Рабочая программа внеаудиторного занятия «Мой родной край» (2–4 класс)
Рабочая программа внеаудиторного занятия «Мой родной край»
Составила: учитель начальных классов
Кампеева Сардана Семёновна
Пояснительная записка
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно строить работу с учащимися.
Формируя коллективистские качества, нравственность, ответственность детей по отношению к окружающему миру, учитель начальных классов вырабатывает и их взгляды на развитие родного края в XXI веке; примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины. При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний учащихся о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания исторических событий Родины.
В настоящее время всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Данная программа «Мой родной край» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников рассчитана на 3 года. Занятие проводится 1 раз в неделю, в год - 34 часа.
Формы работы:
▪ беседы
▪ экскурсии
▪ встречи
▪ «круглые столы»
▪ классные часы
▪ музейные уроки
▪ викторины
▪ конкурсы
▪ праздники
▪ игры
▪ поручения
Методы работы:
- Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор, дискуссия;
- Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
- Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной культурой, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей.
Цели и задачи программы
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории родного края, страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, о своём родном крае, о месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре нашего народа.
4. Воспитание гражданского самосознания, интеллектуальной и нравственной культуры, чувства гордости за свою страну.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее родного края.
6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.
Участники программы
Обучающиеся (2-4 классы).
Музей ОУ.
Библиотека ОУ.
Классный руководитель и родители.
Требования к результатам освоения
Предметные:
знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции населения России;
осознание основных нравственных, эстетических трудовых ценностей, характерных для культуры народов России;
знание произведений якутских промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека и мир культуры в их единстве;
знание традиций бережного отношения, сохранения природы родного края у народов России.
Метапредметные:
освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;
использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;
освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, тройках, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;
освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;
проявление умений организовать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников;
освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
Личностные:
-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;
развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;
осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренение семьи на родной земле;
развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителем, родителями для достижения результатов;
проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию.
Календарно-тематическое планирование 1 класса
№ | Тема занятия | Содержание | Форма | Количество часов | Дата по плану | Дата фактичес. |
1 | Төрөөбүт дойдум | Төрөөбүт дойду хантан саҕаланар! | Бэсиэдэ, экскурсия | 1 | 17.09 | |
2 | Мин дьиэ кэргэним | Мин ийэм | Фотоколлаж | 1 | 24.09 | |
3 | Мин дьиэ кэргэним | Мин аҕам | Фотоколлаж | 1 | 1.10 | |
4 | Мин дьиэ кэргэним | Мин эбэм | Фотоколлаж | 1 | 8.10 | |
5 | Мин дьиэ кэргэним | Мин эһээм | Фотоколлаж | 1 | 15.10 | |
6 | Төрүччү. Аал Луук Мас | Төрүччү диэн тугуй? | Чинчийэр үлэ | 1 | 22.10 | |
7 | Мин төрүччүм | Бэйэ төрүччүтүн оҥоруу | Чинчийэр үлэ | 1 | 29.10 | |
8 | Идэлэр | Ханнык идэлэр баалларый? | Бэсиэдэ | 1 | 12.11 | |
9 | Төрөппүттэрим, аймахтарым идэлэрэ | Ийэм, аҕам, аймахтарым идэлэрэ | Бэсиэдэ | 1 | 19.11 | |
10- 11 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Төрөөбүт нэһилиэгим историята | Музейга экскурсия | 2 | 26.11 3.12 | |
12 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Нэһилиэк топонимиката | Чинчийэр үлэ | 1 | 10.12 | |
13 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Нэһилиэгим кэрэ сирдэрэ | Бэсиэдэ Презентация | 1 | 17.12 | |
14-15 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. Олохтоох дьаһалта. Оскуола. Детсад | Бэсиэдэ, Экскурсия | 2 | 24.12 14.01 | |
16-17 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. Библиотека, сынньалаҥ киинэ, почта. | Бэсиэдэ Экскурсия | 2 | 21.01 28.01 | |
18 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. Балыыһа, ветучасток | Бэсиэдэ Экскурсия | 1 | 4.02 | |
19 | Төрөөбүт нэһилиэгим | Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. | Бэсиэдэ Экскурсия | 1 | 11.02 | |
20 | Норуот уус-уран оҥоһуктара | Норуот уус-уран оҥоһуктарын кытта билсиһии | Музейга сылдьыы | 1 | 18.02 | |
21 | Норуот маастардара | Норуот маастара – Игнатьев В. В. | Көрсүһүү | 1 | 4.03 | |
22 | Норуот маастардара | Норуот маастара – Егоров Г. В. | Көрсүһүү | 1 | 11.03 | |
23 | Норуот маастардара | Норуот маастара – Логинова Н. А. | Көрсүһүү | 1 | 18.03 | |
24 | Нэһилиэкпит бүгүҥҥүтэ | Болтоҥо нэһилиэгин үлэтэ-хамнаһа | Презентация | | 8.04 | |
25 | Биһиги улууспут - Чурапчы | Чурапчым ытык сирдэрэ | Презентация | | 15.04 | |
26 | Улууспут историята | Улууспут уруккута уонна билиҥҥитэ | Музейга сылдьыы | | 22.04 | |
27 | Улууспут кэрэ-бэлиэ сирдэрэ | Улууспут кэрэ-бэлиэ сирдэрин кытта билсиһии | Экскурсия | | 29.04 | |
28 | Тыыл уонна үлэ ветераннара | Сэрии кэмигэр үлэлээбит ветераннар ахтыылара | Көрсүһүү | | 6.05 | |
29 | Улууһум тэрилтэлэрэ | Улууһум тэрилтэлэрэ. “Чурапчы” ТХПК, араас тэрилтэлэр | Экскурсия | | 13.05 | |
30 | Итоговое занятие | Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. | Дискуссия | | 20.05 | |
Календарно-тематическое планирование 2 класса
№ | Тема | Содержание | Форма | Количество часов | Дата по плану | Дата фактичес. |
1 | Хатылааһын. Мин дойдум –Саха сирэ. | | Бэсиэдэ | 1 | 2.09 | |
2 | Мин нэһилиэгим | Нэһилиэгим историята | Экскурсия | 1 | 9.09 | |
3 | Мин улууһум | Улууһум историята | Музейный урок Экскурсия | 1 | 16.09 | |
4 | Мин республикам | | | 1 | 23.09 | |
5 | Сахабыт сиригэр олорор омуктар, кинилэр үлэлэрэ | Төрүт уонна атын омуктар дьарыктара, үлэлэрэ. | Бэсиэдэ | 1 | 30.09 | |
6 | Сахам сирэ элбэх омуктаах дойду | Саха сиригэр олорор омуктар | Бэсиэдэ | 1 | 7.10. | |
7 | Мин уруум-аймаҕым | Чугас аймахтарым | Кылаас чааһа | 1 | 14.10 | |
8 | Дьиэ кэргэним үтүө үгэстэрэ | У меня есть своя история. Понятие о родословной. | | 1 | 21.10 | |
9 | Дьиэ үлэтэ | Мин дьиэтээҕи эбээһинэстэрим | Исследователь-ская работа | 1 | 28.10 | |
10 | Дьиэ кэргэн сынньалаҥа, бырааһынньыга | Биһиги сынньалаҥмытын хайдах атаарабыт | Встреча Конкурс | 1 | 11.11 | |
11 | Мин дьиэм | Дьиэҕэ-уокка мин көмөм | Беседа Буклет | 1 | 18.11 | |
12 | Дьиэ кэргэн үгэс буолбут дьарыга. Дьиэ сүөһүтүн иитии. | Мин дьиэ кэргэммэр көмөм | Библиотека | 1 | 25.11 | |
13 | Дьиэ-кэргэним астыыр аһа-үөлэ | Мин аан маҥнай астаабыт аһым | Классный час | 1 | 2.12 | |
14 | Дьиэҕэ-уокка, төрүт дьарыкка сыһыаннаах сиэр-туом | Өбүгэ саҕаттан тутуһуллар сиэр-туом | Муз.урок Встреча | 1 | 9.12 | |
15 | Дьиэ кэргэним | Бырайыактыыр үлэ | Бырайыак | 1 | 16.12 | |
16 | Нэһилиэгим биллиилээх дьоно | Болтоҥоттон төрүттээх биллиилээх дьон | Бэсиэдэ, музейга экскурсия | 1 | 23.12 | |
17-18 | С. А. Новгородов – лингвист-учуонай | С. А. Новгородов – олоҕо, айар үлэтэ. | Бэсиэдэ Музейга экскурсия | 2 | 13.01 20.01 | |
19 | С. А. Попов – Сэмэн Тумат | С. А. Попов – Сэмэн Тумат олоҕо, айар үлэтэ | Бэсиэдэ Библиотекаҕаээкскурсия | 1 | 27.01 | |
20 | С. А. Саввин – Күн Дьирибинэ | С. А. Саввин – Күн Дьирибинэ олоҕо, айар үлэтэ | Бэсиэдэ Библиотекаҕаээкскурсия | 1 | 3.02 | |
21 | В. А. Саввин – Саха драматическай театрын артиһа | В. А. Саввин – олоҕо, айар үлэтэ | Бэсиэдэ Музейга экскурсия | 1 | 10.02 | |
22 | Н. Д. Кривошапкин – Уот Субуруускай | Н. Д. Кривошапкин - Уот Субуруускай – олоҕо, айар үлэтэ. | Бэсиэдэ Музейга экскурсия | 1 | 17.02 | |
23 | Г. И. Макаров – Дьуон Дьаҥылы | Г. И. Макаров – Дьуон Дьаҥылы – олоҕо, айар үлэтэ. | Бэсиэдэ Музейга экскурсия | 1 | 24.02 | |
24- 25 | Харыстанар сирдэр | Нэһилиэкпит харыстанар сирдэрэ | Чинчийэр үлэ | 2 | 3.03 10.03 | |
26 | Тыабыт мастара. Тиит, хатыҥ | Тиит, хъатыҥ туһалара. Тыаны харыстааһын | Чинчийэр үлэ | 1 | 17.03 | |
27- 28 | Тыа, алаас олохтоохторо | Тыаҕа, алааска үөскүүр кыыллар-көтөрдөр | Чинчийэр үлэ | 2 | 7.04 14.04 | |
29 | Болтоҥо күөллэрэ | Күөллэрбит туһалара | Чинчийэр үлэ | 1 | 21.04 | |
30- 31 | Эмтээх оттор | Биһиги дойдубутугар үүнэр эмтээх оттор. Эмтээх оту хомуйарга сүбэлэр. | Ефремова А. Н. көрсүһүү | 2 | 28.04 5.05 | |
32- 33 | Ыһыах – саха төрүт бырааһынньыга. Ыһыахтыыр сиргэ экскурсия. | Ыһыах сиэрэ-туома. | Бэсиэдэ, экскурсия | 2 | 12.05 19.05 | |
34 | Түмүктүүр дьарык | | | 1 | 26.05 | |
Календарно-тематическое планирование 3 класса
№ | Тема занятия | Содержание | Форма | Количество часов | Дата по плану | Дата фактичес. |
1 | Моя семья | | Сочинение | 1 | 8.09 | |
2 | У моих родителей золотые руки | Хобби моих родителей | Выставка поделок | 1 | 15.09 | |
3 | Моя родословная | У меня есть своя история. Понятие о родословной. | Исследователь-ская работа | 1 | 22.09 | |
4 | Герб моей семьи | Рисование герба семьи | Конкурс рисунков | 1 | 29.09 | |
5 | День пожилого человека | Уважение и помощь пожилым людям | Изготовление изделий | 1 | 6.10 | |
6 | Ветераны-педагоги нашего села | Педагогическая деятельность наших ветеранов | Встреча с ветеранами | 1 | 13.10 | |
7 | Сохраним историческую память о переселенцах | История переселения Чурапчинцев. | Встреча с Местниковым Н. Я. | 1 | 20.10 | |
8 | Памятники | Памятные места моего наслега | Презентация | 1 | 27.10 | |
9- 10 | Мои бабушка и дедушка. Мои прабабушка и прадедушка. | Связь поколений. Профессии моих предков. | Исследователь-ская работа | 2 | 10.11 17.11 | |
11- 12 | Что мы знаем о традициях. Семейные традиции. | Знакомство с понятием «традиции». Какие традиции в моей семье. | Беседа Буклет | 2 | 24.11 1.12 | |
13 | Моя Республика | Моя республика – Саха-Якутия. Символы республики Саха-Якутия. | Библиотека | 1 | 8.12 | |
14- 15 | Народы, живущие в нашей республике | Дружим с разными народами. Интернациональные семьи. | Классный час | 2 | 15.12 22.12 | |
16-17 | Традиция и культура якутского народа | Традиции, правила принятия гостя | Дискуссия Исследователь-ская работа | 2 | 12.01 19.01 | |
18- 19 | Культы якутского народа. | Культы якутского народа, связанные с обожествлением природы. Традиции охоты. | Дискуссия Исследователь-ская работа | 2 | 26.01 2.02 | |
20 | С. А. Новгородов – ученый-лингвист | Жизнь и творчество С. А. Новгородова | Экскурсия в музей | 1 | 9.02 | |
21- 22 | Защитники Отечества | Наши Защитники. Будущие защитники Родины. | Встреча Конкурс | 2 | 16.02 2.03 | |
23- 24 | Что такое “Красная книга”? | Редкие виды животных и растений Якутии. Животные, занесенные в Красную книгу. | Исследователь-ская работа | 2 | 16.03 6.04 | |
25- 26 | Охрана природы – обязанность каждого | Охрана и рациональное использование природных ресурсов. | Дискуссия Исследователь-ская работа | 2 | 13.04 20.04 | |
.27 | Суверенитет Республики | Моя Республика | Презентация | 1 | 27.04 | |
28- 29 | «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества | История ВОВ в жизни нашей семьи. Труженики тыла. | Муз.урок Встреча | 2 | 4.05 11.05 | |
30 | Подари тепло души своей | Весенняя неделя добра | Акция | 1 | 18.05 | |
31 | Итоговое занятие | Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.1 | Дискуссия | 1 | 25.05 | |
32 | Экологическая маршрутная экскурсия | | Экскурсия | 1 | 31.05 | |
Календарно-тематическое планирование 4 класса
I чиэппэр | ||||||
№ | Күнэ-дьыла | Уруок тиэмэтэ | Тиэмэ, кэпсэтии түгэннэрэ, үөрэнээччи үлэтин сүрүн көрүҥнэрэ | Чааһа | Бэлиэтээһиннэр | |
б/ч | ф\ч | |||||
1 | | | Cаха Республиката. Мин Сахам сирэ. Саха сирин былааҕа. | Саха сирин былааҕа тугу бэлиэтиирий? | 1 | |
2 | | | Сахам сирин Ил Дархана. | Саха сирин бастакы президенэ. Ил Дархан диэн кимий? | 1 | |
3 | | | Ийэ дойдубун туойабын. | Хартыынанан үлэ. Өрүстэр. | 1 | |
4 | | | Саха сиригэр туһалаах идэлэр. | Үүнэр көлүөнэ, кэнчээри ыччат диэн кимнээхтэрий? Төрөөбүт сирим кэлэр кэскилэ. | 1 | |
5-6 | | | Айылҕа – дойдубут баайа. Муударай үгэс. | Айылҕаҕа сылдьыы сиэрэ-туома. Үгэс. | 2 | |
7 | | | Саха сирин күндү түүлээҕэ. | Ойуурга баар кыыллар тустарынан сэһэргэһии. | 1 | |
8 | | | Ытык көтөрдөр, кыыллар. | Тыҥырахтаах көтөрдөр, кыыллар тустарынан сэһэргэһии. | 1 | |
9 | | | Балыктааһын. Балыктааһын сиэрэ-туома. Балыксыт туттар тэрилэ. | Балыктааһын туһунан кэпсэтиһии. Ким эһэтэ, аҕата , убайа ханнык күөлгэ балыктыылларын тула сэһэргэһии. | 1 | |
Барыта – 9 чаас | ||||||
II чиэппэр | ||||||
№ | Күнэ-дьыла | Уруок тиэмэтэ | Тиэмэ, кэпсэтии түгэннэрэ, үөрэнээччи үлэтин сүрүн көрүҥнэрэ | Чааһа | Бэлиэтээһиннэр | |
б/ч | ф/ч | |||||
1 | | | Биһиги удьуордарбыт. Биһиги аймах удьуора. | Дьиэ кэргэн. | 1 | |
2 | | | Мин дьиэ кэргэним. | Удьуору салҕааччы дьарык. | 1 | |
3 | | | Дьиэ кэргэн үтүө үгэстэрэ. | Дьиэ кэргэн үгэһэ, | 1 | |
4 | | | Ийэм, эбэм дьарыга. | Ийэ, эбээ сатабыла. | 1 | |
5 | | | Аҕам, эһэм дьарыга. | Аҕа, эһээ сатабыла. | 1 | |
6 | | | Мин аймахтарым. | Аймахтар тустарынан кэпсэтии. Төрүччэ аата-суола. | 1 | |
7 | | | Мин төрүччэм. | Төрүччэбин үөрэтии. | 1 | |
Барыта – 7 чаас | ||||||
III чиэппэр | ||||||
№ | Күнэ-дьыла | Уруок тиэмэтэ | Тиэмэ, кэпсэтии түгэннэрэ, үөрэнээччи үлэтин сүрүн көрүҥнэрэ | Чааһа | Бэлиэтээһиннэр | |
б/ч | ф/ч | |||||
1 | | | Саха сиригэр олорор омуктар үгэс буолбут дьарыктара. Таба иитиитэ. | Хотугу киһи уйгута таба иитиитэ. | 1 | |
2 | | | Сүөһү, сылгы иитиитэ. | Сүөһүлээх, сылгылаах ыаллары кэпсэтиһии. | 1 | |
3 | | | Сир баайын хостооһун. | Саха сиригэр баар сиртэн хостонор туһалаах баайдар. | 1 | |
4 | | | Норуот дьоҕура – инники сайдыыта. Үҥкүү. | «Мин үҥкүлүүрбүн сөбүлүүбүн» диэн темаҕа сэһэргэһии. | 1 | |
5 | | | Уус харахтаах, уран тарбахтаах. | Айылҕаттан айдарыллыбыт талааннар туһунан сэһэргэһии. | 1 | |
6 | | | Таҥас оһуордара. | Эн сахалыы таҥаскар ханнык оһуордар баалларый? | 1 | |
7 | | | Өбүгэбит оонньуулара уонна оонньуурдара. | Былыргы оҕо тугунан оонньуура буолуой? | 1 | |
8 | | | Норуот таптыыр оонньуулара. | Саха норуотун ханнык оонньууларын билэҕиний? | 1 | |
9 | | | Оонньуу туһунан айымньылар. | Сөбүлүүр оонньууруҥ туһунан кэпсээ | 1 | |
Барыта – 9 чаас | ||||||
IV чиэппэр | ||||||
№ | Күнэ-дьыла | Уруок тиэмэтэ | Тиэмэ, кэпсэтии түгэннэрэ, үөрэнээччи үлэтин сүрүн көрүҥнэрэ | Чааһа | Бэлиэтээһиннэр | |
б/ч | фч | |||||
1 | | | Национальнай инструмен. Хомус. | Хомус туһунан тугу билэҕиний? Кэпсээ. | 1 | |
2 | | | Ырыа-тойук култуурата. Биһиги ырыаларбыт. | Норуот ырыатын ыллаа. | 1 | |
3 | | | Норуотум биллиилээх ырыаһыттара. | Норуоттан тахсыбыт талааннар диэн кимнээҕи ааттыыбытый? | 1 | |
4 | | | Оҕо ырыата. | Киһи ырыаны ханнык түгэҥҥэ ыллыырый? Санаа атастаһыыта. | 1 | |
5 | | | Норуот тылынан уус-уран айымньыта. | Оһуокай этэ үөрэнии. | 1 | |
6 | | | Олоҥхо. | Олонхону хаһан эмэ истибитин дуо? | 1 | |
7 | | | Олоҥхо сирэ дойдута. | Хоһуйар, дьүһүйэр тыллары билиһиннэрии. | 1 | |
8 | | | Өс хоһооннор, бэргэн этиилэр. | Өс хоһооннору, бэргэн этиилэр суолталарын арыйыы. | 1 | |
9 | | | Таабырын таайсыы. | Таабырын айарга холонуу. | 1 | |
Барыта 9 чаас |