного полка»
общеинтеллектуальное направление
для обучающихся 3 класса
(34 часа)
| | Программу разработала: Истомина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов |
2019
I. Пояснительная записка
Актуальность программы курса внеурочной деятельности обусловлена тем, что у обучающихся класса выявились следующие проблемы: во время акции «Бессмертный полк» они не смогли ответить на вопросы о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, о том, где они воевали, как, за что получили награды, а также обнаружилось, что дети обладают очень скудными знаниями о самой войне. Родители тоже заинтересовались этой темой, загорелись желанием глубже изучить историю семьи, оценить вклад предков в дело Победы. В преддверии празднования 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне эта тема приобретает ещё большую ценность.
Цель программы курса (на уровне личности обучающегося) – младший школьник, который имеет представление о том, кто из его семьи и как внёс свой вклад в дело Победы, умеет получать и анализировать информацию, рассказывать об этом.
Задачи программы курса:
-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения исследований: понятие о цели, гипотезе, задачах, плане действий, выводах;
- развивать умения и навыки исследовательской деятельности, работы с информацией: учить извлекать информацию из бесед с родственниками, из книг, Интернета, из документов семейного архива (фотографий, справок, удостоверений, писем и др.);
-развивать умения строить речевые высказывания, грамотно оформлять их в письменной речи;
-развивать навыки публичного выступления.
Ожидаемые личностные, метапредметные, предметные результаты.
Ожидаемые личностные результаты:
- ценностное отношение к своей Родине – России; осознание своей российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, представление об уважении и достоинстве человека;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Ожидаемые метапредметные результаты:
- овладение познавательными универсальными учебными действиями:
использовать наблюдение для получения информации;
формулировать вопросы;
проводить по предложенному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения;
формулировать выводы по результатам проведенного исследования и подкреплять их аргументами на основе результатов проведенного исследования;
овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
понимать учебную задачу, удерживать ее в процессе учебной деятельности;
планировать действия (операции) по решению учебной задачи, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
контролировать и оценивать результаты и процесс учебной деятельности;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебно-познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации, находить и обосновывать необходимость и достаточность информации для решения учебной задачи;
находить в информации факты и мнения, аргументы и выводы;
определять правдоподобность фактов, различать обоснованность аргументов;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Ожидаемые предметные результаты:
- представление о Великой Отечественной войне, как о труднейшем испытании для граждан нашей страны,
- знание о членах семьи, внёсших свой вклад в дело Победы,
-умение рассказывать о своём родственнике, участнике Великой Отечественной войны, участнике Бессмертного полка.
Формы и режим занятий.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, наблюдение, исследование.
Режим занятий: программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (один раз в неделю). Время проведения занятий – 45 минут.
Результативность освоения программы курса
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей направленностью. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в итоговом мероприятии.
Итоговым мероприятием выступает учебно-исследовательская конференция.
II. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | ||
Всего | из них | |||
теорети-ческие | практические | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Что такое исследовательская работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Формулируем тему исследования | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Гипотезы и способы их конструирования | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Искусство задавать вопросы | 2 | 0.5 | 1.5 |
5 | Методы исследования | 2 | 1 | 1 |
6 | Что такое цель и задачи | 2 | 1 | 1 |
7 | Формулируем цели и задачи собственного исследования, выдвигаем гипотезу, выбираем методы исследования | 2 | 1 | 1 |
8 | Беседа – один из способов получения информации. Отвечаем на вопросы, задаём новые | 2 | 1 | 1 |
9 | Поиск ответов на вопросы в документах и фотографиях из семейного архива. Отвечаем на вопросы, задаём новые | 1 | 0 | 1 |
10 | Поиск ответов на вопросы в словарях, энциклопедиях, книгах о Великой Отечественной войне. Отвечаем на вопросы, задаём новые | 2 | 0 | 2 |
11 | Поиск ответов на вопросы в Интернете. Отвечаем на вопросы | 4 | 1 | 3 |
12 | Практическая работа по составлению текста исследовательской работы. Диагностика умений | 5 | 1 | 4 |
13 | Учимся создавать презентацию | 3 | 1 | 2 |
14 | Учимся выделять главное. Строим текст выступления | 3 | 1 | 2 |
15 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 2 | 1 | 1 |
16 | Выступление с исследовательской работой на учебно-исследовательской конференции | 1 | 0 | 1 |
| Итого | 34 | 11 | 23 |
III. Содержание программы курса
Тема 1. «Что такое исследовательская работа»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях, о наиболее интересных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Виды заданий: поиск информации в Интернете и энциклопедиях о самых интересных исследованиях и открытиях.
Виды контроля: обмен впечатлениями.
Тема 2. «Формулируем тему исследования»
Представление о теме собственного исследования. Умение формулировать тему.
Виды заданий: записать несколько вариантов темы собственного исследования, выбрать лучший.
Виды контроля: индивидуальная работа с обучающимися.
Тема 3. «Гипотезы и способы их конструирования»
Представление о гипотезе, как рождаются гипотезы, какими бывают гипотезы, как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Формирование умений строить гипотезы.
Виды заданий: конструирование гипотез на тему исследования.
Виды контроля: устный опрос, взаимопроверка.
Тема 4. «Искусство задавать вопросы»
Представление о том, какими бывают вопросы, как правильно задавать вопросы, как узнавать новое с помощью вопросов. Формирование умений задавать вопросы, умений слушать вопрос и отвечать на него.
Виды заданий: формулирование вопросов о Великой Отечественной войне, о своём родственнике-участнике войны, запись вопросов.
Виды контроля: индивидуальная практическая работа.
Тема 5. «Методы исследования»
Представление об основных методах исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть книги, кино, обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет, понаблюдать и др.).
Виды заданий: использование различных источников для получения информации в ходе изучения доступных объектов.
Виды контроля: письменный опрос в виде теста. (Приложение 1)
Тема 6. «Что такое цель и задачи»
Понимание, что такое цель и задачи исследовательской работы. Умения определять цель и задачи на разные темы.
Виды заданий: конструирование целей и задач на разные темы исследований.
Виды контроля: практическая работа.
Тема 7. «Формулируем цели и задачи собственного исследования, выдвигаем гипотезу, выбираем методы исследования»
Представление о цели и задачах исследовательской работы. Умения определять цель и задачи собственного исследования, выдвигать гипотезу. Умения выбирать методы исследования по теме своей работы, планировать работу по собственному исследованию.
Виды заданий: формулирование целей, задач, гипотезы по теме собственного исследования, выбор методов.
Виды контроля: индивидуальная практическая работа.
Тема 8. «Беседа – один из способов получения информации. Отвечаем на вопросы, задаём новые»
Представление о беседе, как способе получения информации от людей. Понимание, кому можно задать тот или иной вопрос. Умение задавать вопросы, записывать полученную от других людей информацию.
Виды заданий: записать вопросы, которые задашь близким тебе людям, записать вопросы, которые ты задашь специалистам.
Виды контроля: индивидуальная практическая работа, индивидуальная проверка записей информации, полученной в ходе бесед.
Тема 9. «Поиск ответов на вопросы в документах и фотографиях из семейного архива. Отвечаем на вопросы, задаём новые»
Самостоятельная практическая работа обучающихся. Индивидуальная консультационная работа.
Виды контроля: индивидуальная работа.
Тема 10. «Поиск ответов на вопросы в словарях, энциклопедиях, книгах о Великой Отечественной войне. Отвечаем на вопросы, задаём новые»
Самостоятельная практическая работа обучающихся. Индивидуальная консультационная работа.
Виды контроля: индивидуальная работа.
Тема 11. «Поиск ответов на вопросы в Интернете. Отвечаем на вопросы»
Представление о глобальной сети Интернет и основных сайтах по поиску информации о людях, принимавших участие в Великой Отечественной войне, умение находить необходимую для собственного исследования информацию.
Самостоятельная практическая работа обучающихся. Индивидуальная консультационная работа.
Виды контроля: индивидуальная работа.
Тема 12. «Практическая работа по составлению текста исследовательской работы. Диагностика умений»
Самостоятельная практическая работа обучающихся. Индивидуальная консультационная работа.
Виды контроля: индивидуальная работа, тест. (Приложение 2)
Тема 13. «Учимся создавать презентацию»
Представление о презентации, выполненной в Microsoft Office PowerPoint, об основных приёмах создания простейшей презентации для сопровождения доклада о результатах исследования. Создание презентации.
Самостоятельная практическая работа обучающихся. Индивидуальная консультационная работа.
Виды контроля: индивидуальная работа.
Тема 14. «Учимся выделять главное. Строим текст выступления»
Представление о том, как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, как выделить главное и второстепенное. Построение текста выступления. Подготовка к ответам на вопросы.
Виды заданий: «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Виды контроля: практическая работа.
Тема 15. «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.
Виды заданий: выступление желающих со своими докладами, игра «Вопросы и ответы».
Виды контроля: фронтальный опрос.
Тема 16. «Выступление с исследовательской работой на учебно-исследовательской конференции»
Выступление участников со своими докладами об итогах проведенных исследований, вопросы авторам.
IV. Методический раздел
Методические рекомендации
Программа основана на принципе ориентации на личностное развитие каждого обучающегося и на принципе активной деятельности.
В основе программы – программа курса «Я - исследователь» для 1-4 классов А.И.Савенкова.
Программа составлена в соответствии с требованиями проекта ФГОС НОО от сентября 2019 г.
Программа носит практико-ориентированный характер: её содержание направлено на способы самостоятельного постижения знаний, развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Дети самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт, благодаря чему у них растут познавательные интересы, повышаются активность, инициативность, любознательность.
План предлагаемых мероприятий является примерным и может корректироваться. Реализация программы предполагает методическую подготовку учителя, владеющего инструментальной базой формирования личностных результатов и знанием современных нормативно-правовых документов.
Программа ориентирована на первый и второй уровень сформированности личностных результатов, который может быть расширен с учетом возможностей, потребностей и интересов конкретной группы обучающихся.
Указания к проведению итогового мероприятия и оцениванию личностных результатов (отражены в таблице)
Карта диагностики личностного результата
(Планируемые результаты воспитания и критерии их оценивания)
Личностный результат: умение выбирать источник для получения информации
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности | Критерии оценивания результатов освоения программы курса | Диагностики для оценивания результата | |||
Результат не достигнут (0 баллов) | Результат достигнут частично (1 балл) | Результат достигнут (2 балла) | |||
Первый уровень Представление об основных доступных источниках для получения информации | Отсутствие знания | Фрагментарное знание | Сформированное систематизированное знание | Авторский тест «Источники информации» (Приложение 1) | |
Второй уровень Умение выбирать нужные источники информации для исследования | Отсутствие умения | Частично освоенное умение | Сформированное умение | Авторский тест «В поисках информации» (Приложение 2) | |
Третий уровень Опыт использования различных источников информации в самостоятельной деятельности по собственной инициативе | Не имеет опыта | Имеет опыт деятельности под руководством учителя | Имеет опыт самостоятельной деятельности | Самостоятельная исследовательская деятельность обучающегося в рамках школьных мероприятий, выступления с докладами об исследованиях и проектах |
Итоговое мероприятие – школьная учебно-исследовательская конференция, которая для обучающихся школы проводится в конце учебного года. Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Литература для обучающихся
Савенков А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010, 32 с.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010, 32 с.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010, 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011, 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011, 32 с.
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010, 32 с.
Литература для учителя
Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2011. 224 с.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.
Информационные источники:
1. Федеральный портал «Российское образование». – URLhttp://www.edu.ru
2. Служба русского языка, словари, справочная литература. – URLhttp://www.slovari.ru
3. Библиотека. – URL http://lib.ru
4. Википедия. – URL http://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Тест «Источники информации»
Уважаемый школьник, нам интересны Ваши знания об источниках информации. Выполните задания теста. Обведите кружком правильные варианты ответов на вопросы теста.
Как правильно закончить предложение: «Информация даёт возможность …»?
«… хорошо учиться».
«… познавать окружающий мир».
«… хранить секреты».
Какие источники информации можно найти в библиотеке?
Книги, словари, справочники
Кинофильмы, мультфильмы
Старинные предметы быта
Какие источники информации ты сможешь найти в семейном архиве?
Словари
Справочники
Семейные фотографии
К какому источнику информации поможет обратиться компьютер?
к книге
к Интернету
к семейным фотографиям
Какие источники информации ты сможешь найти в музее.
Словари, справочники
Семейные фотографии
Старинные предметы быта
Укажите свой возраст _______.
Спасибо за работу!
Методические рекомендации для учителей
Автор анкеты: Истомина Т.М., учитель начальных классов МБОУ «Кувинская СОШ»
Цель теста: определить степень освоения знаний обучающихся об основных доступных источниках информации.
Возраст обучающихся (класс): 8-9 лет (3 класс).
Обработка материалов: 5 вопросов с тремя вариантами ответов, один из которых верный. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Уровни достижения личностного результата:
0 баллов – результат считается не достигнутым;
1-3 балла – результат достигнут частично;
4-5 баллов – результат достигнут.
Приложение 2
Анкета «В поисках информации»
Уважаемый школьник,
нам интересно, как Вы умеете выбирать нужный источник информации для исследования. Ответьте на предлагаемые вопросы. Обведите кружком правильные варианты ответов на вопросы теста.
Вова хочет узнать, какими медалями и орденами был награждён его прадедушка, ветеран Великой Отечественной войны. К каким источникам информации лучше ему обратиться в первую очередь?
К книгам о Великой Отечественной войне
К семейному архиву
К справочникам
Марина не понимает значение слова «фронт». Где ей лучше это узнать?
В книге о войне
В фильме о войне
В энциклопедии
Никита узнал, что его прадед служил на войне плотником-мостовиком. Как ему быстрее узнать, что это за профессия?
Обратиться в глобальную сеть Интернет
Сходить в библиотеку и посмотреть в энциклопедии
Посмотреть фильмы о войне
В семейном архиве Коли были утеряны все медали его прадеда, участника Великой Отечественной войны. Где он может найти информацию о его наградах?
В музее
В сети Интернет
В библиотеке
Кирилл пишет рассказ о том, какими человеческими качествами обладал его прадедушка. Какие источники информации ему в этом помогут?
Родственники
Интернет
Книги
Укажите свой возраст _______.
Спасибо за работу!
Методические рекомендации для учителей
Автор анкеты: Истомина Т.М., учитель начальных классов МБОУ «Кувинская СОШ»
Цель теста: определить степень развития умения обучающихся выбирать нужные источники информации для исследования.
Возраст обучающихся (класс): 8-9 лет (3 класс).
Обработка материалов: 5 вопросов с тремя вариантами ответов, один из которых верный. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Уровни достижения личностного результата:
0 баллов – результат считается не достигнутым;
1-3 балла – результат достигнут частично;
4-5 баллов – результат достигнут.