Рабочая программа по литературе для 6 класса

1
0
Материал опубликован 29 June 2016

Департамент образования АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п. ПУРПЕ


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 а класс

Составитель: учитель русского языка и литературы Тюрина Вера Владимировна

2013 год

 

ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с Методическим Советом школы Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся на основании государственного стандарта, типовой учебной программы.

Председатель МС Донцова Л.А., заместитель директора по образовательному процессу


Разработала Тюрина В.В., учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пурпе высшей квалификационной категории.


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);
  • Закона об образовании ЯНАО;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. М, Просвещение, 2011).
  • Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. М, Просвещение, 2011).

На изучение литературы в 6 классе отводится 70 часов, то есть 2 часа в неделю, в том числе

уроков развития речи: 5 ч;

уроков внеклассного чтения – 7 ч.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Данная программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под. ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2011.

Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…:Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2011.

Полухина В.П.и др. Литература: 6 кл.: Метод. советы/Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Используемые методы и формы обучения: словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Практические методы: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса. Наглядные методы:  метод иллюстраций,   метод демонстраций. 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

 

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

практическое направление:

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;

находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета.

 

Раздел III. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

2

Из литературы ХVIII века

3

Из литературы XIX века.

32

Из литературы XX века.

19

Из зарубежной литературы.

7

Подведение итогов

1

Резервные уроки

2

ИТОГО

70

 

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование

у

р

о

к

а

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма контроля

Теория литера-туры

Дом.

задание

 

1

 

Введение.

Художественное произведение и

автор: основные

понятия. Знакомство с учебником.

1

Комбинированный урок

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уров­ня литературного развития учащихся.

Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении; литература и другие виды искусства;

Уметь: задать вопрос, принять участие в обсуждении

   

Стр. 3-5, ответить на вопросы

 

Устное народное творчество (3 ч)

                 

2 (1)

 

Вн. чт.

Обрядовый

фольклор.

1

Комбинированный урок

Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Знать: понятие обрядового фольклора; его основные жанры: колядки, масленич-ные песни, весенние, летние и осенние песни;

Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

 

Обрядовый фольклор.

Стр. 6-10, рассказывать

 

3 (2)

 

Пословицы и

поговорки как

малый жанр

фольклора.

Их народная

мудрость.

1

Комбинированный урок

Малые жанры устно­го народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Знать: понятия пословицы и поговорки, тематическое многообразие пословиц и поговорок; народная мудрость в пословицах.

Уметь: отличать пословицу от поговорки; использовать пословицы в речи, толковать их прямой и переносный смысл

Проверочная работа

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки

Стр. 11-13, ответы на вопросы

 

4 (3)

 

Загадки.

Афористичность

загадок.

1

Комбинированный урок

Загадки как малый жанр фольклора. Афо­ристичность загадок

Знать: загадки, тема-тическое многообразие загадок;

Уметь: осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

 

Загадки

Стр.13-15, ответы на вопросы

 

Из древнерусской литературы (2 ч)

                 

5 (1)

 

Русская летопись «Повесть временных лет».

1

Изучение нового материала

Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях

Знать: жанры древнегреческой литературы; летопись.

Уметь: характеризовать содержание и проблематику “Повести временных лет”.

 

Летопись

Стр. 16-21, конспект

 

6 (2)

 

«Сказание о

белгородском

киселе»

1

Комбинированный урок

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Знать: сказание как летописный жанр; содержание “Сказания о Белгородском киселе”.

Уметь: выполнять художественный пересказ текста

Пересказ текста

 

Стр. 22-24, пересказывать

 

Из русской литературы XVIII века (3 ч)

                 

7 (1)

 

Русские басни. И.И.Дмитриев.

«Муха».

1

Изучение нового материала

Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.

Знать: творчество баснописца, представление о басне.

Уметь: выразительно читать текст

Выразительное чтение

Мораль в басне

Стр. 25-29, выразительно читать

 

8 (2)

 

И. А. Крылов

«Листы и Корни», «Ларчик».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна.

Знать: творчество баснописца, представление о басне;

Уметь: выразительно читать текст

 

Аллегория, иносказание

Стр. 30-34, басню наизусть

 

9 (3)

 

«Осел и Соловей»: комическое

Изображение

«знатока»,

не понимающего

истинного

искусства.

1

Комбинированный урок

Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Уметь: говорить на тему, пользоваться терминологией изучаемого материала

Наизусть басню

 

Выразительно читать

 

Из русской литературы XIX века (32 ч)

                 

10 (1)

 

А. С. Пушкин.

«Зимнее утро».

1

Изучение нового материала

Краткий рассказ о писателе.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Знать: двусложные размеры стиха; понятие об антитезе в стихотворении «Зимнее утро»;

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

Наизусть стих

Эпитет, метафора

Стр. 55-56, наизусть

 

11 (2)

 

А. С. Пушкин

«И. И. Пущину», «Зимняя дорога»,

«Узник».

1

Комбинированный урок

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Худ. особенности стихотворного послания.

«Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Узник» как выражение свободолюбивых устремлений поэта.

Знать: двусложные размеры стиха;

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

Наизусть стих

 

Стр. 52-53, 54-55, наизусть

 

12-13 (3-4)

 

А. С. Пушкин

«Повести покойного Ивана Петровича

Белкина».

2

Изучение нового материала

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Знать: содержание текстов, историю создания;

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

Пересказ

Композиция

Стр. 150-152,

Ответы на вопросы

 

14 (5)

 

Вн. чт.

А. С. Пушкин

«Выстрел»

1

Изучение нового материала

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествова­ния: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

Знать: худ. особенности повестей; идейное содержание.

Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

   

Пересказы-вать

 

15 (6)

 

А. С. Пушкин.

Роман

«Дубровский».

1

Изучение нового материала

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский - старший и Троекуров.

Знать: понятия “сюжет” и “композиция”; роман как один из эпических жанров литературы;

историческую подоплеку

Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа;

анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры, цитаты, отстаивать свою точку зрения.

Пересказ глав

Жанры прозы.

Роман

Стр. 64-76, пересказывать

 

16 (7)

 

Анализ эпизода «Пожар в

Кистеневке».

1

Комбинированный урок

Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности.

Знать: содержание главы.

Уметь: анализировать текст, задавать вопросы и давать ответы

Анализ эпизода

Эпизод

Стр. 76-94, пересказывать

 

17 (8)

 

Романтическая

история любви

Владимира

Дубровского и

Маши Троекуровой.

1

Комбинированный урок

Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Знать: характеристику героев, содержание глав.

Уметь: анализировать текст, давать оценку прочитанному

Тест

 

Стр. 94-146, пересказывать

 

18(9)

 

РР

Подготовка к

домашнему

сочинению «Защита человеческой

личности в романе А.С.Пушкина

«Дубровский».

1

Урок развития речи

Анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинений

Знать: содержание текста

Уметь составлять связный текст на заданную тему

Сочинение

 

Написать сочинение

 

2 ЧЕТВЕРТЬ

                 

19 (10)

 

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

Знать: факты биографии, содержание и тематику стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

 

Антитеза, размеры стиха,

Стр. 153-159, стих. наизусть

 

20 (11)

 

Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова

«Листок»,

«На севере

диком…»,

«Утес».

1

Изучение нового материала

«Листок», «На севере диком...», «Утес».

 

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта; трехсложные размеры

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства

Наизусть стих

Поэтическая интонация

Стр. 163-166, стих. Наизусть

 

21 (12)

 

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».

Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1

Изучение нового материала

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта; трехсложные размеры

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства

Выразительное чтение

 

Стр. 159-162, выразительно читать

 

22 (13)

 

РР

Подготовка к

сочинению

по анализу одного

стихотворения

М.Ю. Лермонтова.

1

Урок развития речи

Сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Анализ текста и устного высказывания.

Умение вступать в речевое общение

Сочинение

 

Написать сочинение

 

23

(14)

 

И.С.Тургенев.

Слово о писателе.

1

Изучение нового материала

Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Знать: биографию писателя, содержание цикла рассказов «Записки охотника»;

Уметь: выразительно читать эпизоды, составлять конспект.

   

Стр. 167-170, читать рассказ, пересказывать

 

24

(15)

 

И.С.Тургенев.

«Бежин луг».

1

Комбинированный урок

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

Знать: содержание понятия «пейзаж»;

портреты героев как средство изображения их характеров.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Пересказ рассказа

 

Портреты главных героев

 

25

(16)

 

Роль картин природы в рассказе

«Бежин луг».

1

Комбинированный урок

Роль картин природы в рассказе.

Знать: содержание понятия «пейзаж»;

портреты героев как средство изображения их характеров.

Уметь: выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследовать речевую характеристику героев

Рисование иллюстраций

 

Пейзажные зарисовки в рассказе

 

26

(17)

 

РР

Урок – практикум «И.С.Тургенев –

мастер портрета и пейзажа».

1

Урок развития речи

Урок – практикум «И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа»

Знать: содержание текста, худ. особенности рассказа.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения.

Тест

 

Художественный пересказ

 

27

(18)

 

Ф. И. Тютчев.

Рассказ о поэте.

«Листья», «Неохотно и несмело...».

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

Знать: факты биографии, содержание и тематику стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

 

Лирика

Стр. 200-202, стих. Наизусть

 

28

(19)

 

«С поляны коршун поднялся…».

Судьба человека и судьба коршуна.

1

Комбинированный урок

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Знать: роль антитезы в стихотворении.

Уметь: выразительно читать поэтический текст

Наизусть стих

 

Выразительно читать

 

29

(20)

 

А.А.Фет.

Слово о поэте.

«Ель рукавом мне тропинку

завеси­ла...».

1

Комбинированный урок

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.

Знать: факты биографии, содержание и тематику стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст

 

Пейзажная лирика

Стр. 207-208, стих. наизусть

 

30

(21)

 

Переплетение и

взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них –

у дуба, у березы…».

1

Изучение нового материала

«Учись у них — у дуба, у березы...». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Знать: о роли детали в поэтическом тексте.

Уметь: анализировать поэтический текст

   

Выразительно читать

 

31

(22)

 

Н.А.Некрасов.

Краткий рассказ о жизни поэта.

1

Комбинированный урок

Н. А. Некрасов. Рассказ о жиз­ни поэта. «Железная дорога», «Дедушка».

 

Знать: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.

Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля.

 

Стихотворные размеры. Диалог. Строфа

Стр. 215-217, читать

 

32

(23)

 

Н.А.Некрасов.

Краткий рассказ о жизни поэта.

1

Комбинированный урок

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Знать: содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.

Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля.

Наизусть стих (отрывок)

 

Наизусть стих (отрывок)

 

3 четверть

 

33

(24)

 

Своеобразие

композиции

стихотворения Н.А.Некрасова

«Железная дорога».

1

Изучение нового материала

Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Знать: своеобразие композиции:

эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики; роль пейзажа, в организации поэтического текста; трехсложные размеры стиха

Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля; определять размер стихотворения

   

Стр. 224-225, ответы на вопросы

 

34

(25)

 

ВН. ЧТ.

Н.А.Некрасов.

Историческая поэма «Дедушка».

Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

1

Комбинированный урок

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Знать: о реализации декабристской темы в творчестве Некрасова

Уметь: выразительно читать текст

Выразительное чтение

 

Выразительно читать

 

35

(26)

 

Н. С. Лесков

Рассказ о писа­теле.

Сказ «Левша».

Особенности сказа.

1

Изучение нового материала

Н. С. Лесков

Рассказ о писа­теле. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами.

Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения; автор и сказитель (рассказчик) в сказе.

Уметь: характеризовать идейное содержание произведения

 

Сказ. Ирония

Стр. 245-247, читать,

гл. 1-4, пересказывать

 

36

(27)

 

Судьба Левши.

1

Комбинированный урок

Характеристика героя - Левши

Знать: понятие «речевая характеристика».

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; выполнять характеристику героя

Тест

 

Гл. 5-19, пересказывать

 

37

(28)

 

РР

Особенности языка повести

Н.С. Лескова

«Левша».

1

Урок развития речи

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Знать: фольклорные элементы в сказе, «цитата».

Уметь: характеризовать язык и стиль писателя; составлять цитатный план произведения

Кроссворд

     

38

(29)

 

ВН. ЧТ.

Н. С. Лесков

«Человек на часах»

1

Комбинированный урок

Особенности языка произведения.

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; выполнять характеристику героя.

Пересказ

 

Читать, пересказывать

 

39

(30)

 

А. П. Чехов.

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий».

1

Урок изучения нового материала

А. П. Чехов

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа; при-рода смешного в рассказах

Чехова.

Уметь: характеризовать поэтику и стиль

Рассказ по ролям

Юмор

Стр. 296-299, стр. 300-302, пересказывать

 

40

(31)

 

ВН. ЧТ.

А. П. Чехов.

Рассказы

“Лошадиная

фамилия”.

“Смерть

чиновника”.

1

Комбинированный урок

А.П.Чехов – автор юмористических рассказов. «Лошадиная фамилия»

Знать: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приемы изображения комического; композиционные особенности рассказа.

Уметь: характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов; характеризовать композицию.

Пересказ текста, чтение по ролям

 

Читать, пересказывать

 

41

(32)

 

Родная природа в стихотворениях

русских поэтов

XlX в.

1

Комбинированный урок

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»;

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Знать: поэтов XIX–ХХ веков: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.

Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

Выразительное чтение

 

Стих. Наизусть по выбору учащихся

 

Из русской литературы XX века (19 ч)

                 

42

(1)

 

А. П. Платонов.

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный

цветок».

1

Урок изучения нового материала

А. П. Платонов

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок».

Знать: сведения из биографии писателя; образную систему рассказа; авторское отношение к изображаемому.

Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, анализировать

   

Читать, пересказывать

 

43

(2)

 

ВН.ЧТ.

А. С. Грин

Краткий рассказ о писателе.

1

Урок изучения нового материала

А. С. Грин

Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса.

Знать: содержание повести; авторская позиция в произведении.

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести; владеть различными видами пересказа. Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; сопоставлять эпизоды произведения, сравнивать героев

Тест

     

44 (3)

 

М.М.Пришвин.

Рассказ о писателе. «Кладовая солнца».

1

Урок изучения нового материала

М. М. Пришвин

Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши.

Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль».

Уметь: давать характеристику героям

Пересказ текста

Символическое содержание пейзажных образов

Дочитать сказку-быль

 

45 (4)

 

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина

«Кладовая солнца».

1

Комбинированный урок

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Знать: особенности композиции; символическое содержание пейзажных образов; основная мысль произведения; философский смысл названия.

Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному; характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении

Тест

Пейзаж

   

46 (5)

 

РР Подготовка к

сочинению «Человек и природа в

сказке-были

М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

Урок развития речи

Сочинение

"Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Особенности композиции и смысл названия сказки – были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Развитие речи и навыков работы над сочинением. Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке – были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”».

Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом.

Сочинение

 

Написать сочинение

 

47 (6)

 

РР Произведения

о Великой

Отечественной

войне.

1

Урок развития речи

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые»

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Знать: факты биографии Симонова, Самойлова; лирические произведения о ВОВ.

Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произве-дений

Выразительное чтение

 

Стих. наизусть по выбору учащихся

 

48 (7)

 

Вн.чт.

А.А. Лиханов

«Последние холода».

1

Комбинированный урок

Дети и Великая Отечественная война.

Познакомить учащихся с творческой биографией А.А. Лиханова. Дети и Великая Отечественная война.

Знать сюжет и содержание рассказа.

Уметь выразительно читать рассказ, пересказывать.

   

Читать, пересказывать

 

49 (8)

 

В. П. Астафьев.

Рассказ о писателе. «Конь с розовой

гривой».

1

Комбинированный урок

В. П. Астафьев

Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра; понятия «сюжет», «конфликт».

Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов; характеризовать сюжетную линию произведения

Кроссворд

Речевая характеристика героя

Стр. 84-105, читать

 

50 (9)

 

Самобытность

героев рассказа «Конь с

розовой гривой». Нравственные

проблемы рассказа.

1

Комбинированный урок

Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Знать: понятие «художественной детали»; пейзаж и его роль в произведении; речевая характеристика героя.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Пересказ рассказа

 

Пересказывать

 

51 (10)

 

В. Г. Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки

французского».

1

Комбинированный урок

В. Г. Распутин.

Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Знать: факты биографии писателя; отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции (посвящение, предисловие) и их назначение; приемы характеристики героя.

Уметь: характеризовать героя; составлять устный портрет литературного героя; приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов

 

Рассказ, сюжет, герой-повествователь

Стр. 110-131, читать

 

52 (11)

 

Нравственные

проблемы рассказа В.Г.Распутина

«Уроки

французского».

1

Обобщение и систематизация изученного

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Знать: смысл названия рассказа; понятия «рассказ», «сюжет», «герой», «повествователь».

Уметь: составлять устный портрет литературного героя; проводить сопоставительный анализ образов; характеризовать внутренние качества человека

Проверочная работа

 

Дочитать, знать образ главного героя

 

4 четверть

 

53 (12)

 

РР Подготовка к

домашнему

сочинению

«Что мне нравится в главном герое

рассказа «Уроки французского».

1

Урок развития речи

Подготовка к сочинению.

Развитие речи и навыков работы над сочинением. Сочинение по повести В.Г. Распутина «Уроки французского»: «Что мне нравится в главном герое рассказа “Уроки французского”».

Уметь отбирать материал из текста для работы над темой, давать сопоставительную характеристику героев. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом.

Сочинение

 

Написать сочинение

 

54 (13)

 

Н.М. Рубцов

«Звезда полей»,

«Листья осенние», «В горнице».

1

Урок изучения нового материала

Н. М. Рубцов

Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта; понятие «ассоциация»; поэтический мир поэта.

Уметь: «видеть» роль художественной детали в тексте произведения

Наизусть стих

 

Наизусть стих.

 

55 (14)

 

Фазиль Искандер

«Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Урок изучения нового материала

Фазиль Искандер

Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Знать: факты биографии писателя; содержание рас-сказа; роль юмора в повествовании.

Уметь: характеризовать художественные особенности рассказа; постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Рисунок

 

Пересказывать

 

56 (15)

 

А.А. Блок

«Летний вечер»,

«О, как безумно за окном…».

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с творческой биографией А.А. Блока. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» - поэтизация родной природы. Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта; темы лирики; понятие «аллитерация»; цветопись и звукопись поэзии;

Уметь: выразительно читать стихотворный текст; находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения; выразительно читать стихотворение наизусть, находить изобразительно – выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка

Цветопись и звукопись поэзии

Наизусть стих.

 

57 (16)

 

С.А. Есенин

«Мелколесье. Степь и дали…»,

«Пороша».

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с творческой биографией С.А. Есенина. Стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша» - поэтическое изображение родной природы, Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Знать: сведения о жизни и творчестве; темы лирики; понятие «аллитерация»; цветопись и звукопись поэзии; песни на стихи Есенина; средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст; находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения; выразительно читать стихотворение наизусть, находить изобразительно – выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка

Цветопись и звукопись поэзии

Наизусть стих.

 

58 (17)

 

А.А. Ахматова

«Перед весной

бывают дни

такие…».

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с творческой биографией А.А. Ахматовой. Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине. Связь ритмики и мелодии стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Знать: сведения о жизни и творчестве; темы лирики; средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения.

Уметь выразительно читать стихотворение наизусть, находить изобразительно – выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка

 

Наизусть стих.

 

59 (18)

 

В.М. Шукшин.

«Срезал».

«Критики».

1

Урок изучения нового материала

Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Знать: особенности творчества Шукшина.

Уметь: читать и анализировать прочитанное произведение.

Анализ текста

Ирония

Читать, пересказывать

 

60

(19)

 

ВН. ЧТ.

Из литературы

народов России.

1

Комбинированный урок

Из литературы народов России.

Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Знать: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Уметь: читать и анализировать прочитанное произведение.

   

Выразительно читать

 

Из зарубежной литературы (7 ч)

                 

61 (1)

 

Мифы народов мира.

Мифы Древней Греции.

1

Урок изучения нового материала

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид

Знать: понятие мифа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов; значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки.

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; анализировать и делать собственные выводы.

Пересказ мифа, иллюстрация к нему

Миф

Пересказ мифа, иллюстрация к нему

 

62 (2)

 

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

Комбинированный урок

Геродот. «Легенда об Арионе».

Знать: понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе»; отличительные особенности легенды.

Уметь: владеть навыками пересказа.

   

Пересказ мифа

 

63 (3)

 

Фридрих Шиллер

Баллада «Перчатка».

1

Урок изучения нового материала

Фридрих Шиллер

Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Знать: биографические сведения о Шиллере; содержание баллады; жанр баллады.

Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов.

Наизусть балладу

Баллада

Выразительно читать

 

64 (4)

 

Проспер Мериме

Новелла «Маттео Фальконе».

1

Урок изучения нового материала

Проспер Мериме

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла»; содержание произведения.

Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рассказ».

Проверочная работа

Новелла

Пересказывать

 

65-66 (5-6)

 

Марк Твен

«Приключения

Гекльберри Финна».

2

Урок изучения нового материала

Марк Твен

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Знать: жизненный и творческий путь Твена; содержание произведения;

средства создания комического; юмор в произведении.

Уметь: составлять словесный портрет героев (устное рисование); оценивать и анализировать поступки героев.

Пересказ текста

 

Дочитать, образ главного героя

 

67 (7)

 

Антуан де Сент-Экзюпери

Рассказ о писателе.

«Маленький принц»

1

Урок изучения нового материала

Антуан де Сент-Экзюпери

Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Знать: жанр «притча».

Уметь: давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа

 

Притча

Дочитать

 

68

 

Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Задания для летнего чтения.

1

Повторительно- обобщающий урок

Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Задания для летнего чтения.

Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы

6 класса; историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения; определять роды и жанры произведений; характеризовать художественные особенности, поэтику литературного произведения; проводить сравнительный анализ образов.

       

69-70

 

Резервные уроки

2

             


Раздел V. Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)

Обрядовый фольклор (1ч)

Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки (2 ч)

Малые жанры устно­го народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет» (1 ч)

«Сказание о белгородском киселе» (1 ч)

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев (1 ч)

Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.

Теория литературы: Мораль в басне, аллегория, иносказание.

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (32 ч)

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник» вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествова­ния: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (4 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев (2 ч)

Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч)

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)

Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков (4 ч)

(Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (3 ч)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»;

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;

А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19)

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин (3 ч)

Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне (5 ч)

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые» (1 ч)

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов (1 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер (1 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века (1 ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;

А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Писатели улыбаются (1 ч)

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики».Особенности шукшинских героев-чудиков, правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России (1 ч)

Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч)

Мифы народов мира (1 ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгея», «Яблоки Гесперид

Геродот. «Легенда об Арионе» (1 ч)

Теория литературы: Миф. Отличие мифа от сказки.

Фридрих Шиллер (1 ч)

Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме (1 ч)

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен (2 ч)

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

Подведение итогов (1 ч).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

 

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2002.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Егорова Н. В., Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2011.

Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 кл.: Методическое пособие к учебни­ку-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экза­мен», 2010.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2009.

Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

 

Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под. ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

3. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…:Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2011.

4. Полухина В.П.и др. Литература: 6 кл.: Метод. советы/Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011.

5. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

6. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

 

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор'

http://www.gramota.ru/- Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Комментарии
Комментариев пока нет.