Рабочая программа «Текстовая грамотность» для 6 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №10» города Советска Калининградской области
«Рекомендована к использованию» педагогическим советом Протокол №
|
«Согласовано»: с руководителем методической кафедры направления «Принято» на МК Протокол № от « » августа 2017 г. |
«Утверждаю»: директор МАОУ лицея №10 г. Советска __________________ Г.Ф. Соколовский Приказ № от « » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МОДУЛЯ «ЧАСИ»
(часа ассоциативных инициаций) |
Текстовая грамотность (русский язык и литература) |
для 6 класса |
на 2017-2018 учебный год |
36 часов (в т.ч. 1 ч дистант) |
Компетентностный: Общеучебная компетенция |
Составитель(и) программы:
|
Советск, 2017
Общая характеристика курса модуля
Рабочая программа курса «Текстовая грамотность» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана:
- в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- на основе Программы курса «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» [Текст] / В. В. Васильева, Е. В. Ежова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Цель освоения курса
Цель: создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования ставит
- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаковосимволических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Место курса в учебном плане лицея
В учебном плане лицея курс «Текстовая грамотность» представлен в часе ассоциативных инициаций (36 часов, в том числе 1 час на дистанционном обучении). Общелингвистический компонент (OЛK), представленный в данном модуле, даёт широкие возможности для решения общеобразовательных задач — развития интеллекта, воспитания научного типа мышления. Системное изучение общелингвистических сведений помогает структурно организовать мышление школьника, причём делается это на самом универсальном поле — языковом, а значит, служит в дальнейшем лучшему усвоению любого предметного содержания.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса модуля
Формирование этих навыков (самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний и оценку навыка коммуникации) легло в основу целевого блока программы курса. Будет проводиться работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащегося будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче.
Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности,
- формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
- формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации); - формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;
- формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Структура и содержание модуля
Образовательные деятельностные технологии, используемые в процессе обучения
Планируемые уровни сформированности компетенции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации по итогам освоения модульного курса
Учебно-методическое обеспечение
-
Структура модуля
Содержание модуля.
Сфера 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. (9 часов)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Сфера 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. (9 часов)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Сфера 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. (9 часов)
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Сфера 4. Работа с текстом: оценка информации. (9 часов, в т.ч. 1 ч дист.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
К концу курса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
· структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
· преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
· интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
3. Работа с текстом: оценка информации
· откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
· откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
· использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Календарно-тематическое планирование
-
Дата
-
№ п/п
-
Тема урока, форма организации
-
Основные элементы содержания
-
Виды учебной деятельности
-
Контроль
-
Планируемые предметные результаты обучения
-
Формируемая
в результате освоения темы компетенция
-
Сфера 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. (9 часов)
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Познавательные:
формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
Коммуникативные
владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
-
Универсальная
Общепредметная
Профильная
-
1
-
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов
-
Определение целей разных видов текста
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста, устанавливать причинно-следственные связи текста.
-
Умение оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точно- сти, уместности, выразительности, богатства речи
-
2
-
Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).
-
Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Стиль и тип речи.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста, устанавливать причинно-следственные связи текста.
-
3
-
Языковые особенности разных стилей речи.
-
Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста.
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться определять основную тему текста, устанавливать причинно-следственные связи текста.
-
4
-
Жанр текста
-
Понятие о тексте . Составление собственного текста
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и пересказывать лингвистический текст.
-
Умение объяснять взаимосвязь уровней языка и его единиц;
-
5
-
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов.
-
. Роль курсива в тексте.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и пересказывать лингвистический текст.
-
Умение объяснять взаимосвязь уровней языка и его единиц;
-
6
-
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-
Составление собственного текста по заданной теме.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и пересказывать лингвистический текст.
-
Умение характеризовать роль родного языка в своей жизни и жиз- ни общества
-
7
-
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
-
Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту.
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с выбором ответа.
-
Умение оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точно- сти, уместности, выразительности, богатства речи
-
8
-
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста
-
Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту.
-
Выполняют задания по разграничению понятий.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с выбором ответа.
-
9
-
Зачет Комплексный анализ текста
-
Применение алгоритма выполнения задания к тексту.
-
Текущий
-
Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с краткой записью ответа.
-
Сфера 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
(9 часов)
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Познавательные:
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Коммуникативные:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
умение вести диалог;
написание сочинения на тему, связанную с тематикой изученного произведения, классные и домашние творческие работы.
-
10
-
1
-
Аргументы, подтверждающие вывод. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация
-
Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с краткой записью ответа. Метапредметные.
-
Умение оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точно- сти, уместности, выразительности, богатства речи
-
11
-
2
-
Текст, тема текста, основная мысль, идея Признаки текста.
-
Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом.
-
Выполняют задания по разграничению понятий.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с развёрнутым ответом на вопрос.
-
12
-
3
-
Авторская позиция.
-
Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста.
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с развёрнутым ответом на вопрос.
-
13
-
4
-
Оценка текста
-
Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту
-
Выполняют задания по разграничению понятий.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться логически мыслить при ответе на задания по тексту.
-
Умение составлять и корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.
-
14
-
5
-
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
-
Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с логическими аргументами.
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться логически мыслить при ответе на задания по тексту.
-
15
-
6
-
Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию
-
Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея текста.
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться вести поиск информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части, детали и основную задачу текста.
-
Умение объяснять взаимосвязь уровней языка и его единиц;
-
16
-
7
-
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации
-
Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться понимать текст на содержательном уровне, работать с деталью, аргументировать авторскую позицию.
-
Умение характеризовать роль родного языка в своей жизни и жиз- ни общества
-
17
-
8
-
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация
-
Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста.
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться понимать текст на содержательном уровне, на уровне подтекста, на умение понимать авторский замысел, интерпретировать текст, сворачивать информацию текста, выделять основную мысль.
-
Умение оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точно- сти, уместности, выразительности, богатства речи
-
18
-
9
-
Пути восполнения недостающей информации.
-
Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться искать в тексте информацию, данную в явном виде, вычленять её в тексте, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
-
Сфера 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. (9 часов)
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
-
– строить рассуждения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
-
19
-
1
-
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте
-
Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи
-
Выполняют задания по разграничению понятий.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться определять стиль текста, выделяя стилевые черты текста, определять тип речи текста.
-
Способность характеризовать язык русской художественной литерату- ры; оценивать использование основных изобразительных средств русского языка в речи;
-
2
-
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
-
Составление плана для подробного пересказа текста
Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться аргументировать выдвинутый тезис, правильно строить высказывание – рассуждение.
-
21
-
3
-
Простой, сложный, тезисный план.
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
Тематический
-
Предметные. Научиться вычленять содержащиеся в тексте основные факты и устанавливать их последовательность.
-
Умение составлять и корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка. Умение объяснять взаимосвязь уровней языка и его единиц;
-
4
-
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение
-
Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку
-
5
-
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)
-
Определение смысловых частей текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов.
-
Выполняют задания по разграничению понятий.
-
тематический
-
Предметные. Научиться обрабатывать информации текста в соответствии с замыслом текста. Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку
-
6
-
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос
-
Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
Тематический
-
Предметные. Научиться применять информацию соответственно жизненному опыту и элементарным знаниям.
-
Умение характеризовать роль родного языка в своей жизни и жиз- ни общества
-
7
-
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
-
Понимание содержания текста. Выбор ответа, соответствующего информации текста
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться определять значение слова по контексту.
-
Умение характеризовать роль родного языка в своей жизни и жиз- ни общества
-
8
-
Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака
-
Определение стилевых признаков текста-описания. Последовательность изложения информации в тексте.
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться восстанавливать межтекстовые связи исходя из формы и содержания текста.
Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.
Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку
-
Способность характеризовать язык русской художественной литерату- ры; оценивать использование основных изобразительных средств русского языка в речи;
-
9
-
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
-
Понимание содержания текста. Определение идеи текста. Последовательность изложения мыслей при обосновании ответа на вопрос
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления
-
Текущий
-
Предметные. Научиться определять основную тему, задачу речи текста.
-
Сфера 4. Работа с текстом: оценка информации. (9 часов, в т.ч. 1 ч дист.)
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах.
Коммуникативные:
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
-
Предметные. Научиться формулировать на основе текста простые выводы. Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение.
Личностные. Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.
-
1
-
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу
-
Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных в виде схем, таблиц.
-
Выполняют задания по разграничению понятий.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться определять примерное содержание незнакомой книги по названию.
-
Способность характеризовать язык русской художественной литерату- ры; оценивать использование основных изобразительных средств русского языка в речи;
-
2
-
Составление схем с опорой на прочитанный текст
-
Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста. Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение.
-
3
-
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
-
Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных.
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться элементарно обосновывать высказанное суждение, находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение, строить самостоятельное высказывание –рассуждение.
Личностные. Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.
-
Умение составлять и корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.
-
4
-
Источники информации: справочники, словари.
-
Создание текста-рассуждения
-
Наблюдают и бъясняют языковые явления.
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться выполнять комплексные задания по анализу текста сказки.
-
5
-
Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.
-
Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться собирать материал, уметь синтезировать полученную информацию для составления списка литературы. Личностные. Формирование навыков самодиагностики.
-
6
-
Графическое представление текста. Формы представления информации в тексте. Таблицы. Графики. Схемы
-
Понимание содержания текста. Составление текста-рассуждения
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться выполнять графическое представление текста. Выполнять комплексные задания по анализу текста. Знать особенности составления таблиц различных типов. Составлять таблицы на сравнения.
Метапредметные. Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь определять меры усвоения изученного материала; уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания
Личностные. Формирование навыков самодиагностики.
-
Способность характеризовать язык русской художественной литерату- ры; оценивать использование основных изобразительных средств русского языка в речи.
Умение характеризовать роль родного языка в своей жизни и жиз- ни общества.
-
7
-
Главное и второстепенное в тексте. Пересказ. Игра в синонимы.
-
Выполнение заданий, подготовка к контрольной работе
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
предварительный,
-
Предметные. Научиться производить анализ и самоанализ собственной учебной деятельности.
Метапредметные. Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием; уметь читать вслух, понимать прочитанное, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний;
Личностные. Формирование навыков диагностической деятельности
-
Дистант. Смысловое чтение. (1 час.)
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
познавательные
-
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
- применять методы информационного поиска, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
коммуникативные:
-
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
-
Умение оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точно- сти, уместности, выразительности, богатства речи
-
8
-
Фотографии и живопись как средства понимания текста.
(Дистанционный модуль)
-
Понимание значения художественных изображений для восприятия текста. Составлять рассказы по картинам.
-
Слушают и анализируют выступление своих товарищей
-
тематический
-
Раскрывать значение художественных изображений для понимания текста. Составлять рассказы по картинам.
-
9
-
Зачет Комплексный анализ текста
-
Выполнение заданий комплексного анализа текста.
-
Отбирают и сравнивают материал по нескольким источникам
-
Итоговый
-
Предметные. Научиться выполнять комплексные задания по анализу текста.
-
Способность характеризовать язык русской художественной литерату- ры; оценивать использование основных изобразительных средств русского языка в речи;
-
36 ч.
Научно-исследовательская деятельность:
аналитическая деятельность:
технологическая деятельность
имитационное моделирование
корпоративная деятельность
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
1. Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина.
2. Заседания компас-групп, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Занятия публичных форм общения: пресс-конференция, выставка, урок- памятка, аукцион знаний, телепередача, диалог, устный журнал.
4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-творчества, урок- творческий отчёт.
5. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
6.Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Практически все способы задают проблемные вопросы и создают проблемные ситуации, для решения задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
В результате освоения курса модуля обучающийся должен:
Содержание курса «Текстовая грамотность» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Текстовая грамотность»,
предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
· находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им,
· структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
· преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
· интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
· откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
· откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
· использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
· критически относиться к рекламной информации;
· находить способы проверки противоречивой информации;
· определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Текущий контроль:
Текущий контроль, осуществляемый в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию, может состоять из работ:
письменный экспресс-опрос или экспресс-тест по теме практического занятия – не более 5 баллов; работа в группах,
ответы на семинаре – не более 5 баллов;
участие в деловой игре – не более 5 баллов;
участие в работе круглого стола – не более 5 баллов;
участие в разборе ситуаций – не более 5 баллов;
тестирование (письменное или компьютерное) – не более 5 баллов; o контрольные работы – не более 5 баллов;
выполнение индивидуальных и домашних заданий – не более 5 баллов;
выполнение рефератов и эссе – не более 5 баллов;
различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс) – не более 5 баллов;
собеседование – не более 5 баллов и т.д.
-
Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.
Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.
Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf
Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego
4