Рабочая программа по литературе, 6 класс

1
0
Материал опубликован 13 October 2017

 


 

Пояснительная записка

-     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897)

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования»

- Устава МОУ «Малошелковниковского СОШ»

- Основной образовательной программы МОУ «Малошелковниковская СОШ» (приказ директора № 47-р от 30.08.2016 г.)

-   Учебного плана МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2016-2017 учебный год (приказ директора № 47-р от 30.08.2016 г.)

-    Годового календарного графика МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2016-2017 учебный год (приказ директора № 47-р от 30.08.2016)
-    Авторской программы по литературе ( Рабочие программы Литература 5-9 классы : предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 3-е издание: Москва «Просвещение»,2016)

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 6 классе — 105 ч. 3 ч в неделю (35 недель)

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Основные методы и формы обучения

При обучении литературе в 6 классе основными формами работы являются:

коллективная,

групповая,

индивидуальная,

фронтальная.

Виды деятельности, используемые на уроках русского языка:

учебное сотрудничество,

игровая,

индивидуальная,

учебно-исследовательская.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.

Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-деятельностный подход, игровые технологии, проблемное обучение.

Согласно рекомендациям, данным ПМПК города Рубцовска Алтайского края, в адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР обучающихся в 6 классе используются нетрадиционные формы работы на уроке для профилактики утомляемости вышеуказанных обучающихся. Большие по объёму задания предлагаются для выполнения по алгоритму (предварительно задание делится на части). Применяются мультимедийные технологии обучения с целью воздействия на все каналы восприятия учащегося: зрение, слух, осязание. Учебная нагрузка чередуется с двигательной активностью в течение всего урока. Опрос учащихся с ЗПР проводится в начале урока по причине снижения их работоспособности на последующих этапах.


 

Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 6 классе

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и

в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые результаты изучения курса литературы

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты освоения литературы:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

- определять тему и основную мысль произведения;

-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

оценивать систему персонажей;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

Ученик получит возможность научиться:

-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся в 6 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

        При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

 - контрольная работа; самостоятельная работа;

- терминологические диктанты;

 - письменные ответы на проблемные вопросы по темам

 - взаимопроверка, самопроверка;

 - тест;

 - сочинение

 - устное сообщение на тему, сообщение с использованием краеведческого материала;

 - публичное выступление;

 - индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана).

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в календарно-тематическом поурочном планировании).

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения  оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;        

полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

1. Фактические ошибки отсутствуют.

2. Содержание излагается последовательно.

3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

4. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание

работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

1. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

1. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

2. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

3. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

4. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1.Работа не соответствует теме.

1. Допущено много фактических неточностей.

2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

3. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,

а также 7 грамматических ошибок

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.  

Содержание курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град..»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).

Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов.

Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведение зарубежных писателей

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов.

Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.

Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Календарно-тематический поурочный план

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения уроков

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

   

Введение (1ч)

1

Художественное произведение, автор, герои.

1

5.09

5.09

Устное народное творчество (4 ч)

2

Обрядовый фольклор.

1

6.09

6.09

3

Пословицы и поговорки

1

8.09

8.09

4

Загадки (урок внеклассного чтения 1)

1

12.09

12.09

5

Урок-посиделки «Русский фольклор» (урок развития речи 1)

1

13.09

13.09

Из древнерусской литературы (1 ч).

6

Русская летопись

1

15.09

15.09

Из литературы XVIII века (1 ч).

7

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха»

1

19.09

19.09

Из литературы XIX века (50 ч)

8

И.А.Крылов «Осел и Соловей»

1

20.09

20.09

9

И.А.Крылов «Листы и корни»

1

22.09

22.09

10

И.А. Крылов «Ларчик»

1

26.09

26.09

11

Русские басни ((урок развития речи 2)

1

27.09

27.09

12

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

1

29.09

29.09

13

А.С. Пушкин «Узник»

1

3.10

3.10

14

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

4.10

4.10

15

А.С. Пушкин «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике А.С. Пушкина (урок внеклассного чтения 2)

1

6.10

6.10

16

А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха (урок развития речи 3)

1

10.10

10.10

17

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров.

1

11.10

11.10

18

«Дубровский»: бунт крестьян.

1

13.10

13.10

19

«Дубровский»: история любви.

1

17.10

17.10

20

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

1

18.10

18.10

21

«Дубровский»: композиция романа.

1

20.10

20.10

22 - 23

«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина (уроки контроля)

2

24.10

25.10

24.10

25.10

24

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои

1

27.10

27.10

25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести

1

7.11

7.11

26

«Повести Белкина»: проблемы и герои (урок внеклассного чтения 3)

1

8.11

8.11

27

М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

1

10.11

10.11

28

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

1

14.11

14.11

29

М. Ю. Лермонтов. «Листок».

1

15.11

15.11

30

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…».

1

17.11

17.11

31-32

М. Ю. Лермонтов. Лирика (урок развития речи 5).

2

21.11

22.11

21.11

22.11

33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1

24.11

24.11

34

«Бежин луг»: образы крестьянских детей.

1

28.11

28.11

35

«Бежин луг»: картины природы.

1

29.11

29.11

36

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» (урок внеклассного чтения 4)

1

1.12

1.12

37

Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело».

1

5.12

5.12

38

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…»

1

6.12

6.12

39

Ф. И. Тютчев. «Листья».

1

8.12

8.12

40

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

1

12.12

12.12

41

А. А. Фет. «Ещё майская ночь».

1

13.12

13.12

42

А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

1

15.12

15.12

43

Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика (урок развития речи 6)

1

19.12

19.12

44

Н. А. Некрасов “Железная дорога”: автор и народ.

1

20.12

20.12

45

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.

1

22.12

22.12

46

Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

1

26.12

26.12

47

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть.

1

27.12

27.12

48

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии.

1

12.01

12.01

49

«Левша» (урок развития речи 7)

1

16.01

16.01

50

Н. С. Лесков «Человек на часах» (урок внеклассного чтения 5)

1

17.01

17.01

51

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа.

1

19.01

19.01

52

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.

1

23.01

23.01

53

А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения 6)

1

24.01

24.01

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…».

1

26.01

26.01

55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

1

30.01

30.01

56

Романсы на стихи русских поэтов. А.С.Пушкин «Зимний вечер», М.Ю.Лермонтов «Парус», Ф.И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег…»

1

31.01

31.01

Из русской литературы XX века (26 ч)

57

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

1

2.02

2.02

58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

1

6.02

6.02

59

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

1

7.02

7.02

60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

1

9.02

9.02

61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

1

13.02

13.02

62

А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле»,

«Корова» и др. (урок внеклассного чтения 7)

1

14.02

14.02

63

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

1

16.02

16.02

64

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

1

20.02

20.02

65

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

1

21.02

21.02

66

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев

1

27.02

27.02

67

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» (урок развития речи 8)

1

28.02

28.02

68

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

1

2.03

2.03

69

«Уроки французского»: стойкость главного героя

1

6.03

6.03

70

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

1

7.03

7.03

71

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя.

1

9.03

9.03

72

В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал» (урок внеклассного чтения 8)

1

13.03

13.03

73

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

1

14.03

14.03

74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе

1

16.03

16.03

75

Классное сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)

1

20.03

20.03

76

Родная природа в русской поэзии ХХ века.

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1

21.03

21.03

77

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1

23.03

23.03

78

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

1

3.04

3.04

79

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная

1

4.04

4.04

80

Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа

(урок внеклассного чтения 9)

1

6.04

6.04

81

Урок-праздник (урок развития речи 9). Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков

1

10.04

10.04

82

Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе (урок развития речи 10)

1

11.04

11.04

Из народов России (2 ч)литературы

83

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»

1

13.04

13.04

84

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…»,

«Каким бы ни был малым мой народ…».

1

17.04

17.04

Из зарубежной литературы (17 ч).

85

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

1

18.04

18.04

86

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя.

1

20.04

20.04

87

Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения 10)

1

24.04

24.04

88

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

25.04

25.04

89

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1

27.04

27.04

90

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

1

2.05

2.05

91

91. Гомер. «Одиссея» (урок внеклассного чтения 11).

1

4.05

4.05

92

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

1

8.05

8.05

93

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1

11.05

8.05

94

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.

1

15.05

11.05

95

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве.

1

16.05

11.05

96

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести

1

18.05

15.05

97

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.

1

22.05

16.05

98

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства..

1

23.05

18.05

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

1

25.05

22.05

100

«Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

29.05

23.05

101

«Маленький принц»: вечные истины (урок внеклассного чтения 12)

1

30.05

25.05

102-103

Выявление уровня литературного развития учащихся.

(уроки контроля)

2

 

29.05

29.05

104-105

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» (уроки развития речи 11-12)

2

 

30.05

30.05

Планирование практической части

и тема контрольной, проектной работы и работы по развитию речи

Количество часов

Урок №5 Урок-посиделки «Русский фольклор» (урок развития речи №1)

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1. В чём красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

1

Урок 11. Русские басни (урок развития речи №2)

Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?»

1

Урок 16. А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха (урок развития речи 3)

Подготовка к устному и письменному ответу на проблемный вопрос: «Какие „чувства добрые“ пробуждает А. С. Пушкин своими стихами?».

1

Уроки 22–23. «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина (уроки контроля).

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения:

1. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

2. Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?

3. Почему Маша Троекурова не приняла освобождение из рук Дубровского?

4. Какими способами в романе выражается авторское отношение к героям?

2

Уроки 31–32. М. Ю. Лермонтов. Лирика (урок развития речи 5)

Практическая работа. Написание классного сочинения на тему «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (указать название)?».

2

Урок 43. Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика (урок развития речи 6).

Создание интерпретации стихотворения Ф. И. Тютчева или А. А. Фета или сопоставительного анализа стихотворений.

1

Урок 46. Урок контроля. Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

Тестовая проверка знаний по теории литературы.

Письменный пересказ. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Какие состояния природы любит изображать Ф. И. Тютчев в своих стихах?

2. Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений ААФета?

1

Урок 49. «Левша» (урок развития речи 7). Письменный ответ на проблемный вопрос:

1. О чём мечтает автор-повествователь в стихотворении «Железная дорога»?

2. В чём неоднозначность авторского отношения к главному герою сказа «Левша»?»

3. Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении «Железная дорога» и сказе «Левша»?

1

Урок 67. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» (урок развития речи 8)

Письменный ответ на вопрос «Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа „Конь с розовой гривой“(на примере одного героя)?».

1

Урок 75. Классное сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)

Самостоятельный развёрнутый ответ на вопрос:

1. Каков образ моего ровесника в произведениях Распутина, Астафьева, Искандера? (По выбору.)

2. Как взрослые помогали детям в рассказах Распутина, Астафьева, Искандера? (По выбору.)

3. Какие черты личности учителя в рассказах Распутина и Искандера особенно привлекательны?

1

Урок 81. Урок-праздник (урок развития речи 9). Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков

1

Урок 82. Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе (урок развития речи 10)

Классное сочинение на одну из тем:

1. Какие средства создания поэтических образов используют в стихах о родной природе русские поэты

XIX в.? (По стихотворениям Полонского, Баратынского, А. К. Толстого.)

2. Какими способами выражено чувство любви к родине и родной природе в стихотворениях русских поэтов XX в.?

(По стихотворениям Блока, Есенина, Ахматовой, Рубцова.)

3. Интерпретация стихотворения о родине и родной природе или сопоставительный анализ стихотворений.

1

Уроки 102–103. Выявление уровня литературного развития учащихся. Письменный ответ на проблемный вопрос «Как повлияла на меня литература, изученная в 6 классе?» Выполнение тестовых заданий.

2

Уроки 104–105. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». (уроки развития речи 11-12)

2

Учебно-методическое обеспечение:

Полухина В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия) / Под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2012, 2013.

Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2013.

Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2013

Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2013

Материально-методическое обеспечение:

1. Мультимедийный компьютер соответствующий техническим требованиям: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

2. Мультимедиа проектор

3. Экран навесной

4. Информационные ресурсы:

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал

«Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Лист корректировки

П/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующее

мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа

               
               
               
               
               
               
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.