Рабочая программа курсов внеурочной деятельности по нетрадиционной технике рисования для детей 5–6 лет
Рабочая программа курсов внеурочной деятельности по нетрадиционной технике рисования.
Рабочая программа курсов внеурочной деятельности «Радуга» по нетрадиционной технике рисования для детей 5-6 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность - Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.). Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность и фантазию.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Актуальность - Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Мой многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, использую рисование нетрадиционных техник.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, презентации на которых мы показываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста (5-6 лет) эстетическое отношение к окружающему миру и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Задачи:
Учить детей использовать в рисовании разнообразные техники, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Создавать условия для развития экспериментально-поисковой деятельности при выборе материала и способа изображения образа;
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Принципы:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учит думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
Принцип доступности материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ;
дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Условия организации внеурочной деятельности:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
музыкальное сопровождение и т. п.;
новизна обстановки;
разнообразные материалы;
экспериментирование с красками, водой и бумагой, различными материалами (ватные палочки, диски, семена и т.д).
Методы и приёмы:
В ходе реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
монотипия;
рисование свечой;
свеча + акварель;
оттиски штампов различных видов;
оттиск мятой бумагой;
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
рисование по мокрой бумаге;
рисование путем разбрызгивание краски;
рисование жесткой кистью (тычок);
рисование поролоном
рисование ватными палочками;
рисование акварелью, гуашью, маслинными мелками, пастелью;
гравюра;
пластилинография;
обрывание салфеток;
аппликация из ниток;
аппликация из круп;
аппликация из ткани;
аппликация из плотной бумаги и картона;
опытно-экспериментальная деятельность
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 6 лет
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Структура занятий:
Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года, с сопутствующими праздниками.
Подготовительная работа к занятию:
- Групповая беседа, рассматривание картин, иллюстрации или фотографии по теме, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр.
- Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей.
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочным героем, перевоплощение детей в героев или во взрослых, игры в волшебников и т.п.);
Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учетом возможностей каждого ребенка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
К концу учебного года дети овладевают следующими умениями:
Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
Владение способами нестандартного раскрашивания;
Композиционные умения;
Проявление фантазии художественного творчества;
Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Использование навыков в самостоятельной деятельности;
Интерес к изобразительной деятельности;
Знаниями:
Называть название цветов;
Элементарные правила смешивание красок;
Знать несколько способов нестандартного рисования;
Знать правила безопасности при работе с инструментами рисования;
Знать основную терминологию (искусство, аппликация, акварель, гуашь, тычок, фон, оттиск);
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, по подгруппам. Общее количество занятий в год: 33 с детьми 5-6 лет.
Формы контроля:
выставки детских работ;
участие в выставках и конкурсах.
Ожидаемый результат:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Сочный арбуз». Знакомить детей с новым приемом рисования-рисования прямых линий. Развивать мелкую моторику пальцев, моторику руки. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Учить рисовать крупным планом, освоить технику нанесения одного слоя краски на другой. Обучение технике работы с мелками.
«Радужный дождь». Освоение новой техники рисования гуашь + аппликация из бумаги. Продолжить освоение техники рисовать линии всем ворсом кисти движением руки сверху вниз. Развить умение соотносить действие руки с речью.
«Полосатый кот». Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Расширять знание детей о разновидностях животных (дикие, домашние). Развивать технические навыки и умение работать с гуашью. Учить рисовать линии всем ворсом кисти движением руки слева направо.
«Кастрюля с овощами». Продолжить знакомить детей с овощами. Формировать умение вылепить овощи из пластилина и равномерно распределить их в большой кастрюле. Развить творческое воображение, формировать умение работать с изобразительными материалами. Освоение новой техники рисования гуашь + лепка пластилином. Продолжить освоение техники рисовать линии всем ворсом кисти движением руки сверху вниз.
«Осенние листья». Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Освоение новой техники рисования свеча + акварель.
«Мышка на грибочке». Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Продолжить освоение техники рисования акварель + масляные мелки + аппликация. Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки. Развивать композиционные умение, создавать композицию в зависимости от сюжета.
«Осенний калейдоскоп». Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Совершенствовать навыки рисования тычками. Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования. Продолжить освоение техники рисования акварель + масляные мелки + аппликация.
«Какие они разные – деревья и кусты». Вызывать у детей эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию различных пород деревьев и кустарников, желание изображать их. Развивать художественное видение особенностей строения и формы лиственных и хвойных деревьев, их цветовой характеристики, индивидуальных признаков. Закреплять навыки и умения изображения дерева и его частей графическими материалами. Обучать умению давать эстетические оценки. Знакомство с новой техникой рисование ватными палочками и мятой бумагой.
«Кот под одеялом». Совершенствовать навыки рисования тычками. Продолжить освоение техники рисовать линии всем ворсом кисти движением руки сверху вниз, вправо налево, по диагонали и круговыми движениями.
«Волшебный мир ночи». Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы (окна домов, фонари, фары автомобилей и др.). Развивать фантазию, воображение. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги. Продолжение освоения техники рисования гуашь + аппликация фольгой.
«Белые медведи». Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных (белого медведя, моржа, тюленя) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Учить рисовать пастелью северное сияние. Развивать чувство формы и композиции. Закрепление техники объемной аппликация из салфеток и ваты.
«Выпал первый снег». Подготовка фона для будущей работы. Изображение падающего снега в технике набрызга. Развитие аккуратности.
«Снеговики». Учить рисовать нарядных снеговиков, развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции. Освоение техники рисования гуашью + аппликация из ваты и бумаги.
«Новогодняя елка». Упражнять в рисовании фигур детей в движении и новогодних костюмах. Учить хорошо располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.
«Леса в зимнем лесу». Закрепление техники рисования гуашью и масляными мелками.
«Сказочный мишка». Продолжать совершенствовать умение рисовать жесткой кистью, мелками, фломастерами. Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображение каких либо предметов.
«Веселый щенок». Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами. Развивать творческое воображение детей. Изучение орнаментов.
«Материнская любовь». Развивать фантазию, творческие способности. Учить делать набросок, строить композицию, выделять главное в сюжете. Закреплять навыки рисования карандашом и плоской кистью.
«Львенок с сердечком». Развивать восприятие цвета. Учить передавать элементы росписи по воображению.
«Я с папой (парный портрет в профиль)». Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
«Девочка и варежки». Учить детей изображать разные виды линий (тонкие, широкие, волнистые, закругленные) в живописи. Учить самостоятельно компоновать сюжетный рисунок. Развитие мелкой моторики у ребенка через выполнение мелкой аппликации
«Цветок желаний». Закреплять графические навыки (рисунок линий, штрихов, кругов); живописный приём «цветовое пятно».
«Фартук для хозяйки». Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.
«Чайник и чашка». Подготовка фона для будущей работы. Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.
«Этот загадочный космос». Знакомство с книжной графикой, изображающей форму, строение космического корабля, образ звёздного неба. Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении космоса.
«Незнакомые пришельцы». Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.
«Летающие тарелки». Учить получать цветовой оттиск в технике монотипия. Закреплять графические навыки (рисунок линий, штрихов, кругов); живописный приём «цветовое пятно».
«Медуза». Познакомить детей медузами и средой их обитания. Расширять знания детей об окружающем мире. Продолжать совершенствовать умение рисовать мелками, акварелью + отрывная аппликация. Развивать эстетическое восприятие.
«Березки весной». Совершенствовать навыки в рисовании прямых вертикальных, горизонтальных линий, кругов, прямоугольников. Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пропорции.
«Паучок и паутина». Подготовка фона для будущей работы. Изучение новой техники нетрадиционного рисования на черной цветной бумаге белой краской. Изготовление объемного оригами из фольги.
«Сова». Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
«Вальс цветов». Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать у детей цветовосприятие.
«Скоро лето». Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета, использовать разные техники (рисование ладошкой, кисточкой и тычком жесткой полусухой кисти). Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол-во часов | Название раздела, темы |
1 | 1 | «Сочный арбуз» |
2 | 1 | «Радужный дождь» |
3 | 1 | «Полосатый кот» |
4 | 1 | «Кастрюля с овощами» |
5 | 1 | «Осенние листья» |
6 | 1 | «Мышка на грибочке» |
7 | 1 | «Осенний калейдоскоп» |
8 | 1 | «Какие они разные – деревья и кусты» |
9 | 1 | «Кот под одеялом» |
10 | 1 | «Волшебный мир ночи» |
11 | 1 | «Белые медведи» |
12 | 1 | «Выпал первый снег» |
13 | 1 | «Снеговики» |
14 | 1 | «Новогодняя елка» |
15 | 1 | «Леса в зимнем лесу» |
16 | 1 | «Сказочный мишка» |
17 | 1 | «Веселый щенок» |
18 | 1 | «Материнская любовь» |
19 | 1 | «Львенок с сердечком» |
20 | 1 | «Я с папой (парный портрет в профиль)» |
21 | 1 | «Девочка и варежки» |
22 | 1 | «Цветок желаний» |
23 | 1 | «Фартук для хозяйки» |
24 | 1 | «Чайник и чашка» |
25 | 1 | «Этот загадочный космос» |
26 | 1 | «Незнакомые пришельцы» |
27 | 1 | «Летающие тарелки» |
28 | 1 | «Медуза» |
29 | 1 | «Березки весной» |
30 | 1 | «Паучок и паутина» |
31 | 1 | «Сова» |
32 | 1 | «Вальс цветов» |
33 | 1 | «Скоро лето» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии репродукций;
- конспекты занятий;
- фонотека.
Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- Бумага, основа для композиций
- Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.
- Белый и цветной картон
- Цветная бумага
- Салфетки бумажные (белые и цветные)
- Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- Кисти разных размеров
- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Пастель
- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
- Клеевые кисточки
- Зубочистки, ватные палочки
- Губки и мочалки разных размеров
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013, -208с., ил.,цв.вкладка.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.
5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»
6. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл
7. Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.
8. Бородкина Н.В. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»
9. Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.