Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса по УМК «Школа России»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа–интернат №3».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_____________ «30» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы – интерната Попова М.А./____________ Приказ от 31.08.2021г. №76 |
Рабочая программа
литературное чтение
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «27» августа 2021г. № 1
Председатель школьного методического совета _______ (Сергиенко О.В.)
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 и комплекта примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся - одобрено решением Министерства образования и науки РФ от 4.07.2017г пр. №3/17.
Программа курса содержит индивидуально ориентированные образовательные и коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Учебник:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» в 2-х ч. М.: «Просвещение», 2013
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Общая характеристика учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Место курса в учебном плане
На изучение математики во 2 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (схемы слогов, предложений, касса букв, как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.)
Распределение времени на прохождение программного материала дается ориентировочно.
Ведущей формой организации является фронтальное занятие, но большое внимание уделяется групповой и индивидуальной работе.
Занятия проводятся с учётом имеющихся у слабовидящих детей навыков познавательной деятельности и степени готовности к работе в коллективе. Кроме этого в обучении должны учитываться рекомендации врача-офтальмолога, наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Плавное, осмысленное, правильное чтение целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста), определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочноэнциклопедические, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Основное содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 5 |
3 | Устное народное творчество | 17 |
4 | Люблю природу русскую. Осень | 13 |
5 | Русские писатели | 19 |
6 | О братьях наших меньших | 14 |
7 | Из детских журналов | 10 |
8 | Люблю природу русскую. Зима | 13 |
9 | Писатели - детям | 19 |
10 | Я и мои друзья | 12 |
11 | Люблю природу русскую. Весна | 13 |
| Итого | 136 |
Разделы | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение (1 ч) Самое великое чудо на свете(5ч) | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Прогнозировать содержание раздела. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. |
Устное народное творчество (17ч) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. |
Люблю природу русскую! Осень (13 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Русские писатели (19 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев). Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. |
О братьях наших меньших (14 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно, оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. |
Из детских журналов (10ч) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. |
Люблю природу русскую! Зима (13 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Писатели - детям (19 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. |
Я и мои друзья (12 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
Люблю природу русскую! Весна (13 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. |
И в шутку, и всерьёз (14 ч) | 3 класс Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Литература зарубежных стран (18 ч) | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: 136 ч; в неделю 4 ч
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата | |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
Самое великое чудо на свете. 5 ч. | |||||
2 | Самое великое чудо на свете. Книги, прочитанные летом. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
3 | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». | 1 | Урок контроля знаний | | |
4 | Старинные и современные книги. Сравнение книг. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
5 | Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горъкого, Л. Толстого. Классификация высказываний. | 1 | Комбинированный урок | | |
6 | Напутствие читателю Р. Сефа. | 1 | Комбинированный урок | | |
| Устное народное творчество. 17 ч. | ||||
7 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Урок изучение нового материала | | |
8 | Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа | 1 | Урок изучение нового материала | | |
9 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма | 1 | Комбинированный урок | | |
10 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа | 1 | Комбинированный урок | | |
11 | Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. | 1 | Комбинированный урок | | |
12 | Загадки - малые жанры устного народного творчества. | 1 | Комбинированный урок | | |
13 | Ю.Коваль. Сказки. | 1 | Комбинированный урок | | |
14 | Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | Комбинированный урок | | |
15 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Герои сказки. | 1 | Комбинированный урок | | |
16 | Сказка «У страха глаза велики» Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. | 1 | Комбинированный урок | | |
17 | Сказка «Лиса и тетерев» Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. | 1 | Комбинированный урок | | |
18 | Сказка «Лиса и журавль». Творческий пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. | 1 | Комбинированный урок | | |
19 | Сказка «Каша из топора» Рассказывание сказки по рисунку. | 1 | Комбинированный урок | | |
20 | Сказка «Каша из топора» Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев. | 1 | Комбинированный урок | | |
21 | Сказка «Гуси- лебеди» Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. | 1 | Комбинированный урок | | |
22 | Сказка «Гуси- лебеди» Рассказывание сказки по плану. | 1 | Комбинированный урок | | |
23 | Обобщение по разделу. Викторина по сказкам | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
Люблю природу русскую. Осень. 13 ч. | |||||
24 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Урок изучение нового материала | | |
25 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Картины осенней природы. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
26 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», Средства художественной выразительности. | 1 | Комбинированный урок | | |
27 | А.Плещеев «Осень наступила…». Настроение | 1 | Комбинированный урок | | |
28 | А.Фет «Ласточки пропали…» Интонация стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | | |
29 30 | «Осенние листья» – тема для поэтов. Приём звукописи как средство выразительности. | 2 | Комбинированный урок | | |
31 | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | Комбинированный урок | | |
32 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов | 1 | Комбинированный урок | | |
33 | Поговорим о самом главном. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. | 1 | Комбинированный урок | | |
34 | М.Пришвин «Осеннее утро» | 1 | Комбинированный урок | | |
35 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
36 | Оценка достижений | 1 | Урок контроля знаний | | |
Русские писатели. 19 ч. | |||||
37 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Урок изучение нового материала | | |
38 | Разноцветные страницы. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
39 | А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. | 1 | Комбинированный урок | | |
40 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Комбинированный урок | | |
41 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Средства художественной выразительности. | 1 | Комбинированный урок | | |
42 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | Комбинированный урок | | |
43 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Картины моря в сказке. | 1 | Комбинированный урок | | |
44 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеристика героев произведения | 1 | Комбинированный урок | | |
45 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Иллюстрирование сказки. | 1 | Комбинированный урок | | |
46 | И.Крылов Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. | 1 | Комбинированный урок | | |
47 | И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука» Герои басенного текста. | 1 | Комбинированный урок | | |
48 | И.Крылов «Стрекоза и Муравей» Характеристика героев басни. | 1 | Комбинированный урок | | |
49 | Рассказы Л. Толстого | 1 | Комбинированный урок | | |
50 | Л.Толстой «Старый дед и внучек». Соотнесение смысла пословицы со смыслом произведения. | 1 | Комбинированный урок | | |
51 | Л.Толстой «Филиппок» Характеристика героев произведения | 1 | Комбинированный урок | | |
52 | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок». Герои произведений. | 1 | Комбинированный урок | | |
53 | Разноцветные страницы Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 | Комбинированный урок | | |
54 | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | ||
55 | Оценка достижений. | | Урок контроля знаний | | |
О братьях наших меньших. 14 ч. | |||||
56 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела А. Шибаев «Кто кем становится?», Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…» Весёлые стихи о животных | 1 | Урок изучение нового материала | | |
57 | 1 | Урок изучение нового материала | | ||
58 | И.Пивоварова «Жила-была собака…»Приемы сказочного текста в стихотворении. | 1 | Комбинированный урок | | |
59 | В.Берестов «Кошкин щенок» Заголовок стихотворения. В.Берестов «Кошкин щенок» Придумывание своего рассказа по данному названию. | 1 | Комбинированный урок | | |
60 | 1 | Комбинированный урок | | ||
61 | М.Пришвин «Ребята и утята» Знакомство с произведением. М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков. | 1 | Комбинированный урок | | |
62 | 1 | Комбинированный урок | | ||
63 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» Знакомство с произведением. | 1 | Комбинированный урок | | |
64 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» Характеристика героев. | 1 | Комбинированный урок | | |
65 | Б.Житков «Храбрый утенок» Подробный пересказ на основе плана. | 1 | Комбинированный урок | | |
66 | В.Бианки «Музыкант» Герои рассказа. | 1 | Комбинированный урок | | |
67 | В.Бианки «Сова» Знакомство с произведением. | 1 | Комбинированный урок | | |
68 | В.Бианки «Сова» Основная мысль произведения. | 1 | Комбинированный урок | | |
69 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
Из детских журналов. 10 ч. | |||||
70 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Урок изучение нового материала | | |
71 | Д.Хармс «Игра» Игра в стихи. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
72 | Д.Хармс «Вы знаете?» Подбор заголовка в соответствии с содержанием. | 1 | Комбинированный урок | | |
73 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». Ритм стихотворного текста. | 1 | Комбинированный урок | | |
74 | Д.Хармс «Что это было?» Выразительное чтение на основе ритма. | 1 | Комбинированный урок | | |
75 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень вкусный пирог» Ритм стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | | |
76 | Ю.Владимиров «Чудаки» Придумывание вопросов по содержанию. | 1 | Комбинированный урок | | |
77 | А.Введенский «Ученый Петя» Выразительное чтение. | 1 | Комбинированный урок | | |
78 | А.Введенский «Лошадка» Придумывание вопросов по содержанию. | 1 | Комбинированный урок | | |
79 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
Люблю природу русскую. Зима. 13 ч. | |||||
80 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
81 | Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
82 | Стихи о первом снеге. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
83 | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою» Настроение стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | | |
84 | С.Есенин «Поет зима – аукает…» Авторское отношение к зиме. | 1 | Комбинированный урок | | |
85 | С.Есенин «Береза» Слова, которые помогают представить зимние картины. | 1 | Комбинированный урок | | |
86 | Сказка «Два Мороза» Главная мысль произведения. | 1 | Комбинированный урок | | |
87 | Сказка «Два Мороза» Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. | 1 | Комбинированный урок | | |
88 | Сказка «Два Мороза» Герои произведения. Характеристика героев. | 1 | Комбинированный урок | | |
89 | С.Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. | 1 | Комбинированный урок | | |
90 | С.Михалков «Новогодняя быль» Чтение по ролям. | 1 | Комбинированный урок | | |
91 | Веселые стихи о зиме. | 1 | Комбинированный урок | | |
92 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
Писатели – детям. 19 ч. 2 часть учебника. | |||||
93 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 1 | Урок изучение нового материала | | |
94 | К.Чуковский «Путаница» Настроение стихотворения. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
95 | К.Чуковский «Путаница» Рифма | 1 | Комбинированный урок | | |
96 | К.Чуковский «Радость» Приём звукописи как средство создания образа. | 1 | Комбинированный урок | | |
97 | К.Чуковский «Федорино горе» Авторское отношение к изображаемому. | 1 | Комбинированный урок | | |
98 | К.Чуковский «Федорино горе» Приём звукописи как средство создания образа. | 1 | Комбинированный урок | | |
99 | С.Маршак «Кот и лодыри» Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения | 1 | Комбинированный урок | | |
100 | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. | 1 | Комбинированный урок | | |
101 | С.Михалков «Мой щенок» Деление текста на части | 1 | Комбинированный урок | | |
102 | А. Барто «Веревочка» Настроение стихотворения | 1 | Комбинированный урок | | |
103 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» Звукопись как средство создания образа | 1 | Комбинированный урок | | |
104 | А. Барто «Вовка– добрая душа» Выразительное чтение стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | | |
105 | Н.Носов «Затейники» Знакомство с произведением. | 1 | Комбинированный урок | | |
106 | Н.Носов Юмористические рассказы для детей. «Затейники» | 1 | Комбинированный урок | | |
107 | Н.Носов «Живая шляпа» Герои юмористического рассказа. | 1 | Комбинированный урок | | |
108 | Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе картинного плана. | 1 | Комбинированный урок | | |
109 | Н.Носов «На горке» Авторское отношение к героям рассказа. | 1 | Комбинированный урок | | |
110 | Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. | 1 | Комбинированный урок | | |
111 | Обобщение по разделу «Писатели - детям» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
Я и мои друзья. 12ч. | |||||
112 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
113 | Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
114 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» Смысл названия рассказа | 1 | Комбинированный урок | | |
115 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» Составление плана рассказа. | 1 | Комбинированный урок | | |
116 | В.Осеева «Волшебное слово» Знакомство с произведением. | 1 | Комбинированный урок | | |
117 | В.Осеева «Волшебное слово» Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя | 1 | Комбинированный урок | | |
118 | В.Осеева «Волшебное слово» Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | 1 | Комбинированный урок | | |
119 | В.Осеева «Хорошее» Соотнесение названия рассказа с пословицей. | 1 | Комбинированный урок | | |
120 | В.Осеева «Почему?» Знакомство с произведением. | 1 | Комбинированный урок | | |
121 | В.Осеева «Почему?» Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. | 1 | Комбинированный урок | | |
122 | Разноцветные страницы | 1 | Комбинированный урок | | |
123 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | | |
Люблю природу русскую. Весна. 13 ч. | |||||
124 | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
125 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева. | 1 | Урок изучение нового материала | | |
126 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева. Приём контраста в создании картин зимы и весны. | | Комбинированный урок | | |
127 | Стихи А.Плещеева о весне. | 1 | Комбинированный урок | | |
128 | С.Дрожжин «Весеннее царство» Слово как средство создания весенней картины природы | 1 | Комбинированный урок | | |
129 | А.Блок «На лугу» Звукопись. | 1 | Комбинированный урок | | |
130 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» Весенние картины природы. | 1 | Комбинированный урок | | |
131 | И.Бунин «Матери» Настроение стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | | |
132 | А.Плещеев «В бурю» Название стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | | |
133 | Е.Благинина «Посидим в тишине» Рисование словесных картин. | 1 | Комбинированный урок | | |
134 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» Соотнесение стихотворения с пословицами. | 1 | Комбинированный урок | | |
135 | С.Васильев «Белая береза» Главная мысль произведения. | 1 | Комбинированный урок | | |
136 | Обобщение по разделу«Люблю природу русскую. Весна.» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по литературному чтению
Оценка устного пересказа текста
«5» («отлично») - логичность и полнота изложения текста.
«4» («хорошо») - незначительные нарушения логики изложения сюжета текста; отдельные неточности в изложении текста.
«3» («удовлетворительно»)- отдельные нарушения логики изложения текста; искажение содержания.
«2» («неудовлетворительно») - называет отдельные элементы сюжета, испытывает значительные трудности при установлении последовательности сюжета.
Оценка техники чтения
2 класс
Норма: 40 слов в минуту
«5» («отлично») – норма, выше нормы
«4» («хорошо») – 30-40 слов в минуту
«3» («удовлетворительно») – менее 30 слов в минуту
«2» («неудовлетворительно») – менее 20 слов в минуту
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки за технику чтения
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания, прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения словпри чтении в слух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка проверочной работы
Оценивается полнота выполнения заданий:
«5» («отлично») – задание выполнено полностью, без ошибок.
«4» («хорошо») – без ошибок выполнено 75 % (¾ задания).
«3» («удовлетворительно») – без ошибок выполнено 50 % (½ задания).
«2» («неудовлетворительно») – менее половины задания выполнено без ошибок.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Требования к организации учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
рассаживать учащихся с учётом особенностей зрительных возможностей;
непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
использовать тетради в широкую линейку;
выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
при изготовлении печатных пособий использовать полужирный шрифт Arial не менее 14 размера, печать через 1,5 интервала;
чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
проводить физкультминутки;
использовать индивидуальные средства коррекции;
использовать подставку;
использование ТСО не более 15 минут;
изображение на экране должно быть качественным, ярким и контрастным;
расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
в солнечные дни использовать жалюзи;
осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм)
содержать небольшое количество деталей;
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
изображения должны быть не крупнее ладони;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый, зеленый.
Дидактические пособия и учебное оборудование:
подставка для учебника;
дополнительные источники освещения (по необходимости);
тифлосредства для слабовидящих (мультимедийная доска, увеличивающие устройства различной модификации)
дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и т.д.);
касса букв для фронтальной и индивидуальной работы;
указки для чтения;
контрастный фон для рассматривания рисунков;
ТСО;
карточки по обучению грамоте;
электронное приложение к учебнику;
комплект портретов писателей.
Книгопечатная продукция
1. Анащенкова, С.В. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.В.Бойкина, В.Г.Горецкий, В.П.Канакина [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
2. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс. М.: «Просфещение», 2019. – 127с.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» в 2-х ч. М.: «Просвещение», 2013
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598).
6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой. М.: «ВАКО».
7. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ /сост. Г.В. Никулина, Е.В. Замашнюк, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. – М: Граница, 2015.
Печатные пособия
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. Литературное чтение 2 класс. Электронные пособия.