Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный немецкий"
курса внеурочной деятельности
«Занимательный немецкий»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (немецкий язык), авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим. Программа предполагает сочетание теоретических знаний с практическими и опирается на дополнительные компоненты УМК И. Л. Бим по немецкому языку для 5 класса, соответствующего требованиям ФГОС основного общего образования. Настоящая программа своим содержанием детализирует и раскрывает условия воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями обучения немецкому языку, которые определены новыми стандартами образования.
Практические упражнения носят познавательно-занимательный характер. Данная программа внеурочной деятельности для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Для успешного овладения иностранным языком необходимы две важнейшие составляющие: грамматический и лексический минимум. Усвоение как первого, так и второго требует определённых усилий.
Данная программа актуальна и имеет отличительную особенность - направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование творческой активности обучающихся. Программа внеурочной деятельности даёт возможность узнать обучающимся, как разнообразен и увлекателен мир слова, мир немецкой грамматики. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Новизна программы заключается в использовании различных технологий (игровой, проектной), а также применение техник (мнемотехника, интеллекткарты) при изучении лексического и грамматического материала.
Программа предлагает усиленные грамматические тренинги, подбор заданий на соответствующие правила, что способствует выработке автоматической грамотности при говорении. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися 5 класса. В занимательной форме активизируются забытые правила и постепенно устраняются элементарные грамматические ошибки как в устной, так и письменной речи. Для успешного проведения занятий используются: грамматические игры, грамматические тренинги, скороговорки, пословицы и поговорки, кроссворды, тесты, презентации, дидактический и раздаточный материал.
Цель: более детальное освоение практической грамматики немецкого языка.
Задачи:
развитие интереса к грамматике немецкого языка как наиболее сложной составляющей данного учебного предмета;
повторение теоретического материала по грамматическим темам;
закрепление материала практическими упражнениями;
обогащение словарного запаса;
практика перевода;
выработка автоматической грамотности;
развитие мотивации к изучению немецкого языка.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
активность и сознательность;
доступность;
наглядность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к обучающимся.
Ожидаемые результаты обучения
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Метапредметные результаты:
развитие коммуникативной компетентности;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией.
Предметные результаты:
ведение различных видов диалогов в стандартных ситуациях;
постановка вопросов собеседнику и ответы на него вопросы, высказывание своего мнения, просьбы;
описание событий, передача основного содержания, основной мысли прочитанного;
восприятие на слух и полное понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных текстов;
чтение аутентичных текстов разных жанров с пониманием основного содержания;
заполнение анкеты;
написание поздравления, личного письма с опорой на образец;
применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных типов;
знание основных способов словообразования (аффиксация, конверсия, словосложение);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка;
распознавание отдельных грамматических явлений немецкого языка и их использование в речи в соответствии с правилами немецкой грамматики;
знание основных различий систем иностранного и русского языков;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета;
знание употребительной фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка;
знакомство с образцами художественной, научно-популярной и публицистической литературы.
В результате освоения программы внеурочной деятельности к концу 5 класса у обучающихся сформируется положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.
К окончанию обучения по программе внеурочной деятельности обучающиеся будут:
- распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания);
- знать основные способы словообразования (аффикация, словосложение, конверсия);
- знать признаки изученных грамматических явлений: видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов;
- уметь сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- знать некоторые распространённые образцы фольклора (скороговорки, пословицы и поговорки);
- уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- иметь готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу.
Основное содержание
Имя существительное: Образование имён существительных; определение рода имён существительных; склонение имён существительных; образование множественного числа существительных; употребление определённого, неопределённого, нулевого артиклей и отрицательного местоимения с существительными.
Местоимения: Личные местоимения; притяжательные местоимения; неопределённые местоимения; безличное местоимение es.
Имя прилагательное: Степени сравнения прилагательных. Имя числительное Количественные числительные; порядковые числительные.
Глагол: Сильные и слабые глаголы; слабые глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt; глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками Präsens; повелительное наклонение. Модальные глаголы Настоящее время модальных глаголов.
Предложения: Нераспространённые и распространённые предложения Порядок слов в повествовательном предложении; порядок слов в вопросительном предложении; порядок слов в отрицательном предложении; безличные предложения; предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос Wohin?; побудительные предложения; предложения с инфинитивной группой um…zu.
Предлоги: Предлоги, имеющие двойное управление: требующие Dativ на вопрос Wo? и Akkusativ на вопрос Wohin?; предлоги, требующие Dativ; предлоги, требующие Akkusativ.
Основные способы словообразования:
- аффиксация:
существительных с суффиксами -ung (die Ordnung), -heit (Freiheit), -keit (die Sauberkeit), -ik (die Mathematik),- schaft (Freundschaft), -um (das Datum), -or (der Doktor); -e (die Liebe); -ler (der Wissenschaftler), -ie (die Biologie);
прилагательных с суффиксами -ig (wichtig), -lich (glücklich), -isch (typisch), -los (arbeitslos);
существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorbote, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками (erzählen, wegwerfen);
- словосложение:
существительное + существительное (das Klassenzimmer);
прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
глагол + существительное (die Schwimmhalle, das Badezimmer);
- конверсия (переход из одной части речи в другую):
существительные от прилагательных (der Kranke, das Grün);
существительные от глаголов (das Lesen, das Singen).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Из них: теор./практ | Дата | |
1-2 | Существительные и их слуги - артикли | 2 | 1/1 | 04.09 11.09 | |
3 | Равнение на падежные вопросы. | 1 | 1/0 | 18.09 | |
4-5 | Все секреты существительных. | 2 | 1/1 | 25.09 02.10 | |
6 | Строим слова. Семьи слов | 1 | 1 | 09.10 | |
7-8 | Собираем досье на местоимения. | 2 | 1/1 | 16.10 23.10 | |
9 | Грамматическая игра «Das ist meins». (Играем в «жадин»). | 1 | 0/1 | 06.11 | |
10-11 | Числительные. Считаем и решаем по-немецки | 2 | 1/1 | 13.11 20.11 | |
12 | Грамматическая игра «Der sture Hans». (Упрямый Ганс | 1 | 0/1 | 27.11 | |
13-14 | Все секреты глагола | 2 | 1/1 | 04.12 11.12 | |
15 | Слабые мира глагольного. | 1 | 1/0 | 18.12 | |
16 | Сильные мира глагольного. | 1 | 1/0 | 25.12 | |
17 | Невероятные превращения глагола sein | 1 | 0/1 | 15.01 | |
18 | Немецкий порядок должен быть во всём! | 1 | 0/1 | 22.01 | |
19 | Час весёлого чтения | 1 | 0/1 | 29.01 | |
20 | Скороговорки. | 1 | 0/1 | 05.02 | |
21 | Его Величество Imperativ! | 1 | 1/0 | 12.02 | |
22 | Глаголы двойняшки и глаголы близнецы. | 1 | 1/0 | 19.02 | |
23 | Приглашение на день рождения. | 1 | 0/1 | 26.02 | |
24 | В гостях у времён год | 1 | 0/1 | 05.03 | |
25 | Мы пишем письма друзьям | 1 | 0/1 | 12.03 | |
26-27 | Грамматические темы в пословицах и поговорках. | 2 | 1/1 | 19.03 02.04 | |
28 | Собираем досье на модальные глаголы. | 1 | 0/1 | 09.04 | |
29 | Секреты возвратных глаголов. | 1 | 1/0 | 16.04 | |
30 | «Двуличные» предлоги | 1 | 1/0 | 23.04 | |
31 | Учимся сравнивать. | 1 | 1/0 | 30.04 | |
32 | Путешествие в прошлое. | 1 | 0/1 | 07.05 | |
33 | История о том, как глаголы управляют предлогом и падежом | 1 | 0/1 | 14.05 | |
34 | Игра «Эрудит». | 1 | 0/1 | 21.05 | |
Всего: 34 часа | |