Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я и моя семья» (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я и моя семья»
1 класс
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Автор - Федоренко Ольга Михайловна
учитель начальных классов
1.Пояснительная записка
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.
Начальным и надежным средством творческой активности детей и подростков является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство – неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность. творческой самореализации. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты
- положительное отношение к краеведению;
- познавательный интерес к малой родине;
- уважительное отношение к окружающим людям;
Метапредметные результаты
-адекватно воспринимать окружающую действительность;
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- проявлять свою любознательность, инициативность;
- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине
Предметные результаты
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Формы организации внеурочной деятельности
В учебно-воспитательный процесс, включены нетрадиционные формы проведения занятий:
экскурсии по городу
посещение выставок, музеев, библиотек;
просмотр видеофильмов;
защита проектов;
исследовательская деятельность;
викторины;
игры;
конкурс сочинений, сказок.
2.Планируемые результаты реализации программы
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В процессе освоения содержания программы «Я и моя семья» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Формы и средства контроля
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем:
- тестирование, анкетирование;
-участие в школьных конкурсах и соревнования;
Отслеживание результатов
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение;
- защита проектов;
- тестирование;
-викторины
3.СОДЕРЖАНИЕ
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования. Время проведения: вторая половина учебного дня. Программа «Я и моя семья» используется с 1 по 4 классы, 2 часа в неделю.
1-й класс «Моя семья» 66 часов
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс «Моя семья» (66 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока |
Дата |
Всего |
Теория |
Практика |
1 . Праздник первого звонка |
|
1 |
|
1 |
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе |
|
1 |
1 |
|
3. Моя семья - моя радость |
|
1 |
1 |
|
3.Кто я? Мы такие разные по внешности |
|
1 |
|
1 |
4. Кто я? Мы такие разные по характеру |
|
1 |
|
1 |
5. Кто я? Разные способности разных людей. |
|
1 |
|
1 |
6. Правила поведения в школе. Урок-игра |
|
2 |
|
2 |
7. Экскурсия по школьному дворику |
|
1 |
1 |
|
8. Я, ты, мы. Игра |
|
2 |
|
2 |
9. Кто что любит делать. Конкурс викторина |
|
2 |
|
2 |
10. Красота родного края. Фотовыставка «Золотая осень» |
|
1 |
|
1 |
11. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала |
|
1 |
|
1 |
12. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? |
|
2 |
2 |
|
13. Моя красивая мама. Конкурс рисунков |
|
2 |
|
2 |
14. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием |
|
1 |
1 |
|
15.Из чего складывается счастье? |
|
1 |
1 |
|
16. Счастье в семье |
|
1 |
1 |
|
17. История моего города. Экскурсия в музей |
|
2 |
2 |
|
18. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора |
|
2 |
2 |
|
19. Законы жизни в классе. Урок-игра |
|
2 |
|
2 |
20. Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку |
|
1 |
1 |
|
21. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений |
|
1 |
1 |
|
22.Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия |
|
2 |
2 |
|
23. Фотографии из семейного альбома. Презентация |
|
1 |
|
1 |
24.Моя родословная |
|
1 |
1 |
|
25.Профессии моих родных. Беседа |
|
1 |
|
1 |
26.Семейные праздники |
|
1 |
|
1 |
27.Мой дом , моя крепость |
|
1 |
|
1 |
28. Школа вежливости. Беседа. |
|
2 |
2 |
|
29. Маленькая страна. Экологическая акция |
|
2 |
|
2 |
30. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков |
|
2 |
|
2 |
31. Они защищают Родину. Конкурс стихов |
|
2 |
|
2 |
32. Загляните в мамины глаза. Праздник |
|
2 |
|
2 |
33.Встречаем Масленицу |
|
2 |
|
2 |
34. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли |
|
1 |
|
1 |
35. Слушаем сказки моей бабушки |
|
2 |
2 |
|
36. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина |
|
1 |
|
1 |
37. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен |
|
2 |
|
2 |
38. Письмо ветерану. Конкурс сочинений |
|
1 |
1 |
|
39. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка |
|
2 |
|
2 |
40. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества |
|
2 |
2 |
|
41.В гости к зеленой аптеке. Экскурсия |
|
2 |
2 |
|
42. Десант чистоты и порядка |
|
1 |
|
1 |
43. Самый красивый школьный двор. Акция |
1 |
|
1 |
|
44. С чего начинается Родина? КВН |
|
2 |
|
2 |
Всего |
|
66 часов |
26 часов |
40 часов |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе
3. Баранова И.В. Нравственные ценности.
4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок.
6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования.
8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия
9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников
10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе.
13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе.
14. Молодова Л. М. Экологические праздники для детей.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников.
16. Павленко Г.В. Ваши любимые песни.
17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников
18. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
19.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Материально-техническое обеспечение.
-выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
материалы для оформления и творчества детей,
-наличие канцелярских принадлежностей,
-аудиоматериалы и видеотехника,
-компьютер,
-проектор,
-экран и др.