Рабочая программа "Литература" 6, 9 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№ 110 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла _________ С.Л.Топалова Протокол №1 от 28.08.2025 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________Н. Н. Кондратюк 28.08.2025 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ "ШКОЛА №110 Г. О. ДОНЕЦК" ____________О. А. Мачуха Приказ № 70 от 28.08.2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
(ID 8857233)
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 6, 9 классов
базовый уровень
Программу составил:
Топалова С.Л.
учитель русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю.
6 КЛАСС
Античная литература.
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор.
Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».
Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трех песен и двух поэм). Например, «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).
Древнерусская литература.
«Повесть временных лет»(не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и другие. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и другие.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и другие.
Литература второй половины XIX века.
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы по выбору).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и другие.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX - начала XXI веков
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и другие.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова и других.
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Например, Б.Л. Васильев «Экспонат №...», Б.П. Екимов «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) и другие.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и другие.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов Например, К. Булычев «Сто лет тому вперед» и другие.
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан» и другие.
Зарубежная литература Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и другие.
9 КЛАСС
Древнерусская литература.
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).
Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и другие.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века.
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и другие.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и другие. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и другие. Роман «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».
Зарубежная литература.
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и другие. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
9 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:
анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Античная литература | ||||||
1.1 | Гомер. Поэмы «Илиада»,«Одиссея» (фрагменты) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 2 | | ||||
Раздел 2. Фольклор | ||||||
2.1 | Былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко» | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
2.2 | Народные песни и поэмы народов России и мира. (не менее трёх песен и двух поэм), «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон «Не шуми, мати зеленая добровушка....», и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты) и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 7 | | ||||
Раздел 3. Древнерусская литература | ||||||
3.1 | «Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 2 | | ||||
Раздел 4. Литература первой половины XIX века | ||||||
4.1 | А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский» | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
4.2 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
4.3 | А.В. Кольцов. Стихотворения не менее двух). «Косарь», «Соловей и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 13 | | ||||
Раздел 5. Литература второй половины XIX века | ||||||
5.1 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
5.2 | А.А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
5.3 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
5.4 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша» | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
5.5 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
5.6 | А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
5.7 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 16 | | ||||
Раздел 6. Литература ХХ века | ||||||
6.1 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. (не менее двух).Например, стихотворения С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
6.2 | Стихотворения отечественных поэтов XX века. (не менее четырёх стихотворений двух поэтов), Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
6.3 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. (два произведения по выбору), Например, Б.Л. Васильев. «Экспонат №»; Б.П. Екимов. «Ночь исцеления»; Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) и другие произведения | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
6.4 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
6.5 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. (не менее двух). | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
6.6 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
6.7 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 19 | | ||||
Раздел 7. Зарубежная литература | ||||||
7.1 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору) | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
7.2 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору) | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
7.3 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. (не менее двух).Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору); Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др. | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | |
Итого по разделу | 11 | | ||||
Развитие речи | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Внеклассное чтение | 7 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
Резервное время | 15 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41542e | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 0 | | ||
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Древнерусская литература | ||||||
1.1 | «Слово о полку Игореве» | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
Итого по разделу | 3 | | ||||
Раздел 2. Литература XVIII века | ||||||
2.1 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
2.2 | Г.Р. Державин. Стихотворения (два по выбору).Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
2.3 | Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
Итого по разделу | 6 | | ||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | ||||||
3.1 | В.А. Жуковский. Баллады, элегии. (две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
3.2 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
3.3 | Поэзия пушкинской эпохи. К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
3.4 | А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «...Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин» | 15 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
3.5 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее пяти по выбору).Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени» | 11 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
3.6 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» | 10 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
Итого по разделу | 49 | | ||||
Раздел 4. Зарубежная литература | ||||||
4.1 | Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
4.2 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
4.3 | И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
4.4 | Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмент по выбору) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
4.5 | Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | |
Итого по разделу | 11 | | ||||
Развитие речи | 11 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | ||
Внеклассное чтение | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | ||
Итоговые контрольные работы | 4 | 4 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | ||
Резервное время | 14 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b720 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 4 | 0 | | ||
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | | | | ||||||||||||||||||||||
Всего | Контрольные работы | Дата изучения | ||||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||
1 | Резервный урок. Введение в курс литературы 6 класса | 1 | | 01.09 | | |||||||||||||||||||||
2 | Античная литература. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 1 | | 03.09 | | |||||||||||||||||||||
3 | Гомер. Поэма «Илиада». Образы Ахилла и Гектора | 1 | | 04.09 | | |||||||||||||||||||||
4 | Развитие речи. Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагменты). Образ Одиссея | 1 | | 08.09 | | |||||||||||||||||||||
5 | Развитие речи. Отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера | 1 | | 10.09 | | |||||||||||||||||||||
6 | Былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Жанровые особенности, сюжет, система образов | 1 | | 11.09 | | |||||||||||||||||||||
7 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Идейно-тематическое содержание, особенности композиции, образы | 1 | | 15.09 | | |||||||||||||||||||||
8 | Внеклассное чтение. Тематика русских былин. Традиции в изображении богатырей. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | | 17.09 | | |||||||||||||||||||||
9 | Былина «Садко». Особенность былинного эпоса Новгородского цикла. Образ Садко в искусстве | 1 | | 18.09 | | |||||||||||||||||||||
10 | Русские былины. Особенности жанра, изобразительно-выразительные средства. Русские богатыри в изобразительном искусстве | 1 | | 22.09 | | |||||||||||||||||||||
11 | Русская народная песня. «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...». Жанровое своеобразие. Русские народные песни в художественной литературе | 1 | | 24.09 | | |||||||||||||||||||||
12 | Народные песни и поэмы народов России и мира. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Тематика, герои, художественные особенности | 1 | | 25.09 | | |||||||||||||||||||||
13 | Народные песни и поэмы народов России и мира. «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты). Тематика, система образов, изобразительно-выразительные средства | 1 | | 29.09 | | |||||||||||||||||||||
14 | Внеклассное чтение. Жанр баллады в мировой литературе. Баллада Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд». Тема, идея, сюжет, композиция | 1 | | 01.10 | | |||||||||||||||||||||
15 | Внеклассное чтение. Жанр баллады в мировой литературе. Баллады Ф. Шиллера «Кубок», «Перчатка» Сюжетное своеобразие | 1 | | 02.10 | | |||||||||||||||||||||
16 | Резервный урок. Итоговый урок по разделу «Фольклор». Отражение фольклорных жанров в литературе | 1 | | 06.10 | | |||||||||||||||||||||
17 | Развитие речи. Викторина по разделу «Фольклор» | 1 | | 08.10 | | |||||||||||||||||||||
18 | Древнерусская литература: основные жанры и их особенности. Летопись «Повесть временных лет». История создания | 1 | | 09.10 | | |||||||||||||||||||||
19 | «Повесть временных лет»: не менее одного фрагмента, например, «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра, тематика фрагмента | 1 | | 13.10 | | |||||||||||||||||||||
20 | Резервный урок. «Повесть временных лет»: «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега». Анализ фрагментов летописи. Образы героев | 1 | | 15.10 | | |||||||||||||||||||||
21 | Развитие речи. Древнерусская литература. Самостоятельный анализ фрагмента из «Повести временных лет» по выбору | 1 | | 16.10 | | |||||||||||||||||||||
22 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Связь с фрагментом «Повести временных лет» | 1 | | 20.10 | | |||||||||||||||||||||
23 | А.С. Пушкин. Стихотворения «Зимняя дорога», «Туча» и другие. Пейзажная лирика поэта | 1 | | 22.10 | | |||||||||||||||||||||
24 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник». Проблематика, средства изображения | 1 | | 23.10 | | |||||||||||||||||||||
25 | Резервный урок. Двусложные размеры стиха | 1 | | 03.11 | | |||||||||||||||||||||
26 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания, тема, идея произведения | 1 | | 05.11 | | |||||||||||||||||||||
27 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Сюжет, фабула, система образов | 1 | | 06.11 | | |||||||||||||||||||||
28 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История любви Владимира и Маши. Образ главного героя | 1 | | 10.11 | | |||||||||||||||||||||
29 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Противостояние Владимира и Троекурова. Роль второстепенных персонажей | 1 | | 12.11 | | |||||||||||||||||||||
30 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Смысл финала романа | 1 | | 13.11 | | |||||||||||||||||||||
31 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | | 17.11 | | |||||||||||||||||||||
32 | Резервный урок. Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина | 1 | | 19.11 | | |||||||||||||||||||||
33 | Внеклассное чтение. Любимое произведение А.С.Пушкина | 1 | | 20.11 | | |||||||||||||||||||||
34 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Утес», «Листок». История создания, тематика | 1 | | 24.11 | | |||||||||||||||||||||
35 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Утес», «Листок». Лирический герой, его чувства и переживания | 1 | | 26.11 | | |||||||||||||||||||||
36 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Утес», «Листок». Художественные средства выразительности | 1 | | 27.11 | | |||||||||||||||||||||
37 | Резервный урок. Трехсложные стихотворные размеры | 1 | | 01.12 | | |||||||||||||||||||||
38 | А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). «Косарь», «Соловей». Тематика | 1 | | 03.12 | | |||||||||||||||||||||
39 | А.В. Кольцов. Стихотворения «Косарь», «Соловей». Художественные средства воплощения авторского замысла | 1 | | 04.12 | | |||||||||||||||||||||
40 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух) «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…». Тематика произведений | 1 | | 08.12 | | |||||||||||||||||||||
41 | Ф.И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». Лирический герой и средства художественной изобразительности в произведении | 1 | | 10.12 | | |||||||||||||||||||||
42 | А. А. Фет. Стихотворение (не менее двух), «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришел к тебе с приветом…» Проблематика произведений поэта | 1 | | 11.12 | | |||||||||||||||||||||
43 | А. А. Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Своеобразие художественного видения поэта | 1 | | 15.12 | | |||||||||||||||||||||
44 | Резервный урок. Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | 1 | | 17.12 | | |||||||||||||||||||||
45 | Резервный урок. И.С. Тургенев. Сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг». Проблематика произведения | 1 | | 18.12 | | |||||||||||||||||||||
46 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образы и герои | 1 | | 22.12 | | |||||||||||||||||||||
47 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портрет и пейзаж в литературном произведении | 1 | | 24.12 | | |||||||||||||||||||||
48 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Художественные и жанровые особенности произведения | 1 | | 25.12 | | |||||||||||||||||||||
49 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя | 1 | | 29.12 | | |||||||||||||||||||||
50 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша»: авторское отношение к герою | 1 | | 12.01 | | |||||||||||||||||||||
51 | Резервный урок. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева, Н.С.Лескова | 1 | | 14.01 | | |||||||||||||||||||||
52 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Тематика произведения | 1 | | 15.01 | | |||||||||||||||||||||
53 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Проблематика повести | 1 | | 19.01 | | |||||||||||||||||||||
54 | Развитие речи. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Образы родителей | 1 | | 21.01 | | |||||||||||||||||||||
55 | Развитие речи. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Образы Карла Иваныча и Натальи Савишны | 1 | | 22.01 | | |||||||||||||||||||||
56 | Итоговая контрольная работа. Герои произведений XIX века (письменный ответ, тесты, творческая работа) | 1 | 1 | 26.01 | | |||||||||||||||||||||
57 | А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору). «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Проблема маленького человека | 1 | | 28.01 | | |||||||||||||||||||||
58 | А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, ирония, источники комического | 1 | | 29.01 | | |||||||||||||||||||||
59 | А. П. Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя | 1 | | 02.02 | | |||||||||||||||||||||
60 | Резервный урок. А. П. Чехов. Художественные средства и приёмы изображения в рассказах | 1 | | 04.02 | | |||||||||||||||||||||
61 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Тема рассказа. Сюжет | 1 | | 05.02 | | |||||||||||||||||||||
62 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Проблематика произведения | 1 | | 09.02 | | |||||||||||||||||||||
63 | Развитие речи. А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Смысл названия рассказа | 1 | | 11.02 | | |||||||||||||||||||||
64 | Резервный урок. Итоговый урок по творчеству А.П. Чехова, А.И. Куприна | 1 | | 12.02 | | |||||||||||||||||||||
65 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А.А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в утро туманное…» | 1 | | 16.02 | | |||||||||||||||||||||
66 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. С.А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями», « Я покинул родимый дом…», «Топи да болота» | 1 | | 18.02 | | |||||||||||||||||||||
67 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В.В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | | 19.02 | | |||||||||||||||||||||
68 | Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова. Обзор | 1 | | 23.02 | | |||||||||||||||||||||
69 | Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова. Темы, мотивы, образы | 1 | | 25.02 | | |||||||||||||||||||||
70 | Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова. Художественное своеобразие | 1 | | 26.02 | | |||||||||||||||||||||
71 | Резервный урок. Итоговый урок по теме «Русская поэзия XX века» | 1 | | 02.03 | | |||||||||||||||||||||
72 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. два произведения по выбору. Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) | 1 | | 04.03 | | |||||||||||||||||||||
73 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века. Тематика, сюжет, основные герои | 1 | | 05.03 | | |||||||||||||||||||||
74 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века. Нравственная проблематика, идейно-художественные особености | 1 | | 09.03 | | |||||||||||||||||||||
75 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени | 1 | | 11.03 | | |||||||||||||||||||||
76 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Образ главного героя | 1 | | 12.03 | | |||||||||||||||||||||
77 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика | 1 | | 16.03 | | |||||||||||||||||||||
78 | Резервный урок. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Художественное своеобразие | 1 | | 18.03 | | |||||||||||||||||||||
79 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. Обзор произведений.не менее двух на выбор | 1 | | 19.03 | | |||||||||||||||||||||
80 | Р.П. Погодин. Идейно-художественная особенность рассказов из книги «Кирпичные острова» | 1 | | 23.03 | | |||||||||||||||||||||
81 | Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Проблематика повести | 1 | | 25.03 | | |||||||||||||||||||||
82 | Внеклассное чтение. Ю.И. Коваль. Повесть «Самая лёгкая лодка в мире». Система образов | 1 | | 26.03 | | |||||||||||||||||||||
83 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. К. Булычев «Сто лет тому вперед». Темы и проблемы. Образы главных героев. | 1 | | 06.04 | | |||||||||||||||||||||
84 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов. К. Булычев «Сто лет тому вперед». Конфликт, сюжет и композиция. Художественные особенности | 1 | | 08.04 | | |||||||||||||||||||||
85 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан». Идейно-художественное своеобразие | 1 | | 09.04 | | |||||||||||||||||||||
86 | Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан». Особенности лирического героя | 1 | | 13.04 | | |||||||||||||||||||||
87 | Итоговая контрольная работа. Тема семьи в произведениях XX – начала XXI вв. (письменный ответ, тесты, творческая работа) / Всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | 15.04 | | |||||||||||||||||||||
88 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). История создания | 1 | | 16.04 | | |||||||||||||||||||||
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Тема, идея | 1 | | 20.04 | | |||||||||||||||||||||
90 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Образ главного героя | 1 | | 22.04 | | |||||||||||||||||||||
91 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Особенности жанра | 1 | | 23.04 | | |||||||||||||||||||||
92 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Идея произведения | 1 | | 27.04 | | |||||||||||||||||||||
93 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Проблематика, герои | 1 | | 29.04 | | |||||||||||||||||||||
94 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Сатира и фантастика | 1 | | 30.04 | | |||||||||||||||||||||
95 | Резервный урок. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Особенности жанра | 1 | | 04.05 | | |||||||||||||||||||||
96 | Внеклассное чтение. Произведения современных зарубежных писателей-фантастов | 1 | | 06.05 | | |||||||||||||||||||||
97 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Тема, идея, проблематика | 1 | | 07.05 | | |||||||||||||||||||||
98 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Сюжет, композиция. Образ героя | 1 | | 13.05 | | |||||||||||||||||||||
99 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Тема, идея, проблематика | 1 | | 14.05 | | |||||||||||||||||||||
100 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Сюжет, композиция, образ главного героя. Смысл названия | 1 | | 18.05 | | |||||||||||||||||||||
101 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (по выбору) | 1 | | 20.05 | | |||||||||||||||||||||
102 | Резервный урок. Итоговый урок за год. Список рекомендуемой литературы | 1 | | 21.05 | | |||||||||||||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | | |||
Всего | Контрольные работы | План | Факт | ||||
1 | Резервный урок. Введение в курс литературы 9 класса | 1 | | 01.09 | | ||
2 | «Слово о полку Игореве». Литература Древней Руси. История открытия «Слова о полку Игореве» | 1 | | 02.09 | | ||
3 | «Слово о полку Игореве». Центральные образы, образ автора в «Слове о полку Игореве» | 1 | | 03.09 | | ||
4 | Поэтика «Слова о полку Игореве». Идейно-художественное значение «Слова о полку Игореве» | 1 | | 08.09 | | ||
5 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве» | 1 | | 09.09 | | ||
6 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды. Прославление в оде мира, Родины, науки | 1 | | 10.09 | | ||
7 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения. Средства создания образа идеального монарха | 1 | | 15.09 | | ||
8 | Резервный урок. Русская литература ХVIII века. Своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и сентиментализм как литературное направление | 1 | | 16.09 | | ||
9 | Г.Р. Державин. Стихотворения. «Властителям и судиям». Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в его лирике | 1 | | 17.09 | | ||
10 | Г.Р. Державин. Стихотворения. «Памятник». Философская проблематика и гражданский пафос произведений Г.Р. Державина | 1 | | 22.09 | | ||
11 | Внеклассное чтение. «Мои любимые книги». Открытия летнего чтения | 1 | | 23.09 | | ||
12 | Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Сюжет и герои повести | 1 | | 24.09 | | ||
13 | Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Черты сентиментализма в повести | 1 | | 29.09 | | ||
14 | Резервный урок. Основные черты русской литературы первой половины ХIХ века | 1 | | 30.09 | | ||
15 | В.А. Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада «Светлана» | 1 | | 01.10 | | ||
16 | В.А. Жуковский. Понятие об элегии. «Невыразимое», «Море». Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта | 1 | | 06.10 | | ||
17 | Особенности художественного языка и стиля в произведениях В.А. Жуковского | 1 | | 07.10 | | ||
18 | А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» | 1 | | 08.10 | | ||
19 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Социальная и нравственная проблематика, своеобразие конфликта в пьесе | 1 | | 13.10 | | ||
20 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Система образов в пьесе. Общественный и личный конфликт в пьесе | 1 | | 14.10 | | ||
21 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Фамусовская Москва | 1 | | 15.10 | | ||
22 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Образ Чацкого | 1 | | 20.10 | | ||
23 | Резервный урок. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Открытость финала пьесы, его нравственно-филосовское звучание | 1 | | 21.10 | | ||
24 | А.С. Грибоедов. Художественное своеобразие комедии «Горе от ума» | 1 | | 22.10 | | ||
25 | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения | 1 | | 03.11 | | ||
26 | «Горе от ума» в литературной критике | 1 | | 04.11 | | ||
27 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Горе от ума» | 1 | | 05.11 | | ||
28 | Поэзия пушкинской эпохи. К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору) Основные темы лирики | 1 | | 10.11 | | ||
29 | Поэзия пушкинской эпохи. К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору) Своеобразие лирики поэта | 1 | | 11.11 | | ||
30 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство А.С. Пушкина | 1 | | 12.11 | | ||
31 | А.С. Пушкин. Тематика и проблематика лицейской лирики | 1 | | 17.11 | | ||
32 | Резервный урок. А.С. Пушкин. Основные темы лирики южного периода | 1 | | 18.11 | | ||
33 | А.С. Пушкин. Художественное своеобразие лирики южного периода | 1 | | 19.11 | | ||
34 | А.С. Пушкин. Лирика Михайловского периода | 1 | | 24.11 | | ||
35 | А.С. Пушкин. Любовная лирика: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Мадонна» | 1 | | 25.11 | | ||
36 | А.С. Пушкин. Своеобразие любовной лирики | 1 | | 26.11 | | ||
37 | А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Поэт» и другие. | 1 | | 01.12 | | ||
38 | Резервный урок. А.С. Пушкин. Стихотворения «Осень» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и другие. Тема поэта и поэзии | 1 | | 02.12 | | ||
39 | Развитие речи. Анализ лирического произведения | 1 | | 03.12 | | ||
40 | А. С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») | 1 | | 08.12 | | ||
41 | А.С. Пушкин. Тема жизни и смерти: «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «…Вновь я посетил…» | 1 | | 09.12 | | ||
42 | Резервный урок. А.С. Пушкин. «Каменноостровский цикл»: «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти» | 1 | | 10.12 | | ||
43 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по лирике А.С. Пушкина | 1 | | 15.12 | | ||
44 | Развитие речи. Сочинение по лирике А.С. Пушкина | 1 | | 16.12 | | ||
45 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Человек и история в поэме | 1 | | 17.12 | | ||
46 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Евгения в поэме | 1 | | 22.12 | | ||
47 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Петра I в поэме | 1 | | 23.12 | | ||
48 | Подготовка к контрольной работе От древнерусской литературы до литературы первой четверти XIX века (письменный ответ, тесты, творческая работа, сочинение) | 1 | 1 | 24.12 | | ||
49 | Итоговая контрольная работа От древнерусской литературы до литературы первой четверти XIX века (письменный ответ, тесты, творческая работа, сочинение) | 1 | 1 | 29.12 | | ||
50 | А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» как новаторское произведение | 1 | | 30.12 | | ||
51 | Резервный урок. А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Главные мужские образы романа. Образ Евгения Онегина | 1 | | 12.01 | | ||
52 | А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Образ Татьяны Лариной | 1 | | 13.01 | | ||
53 | А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | 1 | | 14.01 | | ||
54 | Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос | 1 | | 19.01 | | ||
55 | Резервный урок. А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Роман «Евгений Онегин» в литературной критике | 1 | | 20.01 | | ||
56 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» | 1 | | 21.01 | | ||
57 | Развитие речи. Сочинение по роману «Евгений Онегин» | 1 | | 26.01 | | ||
58 | Резервный урок. Итоговый урок по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | | 27.01 | | ||
59 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Тематика и проблематика лирики поэта | 1 | | 28.01 | | ||
60 | М.Ю. Лермонтов.Тема назначения поэта и поэзии. Стихотворение «Смерть поэта» | 1 | | 02.02 | | ||
61 | М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике поэта | 1 | | 03.02 | | ||
62 | М.Ю. Лермонтов. Тема любви в лирике поэта | 1 | | 04.02 | | ||
63 | М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Стихотворения «Дума», «Родина» | 1 | | 09.02 | | ||
64 | М.Ю. Лермонтов. Философский характер лирики поэта. «Выхожу один я на дорогу…» | 1 | | 10.02 | | ||
65 | Развитие речи. Анализ лирического произведения | 1 | | 11.02 | | ||
66 | Резервный урок. Итоговый урок по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | | 16.02 | | ||
67 | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Тема, идея, проблематика. Своеобразние сюжета и композиции | 1 | | 17.02 | | ||
68 | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина | 1 | | 18.02 | | ||
69 | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Роль «Журнала Печорина» в раскрытии характера главного героя | 1 | | 23.02 | | ||
70 | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Значение главы «Фаталист» | 1 | | 24.02 | | ||
71 | Резервный урок. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина | 1 | | 25.02 | | ||
72 | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина | 1 | | 02.03 | | ||
73 | Резервный урок. Роман «Герой нашего времени» в литературной критике | 1 | | 03.03 | | ||
74 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» | 1 | | 04.03 | | ||
75 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения поэтов первой половины ХIХ века | 1 | | 09.03 | | ||
76 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. История создания поэмы «Мёртвые души» | 1 | | 10.03 | | ||
77 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образы помещиков | 1 | | 11.03 | | ||
78 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образы чиновников | 1 | | 16.03 | | ||
79 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ города | 1 | | 17.03 | | ||
80 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ Чичикова | 1 | | 18.03 | | ||
81 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме | 1 | | 23.03 | | ||
82 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Лирические отступления и автора | 1 | | 24.03 | | ||
83 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: специфика жанра, художественные особенности | 1 | | 25.03 | | ||
84 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» в литературной критике | 1 | | 06.04 | | ||
85 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Мертвым душам» | 1 | | 07.04 | | ||
86 | Внеклассное чтение. В мире литературы первой половины ХIХ века | 1 | | 08.04 | | ||
87 | Специфика отечественной прозы первой половины ХIХ века, ее значение для русской литературы | 1 | | 13.04 | | ||
88 | Подготовка к контрольная работа Литература середины XIX века (письменный ответ, тесты, творческая работа, сочинение) | 1 | 1 | 14.04 | | ||
89 | Итоговая контрольная работа Литература середины XIX века (письменный ответ, тесты, творческая работа, сочинение) | 1 | 1 | 15.04 | | ||
90 | Внеклассное чтение. Писатели и поэты о Великой Отечественной войне | 1 | | 20.04 | | ||
91 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Особенности жанра и композиции комедии. Сюжет и персонажи | 1 | | 21.04 | | ||
92 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Образ поэта. Пороки человечества и наказание за них. Проблематика | 1 | | 22.04 | | ||
93 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». История создания трагедии. Тема, идея, проблематика | 1 | | 27.04 | | ||
94 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору). Своеобразие конфликта и композиции трагедии. Система образов. Образ главного героя | 1 | | 28.04 | | ||
95 | Резервный урок. У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Поиски смысла жизни, проблема выбора в трагедии. Тема любви в трагедии | 1 | | 29.04 | | ||
96 | И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Сюжет и проблематика трагедии | 1 | | 04.05 | | ||
97 | И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Тема, главный герой в поисках смысла жизни. Фауст и Мефистофель. Идея произведения | 1 | | 05.05 | | ||
98 | Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например,«Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и другие. Тематика и проблематика лирики поэта | 1 | | 06.05 | | ||
99 | Дж. Г. Байрон. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда». Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Байронический тип литературного героя | 1 | | 12.05 | | ||
100 | Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта. Тема, идея произведения | 1 | | 13.05 | | ||
101 | Зарубежная проза первой половины XIX в. Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта. Сюжет, проблематика. | 1 | | 18.05 | | ||
102 | Зарубежная проза первой половины XIX в. Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта. Образ главного героя | 1 | | 19.05 | | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 4 | (20,25,26) | ||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
• Литература: 6-й класс: учебник: в 2 частях; 14-е издание, переработанное Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др.; под редакцией Коровиной В.Я. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература: 9-й класс: учебник: в 2 частях; 11-е издание, переработанное Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др.; под редакцией Коровиной В.Я. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».